Инвестиционная политика и проблемы экономического роста

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 15:53, курсовая работа

Описание работы

Связь между инвестициями и экономическим ростом, показанная на примере мультипликатора инвестиций. Привлечение иностранных инвестиций в экономику республики и их освоение. Стимулирование привлечения прямых иностранных инвестиций и обновление местного государственного и частного сектора, в том числе через ПИИ. Основные рекомендации стратегического подхода по привлечению прямых иностранных инвестиций в конкретные сектора.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ 4
1.1. Понятие инвестиций и их сущность 4
1.2. Классификация инвестиций 9
1.3. Методы формирования инвестиционного климата 13
2. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 16
2.1. Тенденции и эффективность иностранных инвестиций 16
2.2. Основы для привлечения инвестиций 21
2.3. Роль прямых иностранных инвестиций в развитии средних и малых предприятий 26
3. РЕКОМЕНДАЦИИ О ВЫХОДЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ИЗ ИНВЕСТИЦИОННОГО КРИЗИСА 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

Работа содержит 1 файл

иНВЕСТИЦИИ.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

      Среди реформ, введенных с начала 2008 года: упрощение процесса регистрации ; упразднение  сомнительного «правила золотой  акции» и принятие более 60 декретов и указов, оказывающих влияние на различные аспекты ведения бизнеса. Большинство реформ явились непосредственно результатом законодательной деятельности Президента[6].

      В промышленности приблизительно две  трети предприятий находятся  в частных руках, включая 2,5% иностранных  компаний. Однако, по показателям выпуска продукции и занятости фирмы, находящиеся полностью в частной собственности, представляют только около 13% и 22% от общих показателей соответственно. Совместные предприятия среди государственных предприятий и местных частных предприятий составляют максимальную долю общего выпуска продукции в промышленности, однако крупнейшими нанимателями остаются государственные предприятия, которые составляют 40%  общей занятости в промышленности.

      Сельское  хозяйство является сектором, который в настоящее время сужается и составляет около 8% валового внутреннего продукта. Исторически данный сектор управлялся через систему колхозов и жесткую политику аренды. Со смягчением политики в области аренды земли и собственности на землю в начале 2000-х годов подсобные хозяйства и мелкие частные фермы стали играть важную роль. Эти хозяйства и частные фермы в настоящее время производят почти половину от всей сельскохозяйственной продукции, занимая при этом всего лишь 20% площади земли. Несмотря на рост частного фермерства, сельскохозяйственный сектор прочно удерживается в руках государства, так как три четверти всей сельскохозяйственной деятельности осуществляется контролируемыми государством предприятиями, включая факторы производства и сельскохозяйственные услуги.

      К сожалению, рентабельность кооперативов и агропромышленных предприятий  – не на должном уровне, что требует  субсидий со стороны правительства  для поддержания системы. Иностранные  инвестиции в данный сектор также  весьма ограничены и составляют всего лишь один процент от общего притока ПИИ в период 2002-2007 гг.

      Сектор  услуг составил 43% от ВВП в 2006 году – показатель, не претерпевавший больших  изменений с 1995 года. Услуги, торговля и общественное питание (10,3%), а также  транспорт (6,7%) составили самую большую  долю в ВВП в 2006 году, что закономерно  с 1995 года. Строительные услуги становятся все более и более важными. В 2006 году они составили 7,9% валового внутреннего продукта – отражение строительного бума, который имеет место в настоящее время.

      Сектор  услуг является сектором, в котором  ПИИ являются наиболее заметными, в частности, в банковском деле и сфере связи. В конце 2006 года в Беларуси было 30 банков, большая часть которых представляли собой акционерные общества либо общества с ограниченной ответственностью; 26 банков имели иностранный капитал, включая 10 банков со 100% иностранным участием. Иностранная доля в активах банковского сектора оставалась на уровне 14,7%, и общий совокупный иностранный капитал (прямые и портфельные иностранные инвестиции) в данном секторе составил 7,8% в 2006 году (Центральный банк, 2006). Среди иностранных банков, за исключением «Raiffeisen» (Австрия), главным образом, на белорусский рынок привлекались мелкие банки из ряда стран, включая Польшу («Alpha Bank»), Швейцарию («BelSwissBank») и Литву («Технобанк»).

