Инвестиционная политика и проблемы экономического роста

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 11:05, курсовая работа

Описание работы

Осуществляя сложный процесс рыночных преобразований, преодолевая кризисные явления, современная Беларусь вступила в фазу оживления экономики.
Начался прирост ВВП, в значительной мере остановлена инфляция, стабилизируется белорусский рубль, растут доходы населения, страна постепенно включается в международный интеграционный процесс
Важнейшими условиями экономического роста, обеспечения независимости и безопасности страны являются оптимизация накоплений и активное инвестирование. Между тем современная ситуация в инвестиционной сфере республики не соответствует указанным требованиям.
Для закрепления достигнутых положительных тенденций макроэкономической стабилизации и исправления допущенных ошибок требуются дальнейшее развитие начатых реформ, ускорение приватизации, активизация инновационной и инвестиционной деятельности всех участников инвестиционного процесса.
Поэтому современная инвестиционная политика государства предусматривает проведение комплексных мер по максимальной мобилизации национальных инвестиционных ресурсов, привлечению иностранного капитала в белорусскую экономику и повышению эффективности использования инвестиций.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
1. Макроэкономическая роль инвестиций и инвестиционная политика…...5
Сущность и роль инвестиций…………………………………….. 5
Объекты и формы инвестиционной деятельности……………….8
Инвестиционная политика, ее роль и сущность…………………10
2. Взаимосвязь инвестиций и экономического роста……………………….13
Факторы и проблемы темпов экономического роста…………...13
Взаимосвязь инвестиций и национального продукта…………...15
Влияние иностранных инвестиций на экономический рост……19
3. Инвестиционная политика и экономический рост в Республике Беларусь……………………………………………………………….22
Инвестиционный климат Республики Беларусь…………………22
Пути повышения эффективности инвестиционной деятельности в Республике Беларусь……………………………………………….25
Заключение…………………………………………………………………29
Список использованных источников……………………………………..31
Приложение………………………………………………………………...33

Работа содержит 1 файл

Инвистиционная политтика.doc

— 350.50 Кб (Скачать)

     Движение  инвестиций, в ходе которого они  последовательно проходят все фазы воспроизводства от момента мобилизации  инвестиционных ресурсов до получения  дохода (эффекта) и возмещения вложенных  средств, выступает как кругооборот инвестиций и составляет инвестиционный цикл.

     Инвестиционную  деятельность осуществляют инвесторы. Они принимают решение о вложении средств (выбирают объект инвестирования), изыскивают необходимые для этого ресурсы и организуют инвестиционную деятельность. В роли инвестора могут выступать национальные и иностранные юридические и физические лица, государства (их административно-территориальные единицы) в лице уполномоченных органов, международные организации.

     Различают инвесторов индивидуальных и институциональных.

     Индивидуальный  инвестор — конкретное юридическое или физическое лицо, осуществляющее инвестиции для развития своей хозяйственной деятельности.

     Институциональный инвестор — это финансовый посредник (юридическое лицо), аккумулирующий средства индивидуальных инвесторов и осуществляющий инвестиционную деятельность, как правило, на рынке ценных бумаг. Основными институциональными инвесторами являются инвестиционные и трастовые компании, инвестиционные фонды и др.

     Со вступлением Республики Беларусь в рыночную экономику инвестиционная деятельность стала многообразнее и значительно сложнее.

     Согласно  Инвестиционному кодексу Республики Беларусь, объектами инвестиционной деятельности являются:

     - недвижимое имущество, в том числе предприятие как имущественный комплекс;

     -  ценные бумаги;

     -  интеллектуальная собственность. [11, с.10]

     К объектам инвестиционной деятельности можно также отнести движимое имущество (например, транспортные средства, вычислительную технику), которое после приемки в эксплуатацию зачисляется в основные средства.

     В настоящее время инвестиционная деятельность осуществляется в следующих формах: создание юридического лица и приобретение имущества или имущественных прав, а именно: доли в уставном фонде юридического лица, недвижимости, ценных бумаг, прав на объекты интеллектуальной собственности, концессий, оборудования, других основных средств.

