Инвестиционная политика и проблемы экономического роста

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 11:05, курсовая работа

Описание работы

Осуществляя сложный процесс рыночных преобразований, преодолевая кризисные явления, современная Беларусь вступила в фазу оживления экономики.
Начался прирост ВВП, в значительной мере остановлена инфляция, стабилизируется белорусский рубль, растут доходы населения, страна постепенно включается в международный интеграционный процесс
Важнейшими условиями экономического роста, обеспечения независимости и безопасности страны являются оптимизация накоплений и активное инвестирование. Между тем современная ситуация в инвестиционной сфере республики не соответствует указанным требованиям.
Для закрепления достигнутых положительных тенденций макроэкономической стабилизации и исправления допущенных ошибок требуются дальнейшее развитие начатых реформ, ускорение приватизации, активизация инновационной и инвестиционной деятельности всех участников инвестиционного процесса.
Поэтому современная инвестиционная политика государства предусматривает проведение комплексных мер по максимальной мобилизации национальных инвестиционных ресурсов, привлечению иностранного капитала в белорусскую экономику и повышению эффективности использования инвестиций.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
1. Макроэкономическая роль инвестиций и инвестиционная политика…...5
Сущность и роль инвестиций…………………………………….. 5
Объекты и формы инвестиционной деятельности……………….8
Инвестиционная политика, ее роль и сущность…………………10
2. Взаимосвязь инвестиций и экономического роста……………………….13
Факторы и проблемы темпов экономического роста…………...13
Взаимосвязь инвестиций и национального продукта…………...15
Влияние иностранных инвестиций на экономический рост……19
3. Инвестиционная политика и экономический рост в Республике Беларусь……………………………………………………………….22
Инвестиционный климат Республики Беларусь…………………22
Пути повышения эффективности инвестиционной деятельности в Республике Беларусь……………………………………………….25
Заключение…………………………………………………………………29
Список использованных источников……………………………………..31
Приложение………………………………………………………………...33

Работа содержит 1 файл

Инвистиционная политтика.doc

— 350.50 Кб (Скачать)

    В краткосрочном периоде рост инвестиций означает увеличение спроса на инвестиционные товары и совокупного спроса. В долгосрочном периоде рост инвестиций способствует вводу в действие новых мощностей, увеличению потенциала производства и реального ВВП, т.е. росту совокупного предложения. Взаимосвязь    инвестиций    и    ВВП    была    замечена    и    объяснена Дж.М. Кейнсом, который вывел правило мультипликатора. Неокейнсианцы дополнили правило принципом акселератора.  Эффект мультипликатора связан с тем, что, во-первых, в экономике происходит постоянный кругооборот доходов и расходов. То, что расходуют одни экономические субъекты на приобретение оборудования, жилья, одежды, другие получают в качестве доходов. Во-вторых, изменение размеров дохода вызывает адекватное изменение потребления и сбережений. Так, первоначальные инвестиции в 10 млрд р. приведут к увеличению спроса на рабочую силу и кредитные ресурсы. Рост спроса обусловит рост доходов в виде заработной платы, процента и прибыли, увеличится потребление домохозяйств.  Увеличение доходов на  10 млрд р.  при предельной склонности к потреблению 3/4 даст прирост потребления в 7,5 млрд р., оставшиеся 2,5млрд р. будут сберегаться. Расходы на потребление в 7,5млрд р. будут означать рост доходов других домохозяйств и увеличение  их потребления и сбережений в соответствии с предельной склонностью к потреблению и предельной склонностью к сбережениям. Эту цепочку можно продолжать до тех пор, пока не иссякнет источник роста доходов. Таким образом, исходные изменения в инвестициях в 10 млрд р. приведут к многократному лавинообразному потоку расходов и доходов, росту производства и занятости в смежных отраслях производства, росту реального ВВП на величину большую, чем исходные инвестиции. Если его прирост составит 40 млрд р., то мультипликатор инвестиций будет равен: 

М = (Изменение  в реальном ВВП)/(Изменение  в инвестициях) =  40/10 = 4. 

Мультипликатор  инвестиций — это отношение изменения равновесного выпуска реального ВВП, вызванного изменением инвестиционных расходов, к величине изменения последних. В наших рассуждениях МРС = 3/4, MPS = 1 - МРС = 1 - 3/4 = 1 /4, а М = 4. Следовательно, можно заключить, что мультипликатор обратно пропорционален предельной склонности к сбережению:

M = 1 / MPS = 1 / (1 – MPC).