      Розничная торговля и строительство представляют собой две другие отрасли сферы услуг, которые получают иностранные инвестиции, хотя и в меньшей степени. ПИИ в сектор розничной торговли Беларуси пришли в форме гипермаркетов, таких как российская компания «Вестер» и FINOX – белорусско-американское совместное предприятие. Недавний подъем в строительстве также привлек иностранные инвестиции. В 2006 году российская фирма «Московская инвестиционная строительная компания» начала реализацию проекта по строительству жилых домов в Минске стоимостью в 161 миллион долларов США. Два других крупных проекта реализуются в настоящее время иранской фирмой «Keyson Prilesie».

      Несмотря на то, что занятость, обеспечиваемая транснациональными корпорациями и совместными предприятиями с иностранным участием, составляет лишь малый процент от общей занятости, этот показатель устойчиво рос с начала 1990-х годов. В 2006 году занятость, обеспечиваемая иностранными инвесторами и совместными предприятиями среди государственных и иностранных компаний, достигла общей величины в 180000 работников, или 4,1% от общей занятости. Сравнение с вкладом транснациональных корпораций и совместных предприятий с иностранным участием в общий объем производства товаров и услуг, который находится на уровне 17% (Министерство статистики и анализа, 2007), предполагает более высокие уровни производительности в предприятиях с иностранными инвестициями.

      Малые и средние предприятия играют ограниченную роль в экономике и  сконцентрированы в секторе розничной  торговли. Они особенно подвержены воздействию тяжелого бремени регулирующего законодательства и контроля цен. Они также сталкиваются с трудностями в том, чтобы стать поставщиками не только для крупных транснациональных корпораций, но также и для местной промышленности[6].

      Передача технологий включает в себя как физическую передачу машинного оборудования и технологии, так и неосязаемую передачу знаний и навыков. Оценка того, оказали ли ПИИ положительное воздействие в данной области, требует сравнительного анализа таких факторов, как внедрение новых процессов контроля качества, стратегии управления оборотным капиталом «точно-в-срок», уровень автоматизации производства и его высокотехнологичность.

      Крупнейшим  экспортером в Беларусь является Россия, которая остается единственным источником поставки нефти и природного газа, а также крупным экспортером сырья для производства, например, металла и химических продуктов. Однако в показателях экспорта главенствующее положение России снижается (с 51% общего объема экспорта в 2000 году до 37% в 2007 году) в пользу Европейского Союза, в частности, Нидерландов (страна назначения 18% объема экспорта в 2007 году) и Великобритании (6% объема экспорта в 2007 году). Структура белорусского экспорта, которая не претерпела существенных изменений с течением времени, представлена нефтью и нефтепродуктами (31% общего объема экспорта), машинами и оборудованием (20% общего объема экспорта) и удобрениями (6,3% общего объема экспорта).

      Вклад иностранных инвесторов в общую  торговлю в Беларуси становится все  более и более существенным, в особенности, в свете ограниченного объема ПИИ в экономике. В 2006 году компании с иностранным участием, включая компании, полностью находящиеся в иностранной собственности, составили 33% общего объема импорта (рост по сравнению с 8% в 2000 году) и 24% экспорта (рост по сравнению с 9% в 2000 году).

      Беларусь  сохраняет систему прямого государственного управления и функционирования экономики, целью которого является повышение  уровня жизни населения. В этой связи  до недавнего времени развитию частного сектора и прямым иностранным инвестициям не уделялось достаточного внимания на уровне правительства, и политика по их развитию была в течение длительного времени осторожной и часто непоследовательной.

      Поэтому нет ничего удивительного в том, что Беларусь привлекала малые объемы ПИИ по сравнению с большинством стран в регионе. В результате, воздействие ПИИ на общее экономическое развитие было ограничено, за исключением секторов, в которых иностранные инвестиции активно поощрялись, таких, как связь и банковское дело.

      С конца 2007 года правительство выступило  инициатором нового цикла реформ, направленных на поступательное повышение  вклада частного сектора в экономическое  развитие. Они включают в себя концентрацию усилий на улучшении делового климата и привлечении растущих объемов и диверсифицированных ПИИ – задачу, которая стала более трудной в результате глобального экономического кризиса. В данной связи, проблема для Беларуси состоит в том, чтобы вернуть доверие инвесторов за счет прозрачного и открытого представления своих целей и политики, как местным, так и иностранным инвесторам.

2.2. Основы для привлечения инвестиций

      Правительство Беларуси сделало привлечение ПИИ  ключевой целью своей политики. В  своем обращении к белорусскому народу и национальному собранию о состоянии дел в государстве 29 апреля 2008 года Президент поставил новую цель, заключающуюся в достижении Беларусью включения ее в список 30 стран с наилучшим бизнес-климатом. Именно в контексте данной амбициозной цели в настоящей главе рассматриваются основы политики Беларуси и рекомендуются улучшения инвестиционного климата.

