Инвестиционная политика и проблемы экономического роста

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 15:53, курсовая работа

Описание работы

Связь между инвестициями и экономическим ростом, показанная на примере мультипликатора инвестиций. Привлечение иностранных инвестиций в экономику республики и их освоение. Стимулирование привлечения прямых иностранных инвестиций и обновление местного государственного и частного сектора, в том числе через ПИИ. Основные рекомендации стратегического подхода по привлечению прямых иностранных инвестиций в конкретные сектора.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ 4
1.1. Понятие инвестиций и их сущность 4
1.2. Классификация инвестиций 9
1.3. Методы формирования инвестиционного климата 13
2. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 16
2.1. Тенденции и эффективность иностранных инвестиций 16
2.2. Основы для привлечения инвестиций 21
2.3. Роль прямых иностранных инвестиций в развитии средних и малых предприятий 26
3. РЕКОМЕНДАЦИИ О ВЫХОДЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ИЗ ИНВЕСТИЦИОННОГО КРИЗИСА 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

Работа содержит 1 файл

иНВЕСТИЦИИ.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

      Прямые  инвестиции делятся на две группы:

  • трансконтинентальные капитальные вложения, обусловленные возможными лучшими условиями рынка, то есть тогда, когда существует возможность поставлять товары с нового производственного комплекса непосредственно на рынок данной страны (континента). Издержки играют здесь небольшую роль, главное -нахождение на рынке. Разница в издержках производства по сравнению с материнской компанией является меньшим фактором влияния на размещение производства на данном континенте. Издержки производства являются решающими для определения страны данного континента, в которой необходимо создать новые производственные мощности;
  • транснациональные вложения – прямые вложения, часто в соседней стране. Цель – минимизация издержек по сравнению с материнской компанией.
 

      Черты, характерные для прямых инвестиций:

  • при прямых зарубежных инвестициях инвесторы, как правило, лишаются возможности быстрого ухода с рынка;
  • большая степень риска и большая сумма, чем при портфельных инвестициях;
  • более высокий срок капиталовложений, они более предпочтительны для стран-импортеров иностранного капитала.
 

      Прямые  зарубежные инвестиции направляются в  принимающие страны двумя путями:

  • организация новых предприятий;
  • скупка или поглощение уже существующих компаний. С точки зрения прямых затрат первый путь дешевле второго, однако по параметру "упущенная выгода" второй путь более предпочтителен.

      Прямые  инвестиции могут обеспечивать инвестирующим  корпорациям либо полное владение инвестируемой  компанией, либо позволяют устанавливать  над ней фактический контроль. Иногда для этого необходимо иметь не более 10% акционерного капитала.

      Ведущими  инвесторами являются развитые экономически страны, в первую очередь США, но за последние 20 лет их доля в общей  сумме зарубежных прямых инвестиций сократилась с 55% до 44%, доля же стран  Западной Европы и Японии возросли (соответственно с 37% до 44% и с 1% до 10%).

      Значительны также изменения и в направлениях прямых инвестиций: до второй мировой  войны основная часть капиталовложений приходилась на отсталые страны, тогда  как в последнее время вкладчиков притягивают страны с уже развитой экономической системой. Объясняется данное поведение сдвигами в отраслевой структуре инвестирования, которое теперь преимущественно сосредотачивается в обрабатывающей промышленности, а внутри нее – в наукоемких и высокотехнологичных отраслях. Импортером капитала становится и США, причем последние годы здесь приток прямых инвестиций даже превышает их отток.

      "Портфельные"  инвестиции – такие капитальные  вложения, доля участия которых  в капитале фирм ниже предела,  обозначенного для прямых инвестиций. Портфельные инвестиции не обеспечивают контроля за заграничными компаниями, ограничивая прерогативы инвестора получением доли прибыли (дивидендов).

      В ряде случаев международные корпорации реально контролируют иностранные  предприятия, обладая портфельными инвестициями, из-за двух причин:

  • из-за значительной распыленности акций среди инвесторов;
  • по причине наличия дополнительных договорных обязательств, ограничивающих оперативную самостоятельность иностранной фирмы. Имеются в виду лицензионные и франчайзинговые соглашения, контракты на маркетинговые услуги и техническое обслуживание.

