Инвестиционная политика, её инструменты и особенности в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 12:23, курсовая работа

Описание работы

Вместе с тем изменения в системе хозяйствования Республики Беларусь вызвали к жизни новые источники инвестиций, и в первую очередь финансовые средства частного капитала. В государственной политике особая роль отводится привлечению зарубежных инвестиций в приоритетные отрасли с одновременным предоставлением налоговых льгот и страховых гарантий, совершенствованием системы правового регулирования иностранного инвестирования, развитием инфраструктуры международного бизнеса и совершенствованием законодательства.
Цель данной работы – дать характеристику формирования и направлений развития инвестиционной политики Республики Беларусь, найти пути повышения инвестиционной привлекательности страны.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Состояние и развитие инвестиционной сферы в Республике
Беларусь…………………………………………………………………………5
Опыт привлечения инвестиций зарубежных стран………………………….15

Инвестиционная политика в Республике Беларусь в современных
условиях…………………………………………………………………………21
Заключение………………………………………………………………………...27
Список используемой литературы……………………………………………….29

Работа содержит 1 файл

Инвестиционная политика.docx

— 63.02 Кб (Скачать)

     Международными  финансовыми организациями Беларусь отнесена к 7 классу, группе "С", что  предполагает наивысшую степень  риска для иностранного кредитора. Соответственно премии за риск потери инвестиций в Беларуси самые высокие. Поэтому проценты по иностранным  кредитам - 12% и выше, что делает их малопривлекательными для заемщика. Валютные кредиты белорусских банков имеют практически ту же стоимость, поэтому долгосрочные ссуды на развитие производства не пользуются популярностью. Кроме того, получаемые кредиты, как  правило, связанные. Это значит, что  финансовые средства идут товаропроизводителю  страны-кредитора, заемщик получает продукцию, а рассчитывается валютой. По оценке МИДа, удешевление внешних кредитов для нас возможно в случае удовлетворения политических требований международных финансовых организаций.

     По  показателям оценки внешнего долга, Беларусь относится к группе стран  с наименьшей закредитованностью. По данным 2000 г., отношение внешнего долга к ВВП у нас составило 7,12%, к экспорту товаров и услуг - 11%. В России эти показатели - соответственно были 69,5% и 137%, в Украине - 32,5% и 57,1%. Беларусь аккуратно рассчитывается по таким долгам и с этой стороны достаточно привлекательна для кредитования, особенно при наличии правительственных гарантий.

      Принципом современной инвестиционной политики является выполнение требований приоритетности, означающих необходимость ориентации вложений на наиболее важных направлениях развития, обеспечивающих достижение высокого уровня устойчивости предприятия, конкурентных преимуществ, повышение  доходности или иного социально  – экономического эффекта. Указанный  принцип предполагает разработку достаточного множества моделей, проектов. В последние  годы в белорусской экономике  достаточно распространён взгляд  на инвестиционный проект только как  на некий план, пакет документов. При этом на второй план отходит  осознание того, что инвестиционный проект представляет собой систему экономических отношений его участников, и от этих отношений, от того, как они организованы и оформлены, во многом зависит успех реализации проекта. Реализация любого инвестиционного проекта не возможна без квалифицированного управления им, без мониторинга окружающей проект социально-экономической среды.

      Сегодня в Беларуси наиболее распространенными  организационными формами отношений  участников проекта являются акционерное  общество и совместное предприятие. А почему бы не создать такие организационные  формы, как консорциум и хозяйственная  ассоциация, активно используемые западными  странами?

      Консорциум  представляет собой временное договорное объединение (соглашение) партнёров  для осуществления проекта, по окончании  которого данная форма сотрудничества или прекращается или продлевается, но уже в связи с новыми задачами. В мировой практике консорциум как  временное объединение партнеров, полностью сохраняющих статус юридических  лиц и право осуществления  самостоятельно своей хозяйственной  деятельности в части, не касающейся целей созданного консорциума, не является юридическим лицом.

      Характерная особенность консорциума – отсутствие совместной собственности участников; доля каждого члена консорциума  определяется исходя из квот партнеров  в общих объёмах производства и оказываемых услуг в ходе осуществления проекта. Консорциум может перерасти в предприятие  с долевой формой собственности, в том числе акционерной.

      Хозяйственная ассоциация представляет собой добровольное объединение в целях реализации проекта различного рода лиц, выполняющих  делегированные им  функции. При  этом участники ассоциации, строя  свою деятельность на договорной основе, имеют право получать свою долю прибыли  от существования проекта, а также  от предприятий, не входящих в состав ассоциации. Особенность хозяйственной  ассоциации проявляется в централизации  одной или нескольких производственных и управленческих функций и меньшей  взаимозависимости её участников, чем  в консорциуме.

