Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 12:23, курсовая работа
Вместе с тем изменения в системе хозяйствования Республики Беларусь вызвали к жизни новые источники инвестиций, и в первую очередь финансовые средства частного капитала. В государственной политике особая роль отводится привлечению зарубежных инвестиций в приоритетные отрасли с одновременным предоставлением налоговых льгот и страховых гарантий, совершенствованием системы правового регулирования иностранного инвестирования, развитием инфраструктуры международного бизнеса и совершенствованием законодательства.
Цель данной работы – дать характеристику формирования и направлений развития инвестиционной политики Республики Беларусь, найти пути повышения инвестиционной привлекательности страны.
Введение……………………………………………………………………………3
Состояние и развитие инвестиционной сферы в Республике
Беларусь…………………………………………………………………………5
Опыт привлечения инвестиций зарубежных стран………………………….15
Инвестиционная политика в Республике Беларусь в современных
условиях…………………………………………………………………………21
Заключение………………………………………………………………………...27
Список используемой литературы……………………………………………….29
Государство,
являясь активным участником инвестиционного
процесса, регулирует, направляет и
стимулирует его. Это означает, что
состояние инвестиционной сферы
и экономики в целом в
Под инвестиционной политикой государства понимается комплекс целенаправленных действий, проводимых государством по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью наращивания объемов инвестиций, оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем.
Инвестиционная
политика, будучи составной частью
экономической политики государства
в свою очередь должна способствовать
реализации экономической, научно-технической,
региональной, социальной и природоохранной
политики правительства, обеспечивать
эффективное использование
Свою
главную задачу в условиях либерализации
экономической жизни
Однако негативная экономическая практика страны показала, что переходная экономика как система, выведенная из состояния равновесия, для стабилизации и обеспечения экономического роста нуждается в более активной роли государства. Это касается не только создания институционально-пpавовой основы деятельности частных инвесторов, но и прямого инвестирования в реальный сектор для осуществления необходимых структурных сдвигов. В переходной экономике нельзя недооценивать особую роль государственных инвестиций как важнейшего рычага модернизации структуры национального хозяйства, преодоления значительных диспропорций.
Кроме того, инвестиционная политика должна строиться с учетом ряда критериев и их пороговых значений, выработанных мировой практикой для оценки развития национальной экономики, к которым относятся:
• удельный вес продукции обрабатывающих отраслей промышленности в общем объеме экспорта, который не должен быть ниже предельного значения, - 40 % ;
• доля импортных продуктов питания не должна превышать ее предельного значения - 30 % , в противном случае появляется зависимость жизнедеятельности страны от импорта продовольствия;
• степень износа основных производственных фондов не должна превышать критического значения - 60% , за пределом которого происходит неуправляемое разрушение производственного потенциала;
• доля валового накопления в ВВП должна составлять 30-40 %;
• в составе валового накопления рациональное соотношение основного и оборотного капитала должно быть в пределах 2/3 к 1/3.
Инвестиционная политика Республики Беларусь в современных условиях направлена прежде всего на создание условий для стимулирования роста внутренних и внешних инвестиций в экономику, в том числе за счет средств населения, кредитов банков, иностранных инвестиций, эмиссии ценных бумаг. Использование инвестированных ресурсов должно быть связано с реализацией приоритетных инвестиционных проектов по таким критериям, как валютоокупаемость, прибыльность, социально-экономическая и экологическая значимость.
Основным разработчиком и координатором государственной инвестиционной политики, а также ответственным за ее реализацию является Департамент по делам инвестиций Министерства экономики Республики Беларусь. Инвестиционная политика строится на основании прогнозов социально-экономического развития страны на долгосрочную и среднесрочную перспективы, в частности, современная инвестиционная политика - на базе Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 г. и Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 гг.
Главной целью инвестиционной политики на ближайшие годы является преодоление инвестиционного кризиса, стимулирование инвестиций в реальный сектор и активизация на этой основе инвестиционной деятельности как важнейшее условие достижения макроэкономической стабилизации и устойчивого экономического роста страны.
Необходимым условием успешной реализации государственной инвестиционной политики является наличие полноценной и непротиворечивой нормативно-правовой базы, регулирующей инвестиционную деятельность в стране. B Республике Беларусь приняты Инвестиционный кодекс, ряд декретов и указов Президента, постановлений правительства, рассчитанных на создание стабильных и привлекательных условий хозяйствования как для национальных, так и иностранных инвесторов.
Основными задачами инвестиционной политики Республики Беларусь на долгосрочную перспективу являются повышение инвестиционной активности субъектов хозяйствования всех форм собственности как главной предпосылки стабилизации экономики и перехода к устойчивому развитию и обеспечение ежегодного прироста инвестиций на уровне 3-5%. Долгосрочная инвестиционная стратегия республики разработана с учетом необходимости и возможности закрепления сложившихся в последнее время положительных тенденций роста объемов капитальных вложений (инвестиций в основной капитал) и выхода в ближайшие 10-15 лет из кризиса воспроизводства основных фондов, обусловившего необходимость смены физически и морально устаревших технологий и оборудования.