      Повышение роли портфельных инвестиций в последнее  десятилетие связано с возможностью проведения спекулятивных операций, наращиванию масштабов которых  способствовал ряд факторов: интернационализация деятельности фондовых бирж, снятие ограничений на допуск иностранных компаний на многих крупнейших фондовых биржах, расширение международных операций банков с ценными бумагами пенсионных фондов и других сберегательных учреждений.

      Портфельные инвестиции – основной источник средств  для финансирования акций, выпускаемых  предприятиями, крупными корпорациями и частными банками. В послевоенный период объем таких инвестиций растет, что свидетельствует об увеличении количества частных инвесторов. Посредниками же при зарубежных портфельных инвестициях в основном выступают инвестиционные банки[9].

      На  движение данного вида инвестиций оказывает  влияние разница в норме процентных ставок, выплачиваемых по различным  ценным бумагам. Так, высокая норма процентных ставок в США привлекла множество иностранных инвесторов, особенно японских.

      В 70-80 гг. произошел взрыв роста  международных кредитов, что привело  к образованию мировой кредитно-финансовой сферы. Международный рынок ссудных  капиталов растет особенно высокими темпами: его валовой объем увеличился с 10 млрд. долларов в 1960 году до 2395 в конце 80 гг. Основная доля этих сумм приходится на межбанковские операции.

      В настоящее время международный  рынок ссудных капиталов разделяется  на денежный рынок и рынок собственно капиталов.

      В последние годы на международном  рынке используются нетрадиционные формы долгосрочного финансирования, например проектное финансирование, заключающееся в предоставлении крупных кредитов под конкретные промышленные проекты предприятий. Таким образом, указанная форма долгосрочного кредитования сближается с прямыми инвестициями.

1.3. Методы формирования инвестиционного климата

      Существует  несколько методик оценки инвестиционного  климата, которые используются инвесторами. В основе каждой из них лежит определённая система критериев, анализ каждого из которых и даёт представление об инвестиционной деятельности страны.

      Исследования  инвестиционного климата проводит ряд международных финансовых и  экономических организаций –  Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Организация экономического сотрудничества и развития, информационные корпорации, различные исследовательские институты.

      Инвестиционный  климат в Беларуси западными экспертами  оценивается невысоко. Так по данным лондонского финансового издания «Euromoney», на март 1994 года Беларусь по привлекательности инвестиционного климата занимала 145 место из 167 мест.

      Одним из основных критериев формирования благоприятного инвестиционного климата  является наличие полноценной кредитной системы, способствующей концентрации инвестиционных ресурсов и их эффективному распределению. В Республике Беларусь многоуровневая кредитная система только начинает формироваться и носит переходный характер. По сути, проблема состоит в завершении перехода от жёстко централизованной кредитной системы к рыночной модели организации кредитной системы. Но этот переход должен осуществляться в меру движения к рыночной организации всей  экономики  в целом.

      Важным  элементом командной экономики была подчиненность Центрального банка республики интересам бюджета и первоочередное кредитование его дефицита. Такая ситуация во многом сохраняется и сейчас.

      Всё ещё недостаточна роль банков в повышении  деловой активности хозяйствующих  субъектов. Сегодня белорусские банки сделали далеко не всё для снижения инфляции, развития экономики Беларуси.

      Низок удельный вес кредитных операций коммерческих банков.         Существуют негативные тенденции и  в развитии самих кредитных  операций: всё ещё большая часть кредитов идёт не в сферу производства, а на обслуживание торгово-посреднических операций: значительная часть кредитов носит краткосрочный характер, отсутствует надёжный механизм обеспеченности выдачи и возврата кредита, недостаточное развитие получило залоговое право, поручительства и гарантии, в целом система страхования.

      Немногочисленные  инвестиционные фонды, созданные на волне чековой приватизации, в  основном не действуют. Они либо обладают малой активностью в силу того, что чековая приватизация так и не получила серьёзного развития в Беларуси, либо вообще разорились или закрылись из-за своей неперспективности.

      Ряд инвестиционных фондов и финансовых  компаний строили свою деятельность не на коммерческой основе, а по принципу пирамиды, что вызвало волну их банкротства и серьёзные претензии со стороны хозяйствующих субъектов и населения[4].