      Очень важную роль в формировании инвестиционного  климата играет государство.

      Процесс взаимодействия правительства с  бизнесом – необходимое условие  успешного развития страны. Зарубежный опыт показывает, что в экономически развитых странах решению проблем, связанных со стимулированием инвестиционной деятельности придаётся большое значение, им придаётся статус государственной важности. Например, в США иностранные инвестиции не остаются без внимания со стороны федеральных властей и общественных организаций. Однако тут нет специального закона и органа, регулирующего иностранные инвестиции.

      Безусловно, одним из катализирующих факторов  в процессе притока иностранного капитала  в экономику Беларуси является деятельность Консультативного совета по иностранным инвестициям, который возглавляет премьер-министр  РБ Сергей Сидорский. На заседании рабочих групп консультативного совета обсуждаются вопросы и вносятся предложения по совершенствованию законодательства в  банковской сфере, в сфере страхования, таможенных процедур, налоговой системы. Чрезвычайно важно выработать общенациональную и отраслевую стратегию развития различных сфер белорусской экономики. Главной  задачей структурно-инвестиционной политики является коренное обновление производственных мощностей на основе замены устаревших элементов новыми, реализующими достижения современного научно-технического прогресса.

      Резкое  снижение инвестиций на науку и научное  обслуживание фактически сделало динамичное развитие в стране собственных передовых  и наукоёмких производств почти  невозможным.

      При создании новых предприятий и  новых отраслей обычно у нас внимание концентрируется на обеспечении  выпуска конечного готового продукта и максимальном приближении к  полной автономии предприятий, выпускающих  этот продукт. При этом, как правило, отсутствует стремление к использованию  преимуществ разделения труда. В  результате инвестиционный процесс  обычно не сопровождается ни созданием  всех необходимых инфраструктур, ни тем более их опережающим развитием. Как показывает анализ данной проблемы, правительства развитых стран опираются преимущественно на рычаги косвенного регулирования (налоговая, амортизационная, кредитно-финансовая политика).

     Надо  признать, что Беларусь выпадает из числа стран, куда иностранные инвестиции потекут рекой. Открытость экономики  сама по себе не означает привлекательность  для инвесторов. В большей степени  она характеризуется зависимостью от конъюнктуры внешних рынков. Открытость белорусской экономики - неизбежность, поскольку емкость внутреннего  рынка слишком мала для имеющегося уровня развития промышленности. Это  не означает, что инвестиции в белорусскую  экономику исключены. Можно назвать  ряд направлений, где привлекательность  инвестиций достаточно велика. Это  транзит грузов и связанная с  ним инфраструктура, пищевая и  фармацевтическая промышленность. Основой  выживаемости других отраслей сегодня  является низкая, по сравнению с  остальными странами Европы, цена на энергоносители, что позволяет удерживаться на минимальном  уровне конкурентоспособности большинству экспортеров в дальнее зарубежье. Иная ситуация с Россией. Связанные с климатом издержки у нас заметно меньше, чем у восточного соседа. С учетом исторически сложившихся связей напрашивается вывод, что прямые иностранные инвестиции в промышленность Беларуси в большей степени вероятны из России, чем из других стран. Только инвестиционный климат должен быть, по меньшей мере, не хуже, чем в соседних странах. Анализ конъюнктуры рынков указывает на более благоприятную ситуацию для отечественной промышленности в России. Белорусский экспорт многим обязан более низкому уровню цен на энергоносители. При переходе на мировой уровень цен при сдерживании их в России конкурентоспособность большинства видов продукции станет проблематичной на всех рынках, в том числе и внутреннем. Поэтому укрепление отношений с Россией в экономическом плане не имеет альтернативы. Формирование правовой базы, необходимой для решения поставленных задач, крайне актуально. Одного Инвестиционного кодекса для этого недостаточно. Этот документ во многом повторяет нормативные акты, существовавшие ранее. Вместе с тем не решен ряд вопросов упрощения регистрации юридических лиц. Приоритет отдается внешним инвесторам, ставя в неравное положение внутренних. Требует приведения в соответствие с сегодняшними реалиями и Гражданским кодексом Закон "О предприятиях". Необходима правовая база создания холдингов, в том числе международных.

     Приоритет экспорта для страны часто понимается как необходимость работы на внешних  рынках всех субъектов хозяйствования, безусловное выполнение ими прогнозных показателей. Результатом часто  становится низкая эффективность, убыточность. Более перспективным путем развития экспорта представляется разумное ограничение  внешнеэкономической деятельности с активным участием посредников - специализированных торговых и инжиниринговых компаний, в том числе международных. Предпочтительнее акционерная форма таких организаций  с участием на первом этапе государства.

