Инвестиционная политика, её инструменты и особенности в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 12:23, курсовая работа

Описание работы

Вместе с тем изменения в системе хозяйствования Республики Беларусь вызвали к жизни новые источники инвестиций, и в первую очередь финансовые средства частного капитала. В государственной политике особая роль отводится привлечению зарубежных инвестиций в приоритетные отрасли с одновременным предоставлением налоговых льгот и страховых гарантий, совершенствованием системы правового регулирования иностранного инвестирования, развитием инфраструктуры международного бизнеса и совершенствованием законодательства.
Цель данной работы – дать характеристику формирования и направлений развития инвестиционной политики Республики Беларусь, найти пути повышения инвестиционной привлекательности страны.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Состояние и развитие инвестиционной сферы в Республике
Беларусь…………………………………………………………………………5
Опыт привлечения инвестиций зарубежных стран………………………….15

Инвестиционная политика в Республике Беларусь в современных
условиях…………………………………………………………………………21
Заключение………………………………………………………………………...27
Список используемой литературы……………………………………………….29

Работа содержит 1 файл

Инвестиционная политика.docx

— 63.02 Кб (Скачать)
    1. Инвестиционная  политика в Республике Беларусь в современных условиях
 

    Государство, являясь активным участником инвестиционного  процесса, регулирует, направляет и  стимулирует его. Это означает, что  состояние инвестиционной сферы  и экономики в целом в значительной мере зависит от проводимой в стране инвестиционной политики.

     Под инвестиционной политикой государства понимается комплекс целенаправленных действий, проводимых государством по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью наращивания объемов инвестиций, оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем.

     Инвестиционная  политика, будучи составной частью экономической политики государства  в свою очередь должна способствовать реализации экономической, научно-технической, региональной, социальной и природоохранной  политики правительства, обеспечивать эффективное использование инвестиций, рациональную структуру экономики  и национальную безопасность.

     Свою  главную задачу в условиях либерализации  экономической жизни государство  видит в создании благоприятных  условий для активизации инвестиционной деятельности, стимулировании частных  инвестиций при ограничении своей  деятельности в качестве непосредственного  инвестора.

     Однако  негативная экономическая практика страны показала, что переходная экономика  как система, выведенная из состояния  равновесия, для стабилизации и обеспечения  экономического роста нуждается  в более активной роли государства. Это касается не только создания институционально-пpавовой основы деятельности частных инвесторов, но и прямого инвестирования в реальный сектор для осуществления необходимых структурных сдвигов. В переходной экономике нельзя недооценивать особую роль государственных инвестиций как важнейшего рычага модернизации структуры национального хозяйства, преодоления значительных диспропорций.

     Кроме того, инвестиционная политика должна строиться с учетом ряда критериев  и их пороговых значений, выработанных мировой практикой для оценки развития национальной экономики, к  которым относятся:

     • удельный вес продукции обрабатывающих отраслей промышленности в общем объеме экспорта, который не должен быть ниже предельного значения, - 40 % ;

     • доля импортных продуктов питания не должна превышать ее предельного значения - 30 % , в противном случае появляется зависимость жизнедеятельности страны от импорта продовольствия;

     • степень износа основных производственных фондов не должна превышать критического значения - 60% , за пределом которого происходит неуправляемое разрушение производственного потенциала;

     • доля валового накопления в ВВП должна составлять 30-40 %;

     • в составе валового накопления рациональное соотношение основного и оборотного капитала должно быть в пределах 2/3 к 1/3.

     Инвестиционная  политика Республики Беларусь в современных  условиях направлена прежде всего на создание условий для стимулирования роста внутренних и внешних инвестиций в экономику, в том числе за счет средств населения, кредитов банков, иностранных инвестиций, эмиссии ценных бумаг. Использование инвестированных ресурсов должно быть связано с реализацией приоритетных инвестиционных проектов по таким критериям, как валютоокупаемость, прибыльность, социально-экономическая и экологическая значимость.