На рис.1 дается графическая интерпретация  автономных расходов на равновесный  уровень дохода. [7, с.66]

  

                    

Доход, объем выпуска                                                                                                   Рис.1 Мультипликатор инвестиций 

     Первоначально равновесие достигалось в точке  Е при уровне дохода Q. Допустим инвестиции возросли на  I и кривая совокупного спроса переместилась из положения AD в положение AD1. Макроэкономическое равновесие теперь достигается в точке E1, а доход равен Q1, т.е. он увеличился на AQ. На рисунке видно, что прирост равновесного выпуска превосходит прирост инвестиций.

    Механизм  мультипликатора используется не только в теории, но и на практике. Все проекты в зависимости от срока внедрения делятся на 3 группы: кратко-, средне- и долгосрочные. Первичные инвестиции направляются в некапиталоемкие, но высокодоходные сферы деятельности, а полученная прибыль становится источником финансирования долгосрочных программ.

    Следует отметить, что в случае с мультипликатором речь идет об автономных инвестициях  — инвестициях, связанных с техническим прогрессом, ростом населения и предельной склонностью к потреблению. Наряду с автономными существуют индуцированные инвестиции — капитальные вложения, направленные на расширение производства на основе существующей технической базы в целях удовлетворения возросшего в результате роста доходов, совокупного спроса. Воздействие роста доходов на величину индуцированных капиталовложений в сторону их повышения выражает акселератор инвестиций. Модель акселератора утверждает, что норма инвестирования пропорциональна изменению выпуска в экономики, т.е.

                             I = A*     Q

    Формула показывает, что изменение индуцированных инвестиций равно произведению коэффициента А (акселератора) на изменение объема выпуска или доход. 
 

    2.3. Влияние иностранных  инвестиций на  экономический рост 

    Необходимым условием развития экономики стран переходного периода является высокая инвестиционная активность. Она достигается посредством привлечения внешних инвестиционных источников и наиболее эффективного использования инвестиционных ресурсов в приоритетных сферах материального и нематериального производств. Значимость привлечения иностранных инвестиций заключается в том, что они формируют производственный потенциал на новой научно-технической основе и предопределяют конкурентные позиции страны на мировых рынках.

    При современном постоянно прогрессирующем уровне интеграции мировой хозяйственной деятельности инвестиционная активность и, соответственно, экономический рост, как в развитых, так и в развивающихся странах поддерживается и усиливается участием иностранного капитала: чем выше темпы прироста валового национального продукта и национального дохода, тем больше возможности для расширенного воспроизводства инвестиционных ресурсов и формирования на этой основе рациональной инвестиционной политики. Так, например, в США накопленный объем прямых иностранных инвестиций, составляющий в начале 70-х гг. около 30 млрд. долл., возрос к началу 90-х гг. более чем в 10 раз, общий же объем иностранных активов в экономике страны превысил к этому времени 1,5 трлн. долл. [16,с.13]. При наличии в США развитой системы законодательного регулирования инвестиционной деятельности такой мощный приток иностранного капитала в значительной мере способствовал дальнейшему подъему ее экономики на основе развития конкурентоспособного экспортного потенциала.

    Неравномерность привлечения иностранных инвестиций в экономику оказывает влияние на динамические характеристики состояния макроэкономических показателей. Например, изменение валового внутреннего продукта на душу населения, объем иностранных инвестиций на душу населения, структура иностранных инвестиций страны и т. д.

    Приток  в страну иностранных  инвестиций способствует:

    -привлечению  современных технологий;

    -увеличению  рабочих мест;

    -расширению  внешних рынков сбыта;

    -повышению  жизненного уровня в стране;

    -улучшению  снабжения внутреннего рынка. 

    Исследования  показывают, что иностранный капитал  необходим в тех сферах экономики, активизация которых способна вывести  страну из кризисного состояния и  обеспечить экономический рост.

    Ограниченность  внутренних источников финансирования инвестиционной деятельности, не позволяющая обеспечивать расширенное воспроизводство, обновление производственного потенциала и расширение экспортных возможностей страны, обусловливает необходимость привлечения иностранных инвестиций в экономику. Возможности привлечения иностранных инвестиций во многом зависят от того, какие условия для деятельности иностранных инвесторов созданы в принимающей стране. Для этого в стране должна действовать стабильная и прозрачная законодательная база в области инвестиций; ее экономическая политика должна положительно оцениваться авторитетными международными финансово-кредитными организациями (МВФ, Всемирным банком и т.п.); права собственности иностранного инвестора — иметь правовое обеспечение; необходимо проведение льготной налоговой, таможенной, валютной политики для иностранных инвесторов и т.п.

    Важное  значение имеют инвестиционный климат в стране, принимающей инвестиции, и ее международный рейтинг. Формирование благоприятного инвестиционного климата в стране связано с макроэкономической стабилизацией, сокращением уровня инфляции, преодолением спада производства внедрением эффективных рыночных механизмов.

