Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 15:54, курсовая работа
Для любого, особенно активно развивающегося государства чрезвычайно важно, чтобы в развитие его экономики и социальной сферы постоянно вкладывались всё новые и новые финансовые и материальные ресурсы. Только так можно выйти в разряд высокотехнологичных и конкурентоспособных государств. А именно такую цель ставит перед собой наша молодая суверенная республика.
Введение…………………………………………………………………………...3
Состояние и развитие инвестиционной сферы в Республике Беларусь…...6
1.1 Понятия инвестиций и инвестиционной политики…………………….6
1.2 Правовое регулирование инвестиций…………………………………..9
Опыт привлечения инвестиций зарубежных стран………………………..12
Понятие международных инвестиций, их виды и особенности притока в экономику РБ……..……………………………………………………12
Инвестиционные проекты зарубежных стран…………………………15
3. Инвестиционная политика в Республике Беларусь в современных условиях…………………………………………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованной литературы…………………………………………...26
Несмотря
на видимую невооруженным взглядом положительную
динамику притока иностранных инвестиций,
необходимо понимать, что эти показатели
не могут увеличиваться сами. Поэтому
принимаются меры, которые должны позволить
улучшить инвестиционную привлекательность
страны и условия деятельности инвесторов
в республике, увеличить объемы привлекаемого
зарубежного капитала и способствовать
реализации целевых параметров инвестиционной
деятельности. Открытость нашей страны
в условиях мирового кризиса предполагает,
что источники инвестиций в основной капитал
будут ограничиваться, поэтому – главная
задача повысить эффективность капиталовложений.
В целом в 2009 г. для сохранения инвестиционной
активности было продолжено стимулирование
инвестиционного спроса и развитие мер
по защите внутреннего рынка, восстановление
кредитования предприятий, а также избирательные
меры, направленные на поддержку отдельных
отраслей и направлений производственной
деятельности.
3.
Инвестиционная политика
в Республике Беларусь
в современных условиях
В первом полугодии 2009 г. в инвестиционной сфере республики сохранялась стабильно положительная ситуация. На протяжении всего анализируемого периода наблюдалась уверенная динамика роста инвестиций. На развитие экономики направлено 19.2 трлн руб. инвестиций в основной капитал, фактический темп роста их составил 117,6 % к уровню первого полугодия 2008 г.
Согласно
статистическим данным, потоки инвестиций
в основной капитал страны в I
полугодии 2009 г. продолжали увеличиваться
значительно более высокими темпами (117,6%),
чем осуществляется рост ВВП (100,3%).
Таким образом, доля инвестиций в основной
капитал в общем объеме ВВП составила
в первом полугодии текущего года рекордно
высокий уровень -31,8 против 25,5 % за аналогичный
период 2008 г. (Рис. Б.1)
Рисунок Б.1 - Темпы
роста инвестиций в основной капитал за
полугодие 2008-2009 г.г., % [6, c.36]
Приоритетной
для вложения инвестиций является производственная
сфера республики: в первом полугодии
текущего года использовано 12,2 трлн руб.,
или 63,3% общего объема инвестиций в основной
капитал. Темп роста инвестиций по объектам
производственного назначения высокий
– 120,7%. В целом по республике фактические
данные об использовании инвестиций по
объектам производственного и непроизводственного
назначения в первом полугодии 2009 г. подтверждает
заданный вектор опережающего развития
производственного направления. (Таблица
3)
Период года | Инвестиции по объектам | |||
производственного назначения | непроизводственного назначения | |||
В текущих ценах, млрд руб. | К уровню соответствующего периода предыдущего года | В текущих ценах, млрд руб | К уровню соответствующего периода предыдущего года | |
I квартал | 5108,8 | 123,0 | 2941,0 | 113,8 |
II квартал | 7136,7 | 118,6 | 4052,5 | 115,2 |
Январь-июнь | 12245,5 | 120,7 | 6993,5 | 114,2 |
Таблица 3 – Использование
инвестиций в основной капитал по объектам
производственного и непроизводственного
назначения в I полугодии 2009 г. [6, c.37]
Согласно приведенным в таблице данным, показатели использования инвестиций в основной капитал по объектам производственного назначения значительно опережают темпы роста по объектам непроизводственного назначения. В то же время в стране имеются неудовлетворенные потребности в инфраструктурных инвестициях. С учетом этого представляется возможным развивать этот сегмент отечественной экономики в условиях мирового кризиса, так как развитая инфраструктура принимающей страны инвестиционно привлекательна для капитала, в том числе иностранного. С этой целью предстоит максимально сконцентрировать средства на внутреннем потреблении.