      Первые  законы, касающиеся инвестиций, были приняты  в 1991 году. В то время иностранные  и внутренние инвестиции регулировались двумя отдельными законами. В 2001 году два закона были объединены в единый Инвестиционный кодекс. С тех пор правовые основы иностранных инвестиций претерпели изменения, вносимые почти каждый год.

      Инвестиционный  кодекс представляет собой всеобъемлющий  свод правил, которые применяются  к инвестиционной деятельности, и устанавливает условия, формы и гарантии, которые составляют часть режима ПИИ.

      В соответствии с положениями Инвестиционного  кодекса, все секторы национальной экономики открыты для ПИИ, за исключением немногочисленных отдельных  отраслей:

  • отрасли, связанные с обороной и безопасностью Республики Беларусь, при отсутствии специального разрешения, выданного Президентом Беларуси;
  • производство и распространение наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ, внесенных в перечень, утвержденный Министерством здравоохранения Беларуси.

      Кроме того, иностранные инвестиции в юридические  лица, занимающие монопольное положение  на белорусском рынке, допускаются  только с согласия Министерства экономики[8].

      Ограничения на поступление ПИИ также существуют в области страхования и перестрахования, а также в банковской и финансовой деятельности (см. далее в данном разделе). Инвестиционный кодекс устанавливает специальные условия для указанных видов деятельности, а также для государственной регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями, расположенных в свободных экономических зонах.

      Инвестиционный  кодекс устанавливает формы, которые  иностранные инвестиции могут принимать  в Беларуси, и регулирует все условия  их прихода и регистрации. Инвестиции в Беларуси могут осуществляться через иностранный филиал, находящийся в полной собственности, совместное предприятие или предоставление концессии. Другие формы инвестиций могут осуществляться с иным минимальным уставным капиталом и конкретными процедурами по их установлению, как это определено другими статьями законодательства.

      Создание  коммерческой организации с иностранными инвестициями может осуществляться либо через регистрацию в качестве юридического лица, либо через приобретение иностранным инвестором доли (акций) существующего юридического лица. Коммерческая организация имеет право владеть филиалами и ассоциированными компаниями, и учреждать филиалы и представительства в Беларуси, которые, однако, не будут иметь статуса юридического лица.

      Беларусь приняла политику децентрализованной регистрации, и государственная регистрация коммерческих организаций с иностранными инвестициями обычно осуществляется Минским городским исполнительным комитетом и шестью областными исполнительными комитетами (облисполком – один для каждой области Беларуси). В случае с банками и финансовыми учреждениями регистрация осуществляется Национальным банком; Министерство финансов отвечает за регистрацию страховых компаний, а Министерство юстиции – за Торгово-промышленные палаты. Наконец, администрация свободных экономических зон регистрирует иностранных инвесторов в указанных зонах (исключая банки и страховые компании).

      Права иностранных инвесторов на приобретение земли регулируются новым Земельным  кодексом и Указом Президента № 667 от 2007 года.

      Условия регистрации иностранных банков являются прозрачными и не оставляют  места для свободы действий. Они  объединяют набор объективных критериев, которые устанавливают перечень требуемых документов и квоту  участия иностранного капитала. Условием для регистрации является взаимность, позволяющая органам власти отказать в регистрации банка с иностранными инвестициями на том основании, что страна происхождения не допускает белорусские инвестиции в банки, расположенные на ее территории.

      Особый режим регистрации иностранных инвесторов в сфере страхования налагает дополнительные условия, которые  предусматриваются не единым правовым актом, но предписываются актами сегментного характера и назначения. Дисквалификация иностранных инвесторов в некоторых типах страховой деятельности в сочетании с квотой на участие в уставных фондах (30%) оказывает воздействие на сложность учреждения иностранных страховых компаний в Беларуси. Более того, данный сектор переживает в настоящее время процесс реформирования, который до своего завершения будет подвергать инвесторов рискам, связанным с предсказуемостью.

      Несмотря  на то, что новый Закон «О свободных экономических зонах» был принят недавно, режим вступления, регламентирующий учреждение инвесторов в свободных экономических зонах, является проблематичным. Закон предусматривает децентрализованную систему, благодаря которой каждая зона имеет свои собственные административные правила.

Информация о работе Инвестиционная политика и проблемы экономического роста