     Таким образом, для регулирования инвестиционной деятельности и ее активизации государство использует комплекс экономических и административных методов воздействия, которые тесно переплетаются между собой. По мере развития рыночных отношений воздействие экономических методов будет возрастать.

     Вся совокупность связей и отношений  по реализации инвестиций в различных формах на всех структурных уровнях экономики образует экономическое содержание понятия инвестиционной сферы. Инвестиционная сфера представляет собой ключевой элемент экономической системы, значение которого определяется тем, что именно здесь формируются важнейшие пропорции экономики: между накоплением и потреблением, накоплением и инвестированием, инвестированием и приростом капитальных стоимостей, вложениями и их отдачей, межотраслевая структура. 

    1. Инвестиционная  политика, ее роль и сущность
 

     Государство, являясь активным участником инвестиционного процесса, регулирует, направляет и стимулирует его. Это означает, что состояние инвестиционной сферы и экономики в целом в значительной мере зависит от проводимой в стране инвестиционной политики.

     Под инвестиционной, политикой государства понимается комплекс целенаправленных действий, проводимых государством по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью наращивания объемов инвестиций, оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем.

    Инвестиционная  политика, будучи составной частью экономической политики которая выражает отношение государства к инвестиционной деятельности, она определяет: 1) цели; 2) направления; 3) формы государственного управления инвестиционной деятельностью в стране; а также в свою очередь она должна способствовать реализации экономической, научно-технической, региональной, социальной и природоохранной политики правительства, обеспечивать эффективное использование инвестиций, рациональную структуру экономики и национальную безопасность.

    Инвестиционная политика строится на основании прогнозов социально-экономического развития страны на долгосрочную и среднесрочную перспективы. Основной ее целью является экономическая стабилизация, обеспечение положительной динамики устойчивого экономического развития, мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для инвестиционной деятельности; преодоление спада инвестиционной активности; реализация государственных целевых комплексных программ строительства; обеспечение структурных преобразований и повышение эффективности капитальных вложений, максимальное привлечение в сферу инвестиционной деятельности национальных валовых сбережений и внешних инвестиций.

     Главная задача данной политики - направлять инвестиции в развитие приоритетных отраслей и производств, которые в перспективе смогут вывести республику в число высокотехнологичных и конкурентоспособных государств.

     Инвестиционную  политику обычно сводят к двум разновидностям: инвестиции с целью получения дохода в виде процентов, дивидендов или прибыли и инвестиции с целью получения дохода в виде разницы между ценой приобретения активов и их последующей реализацией по более высокой цене.

     В первом случае определяющим моментом является стабильность дохода по конкретным видам активов. При этом доходность может и должна быть одним из факторов, влияющих на стоимость активов. Поэтому  на практике возможны комбинации указанных  направлений инвестиционной политики.

     Политика  стабильного дохода предполагает приобретение активов с фиксированной нормой доходности. Этим объясняются вложения в покупку, например, облигаций и ли депозитных сертификатов. Если стабильный доход будет обеспечиваться производственной сферой, то вложения в нее также станут привлекательными.

     Немалую роль при формировании инвестиционной политики играет финансовое законодательство, благоприятный финансовый климат, макроэкономическое регулирование, структурные преобразования и стимулирование внутреннего накопления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Взаимосвязь инвестиций  и экономического  роста

2.1.Факторы  и проблемы темпов  экономического роста 

    Под экономическим ростом принято понимать изменение результатов функционирования экономики и использования ресурсов. Конечной целью экономического роста является рост потребления и благосостояния народа. В масштабе всего общественного производства экономический рост характеризуется увеличением объема производства товаров и услуг.

    Экономический рост позволяет обществу более полно реализовать поставленные экономические цели и осуществлять новые широкомасштабные программы.

