Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 19:53, курсовая работа
Экономика Беларуси за годы перестройки и реформирования понесла громадные потери. В 80-х годах Беларусь по показателям ВВП на душу населения занимала одно из первых мест среди бывших социалистических стран.
С 1991 г. ситуация резко изменилась, что обусловлено прежде всего особенностями промышленного потенциала республики, его четко выраженным экспортным характером. Беларусь была одной из наиболее зависимых от внешней торговли стран мира с долей импорта, и экспорта в ВВП - соответственно 60 и 50%.[1]
Введение...........................................................................................................4
1. Инвестиции: понятие, виды………………………………………………5
2. Инвестиционная политика и инвестиционный климат………….........11
3. Инвестиционная политика в Республике Беларусь……………...……16
Заключение………………………………………………………................24
Список использованных источников…...………………………...............27
- подписанию международных соглашений и договоров о предотвращении двойного налогообложения и сохранности инвестиций;
- созданию гарантийного кредитного фонда для субъектов малого бизнеса, предоставляющего гарантии и поручительства за них по выдаваемым банками кредитам;
- расширению инвестиционного потенциала банковского сектора за счет вовлечения внешнего капитала и средств домашних хозяйств;
- более полному использованию возможностей свободных экономических зон, которые открывают внутренние территории для иностранных инвесторов и предпринимателей.
Улучшению
инвестиционного климата в
Для эффективного использования инвестиций сформирован перечень инвестиционных проектов Республики Беларусь на период до 2010 г. Особое внимание государства будет уделено реализации инвестиционных проектов по модернизации производств с высокими наукоемкими и ресурсосберегающими технологиями, техническому перевооружению и развитию отраслей экспортной и импортозамещающей направленности в нефтехимическом комплексе, микроэлектронике, производстве сельскохозяйственной техники, медицинских препаратов, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, а также в сфере современных транспортных коммуникаций, связи, туризма, строительных услуг.
С целью реализации дорогостоящих инвестиционных проектов внедряются новые формы инвестирования: концессии, проектное и венчурное финансирование, лизинг. С инвестором может быть заключен инвестиционный договор, который предоставит дополнительные гарантии инвестору по экономическим и иным условиям реализации проекта на белорусском рынке.
В Республике Беларусь сформирована стабильная система гарантий прав инвесторов и защиты инвестиций. Основополагающим законодательным актом в этой сфере является Инвестиционный кодекс республики. В кодексе законодательно закреплено, что государство гарантирует инвестору право собственности и иные имущественные права, приобретенные законным способом. Гарантируется равенство прав, предоставляемых инвесторам независимо от их формы собственности, при осуществлении инвестиционной деятельности, а также равная, без всякой дискриминации, защита прав и законных интересов инвесторов [11, с. 81].
Катализирующим фактором в процессе притока иностранного капитала в экономику республики является деятельность Консультативного совета по иностранным инвестициям. Он представляет собой наивысшую форму прямого конструктивного диалога между правительством и иностранными инвесторами по ключевым вопросам экономики. Здесь вырабатываются совместные предложения по улучшению инвестиционного климата в Беларуси, выносятся решения по упрощению функционирования предприятий с иностранными инвестициями [12, с. 16]. Основные усилия сосредоточены на следующих направлениях: установление равных условий хозяйствования для иностранных и национальных инвесторов; совершенствование системы бухгалтерского учета; реализация мероприятий по совершенствованию инвестиционного, таможенного, налогового законодательств; установление новых направлений сотрудничества с международными организациями; улучшение рекламы инвестиционных возможностей Беларуси.
Наконец,
для повышения инвестиционной привлекательности
страны во всех областных центрах
и столице созданы шесть
Работу, направленную на улучшение инвестиционного климата в Беларуси с точки зрения привлечения иностранных инвестиций, необходимо продолжать. Два направления, по которым предстоит такая работа: дальнейшее совершенствование налогового режима и стабильное законодательство, регулирующее деятельность инвесторов. Создается информационная база по инвестиционным возможностям как Беларуси в целом, так и отдельных ее регионов, происходит ознакомление с ней самого широкого круга потенциальных инвесторов. Также организуются инвестиционные конференции, форумы, семинары, дни экономики и другие мероприятия для потенциальных и действующих инвесторов. За рубежом и в Беларуси проводятся контрактно-кооперативные биржи с иностранными предпринимателями. Кроме того, предоставляется авторитетная консультация иностранных инвесторов при переговорах по созданию предприятий с иностранным капиталом. Регулярно проводятся семинары по составлению бизнес-планов, а по заявкам иностранных фирм во всех областных отделениях и Центральном аппарате проводятся консультации по условиям работы в Беларуси. Значительное влияние на привлечение иностранных инвестиций оказывает работа с международными организациями.
Анализ инвестиционных процессов. В 2008 году поступления иностранных инвестиций в реальный сектор экономики Республики Беларусь составили 6 525,9 млн. долларов США (по сравнению с 2007 годом объем инвестиций увеличился в 1,2 раза), в том числе:
‑ прямых инвестиций – 2 279,8 млн. долларов;
‑ портфельных инвестиций – 1,7 млн. долларов;
‑ прочих инвестиций – 4 244,3 млн. долларов.
