Инвестиционная политика и проблемы экономического роста

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 15:53, курсовая работа

Описание работы

Связь между инвестициями и экономическим ростом, показанная на примере мультипликатора инвестиций. Привлечение иностранных инвестиций в экономику республики и их освоение. Стимулирование привлечения прямых иностранных инвестиций и обновление местного государственного и частного сектора, в том числе через ПИИ. Основные рекомендации стратегического подхода по привлечению прямых иностранных инвестиций в конкретные сектора.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ 4
1.1. Понятие инвестиций и их сущность 4
1.2. Классификация инвестиций 9
1.3. Методы формирования инвестиционного климата 13
2. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 16
2.1. Тенденции и эффективность иностранных инвестиций 16
2.2. Основы для привлечения инвестиций 21
2.3. Роль прямых иностранных инвестиций в развитии средних и малых предприятий 26
3. РЕКОМЕНДАЦИИ О ВЫХОДЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ИЗ ИНВЕСТИЦИОННОГО КРИЗИСА 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

Работа содержит 1 файл

иНВЕСТИЦИИ.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

      Кодекс  также предусматривает поддержку  государством иностранных инвесторов. Она может принимать форму:

      a) гарантий Правительства Беларуси;

      b) доступа к централизованным инвестиционным  ресурсам

      c) индивидуальных инвестиционных  договоров с государством.

      Инвестиционный  кодекс также предусматривает специальную  государственную поддержку производства, основанного на новых и высоких технологиях. Вид, размер и сроки государственной поддержки, предусмотренной в данном случае, определяются для каждого конкретного случая решением Президента Беларуси. Поддержка может оказываться только тем организациям, которые включены в перечень производств и организаций, использующих новые и высокие технологии, утверждаемый Правительством.

      В соответствии с Кодексом, иностранные  инвесторы пользуются равными правами  со всеми инвесторами или хозяйствующими субъектами, вовлеченными в инвестиционную деятельность в течение срока их инвестиций, независимо от формы собственности.

      Белорусское законодательство предусматривает  ряд различных правовых форм, посредством  которых в стране может осуществляться деятельность:

  • Представительства
  • Юридические лица

      Требования  лицензирования стали в Беларуси символом чрезмерно бюрократического подхода к регулированию хозяйственной  деятельности.

      Белорусская налоговая система в течение  длительного времени считалась  довольно непривлекательной по причине числа налогов и процедур, необходимых для заполнения налоговых деклараций и уплаты налогов. Однако за последние годы были внесены некоторые улучшения.

      Режим прихода иностранных управленцев  и инвесторов является либеральным, но процедура найма иностранных работников является крайне обременительной, вовлекает излишнее число разрешающих органов, и выдача разрешений на работу не гарантируется даже после того, как инвесторы успешно пройдут этап лицензирования[8].

      Являясь страной, в наибольшей степени пострадавшей от радиоактивного загрязнения вследствие аварии на Чернобыльской атомной электростанции в 1986 году, Беларусь традиционно уделяет большое внимание защите окружающей среды.

      Простота  выполнения правительственных постановлений, проявление коррупции, эффективность и предсказуемость судебной власти, и возможность приведения в исполнение контрактов – все это оказывает влияние на уверенность инвесторов во вложении своего капитала и сил в какой-либо стране.

      Система охраны и управления интеллектуальной собственности (ИС) в Беларуси является относительно молодой. Однако за несколько лет, прошедших с момента ее создания, Беларусь стремилась к установлению правовых условий для эффективной защиты и коммерциализации интеллектуальной собственности.

      В соответствии с законодательством, запрещенная монополистическая деятельности включает в себя соглашения и действия компаний, затрудняющие конкуренцию, а также злоупотребление доминирующим положением. Первое, однако, не включает в себя вертикальных соглашений между компаниями.

      Важно, что соглашения, вовлекающие государство  или государственные субъекты хозяйствования, которые могут привести к ограничениям конкуренции, также запрещены. Предоставление освобождения от налогов и других привилегий определенным компаниям на дискриминационной основе возможно, но при условии одобрения со стороны антимонопольного органа.