     Основным  разработчиком и координатором  государственной инвестиционной политики, а также ответственным за ее реализацию является Департамент по делам инвестиций Министерства экономики Республики Беларусь. Инвестиционная политика строится на основании прогнозов социально-экономического развития страны на долгосрочную и среднесрочную перспективы, в частности, современная инвестиционная политика - на базе Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 г. и Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 гг.

     Главной целью инвестиционной политики на ближайшие годы является преодоление инвестиционного кризиса, стимулирование инвестиций в реальный сектор и активизация на этой основе инвестиционной деятельности как важнейшее условие достижения макроэкономической стабилизации и устойчивого экономического роста страны.

     Необходимым условием успешной реализации государственной  инвестиционной политики является наличие  полноценной и непротиворечивой нормативно-правовой базы, регулирующей инвестиционную деятельность в стране. B Республике Беларусь приняты Инвестиционный кодекс, ряд декретов и указов Президента, постановлений правительства, рассчитанных на создание стабильных и привлекательных условий хозяйствования как для национальных, так и иностранных инвесторов.

     Основными задачами инвестиционной политики Республики Беларусь на долгосрочную перспективу  являются повышение инвестиционной активности субъектов хозяйствования всех форм собственности как главной  предпосылки стабилизации экономики  и перехода к устойчивому развитию и обеспечение ежегодного прироста инвестиций на уровне 3-5%. Долгосрочная инвестиционная стратегия республики разработана с учетом необходимости  и возможности закрепления сложившихся в последнее время положительных тенденций роста объемов капитальных вложений (инвестиций в основной капитал) и выхода в ближайшие 10-15 лет из кризиса воспроизводства основных фондов, обусловившего необходимость смены физически и морально устаревших технологий и оборудования.

     B настоящее время инвестиционная  политика республики тесно связана  со структурной перестройкой  экономики и направлена на  повышение ее эффективности за  счет первоочередного развития  секторов и отраслей, конкурентоспособных  как на внутреннем, так и на  мировом рынках. Это требует перераспределения инвестиционных потоков в пользу реального сектора экономики, образования целевого фонда финансовой поддержки инвестиционных проектов в сферы материального производства с концентрацией данных средств в бюджете.

     Общий объем инвестиций за период с 2006 по 2010 г. увеличится в 1,4-1,5 раза. При этом будет пересмотрено участие государств в прямом инвестировании и льготном кредитовании перспективных проектов.

     Основные  параметры инвестиционной деятельности в Республике Беларусь, определенные с учетом ситуации в области инвестиций и целевых показателей, отражающих социально-экономическое развитие республики, нашли отражение в  прогнозных и программных документах:

     • Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь;

     • Концепции и Программе развития промышленного комплекса Республики Беларусь на период до 2015 года;

     • Концепции социально-экономического развития публики Беларусь до 2015 года;

     • Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 года;

     • Национальной программе привлечения инвестиций в экономику страны;

     • годовых прогнозах социально-экономического развития Республики Беларусь.

     Основная  цель инвестиционной политики республики на ближайшую перспективу - улучшение  технологической и воспроизводственной  структур инвестиций в основной капитал, преодоление негативной тенденции  сокращения инвестиций в реальный сектор экономики и повышение эффективности  использования инвестиционных ресурсов.

     Важнейшими  направлениями государственной  инвестиционной политики являются следующие.

     Обеспечение высоких и устойчивых темпов роста  инвестиций в реальный сектор, необходимых для рациональных преобразований в экономике и социальной сфере, повышения конкурентоспособности и экономической безопасности государства.

     По  оценкам Министерства экономики  Республики Беларусь, потребность в  инвестициях на 2002-2010 гг. составляет 39 млрд. дол. США.

Предусмотрен  опережающий рост инвестиций в основной капитал. При прогнозируемом увеличении валового внутреннего продукта в 2001-2010 гг. в 1,7-1,8 раза инвестиции в основной капитал должны возрасти в 2,2-2,5 раза. Долю инвестиций в ВВП намечено довести  в 2010 г. до 26-28 % (в 2000 г. она составляла 19,8 %).

