Инвестиционная политика и проблемы экономического роста

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 11:05, курсовая работа

Описание работы

Осуществляя сложный процесс рыночных преобразований, преодолевая кризисные явления, современная Беларусь вступила в фазу оживления экономики.
Начался прирост ВВП, в значительной мере остановлена инфляция, стабилизируется белорусский рубль, растут доходы населения, страна постепенно включается в международный интеграционный процесс
Важнейшими условиями экономического роста, обеспечения независимости и безопасности страны являются оптимизация накоплений и активное инвестирование. Между тем современная ситуация в инвестиционной сфере республики не соответствует указанным требованиям.
Для закрепления достигнутых положительных тенденций макроэкономической стабилизации и исправления допущенных ошибок требуются дальнейшее развитие начатых реформ, ускорение приватизации, активизация инновационной и инвестиционной деятельности всех участников инвестиционного процесса.
Поэтому современная инвестиционная политика государства предусматривает проведение комплексных мер по максимальной мобилизации национальных инвестиционных ресурсов, привлечению иностранного капитала в белорусскую экономику и повышению эффективности использования инвестиций.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
1. Макроэкономическая роль инвестиций и инвестиционная политика…...5
Сущность и роль инвестиций…………………………………….. 5
Объекты и формы инвестиционной деятельности……………….8
Инвестиционная политика, ее роль и сущность…………………10
2. Взаимосвязь инвестиций и экономического роста……………………….13
Факторы и проблемы темпов экономического роста…………...13
Взаимосвязь инвестиций и национального продукта…………...15
Влияние иностранных инвестиций на экономический рост……19
3. Инвестиционная политика и экономический рост в Республике Беларусь……………………………………………………………….22
Инвестиционный климат Республики Беларусь…………………22
Пути повышения эффективности инвестиционной деятельности в Республике Беларусь……………………………………………….25
Заключение…………………………………………………………………29
Список использованных источников……………………………………..31
Приложение………………………………………………………………...33

Работа содержит 1 файл

Инвистиционная политтика.doc

— 350.50 Кб (Скачать)

    На  сегодняшний день в стране работают инвестиции более чем 80 стран мира. Создана соответствующая договорно-правовая база: заключено 48 двусторонних международных  соглашений, договоров о содействии осуществлению и взаимной защите инвестиций, 5 многосторонних соглашений и конвенций. Практически все из них прошли внутригосударственную процедуру согласования и вступили в силу.[18]

        Но все приведенные выше данные свидетельствуют о том, что для экономики страны пока не удалось создать приемлемую инвестиционную модель развития.

    Формирование оптимальной и эффективной структуры источников финансирования инвестиций в Республике Беларусь зависит от инвестиционной активности всех субъектов инвестиционной деятельности и инвестиционного климата в стране в целом. Этими же факторами определяются стабилизация экономики и экономический рост.

    Оценка  современного состояния инвестиционной деятельности, цели  и задачи социально-экономического развития страны определяют основные задачи и направления инвестиционной политики Республики Беларусь на долгосрочный период:

    • повышение инвестиционного рейтинга Беларуси путем улучшения инвестиционного климата и снижения инвестиционных рисков;
    • выделение и концентрация инвестиционных ресурсов на реализацию приоритетных направлений структурной перестройки экономики;
    • разработка и внедрение эффективного механизма инвестирования в экономику страны посредством дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы и приведения ее в соответствие с международными стандартами;
    • усиление роли амортизационных отчислений в инвестиционном процессе;
    • расширение системы лизинговых операций, которые позволяют решать проблемы модернизации и технического перевооружения производства (особенно в сфере малого предпринимательства) без значительного стартового капитала;
    • стимулирование роста объемов прямых иностранных инвестиций и долгосрочных кредитов;
    • развитие инвестиционного сотрудничества со странами СНГ, в первую очередь с Россией, и другими зарубежными государствами.

    А для улучшения ситуации в инвестиционной сфере необходимо принятие кардинальных мер. 

3.2 Пути повышения эффективности инвестиционной деятельности в Республике Беларусь. 

     Основным  разработчиком и координатором  государственной инвестиционной политики, а также ответственным за ее реализацию является Департамент по делам инвестиций Министерства экономики Республики Беларусь. Инвестиционная политика строится на основании прогнозов социально-экономического развития страны на долгосрочную и среднесрочную перспективы, в частности, современная инвестиционная политики — на базе Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 г. и Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001—2005 гг.

     Главной целью инвестиционной политики на ближайшие годы является преодоление инвестиционного кризиса, стимулирование инвестиций в реальный сектор и активизация на этой основе инвестиционной деятельности как важнейшее условие достижения макроэкономической стабилизации и устойчивого экономического роста страны.