2.3. Роль прямых иностранных инвестиций в развитии средних и малых предприятий

     Основной  целью белорусского правительства  является повышение  уровня жизни населения за счет эффективного развития и использования человеческого капитала, технологической модернизации, структурной перестройки и, в конечном счете, повышения конкурентоспособности.

     Несмотря  на то, что термин «среднее предприятие» часто используется в официальных документах, белорусское правительство, как и правительство Российской Федерации, не приняло официального законодательного или статистического определения «средних предприятий».

     В 2007 году общее число малых предприятий  в Беларуси выросло на 13580 единиц по сравнению с 2006 годом и достигло 51240 (рост составил 36%).

     Подавляющее большинство средних и малых  предприятий представляет собой  частные предприятия (94,1%), тогда  как только 2,6% находятся в собственности государства и 3,3% – в иностранной собственности74. Сектор характеризуется низкими уровнями развития средних предприятий, как считается, ориентированных на рост – так называемое «отсутствующее среднее». Малые предприятия и микропредприятия обычно осуществляют поставки на относительно малые местные рынки, адаптируют базовые и неформальные технологии и часто имеют низкие уровни совокупной производительности (ЮНКТАД, 2006b).

     В Беларуси имеется более 200000 индивидуальных предпринимателей. Большинство из них являются неформальными и работают как розничные и уличные торговцы. Среди основных видов их деятельности – торговля товарами через открытую границу с Россией. В конце 2006 года, Президент издал Указ № 760, предписывающий, чтобы большинство индивидуальных предпринимателей, имеющих собственное дело, зарегистрировали или перерегистрировали свой бизнес путем преобразования его в частные унитарные предприятия (микропредприятия или любые другие предусмотренные законодательством юридические лица).

     Цель  заключается в том, чтобы облегчить  преобразование индивидуальных предпринимателей в унитарные предприятия и  для закрепления формализации таких  видов деятельности.

     Несмотря  на то, что число средних и малых  предприятий быстро растет, их вклад в общее производство товаров и услуг в Беларуси все еще крайне мал, представляя только около 8,2% валового внутреннего продукта в 2007 году.

     По  данным Министерства статистики наиболее прибыльными видами деятельности для малых предприятий в Беларуси являются недвижимость, связь, а также материально-техническое снабжение и сбыт. Они показывают уровень прибыльности от 26 до 45%, но вносят малый вклад в общий объем производства и занятость. Среди видов деятельности, которые составляют большую часть общего объема производства, только торговля и общественное питание могут гордиться уровнями прибыльности, превышающими 20%.

     За  последние годы диалог между государством и частным сектором по вопросам, относящимся к развитию предпринимательства, стал более интенсивным, и органы власти реализуют изменения, которые часто относятся, прямо или косвенно, как минимум к некоторым из проблем, выраженных деловыми кругами.

     Начиная с середины 1990-х годов одно из основных направлений государственной  поддержки малого бизнеса в Беларуси – развитие общественной инфраструктуры поддержки МСП. Оно направлено наказание помощи МСП на всех фазах предпринимательской деятельности с основания до обретения финансовой независимости. В Беларуси множество государственных и негосударственных органов оказывают услуги разного рода в поддержку предпринимательской деятельности и средних и малых предприятий. Ниже приведен краткий обзор организаций и предоставленных услуг:

     В Беларуси множество государственных  и негосударственных органов  оказывают услуги разного рода в поддержку предпринимательской деятельности и средних и малых предприятий. Ниже приведен краткий обзор организаций и предоставленных услуг:

