Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 12:23, курсовая работа
Вместе с тем изменения в системе хозяйствования Республики Беларусь вызвали к жизни новые источники инвестиций, и в первую очередь финансовые средства частного капитала. В государственной политике особая роль отводится привлечению зарубежных инвестиций в приоритетные отрасли с одновременным предоставлением налоговых льгот и страховых гарантий, совершенствованием системы правового регулирования иностранного инвестирования, развитием инфраструктуры международного бизнеса и совершенствованием законодательства.
Цель данной работы – дать характеристику формирования и направлений развития инвестиционной политики Республики Беларусь, найти пути повышения инвестиционной привлекательности страны.
Введение……………………………………………………………………………3
Состояние и развитие инвестиционной сферы в Республике
Беларусь…………………………………………………………………………5
Опыт привлечения инвестиций зарубежных стран………………………….15
Инвестиционная политика в Республике Беларусь в современных
условиях…………………………………………………………………………21
Заключение………………………………………………………………………...27
Список используемой литературы……………………………………………….29
Международными
финансовыми организациями
По показателям оценки внешнего долга, Беларусь относится к группе стран с наименьшей закредитованностью. По данным 2000 г., отношение внешнего долга к ВВП у нас составило 7,12%, к экспорту товаров и услуг - 11%. В России эти показатели - соответственно были 69,5% и 137%, в Украине - 32,5% и 57,1%. Беларусь аккуратно рассчитывается по таким долгам и с этой стороны достаточно привлекательна для кредитования, особенно при наличии правительственных гарантий.
Принципом современной инвестиционной политики является выполнение требований приоритетности, означающих необходимость ориентации вложений на наиболее важных направлениях развития, обеспечивающих достижение высокого уровня устойчивости предприятия, конкурентных преимуществ, повышение доходности или иного социально – экономического эффекта. Указанный принцип предполагает разработку достаточного множества моделей, проектов. В последние годы в белорусской экономике достаточно распространён взгляд на инвестиционный проект только как на некий план, пакет документов. При этом на второй план отходит осознание того, что инвестиционный проект представляет собой систему экономических отношений его участников, и от этих отношений, от того, как они организованы и оформлены, во многом зависит успех реализации проекта. Реализация любого инвестиционного проекта не возможна без квалифицированного управления им, без мониторинга окружающей проект социально-экономической среды.
Сегодня в Беларуси наиболее распространенными организационными формами отношений участников проекта являются акционерное общество и совместное предприятие. А почему бы не создать такие организационные формы, как консорциум и хозяйственная ассоциация, активно используемые западными странами?
Консорциум
представляет собой временное договорное
объединение (соглашение) партнёров
для осуществления проекта, по окончании
которого данная форма сотрудничества
или прекращается или продлевается,
но уже в связи с новыми задачами.
В мировой практике консорциум как
временное объединение
Характерная
особенность консорциума –
Хозяйственная ассоциация представляет собой добровольное объединение в целях реализации проекта различного рода лиц, выполняющих делегированные им функции. При этом участники ассоциации, строя свою деятельность на договорной основе, имеют право получать свою долю прибыли от существования проекта, а также от предприятий, не входящих в состав ассоциации. Особенность хозяйственной ассоциации проявляется в централизации одной или нескольких производственных и управленческих функций и меньшей взаимозависимости её участников, чем в консорциуме.
Очень важную роль в формировании инвестиционного климата играет государство.
Процесс взаимодействия правительства с бизнесом – необходимое условие успешного развития страны. Зарубежный опыт показывает, что в экономически развитых странах решению проблем, связанных со стимулированием инвестиционной деятельности придаётся большое значение, им придаётся статус государственной важности. Например, в США иностранные инвестиции не остаются без внимания со стороны федеральных властей и общественных организаций. Однако тут нет специального закона и органа, регулирующего иностранные инвестиции.
Безусловно,
одним из катализирующих факторов
в процессе притока иностранного
капитала в экономику Беларуси
является деятельность Консультативного
совета по иностранным инвестициям,
который возглавляет премьер-
Резкое снижение инвестиций на науку и научное обслуживание фактически сделало динамичное развитие в стране собственных передовых и наукоёмких производств почти невозможным.
При создании новых предприятий и новых отраслей обычно у нас внимание концентрируется на обеспечении выпуска конечного готового продукта и максимальном приближении к полной автономии предприятий, выпускающих этот продукт. При этом, как правило, отсутствует стремление к использованию преимуществ разделения труда. В результате инвестиционный процесс обычно не сопровождается ни созданием всех необходимых инфраструктур, ни тем более их опережающим развитием. Как показывает анализ данной проблемы, правительства развитых стран опираются преимущественно на рычаги косвенного регулирования (налоговая, амортизационная, кредитно-финансовая политика).
Надо
признать, что Беларусь выпадает из
числа стран, куда иностранные инвестиции
потекут рекой. Открытость экономики
сама по себе не означает привлекательность
для инвесторов. В большей степени
она характеризуется
Приоритет
экспорта для страны часто понимается
как необходимость работы на внешних
рынках всех субъектов хозяйствования,
безусловное выполнение ими прогнозных
показателей. Результатом часто
становится низкая эффективность, убыточность.
Более перспективным путем
Относительная
слабость банковской системы республики
не позволяет кредитовать
Одной из наиболее актуальных на сегодняшний день задач является перевод экономики Беларуси на инновационный путь развития. В то же время доля высокотехнологичного экспорта в страны дальнего зарубежья невелика для Беларуси, а основным рынком отечественных изделий остаётся внутренний рынок СНГ. Вероятно, корни нынешних проблем лежат в отсутствии системы быстрого и эффективного превращения инновационной разработки в прибыльный коммерческий продукт.
Как правило, на начальных этапах малые инновационные компании, или «стартапы», имеют три препятствия на пути получения коммерческого кредита:
И поэтому сначала в США, а затем и в других странах получил распространение механизм венчурного финансирования, ставший основой инвестиционной схемы Силиконовой Долины. Частные инвестиции, направленные на высокорискованные проекты, находящиеся на ранних стадиях развития.
Для стимулирования инвестиционной активности субъектов хозяйствования государство использует различные формы и методы финансовой поддержки, основными из которых являются льготы по налоговым и таможенным платежам, прямое бюджетное финансирование, предоставление гарантий, участие в создании коммерческих организаций с иностранными инвестициями. В частности, с 2004 года в республике применяется возмещение части процентов за пользование банковскими кредитами из средств республиканского бюджета, но только тем проектам, которые прошли по конкурсному отбору.
В
связи с происходящими
Всё
выше перечисленное можно привести
к ряду мер по повышению инвестиционной
привлекательности экономики
3. Необходимо развивать все сферы и отрасли экономики, больше внимания уделять инфраструктуре. Анализ структуры привлечённых иностранных инвестиций показывает их весьма узкую отраслевую направленность. Основная их доля направляется либо в экспортно-ориентированные отрасли (промышленность), либо в сверхприбыльные проекты с малыми сроками окупаемости и незначительной фондоёмкостью (торговля и общественное питание, коммуникации, финансовые услуги). Безусловным лидером по привлечению зарубежного капитала является торговля и общественное питание. В США, например, в отраслевом разрезе основной объём иностранных инвестиций сосредоточен в непроизводственной сфере экономики (сфере услуг – 63%) и в обрабатывающей промышленности (около 35%).
Информация о работе Инвестиционная политика, её инструменты и особенности в Республике Беларусь