    Для решения этих задач требуется принятие ряда мер. Прежде всего следует обеспечить стабильность законодательной и нормативной базы а инвестиционной сфере, способствующей созданию условий для инвестиционных вложений в экономику страны. Росту объемов инвестиций будет способствовать меры, предусмотренные Программой совершенствования амортизационной политики. В первую очередь необходимо обеспечить сохранность и целевое использование амортизационных средств. Нужно создать гибкую многовариантную систему норм и методов начисления амортизации, представляющую предприятиям возможность самостоятельно, исходя из своего экономического положения и конъюнктуры рынка, определять параметры амортизационных отчислений на воспроизводство основных фондов, реально задействовать систему экономических стимулов их целевого использования.

    Следует принять активные шаги по привлечению  внешнего финансирования. Мировой опыт показывает, что практически все  страны, сумевшие достичь социального  и экономического прогресса в последнее десятилетие, в значительной мере использовали иностранный капитал. В этой связи необходимо улучшить инвестиционный климат в стране, снизить инвестиционные риски, активно работать с международными финансовыми организациями.

    Инвестиционные  ресурсы в первоочередном порядке  предполагается направлять на обеспечение  приоритетных направлений социально-экономического развития страны: модернизацию производства с высокими наукоемкими и ресурсосберегающими  технологиями экспортной и импортозамещающей направленности; повышение качества и конкурентоспособности продукции, увеличение производства и расширение ассортимента продуктов питания, разработку и внедрение современных технологий хранения, транспортировки, переработки и упаковки пищевой продукции; совершенствование технологий и создание новых производств по выпуску отечественных медпрепаратов; создание современных транспортных коммуникаций и сетей связи.

    Целесообразно активизировать работу коммерческих банков и небанковских финансовых учреждений (инвестиционных, пенсионных фондов, страховых и трастовых компаний) по привлечению сбережений населения на длительные сроки и направлению их на инвестиции.

    Серьезным источником финансирования инвестиционной деятельности должен стать банковский кредит. Его развитию в республике несомненно способствовало бы освобождение от обложения налогами всей прибыли, полученной коммерческими банками о кредитование инвестиционных проектов.

    Реализация  этих направлений осуществляется на основе инвестиционных проектов, представляющих собой комплекс мероприятий, включающих капитальное строительство, реконструкцию или модернизацию производства на основе приобретения современных технологий, нового оборудования, подготовку кадров, направленных на достижение целей инвестиционной политики.

    Также для успешной реализации государственной инвестиционной политики в Республике Беларусь приняты Инвестиционный кодекс, ряд декретов и указов Президента, постановлений правительства, рассчитанных на создание стабильных и привлекательных условий хозяйствования как для национальных, так и иностранных инвесторов.

    Инвестиционная  политика исходит из необходимости решения в ближайшей и отдаленной перспективе двух взаимосвязанных и взаимообеспечивающих задач: создание макроэкономических, нормативно-правовых, организационных и других условий для стимулирования субъектов хозяйствования всех форм собственности к постоянному накоплению и эффективному использованию основного капитала; вторая - максимальная мобилизация внутренних накоплений, вовлечение средств населения, привлечение иностранных инвестиций для решения задач реструктуризации экономики, научно-технического прогресса, ускоренного социально-экономического развития страны.

     Следует отметить, что  целью Национальной программы привлечения инвестиций на 2002 - 2010 гг. является обеспечение высоких и устойчивых темпов роста инвестиций, необходимых для рациональных преобразований в экономике и социальной сфере, повышения конкурентоспособности и экономической безопасности государства. [18]

        Необходимо добиться радикального  изменения инвестиционного режима, разработать соответствующую стратегию  и механизмы стимулирования и  привлечения капитальных вложений. Важнейшим приоритетом инвестиционной  политики должно стать восстановление  расширенного воспроизводства.

     Результативность  намеченных мер по оживлению инвестиционной деятельности, размеры бюджетных инвестиций и привлекаемых ресурсов частных отечественных и иностранных инвесторов будут зависеть от общеэкономического развития. Большое значение при этом имеет стабилизация производства и рост реальных доходов, что даст возможность обеспечить их устойчивое поступление в бюджет, формирование накоплений и трансформацию их в инвестиции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что инвестиционная политика, которая влияет на экономический рост, имеет огромное значение для экономики Республики Беларусь. Так как она представляет собой систему мер по реализации стратегии социально-экономического развития и определяет объем, структуру и направления использования инвестиций в экономике страны.