     Решению задачи ускоренного наращивания  инвестиций в реальный сектор в определенной мере будет способствовать использование  концессий и инвестиционных договоров.

     Сторонами инвестиционного договора выступают, с одной стороны, Республика Беларусь в лице правительства или уполномоченного  им республиканского органа государственного управления, а с другой -национальные или (и) иностранные инвесторы. Договор заключается в целях оказания государственной поддержки при реализации отдельных инвестиционных проектов, имеющих важное значение для экономики республики. Кроме общепринятых обязательных условий инвестиционный договор может также содержать: право на вывоз из страны произведенной продукции и полученной прибыли; дополнительные правовые гарантии Республики Беларусь по данному проекту в части налогового и таможенного режима, экологических норм и иных существенных для инвестора условий; обязательства по выдаче инвестору разрешительных документов, необходимых для реализации инвестиционного проекта; обязательства иностранного инвестора по найму и обучению работников из числа граждан Беларуси; взаимные обязательства сторон по развитию производственной и социальной инфраструктуры региона и другие моменты.

     Создание  благоприятных экономических  условий для максимального вовлечения в сферу инвестиционной деятельности Национальных валовых накоплений, являющихся основным источником инвестиций. Особое внимание должно быть уделено привлечению частного капитала.

     Формирование  рынка инвестиционных ресурсов, в частности, путем размещения государственных централизованных инвестиционных ресурсов на производственные цели на условиях конкурса инвестиционных проектов, в котором могут участвовать и частные инвесторы. Бюджетные ресурсы победителям конкурса предоставляются на основе платности, срочности и возвратности. Такой порядок направлен на Повышение эффективности государственных централизованных инвестиций и усиление инвестиционной активности частных инвесторов. На условиях конкурса размещается не менее 10% общего объёма государственных централизованных капитальных вложений, предусмотренных в законе о бюджете на очередной финансовый год.

     Сохранение  ведущей роли государства в финансировании социальной сферы, деловой инфраструктуры, экологических программ и других важнейших жизнеобеспечивающих  объектов, не привлекательных для  частных инвесторов.

     Оказание  государственной  поддержки в реализации приоритетных инвестиционных проектов, предусмотренных в президентских, государственных и союзных целевых программах.

     Государственная поддержка высокоэффективных  инвестиционных проектов, в первую очередь, в сфере новых и высоких технологий, обеспечивающих конкурентоспособность отечественных товаров на мировом рынке. Предприятиям, внедряющим такие технологии, государство предоставляет льготы по налоговыми таможенным платежам, а также оказывает иные виды поддержки.

     Государственная поддержка малого и среднего бизнеса. Согласно принятой Концепции развития малого предпринимательства на 2002-2005 гг., важнейшим приоритетом, па котором основывается государственная поддержка, является активизация производственной, инновационной и инвестиционной деятельности субъектов малого предпринимательства.

     Расширение  самофинансирования предприятий за счет прибыли, амортизационных отчислений и других собственных средств. Оно достигнется при проведении мероприятий по финансовому оздоровлению предприятий и повышению их рентабельности, снижении налоговых нагрузок, введении новых условий начисления амортизации основных средств и нематериальных активов.

     Развитие  рынка ценных бумаг с целью привлечения ресурсов для финансирования инвестиций.

     Усиление  инвестиционной направленности банковской системы, ее взаимодействия с реальным сектором экономики. Достичь этого невозможно без наращивания ресурсной базы коммерческих банков. Для решения данной задачи необходимо создание эффективных финансово-промышленных групп, расширение участия банков в уставных фондах других юридических лиц, придание системообразующим банкам, обслуживающим государственные инвестиционные программы (Белинвест6анк, Белпромстройбанк, Белагропромбанк), статуса инвестиционных банков, активизация деятельности коммерческих банков по привлечению долгосрочных сбережений населения и свободных средств институциональных инвесторов и использованию их на производственные инвестиции.

Информация о работе Инвестиционная политика, её инструменты и особенности в Республике Беларусь