  • Бизнес-инкубаторы представляют собой специальные средства поддержки предпринимательства, предназначенные для создания благоприятных условий существования и развития МСП.
  • Белорусская торгово-промышленная палата (БелТПП) представляет собой  государственную и неправительственную организацию, которая нацелена на защиту интересов белорусских бизнесменов, а также иностранных бизнесменов, работающих в Беларуси.
  • Белорусский союз предпринимателей объединяет более 17000 членов, включая 800 активных членов из глав корпораций, индивидуальных предпринимателей, экономистов и журналистов, которые принимают активное участие в программах поддержки бизнеса в качестве экспертов.
  • Национальный совет белорусского профсоюза предпринимателей «садружнасць» («содружество») оказывает поддержку предпринимательской деятельности, включая устранение проблем, возникающих у средних и малых предприятий в их взаимодействии с государственной администрацией
  • Конфедерация промышленников и предпринимателей представляет собой некоммерческую зонтичную организацию для 11 союзов и ассоциаций бизнеса в Беларуси, представляющих более 5000 предприятий и организаций.
  • Минский столичный союз предпринимателей и работодателей (мссПиР) объединяет 580 членов, включая владельцев, директоров и ведущих специалистов акционерных обществ, частных, иностранных и совместных предприятий из Минска и Минской области.
  • Бизнес союз предпринимателей и работодателей имени проф. Кунявского (БсПР) представляет собой неправительственную некоммерческую организацию по координации предпринимательской деятельности и защите интересов ее членов
  • Республиканская конфедерация предпринимательства (РКП) является крупнейшей деловой ассоциации в Беларуси (МССПиР, БСПР, областные коммерческие ассоциации Бреста, Гродно, Могилева и Витебска, Совет белорусского профсоюза «Садружнасць», а также ряд других ассоциаций).
  • Бизнес-портал, основанный на web-сайте, bel.biz, был создан в 2005 году Международной финансовой корпорацией (МФК) с финансовой помощью Шведского агентства по сотрудничеству в области международного развития (SIDA) и в сотрудничестве со 100 партнерами, включая правительство, консультирующие компании, банки и коммерческие ассоциации.

3. РЕКОМЕНДАЦИИ О  ВЫХОДЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ИЗ ИНВЕСТИЦИОННОГО КРИЗИСА

     Беларусь  может предложить инвесторам многое – обширный местный рынок, привилегированное  географическое положение, развитую транспортную инфраструктуру, квалифицированную рабочую силу и искреннюю приверженность улучшению инвестиционного климата. Предприниматели – местные и иностранные – согласились, что правительственные реформы за последние два года явно снизили законодательное и административное бремя, возлагаемое на бизнес. Процессы упрощения регулирования бизнеса, отмена «правила золотой акции», упрощение налоговой системы для малых и средних предприятий, а также новые схемы поощрения для привлечения инвестиций в высокотехнологичные секторы и наименее развитые области страны иллюстрируют размах реформ.

     Тем не менее, частные инвестиции – как  местные, так и иностранные –  все еще малы по сравнению с  большинством других стран СНГ.

     Стимулирование  привлечения прямых иностранных инвестиций и обновление местного государственного и частного сектора, в том числе через ПИИ, требует устранения остающихся замедляющих факторов, таких как чрезмерное регулирование деловой активности, неадекватность режима конкуренции и присутствие довлеющего контроля заработной платы и цен. Оно требует также эффективных и целенаправленных консультаций, координации и реализации таким образом, чтобы недавние и будущие реформы могли достичь среднего уровня управления для снижения уровней бюрократии, а также в региональную и местную администрацию, где все еще существуют узкие места и преобладающее предпочтение плановой экономики.

     Стратегия может быть разделена на четыре комплекса мер, направленных на усовершенствование нормативных актов, конкретно относящихся к прямым иностранным инвестициям; улучшение общего инвестиционного климата; устранение препятствий для развития малых и средних предприятий; утверждение целенаправленной политики для стимулирования развивающей роли прямых иностранных инвестиций для сектора средних и малых предприятий.

     Основные  рекомендации стратегического подхода могут быть обобщены следующим образом:

  1. Усовершенствование нормативных актов, конкретно относящихся к прямым иностранным инвестициям потребует:
    • Приведение отношения к инвесторам и их защиты в соответствие с международными стандартами.
    • Согласование регионального и национального инвестиционного законодательства.
    • Укрепление инфраструктуры для содействия инвестициям.
  2. Улучшение инвестиционного климата в таких областях, как:

Информация о работе Инвестиционная политика и проблемы экономического роста