    В Беларуси создаются организационные  и правовые условия, нацеленные на более эффективное использование инвестиций, а так же проводятся мероприятия, способствующие повышению экономического роста, так как инвестиции - это основной побудитель и главный фактор экономического роста. Однако существующее несовершенство в проведении инвестиционной политики страны требует активного поиска подходов для решения текущих проблем. В связи с этим можно выделить несколько первоочередных направлений, которые могли бы содействовать улучшению  инвестиционного климата Беларуси:

    • Государство должно гарантировать минимум рисков для инвесторов посредством жесткого соблюдения соответствующих нормативных гарантий под получаемые инвестиции.
    • Правительство должно принимать действенные меры по обеспечению национальной безопасности с помощью регулирования направлений инвестирования, отдав при этом приоритет наукоемким технологиям и поддержке отечественных предприятий, обеспечивающих производство инвестиционной продукции и укрепляющих обороноспособность страны.
    • Распределение государственных инвестиций должно учитывать уровень экономического развития различных регионов, их значимость в повышении экономического и иного потенциалов страны.
    • Для широкомасштабного привлечения зарубежных и внутренних инвестиций необходимо усовершенствовать систему налогообложения, придав ей инвестиционную направленность на экономический рост промышленных предприятий.
    • Инвестиционный процесс должен иметь в виду перспективное развитие социальной сферы: здравоохранения, образования, жилья, культуры и др., а также развитие тех отраслей промышленности, которые ориентированы на удовлетворение потребностей населения и рост качества жизни человека.
    • Инвестиции, направляемые на возрождение сфер материального производства, должны находиться под постоянным контролем государства и властных региональных структур.
    • В процессах инвестирования отечественной экономики решающую роль должны играть внутренние источники.

         Но и эта программа требует значительной работы. Необходимы последовательные действия и значительный прогресс в решении вышеперечисленных проблем.

    В результате реального воплощения рассмотренных  возможностей, инвестиционная политика государства с уверенностью обретет устойчивый фундамент для возведения прочного здания эффективной и полнокровно развивающейся современной экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Грачев  Н.Н. Иностранные инвестиции в Республике Беларусь: государственная политика и правовой режим. Мн.: ООО «Мисана», 1999. 88с.
  2. Игонина Л.Л. Инвестиции: Учеб. пособие/ под ред. доктора экнон. наук, проф. В.А. Слепова. М.: Юристъ, 2002. 480с.
  3. Инвестиционная деятельность: Учеб. пособие/ Н.В. Киселева, Т.В. Боревикова, Г.В. Захарова; под ред. Г.П. Подшиваленко, Н.В. Киселевой. М.: Кнорус,2005. 422с.
  4. Инвестиционная политика Беларуси (анализ, проблемы, предложения)/ И.А. Михайлова-Станюта, В.Н. Комков, Л.М. Васючонок и др; Институт экономики АНБ; под ред. Г.М. Лыча. Мн.1996, 159с.
  5. Качуревский Е.П. Беларусь – 2000. Новая экономическая стратегия. Мн.:БГУ. 1999. 210с.
  6. Крутик А.Б., Никольская Е.Г. Инвестиции и экономический рост предпринимательства: Серия «Учебник для вузов. Специальная литература» Спб.: Издательство «Лань». 2000, 554с.
  7. Макроэкономика: Учеб. пособие/ Н.И. Базылев, Н.Н. Базылева, С.П. Гурко и др.; под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. Мн.: БГЭУ.1998, 216с.
  8. Национальная экономики Беларуси: потенциалы, хозяйственные комплексы, направления развития, механизмы управления: Учеб. пособие/ В.Н. Шимов, А.В. Богданович и др.; под общ. ред. В.Н. Шимова. Мн.: БГЭУ. 2005, 844с.
  9. Национальный реестр правовых актов республики Беларусь 2004, №126, 2/1062, 113с.
  10. Николаевский Е.В. Введение в инвестиции/ Науч. ред. П.Г. Никитенко; Институт экономики НАНБ. Мн.: Право и экономика. 2000, 17с.
  11. Организация и финансирование инвестиций: Учеб. пособие/ Т.К. Савчук, В.И. Шевчук, А.А. Бевзелюк и др.; Под ред. Т.К. Савчук. Мн.:БГЭУ. 2002, 196с.
  12. Проблемы инвестирования экономики: Сборник научных трудов. Мн.: НИЭИ Министерство экономики Республики Беларусь. 2002, 112с.
  13. Проблемы стабилизации и экономического роста в Республике Беларусь: Тез. докл. Междунар. науч.-практ. конф. Минск, 27 октября 1999, Мн.: БГЭУ. 1999, 96с.
  14. Прогнозирование и планирование экономики: Учеб. пособие/ В.И. Борисевич, Н.Н. Кандауров и др.; Под общ ред. В.И. Борисевича, Г.А. Кандауровой. Мн.: ИП «Экоперспектива». 2000, 432с.
  15. Семиренко Е.П. Организация и финансирование инвестиций: Крат. Курс лекций/ Е.П. Семиренко. Мн.: БГЭУ. 2004, 126с.
  16. Сенько А.Н., Крум Э.В. Приоритетные направления иностранного инвестирования в экономику Республики Беларусь. 2001. №4. 21с.
  17. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2005. Минстат Республики Беларусь, Мн. 2005, 609с.
  18. http://www.mfa.gov.by

Информация о работе Инвестиционная политика и проблемы экономического роста