      Другие  структурные элементы кредитной  системы, характерные для большинства  промышленно развитых стран, не получили развития в Беларуси. Это касается пенсионных фондов, благотворительных фондов, ссудо-сберегательных ассоциаций, кредитных союзов и т.д.

      Все это говорит о том, что многие стороны деятельности кредитно-финансовых учреждений и развитие кредитной  системы в целом в республике нуждается в дальнейшем совершенствовании.

      Большую роль в инвестиционной привлекательности  страны играет состояние законодательства, его соответствие международным  требованиям, стабильность, обязательность для всех. Когда отношения субъектов  и реформы закрепляются законом, появляется  большая вероятность их стабильности и долговечности, у инвесторов появляется уверенность в устойчивости происходящих процессов, и такая страна становится  более привлекательной для  капиталовложений. В странах, где преобразования проводятся  при помощи указов исполнительной власти, процессы носят менее предсказуемый характер.

      В настоящее время наше законодательство далеко несовершенно, в нем много  «белых пятен», связанных с вопросами  собственности и защиты прав собственника. Имеется ряд противоречий в законах о собственности, о предприятиях, между законодательством о приватизации и нормативными документами; не конкретизирована процедура и гарантии для инвесторов, арендующих  землю под инвестиционные проекты; многие процедуры в законодательстве неоправданно усложнены. Но всё это исправимо. Главное выполнять закон и цивилизованно его совершенствовать, ибо в противном случае мы непредсказуемы, а следовательно, нестабильны в глазах потенциальных партнеров.

2. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА  В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

2.1. Тенденции и эффективность иностранных инвестиций

      На  протяжении последнего десятилетия  Беларусь переживала беспрецедентный  период роста при сохранении экономической  модели, основанной на государственном  планировании и государственных  предприятиях. Нарастающим препятствием для устойчивости данного роста является глобальный финансовый и экономический кризис 2008-2009 года и относительный рост цен на энергоносители вследствие постепенного прекращения субсидирования и постепенного достижения ими уровня мировых рыночных цен. Притоки прямых иностранных инвестиций (ПИИ) были традиционно очень низкими, поскольку им не благоприятствовали частые изменения политики и неясная политика по отношению к развитию частного сектора.

      С конца 2007 года в попытке поддержания  высоких уровней экономического роста Беларусь начала реформы по развитию частного сектора, который в настоящее время составлял только около 25% ВВП. В данном контексте также поставлены амбициозные цели повысить приток ПИИ с 2,6% до 15-20% от общего объема инвестиций (Консультативный совет по иностранным инвестициям, 2008) и попасть в число 25 стран, возглавляющих список рейтинга Всемирного банка по ведению бизнеса «Doing business» к окончанию 2008 года.

      С момента провозглашения независимости  и до совсем недавнего времени политика, оказывающая воздействие на ПИИ, и, в общем, на развитие частного сектора в Беларуси, носила изменчивый характер.

      Неоднозначная позиция по отношению к развитию частного сектора и частые изменения  политики на противоположную также  выявили проблемы предсказуемости в инвестиционном климате Беларуси, которые оказывают критическое воздействие на частные инвестиции – как местные, так и иностранные.

      Всплеск в прямых иностранных инвестициях  в 2007 году может быть в значительной степени приписан разовым инвестициям, таким как первый платеж российского государственного предприятия «Газпром» в сумме 625 миллионов долларов США в счет приобретения 50-процентной доли в предприятии «Белтрансгаз» и приобретение предприятием «SB Telecom» за 500 миллионов долларов США принадле жащих государству акций компании мобильной связи МЦС (совместное предприятие, образованное в 1999 году между «SB Telecom», «Белтелеком» и ЗАО «Белтехэкспорт», Вставка I.4). Возможно также, что приток ПИИ был результатом позитивной реакции на начальные реформы, осуществляемые на протяжении последних двух лет. Это подтверждается восприятием заинтересованных в развитии частного сектора, включая иностранных инвесторов, которые сходятся во мнении, что политика последовательно двигалась в направлении снижения ограничений и административного давления на бизнес 

Информация о работе Инвестиционная политика и проблемы экономического роста