Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 15:54, курсовая работа
Для любого, особенно активно развивающегося государства чрезвычайно важно, чтобы в развитие его экономики и социальной сферы постоянно вкладывались всё новые и новые финансовые и материальные ресурсы. Только так можно выйти в разряд высокотехнологичных и конкурентоспособных государств. А именно такую цель ставит перед собой наша молодая суверенная республика.
Введение…………………………………………………………………………...3
Состояние и развитие инвестиционной сферы в Республике Беларусь…...6
1.1 Понятия инвестиций и инвестиционной политики…………………….6
1.2 Правовое регулирование инвестиций…………………………………..9
Опыт привлечения инвестиций зарубежных стран………………………..12
Понятие международных инвестиций, их виды и особенности притока в экономику РБ……..……………………………………………………12
Инвестиционные проекты зарубежных стран…………………………15
3. Инвестиционная политика в Республике Беларусь в современных условиях…………………………………………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованной литературы…………………………………………...26
- недвижимое имущество, в том числе предприятие как имущественный комплекс;
- ценные бумаги;
-
интеллектуальная
Субъектами инвестиционной деятельности являются:
- инвесторы (заказчики);
- подрядчики (исполнители работ);
- пользователи объектов инвестиционной деятельности;
- юридические лица (банковские, страховые и посреднические организации);
- граждане Республики Беларусь;
-
иностранные юридические и
Инвестиционная деятельность в Республике Беларусь осуществляется в следующих формах:
- создание юридического лица;
-
приобретение имущества или
-
доли в уставном фонде
- недвижимости;
- ценных бумаг;
- концессий;
- оборудования и других основных средств
Методы инвестиционной политики распадаются на несколько групп. Во-первых это методы оценки и отбора инвестиционных проектов, программ и направлений, во-вторых, методы продвижения проектов. в-третьих, это методы привлечения и стимулирования инвестиций.
Инструменты
инвестиционной политики – это те
средства, с помощью которых
Государство регулирует инвестиционную деятельность, прямо или косвенно воздействуя на нее. Методы прямого воздействия реализуются через инструменты правового (законодательного) регулирования, административного и экономического влияния:
Инвестиционная политика –
1.2
Правовое регулирование
инвестиций
Решающую роль при формировании государственной инвестиционной политики играет правовое регулирование инвестиций. Правовое регулирование инвестиций представляет собой регулирование инвестиционных отношений как отношений собственности в международном и национальном праве. Сущность этого процесса состоит в создании правовых условий и гарантий инвесторам-собственникам, а также в определении соответствующих организационно-правовых форм инвестирования.
Инвестиционную Деятельность в Республике Беларусь регулируют указы Президента РБ, постановления Правительства РБ, письма, указания, положения Национального банка РБ, положения, инструкции, письма министерств, заключения Конституционного суда РБ.
Инвестиционный кодекс — основополагающий документ, регулирующий не только национальные, но и иностранные инвестиции на территории страны. Инвестиционный кодекс, вступивший в силу от 9 октября 2001г. не просто объединил в один информационно-правовой акт законы «Об иностранных инвестициях» и «Об инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь», но ввёл ряд новых норм, регулирующих инвестиционную деятельность. Он защищает права собственности иностранных инвесторов, обеспечивает им не менее благоприятные, чем для национальных предпринимателей условия деятельности, а так же устанавливает для них специальные стимулирующие преимущества в налоговой, таможенной, валютной сферах. Республика Беларусь — единственная страна среди государств СНГ, принявшая Инвестиционный кодекс. Данный документ направлен на стимулирование инвестиционной деятельности и защиту прав инвесторов на территории республики.
В процессе осуществления инвестиционной деятельности, в том числе при реализации инвестиционных проектов, инвесторы имеют право на государственную поддержку в виде централизованных инвестиционных ресурсов или предоставления гарантий белорусского Правительства. Иностранным инвесторам гарантируется право собственности и иные вещные права, а также имущественные права, приобретенные законным способом. И, главное - независимо от формы собственности, инвесторам гарантирована равная, без всякой дискриминации, защита прав и законных интересов.
Инвесторы могут самостоятельно осуществлять все действия, вытекающие из владения, пользования и распоряжения объектами и результатами инвестиционной деятельности. В частности, распоряжаться полученной от инвестиций прибылью, в том числе, реинвестировать ее на территории Беларуси или после уплаты налогов и других обязательных платежей беспрепятственно переводить за пределы республики.
Инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы или реквизированы. Такие процессы возможны лишь со своевременной и полной компенсацией не только стоимости инвестиционного имущества, но и других вызванных ими убытков. Инвестиционным кодексом также закрепляется право инвестора обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) государственных органов или их должностных лиц и их акты, нарушающие права инвестора и (или) причиняющие ему убытки.