Еще один приоритет – модернизация действующих производств и обновление активной части основных средств отечественной организаций. Затраты на этот блок в первом полугодии текущего года составили 7,6 трлн руб., а темп роста их обеспечен на 114,5%, что ниже соответствующего показателя за 2008 г. Спад инвестиционной активности в данной области подтверждается и изменениями в технологической структуре инвестиций в основной капитал республики: в первом полугодии 2009 г. 39,6% в ней занимали затраты на приобретение машин, оборудования и транспортных средств против 42,4% в первом полугодии 2008 г. [8, c.54-60]
Инвестиционные расходы на строительно-монтажные работы увеличились за счет строительства жилья и прочих объектов и составили 47,6%. На прочие затраты в общей технологической структуре инвестиций в основной капитал приходилось 12,8% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. (Рис. Б.2, Б.3)
Рисунок Б.2 - Технологическая
структура инвестиций в основной капитал
за I полугодие 2009 г. [6, c.38]
Рисунок Б.3 - Технологическая
структура инвестиций в основной капитал
за I полугодие 2008 г. [6, c.38]
Следует отметить, что высокие темпы роста инвестиций в основной капитал в первом полугодии 2009 г. в основном достигнуты в условиях реализации инвестиционных проектов и программ за счет собственных средств организаций (39%), кредитных ресурсов (26,1%) и средств консолидированного бюджета (20,1%).
Что касается источников финансирования инвестиций, то в сравнении с предыдущими периодами сегодня среди них выделяются кредитные ресурсы, для которых характерен прирост, при снижении темпов использования собственных средств организаций. Это несет в себе скрытую угрозу из-за возможной кредитной перегрузки отечественных финансовых товаропроизводителей. Поэтому с целью максимального снижения инвестиционных расходов из консолидированного бюджета приняты определенные меры. Обеспечена экономия бюджета за счет инвентаризации объектов включенных в Государственную инвестиционную программу на 2009 г., при этом из нее исключено 130 объектов и финансирование из средств республиканского бюджета сокращено более чем на 30% по сравнению с ранее запланированным уровнем; также ограничены расходы на ремонт бюджетных организаций, оплату услуг транспорта и др. Кроме того, предстоит максимально сократить импортные закупки. Расходы по импорту должны осуществляться в основном за счет использования внебюджетных средств или привлечения долгосрочных кредитных ресурсов из тех стран, которые будут поставлять в отечественные организации инвестиционное оборудование.
Согласно исследованиям Всемирного банка, рейтинги Беларуси имеют не престижные места по индексу защиты прав собственности – 106 из 115 стран и 151 из 180 стран по индексу восприятия коррупции. Несмотря на это, рейтинг республики по фактическому привлечению иностранных инвестиций повысился на 27 позиций. В последнее время инвестиционная заинтересованность иностранных компаний, готовых вкладывать крупные средства в строительство гостиниц, деловых центров, жилья, в республике возрастает. Их активность вследствие мирового кризиса пока не изменилась.