    Иностранные инвестиции привлекаются в экономику  страны, как правило, с целью осуществления  ее структурной перестройки и обеспечения экономического роста в стране. При этом наряду с дополнительными финансовыми  и материальными ресурсами привлекаются зарубежные передовые технологии, техника, оборудование, управленческий опыт и т.д., создаются новые рабочие места. Использование иностранного капитала нацелено на развитие экспортного потенциала страны, расширение производства импортозамещения, повышение технического уровня производства, качества и конкурентоспособности продукции.

    Увеличение  объема иностранных инвестиций является одним из способов стабилизации социально-экономического развития страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Инвестиционная политика  и экономический  рост в

  Республике Беларусь

3.1. Инвестиционный климат в Республике Беларусь. 

    Несмотря на положительные достижения последних лет - рост ВВП и стабилизацию промышленного производства, снижение инфляционных процессов, ужесточение денежно-кредитной политики, переход на средний курс рубля на всех сегментах валютного рынка, выход большинства отраслей народного хозяйства на уровень 1990г. - в развитии экономики имеют место негативные тенденции. Объективной реальностью является низкий уровень инвестиций, недостаточный даже для простого воспроизводства основных производственных фондов республики. Прирост ВВП опережает прирост инвестиций на фоне ускоряющегося износа основных производственных фондов, падения рентабельности.

    Анализ  состояния дел в инвестиционной сфере Республики Беларусь показывает, что хотя в 1997-1998гг. темпы роста инвестиций были достаточно высокими – 120 и 125%  соответственно, в 1999 г. произошел спад до 92% к уровню 1998г., в 2000г. – рост до 102,1 к уровню 1999г.,  в 2001 – спад до 97 к уровню2000г., в 2002 – рост до 106 к уровню 2001г., в 2003 – рост до 121 к уровню 2002г. и в 2004 – 121 к уровню 2003г. В результате общий объем инвестиций в 2004г. составил лишь 40% к уровню 1990г. [17, с.428]

    Неудовлетворительным  является распределение затрат по направлениям технологической структуры капитальных  вложений в воспроизводство основных фондов. В 2000г. удельный вес затрат на оборудование в общем объеме инвестиций  составил около 43,2% при 80-90% в развитых странах. Все это при технологической  отсталости и множества организационных недостатков в системе строительства приводит к росту «незавершенки», замораживанию и без того ограниченных инвестиционных ресурсов, замедлению процессов обновления основных производственных фондов, в первую очередь их активной части (машин, оборудования).

    Итог  очевиден: вкладываемых в модернизацию производства средств не хватает даже для простого воспроизводства основных фондов (износ активной части основных фондов достиг 75 - 84,4% при критическом - 60%), не говоря уже о расширенном, которое является основой экономического развития. [18]

    Таблица, характеризующая основные параметры инвестиционной политики Республики Беларусь за 1991 – 2004 гг.,  дана в Приложении А. [8, с.595].

    Данные таблицы свидетельствуют о том, что за 1991 -2004 гг. в результате негативных последствий экономического кризиса значительно ухудшились отраслевая и технологическая структуры – уменьшилась доля инвестиций в сельское и лесное хозяйства, строительство при некотором  росте их удельного веса в промышленности. Однако как положительный результат следует отметить тенденцию повышения доли инвестиций в сферу обслуживания населения. Улучшилась структура инвестиций по источникам финансирования за счет увеличения доли собственных средств предприятий и организаций, населения. Вместе с тем продолжает оставаться низким уровень иностранных инвестиций.

    Экономическое положение Беларуси определяет неизбежность обращения к зарубежным источникам финансирования. Прямые иностранные инвестиции способствуют привлечению финансового и интеллектуального капитала, увеличению занятости и социальной стабильности, устранению монополизации экономики, повышению эффективности стратегических отраслей, развитию национального предпринимательства, расширению экспортной базы страны.

    За  январь-март 2005 года поступления иностранных  инвестиций в реальный сектор экономики  Беларуси (кроме банков) составили 389,9 млн. долларов США, в том числе прямых инвестиций – 130 млн. долларов, прочих инвестиций – 260 млн. долларов. Из общего объема поступлений на страны пребывания загранучреждений приходится 379,3 млн. долларов или 97% от общего объема внешних инвестиций. Среди наиболее крупных инвесторов можно выделить Швейцарию (70,3 млн. долларов, 18% от общего объема инвестиций), Австрию (52,5 млн. долларов, 13,5%), Нидерланды (26,8 млн. долларов, 6,9%), Кипр (22,7 млн. долларов, 5,8%) и США (17,9 млн. долларов, 4,6%).

Информация о работе Инвестиционная политика и проблемы экономического роста