    При классификации источников экономического роста используются различные признаки, но во всех классификациях выделяются внутренние и внешние факторы. Внутренние факторы включают предложение (производство) благ и услуг и спрос на них (потребности). К ним относятся:

    • человеческий капитал (население и трудовые ресурсы), развитие и приумножение которого является главной целью и основным средством достижения устойчивого экономического роста;
    • природно-ресурсный фактор, определяющий обеспеченность народного хозяйства минерально-сырьевыми, топливно-энергетическими, земляными, лесными, водными другими видами ресурсов;
    • инновационный (научно-технический прогресс и сфера его реализации) и производственный потенциалы, определяющие возможности модернизации экономики на новой технико-технологической базе, расширения экспорта, перехода к новому постиндустриальному обществу;
    • инвестиции – основной ресурс, без постоянного и возрастающего притока которого невозможно обеспечить не только расширенное, но и простое воспроизводство;
    • емкость внутреннего и внешних рынков сбыта продукции, определяемая размером платежеспособного спроса и уровнем конкурентоспособности производимой продукции;
    • институциональная среда – система государственных и негосударственных социальных, финансовых, экономических и экологических институтов, осуществляющих регулирование экономического роста.

    Внешние факторы экономического роста включают:

    • международное разделение труда, процессы глобализации, которые, с одной стороны, формируют определенный профиль национальной экономики, вызывая межгосударственные миграционные потоки рабочей силы, подавляя экономический рост в отдельных отраслях национальной экономики в случае экспансии (ввоза) в страну дешевой продукции, средств массовой культуры и искусства, а с другой стороны, стимулируют экономический рост благодаря привлечению современных технологий, зарубежных инвестиций и кредитов;
    • политические факторы – организация политико-экономических союзов, блоков различных стран, действия которых могут затормозить или ускорить экономический рост в той или иной стране – введение эмбарго на поставку определенных видов продукции, предоставление или непредоставление режима наибольшего благоприятствования, принятие или непринятие страны в тот или иной торгово-политический союз, объявление торговой войны и т.д.

       Мы  же остановимся на инвестиционной деятельности, так как она является одной  из важнейших движущих сил структурной перестройки и источником нового качества экономического роста, и рассмотрим, как инвестиции влияют на экономический рост.

       В проведении инвестиционной политики важное место принадлежит инвестиционным факторам, которые формируются в  рыночной среде и способствуют экономическому росту. К таким факторам относят:

       • Уровень развития производственного потенциала страны;

       • Степень развитости финансово-кредитной системы и страхования;

       • Степень включенности экономики в мировое хозяйство (открытость экономики);

       • государственное регулирование экономики;

       • развитие малого и среднего предпринимательства.

    Сущность  проблемы повышения экономической  эффективности инвестиций заключается в том, чтобы на каждую единицу затрат — трудовых, материальных, финансовых — добиться существенного увеличения объема производства, услуг и прибыли, национального дохода. Под экономическим эффектом понимается увеличение объема производства, рост производительности труда, прибыли, рост национального дохода или снижение затрат, первоначальных и текущих.  

2.2. Взаимосвязь инвестиций  и национального  продукта. 

    Если  в валовой национальный продукт  включаются инвестиционные расходы  в основные фонды (предпринимательские  инвестиции) с учетом амортизации, то при расчете чистого национального  продукта учитываются только чистые инвестиции. Из этого следует, что между чистыми инвестициями и чистым национальным продуктом существует прямая зависимость. Если чистые инвестиции положительны, экономика будет находиться в фазе подъема, при нулевых чистых инвестициях будут переживать застой, в фазе кризиса инвестиции могут стать отрицательной величиной, когда не будет возмещаться даже выбывающий капитал.

    Анализ  этапов экономического подъема в  США, Японии, Германии и других странах  свидетельствует о том, что периодам наибольшей инвестиционной активности соответствуют самые высокие темпы роста национально продукта. Например, в Японии при увеличении в 1960-1970 гг. капиталовложений в 2 раза валовой национальный продукт возрос более чем на 70%. [7, с.63]

    Безусловно, связь “инвестиции – национальный продукт” взаимообусловлена, т.е. не только инвестиции вызывают рост национального продукта, но и повышение объема производства вызывает всплеск инвестиционной активности. Из этой взаимозависимости валового национального продукта и инвестиций складывается некий “заколдованный круг”. 

Информация о работе Инвестиционная политика и проблемы экономического роста