Наряду
со специальными законами, принимаемыми
в области регулирования
Помимо актов внутригосударственного характера, республикой Беларусь заключен ряд международных договоров, регулирующих инвестиционные отношения. Это двусторонние договоры об избежании двойного налогообложения иностранных субъектов хозяйствования и о поощрении и взаимной защите инвестиций. Такие договоры заключены Республикой Беларусь с целью вложения в экономику зарубежных средств. Договоры о поощрении и взаимной защите инвестиций Республикой Беларусь заключены с Украиной, Турцией, ФРГ, Швецией, Францией, Швейцарией, Великобританией и т.д. Также было подписано 35 договоров об избежании двойного налогообложения с различными государствами, среди которых есть европейские государства и государства американского региона. Кроме того, республика Беларусь является участницей Соглашения о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности и Соглашения о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности.
Все перечисленные нормативные акты составляют инвестиционное законодательство, то есть совокупность норм, определяющих порядок допуска иностранных инвесторов к хозяйственной деятельности на территории нашей страны. Под национальным инвестиционным законодательством, в области регулирования иностранных инвестиций понимается «совокупность норм, определяющих порядок допуска иностранных субъектов к хозяйственной деятельности и осуществления капиталовложений на территории государства, принимающего иностранный капитал, в том числе порядок получения разрешения на ведение хозяйственной деятельности со стороны компетентных органов государства». [ИК]
Основной задачей, которую решает национальное специальное законодательство по регулированию иностранных инвестиций, является определение статуса иностранной частной собственности на территории стран, принимающих инвестиции. Из статуса иностранной собственности же вытекает политика государства по отношению к иностранным инвестициям.
Таким
образом, законодательная база как
общего, так и специального характера,
должна строиться на следующих основных
принципах: стабильности и прозрачности
законодательства; неконфликтности, согласованности
и взаимоувязки законодательств между
собой; открытости, заблаговременности
информирования инвесторов об изменении
или принятии новых актов; защищенности
инвесторов от неправомерных действий,
право на апелляцию должно быть обеспечено
на самой начальной стадии принятия решения;
подключенности к международной системе
правового обеспечения в области инвестиционной
деятельности, унификации нормативно-правовых
актов. Данные меры улучшат инвестиционный
климат РБ. [7]
2.1
Понятие международных
инвестиций, их виды
и особенности притока
в экономику РБ
В силу своего географического положения, структурных особенностей народнохозяйственного комплекса и проводимой в стране экономической политики Беларусь не может оставаться в стороне от процессов международного инвестирования. Инвестиционный кодекс, принятый еще в 2001 г. систематизировал правовые рамки деятельности как национальных, так и иностранных инвесторов.
Международные инвестиции представляют собой вложения капитала экономических субъектов (правительств, компаний, домашних хозяйств, некоммерческих организаций) одних государств в материальные и нематериальные активы других государств с целью обеспечения непрерывности воспроизводственного процесса, получения дохода или социального эффекта. Если инвестор вкладывает капитал за рубежом, он осуществляет зарубежные инвестиции, которые по отношению к национальной экономике называются исходящими потоками капитала. В принимающей стране, стране-реципиенте, эти инвестиции считаются иностранными, или входящими потоками капитала. Обобщенное же понятие зарубежных и иностранных инвестиций есть международные инвестиции.
Международное инвестирование является необходимым фактором обеспечения устойчивого экономического роста и социально-экономического развития страны. Оно способствует выявлению неэффективных отраслей и вытеснению неконкурентных субъектов хозяйствования в странах-получателях иностранных инвестиций, стимулирует исследования и разработки как способ повышения конкурентоспособности, выполняет функцию транснационализации производства товаров и услуг, что создает предпосылки для экономической, а иногда и политической интеграции. [13, c.8-14]
Основными видами международных капиталовложений в Беларуси являются прямые, портфельные и кредитные инвестиции. Прямые иностранные инвестиции – такая форма экспорта капитала, при которой иностранный собственник устанавливает эффективный контроль и получает право непосредственного управления объектом инвестирования. Иностранные инвестиции являются прямыми, если доля собственника составляет не менее 10% акционерного или уставного капитала. Именно прямым иностранным инвестициям уделяется основное внимание в нашей республике. Это объясняется тем, что они считаются более долгосрочными и менее мобильными, так как предполагают непосредственное участие в деятельности предприятия – объекта инвестирования. Приток прямых иностранных инвестиции положительным образом отражается на платежном балансе страны, а, следовательно, ведет к укреплению национальной валюты и росту международных резервов без дополнительных долговых обязательств. Кроме того, в белорусской экономике главное место занимает промышленность, основные средства которой нуждаются в существенном обновлении, а произвести его самостоятельно многими не считается посильным. В связи с этим большие надежды возлагаются на так называемых стратегических иностранных инвесторов, т.е тех, кто проявляет долгосрочный хозяйственный интерес к Беларуси.
Информация о работе Инвестиционная политика, ее инструменты и особенности в РБ