В стране реализуются широкомасштабные инвестиционные проекты с привлечением иностранного капитала, что позволяет рассчитывать на то, что несмотря на кризисные явления в мировом сообществе, целевые показатели годового прогноза по темпам роста инвестиций в основной капитал не будут изменены в сторону снижения. Так, в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 сентября 2008 г. был установлен повышенный прогноз-задание по темпам роста инвестиций в основной капитал на 2009 г. – 125% в целом по республике. Однако итоги первого полугодия показывают, что выполнение упомянутого показателя представляется затруднительным из-за крайне незначительного объема привлеченных инвестиций по министерствам торговли (14,6%) и лесного хозяйства (22,7%), а также концернам «Беллесбумпром» (22,2%), «Белбиофарм» (19,6), «Белкоопсоюз» (21% к предусмотренным объемам на год). В связи с этим требуется незамедлительное проведение кластерного анализа и выработка мер в целях привлечения данными структурами инвестиций, в том числе иностранных. [6, c.35-40]
Таким
образом, можно сказать, что в сфере
инвестиций для Беларуси наблюдается
тенденция роста, несколько медленного
для существующего положения страны, но
уверенного и точного. Инвестиционный
климат в Республике Беларусь улучшается,
имеет много положительных сторон, и, конечно,
политика государства направлена на то,
чтобы улучшить условия инвестирования
для иностранных вкладчиков. Но вместе
с тем, зарубежье не очень-то спешит вкладывать
средства в экономику Беларуси, так как
существует огромный риск просто потерять
их, не получив ни прибыли, ни средств.
Некоторые причины, препятствующие движению
иностранного капитала, не могут быть
устранены за короткий срок. Из этого следует,
что устранять нужно, прежде всего, внутренние
барьеры на пути вложений, в частности
привести налогообложение и регулирование
инвестиционной деятельности в соответствии
с таковыми в развитых странах, принять
законодательство о защите иностранных
инвестиций, ослабить ограничении участия
иностранцев в капитале предприятий. Эти
мероприятия, несомненно, будут способствовать
увеличению притока инвестиций в Республику
Беларусь. Таким образом, стране есть над
чем задуматься и над чем работать. Однако
в целом перспектива выполнения задания
по привлечению инвестиций в основной
капитал, установленного Программой социально-экономического
развития Республики Беларусь на 2006-2010
годы (115-117%), весьма реальна.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании данной работы можно сделать следующие выводы:
1. Инвестиционная
политика – одна из составных
частей социально-
2. Законодательная база как общего, так и специального характера, должна строиться на следующих основных принципах: стабильности и прозрачности законодательства; неконфликтности, согласованности и взаимоувязки законодательств между собой; открытости, заблаговременности информирования инвесторов об изменении или принятии новых актов; защищенности инвесторов от неправомерных действий, право на апелляцию должно быть обеспечено на самой начальной стадии принятия решения; подключенности к международной системе правового обеспечения в области инвестиционной деятельности, унификации нормативно-правовых актов.
Данные меры улучшат инвестиционный климат РБ.
3.
Как можно увидеть,
Несмотря на видимую невооруженным взглядом положительную динамику притока иностранных инвестиций, необходимо понимать, что эти показатели не могут увеличиваться сами. Поэтому принимаются меры, которые должны позволить улучшить инвестиционную привлекательность страны и условия деятельности инвесторов в республике, увеличить объемы привлекаемого зарубежного капитала и способствовать реализации целевых параметров инвестиционной деятельности. Открытость нашей страны в условиях мирового кризиса предполагает, что источники инвестиций в основной капитал будут ограничиваться, поэтому – главная задача повысить эффективность капиталовложений. В целом в 2009 г. для сохранения инвестиционной активности было продолжено стимулирование инвестиционного спроса и развитие мер по защите внутреннего рынка, восстановление кредитования предприятий, а также избирательные меры, направленные на поддержку отдельных отраслей и направлений производственной деятельности.
Информация о работе Инвестиционная политика, ее инструменты и особенности в РБ