B
настоящее время
Общий объем инвестиций за период с 2006 по 2010 г. увеличится в 1,4-1,5 раза. При этом будет пересмотрено участие государств в прямом инвестировании и льготном кредитовании перспективных проектов.
Основные
параметры инвестиционной деятельности
в Республике Беларусь, определенные
с учетом ситуации в области инвестиций
и целевых показателей, отражающих
социально-экономическое
• Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь;
• Концепции и Программе развития промышленного комплекса Республики Беларусь на период до 2015 года;
• Концепции социально-экономического развития публики Беларусь до 2015 года;
• Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 года;
• Национальной программе привлечения инвестиций в экономику страны;
• годовых прогнозах социально-экономического развития Республики Беларусь.
Основная
цель инвестиционной политики республики
на ближайшую перспективу - улучшение
технологической и
Важнейшими направлениями государственной инвестиционной политики являются следующие.
Обеспечение высоких и устойчивых темпов роста инвестиций в реальный сектор, необходимых для рациональных преобразований в экономике и социальной сфере, повышения конкурентоспособности и экономической безопасности государства.
По оценкам Министерства экономики Республики Беларусь, потребность в инвестициях на 2002-2010 гг. составляет 39 млрд. дол. США.
Предусмотрен опережающий рост инвестиций в основной капитал. При прогнозируемом увеличении валового внутреннего продукта в 2001-2010 гг. в 1,7-1,8 раза инвестиции в основной капитал должны возрасти в 2,2-2,5 раза. Долю инвестиций в ВВП намечено довести в 2010 г. до 26-28 % (в 2000 г. она составляла 19,8 %).
Решению задачи ускоренного наращивания инвестиций в реальный сектор в определенной мере будет способствовать использование концессий и инвестиционных договоров.
Сторонами
инвестиционного договора выступают,
с одной стороны, Республика Беларусь
в лице правительства или
Создание благоприятных экономических условий для максимального вовлечения в сферу инвестиционной деятельности Национальных валовых накоплений, являющихся основным источником инвестиций. Особое внимание должно быть уделено привлечению частного капитала.
Формирование рынка инвестиционных ресурсов, в частности, путем размещения государственных централизованных инвестиционных ресурсов на производственные цели на условиях конкурса инвестиционных проектов, в котором могут участвовать и частные инвесторы. Бюджетные ресурсы победителям конкурса предоставляются на основе платности, срочности и возвратности. Такой порядок направлен на Повышение эффективности государственных централизованных инвестиций и усиление инвестиционной активности частных инвесторов. На условиях конкурса размещается не менее 10% общего объёма государственных централизованных капитальных вложений, предусмотренных в законе о бюджете на очередной финансовый год.
Сохранение ведущей роли государства в финансировании социальной сферы, деловой инфраструктуры, экологических программ и других важнейших жизнеобеспечивающих объектов, не привлекательных для частных инвесторов.
Оказание государственной поддержки в реализации приоритетных инвестиционных проектов, предусмотренных в президентских, государственных и союзных целевых программах.
Государственная поддержка высокоэффективных инвестиционных проектов, в первую очередь, в сфере новых и высоких технологий, обеспечивающих конкурентоспособность отечественных товаров на мировом рынке. Предприятиям, внедряющим такие технологии, государство предоставляет льготы по налоговыми таможенным платежам, а также оказывает иные виды поддержки.
Государственная поддержка малого и среднего бизнеса. Согласно принятой Концепции развития малого предпринимательства на 2002-2005 гг., важнейшим приоритетом, па котором основывается государственная поддержка, является активизация производственной, инновационной и инвестиционной деятельности субъектов малого предпринимательства.
Расширение самофинансирования предприятий за счет прибыли, амортизационных отчислений и других собственных средств. Оно достигнется при проведении мероприятий по финансовому оздоровлению предприятий и повышению их рентабельности, снижении налоговых нагрузок, введении новых условий начисления амортизации основных средств и нематериальных активов.
Развитие рынка ценных бумаг с целью привлечения ресурсов для финансирования инвестиций.
Усиление инвестиционной направленности банковской системы, ее взаимодействия с реальным сектором экономики. Достичь этого невозможно без наращивания ресурсной базы коммерческих банков. Для решения данной задачи необходимо создание эффективных финансово-промышленных групп, расширение участия банков в уставных фондах других юридических лиц, придание системообразующим банкам, обслуживающим государственные инвестиционные программы (Белинвест6анк, Белпромстройбанк, Белагропромбанк), статуса инвестиционных банков, активизация деятельности коммерческих банков по привлечению долгосрочных сбережений населения и свободных средств институциональных инвесторов и использованию их на производственные инвестиции.
Информация о работе Инвестиционная политика, её инструменты и особенности в Республике Беларусь