     Относительная слабость банковской системы республики не позволяет кредитовать промышленность на условиях, аналогичных предлагаемым банками других стран. Возможным решением могло бы стать привлечение иностранных банков для работы в Беларуси и создание для этого соответствующих условий. Развитие производства новых видов продукции, удержание и завоевание новых рынков сбыта требуют привлечения значительных инвестиций. Для этого необходима консолидация ресурсов различных предприятий и банковских структур при создании холдингов или вхождении в уже существующие. Нуждаются в переменах формы и методы управления: стратегический инвестор вправе требовать участия в руководстве, а то и полной передачи предприятия в свои руки. Без изменения формы собственности здесь не обойтись. При этом политика новых владельцев по получению прибыли может не совпадать с социальной политикой государства.

      Одной из наиболее актуальных на сегодняшний  день задач является перевод экономики  Беларуси на инновационный путь развития. В то же время доля высокотехнологичного экспорта в страны дальнего зарубежья  невелика  для Беларуси, а основным рынком отечественных изделий остаётся внутренний рынок СНГ. Вероятно, корни нынешних проблем лежат в отсутствии системы быстрого и эффективного превращения инновационной разработки в прибыльный коммерческий продукт.

      Как правило, на начальных этапах малые  инновационные компании, или «стартапы», имеют три препятствия на пути получения коммерческого кредита:

  1. высокие риски;
  2. сравнительно долгий срок (часто более 2-3 лет) выхода проекта на     прибыльность;
  3. отсутствие залогового обеспечения.

      И поэтому сначала в США, а затем и в других странах получил распространение механизм венчурного финансирования, ставший основой инвестиционной схемы Силиконовой Долины. Частные инвестиции, направленные на высокорискованные проекты, находящиеся на ранних стадиях развития.

      Для стимулирования инвестиционной активности субъектов хозяйствования государство  использует различные формы и  методы финансовой поддержки, основными  из которых являются льготы по налоговым  и таможенным платежам, прямое бюджетное  финансирование, предоставление гарантий, участие  в создании коммерческих организаций с иностранными инвестициями. В частности, с 2004 года в республике применяется  возмещение части процентов за пользование банковскими кредитами из средств республиканского бюджета, но только тем проектам, которые прошли по конкурсному отбору.

      В связи с происходящими процессами глобализации рынка и информационных потоков происходит повышение роли внешнего фактора в деятельности участников рынка. Динамично изменяющаяся внешняя среда требует от них  оперативной реакции. Использование  Интернет-технологий является наиболее оптимальным средством доставки информации, позволяя с минимальными затратами для соискателя инвестиций оповещать о своих инвестиционных предложениях потенциальных инвесторов. Существует ряд сайтов, посвященных подготовке, размещению и поиску инвестиционных проектов. Недостатком данных Интернет-ресурсов является то, что они мало информативны. На них содержится в основном информация о том, кто реализует проект (зачастую без указания адреса и контактного телефона), наименование проекта (без его описания и характеристики показателей эффективности), объём требуемых инвестиций.

      Всё выше перечисленное можно привести к ряду мер по повышению инвестиционной привлекательности экономики РБ.

  1. Государству и бизнесу необходимо совместно выработать правила игры, потому что предприниматель сегодня не может работать, не понимая требований государства и порядка взаимоотношений с ним. По существу, эта проблема сводится лишь к налоговым ставкам или налоговым стимулам.
  2. Неопределённость существует и в отношении собственности. До тех пор пока не будут выработаны и законодательно закреплены правила игры, рассчитывать на большой приток инвестиций нереально. Любой крупный инвестор политической гарантией своих капиталов будет считать только одно – «добро» президента на проведение инвестиционного проекта. Других, столь же весомых аргументов, защищающих имущество предпринимателя, у государства нет.

      3.   Необходимо развивать все сферы и отрасли экономики, больше внимания уделять инфраструктуре.  Анализ структуры привлечённых иностранных инвестиций показывает их весьма узкую отраслевую направленность. Основная их доля направляется либо в экспортно-ориентированные отрасли (промышленность), либо в сверхприбыльные проекты с малыми сроками окупаемости и незначительной фондоёмкостью (торговля и общественное питание, коммуникации, финансовые услуги). Безусловным лидером по привлечению зарубежного капитала является торговля и общественное питание. В США, например, в отраслевом разрезе основной объём иностранных инвестиций сосредоточен в непроизводственной сфере экономики (сфере услуг – 63%) и в обрабатывающей промышленности (около 35%).

Информация о работе Инвестиционная политика, её инструменты и особенности в Республике Беларусь