Из стран пребывания загранучреждений привлечено 5 776,9 млн. долларов или 88,5% от общего объема поступлений иностранных инвестиций.
На протяжении нескольких лет наблюдается рост поступления прямых иностранных инвестиций (ПИИ): 2006 год — 951,3 млн., 2007 год — 1648,6 млн. долларов США. В 2008 году поступило 2 279,8 млн. долл. США прямых инвестиций. Значительные объемы прямых иностранных инвестиций поступили от резидентов Швейцарии (44,2% от общего объема прямых инвестиций), России (16,7 %); Кипра (16,3%), США (2,9%), Эстонии (2,7%), Латвии (2,5%), Германии (2,1%), Нидерландов (2%).
Прочих иностранных инвестиций (торговые кредиты, другие кредиты, включая под гарантии Правительства, коммерческих банков, залог имущества, поручительство, ссуды, займы, финансовый лизинг) было получено 4 106,2 млн. долл. США или 75,7% от общей суммы иностранных инвестиций. [13]
В первом полугодии 2008 года поступления иностранных инвестиций в реальный сектор экономики Республики Беларусь составили 3 340,2 млн. долларов США (по сравнению с аналогичным периодом 2007 года объем инвестиций увеличился в 1,44 раза), в том числе:
- прямых инвестиций – 1 232,0 млн. долларов (рост в 2,4 раза);
- портфельных инвестиций – 0,8 млн. долларов;
- прочих инвестиций – 2 107,4 млн. долларов (рост в 1,2 раза).
Доля инвестиций из стран СНГ (Россия, Украина, Кыргызстан, Азербайджан, Грузия) составила 33,3% от общего объема инвестиций, из которых доминирующую позицию по данной группе стран занимает Россия – 33,2% (российских инвестиций поступило в 1,61 раза больше, чем за аналогичный период 2007 года). Основными мотивами инвестиций российских компаний в Беларусь являются:
-
вертикальная интеграция (в основном
в таких отраслях как
-
вход на внутренний рынок в
такие отрасли, где
Из стран вне СНГ поступило 2 228,3 млн. долларов или 66,7% от общего объема поступивших инвестиций (рост в 1,36 раза). На долю стран ЕС приходится 1 394,5 млн. долларов или 41,7% от общего объема (рост в 1,1 раза).
Среди наиболее крупных стран-инвесторов можно выделить:
- Россию (1 109,4 млн. долларов; 33,2% от общего объема инвестиций);
- Швейцарию (674,4 млн. долларов; 20,2%);
- Великобританию (474,7 млн. долларов; 14,2%);
- Австрию (357,6 млн. долларов; 10,7%);
- Кипр (262,0 млн. долларов; 7,8%);
- Нидерланды (56,6 млн. долларов; 1,7%);
- Латвию (55,7 млн. долларов; 1,7%);
- Германию (49,6 млн. долларов; 1,5%);
- Этонию (31,1 млн. долларов; 0,9%);
- США (30,8 млн. долларов; 0,9%
Беларусь обладает следующими преимуществами инвестирования в ее экономику:
- выгодное географическое положение между Европейским Союзом и Российской Федерацией, доступ для сбыта на рынки стран Таможенного союза;
- прогрессивное инвестиционное законодательство, гарантирующее защиту прав инвесторов (в Беларуси единственной из стран СНГ принят Инвестиционный кодекс);
- высококвалифицированная рабочая сила и значительный научно-технический потенциал;
- развитая сеть транспортных коммуникаций и инфраструктура (два паневропейских транспортных коридора II и IX);
- стабильная социально политическая ситуация, отсутствие конфликтов регионального и национального характера;
- экспортно-ориентированная экономика (экспортируется более 60% ВВП);
- низкий уровень преступности и коррупции;
- один из лидеров среди стран СНГ по уровню и темпам экономического развития;
- наличие 6 свободных экономических зон и Парка высоких технологий;
- деятельность Консультативного Совета по иностранным инвестициям и Национального инвестиционного агентства («One Stop Shop»). [15]
С мая 2004 года Республика Беларусь стала восточной границей Европейского союза. Поэтому, размещая свои производственные мощности на территории страны с таким выгодным географическим положением, иностранный инвестор получает прямой доступ не только к рынку республики в 10 миллионов человек, но и к 200-миллионному рынку стран Евразийского сообщества: России, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. Для европейских и других зарубежных инвесторов это прекрасная возможность расширить масштабы и доходность своей деятельности.
Основными отраслями, в которые направляются прямые инвестиции стран ЕС в Беларусь, являются: а) предприятия машиностроения; б) иные высокотехнологичные отрасли и отрасли, производящие инвестиционные товары; в) финансовые сектора; г) иные отрасли (пищевая, легкая промышленность и т. п.).
По сравнению с 2006 годом инвестиции в основной капитал возросли на 15,1%. Согласно Докладу ЮНКТАД о мировых инвестициях 2007, Беларусь отнесена к категории стран с высоким потенциалом для привлечения прямых иностранных инвестиций и занимает в рейтинге ЮНКТАД 47-е место. [15]
Основными источниками для предприятий по-прежнему являются их собственные средства - амортизационные отчисления и прибыль. Амортизация по-прежнему выступает в качестве наиболее широко используемого источника финансирования инвестиционной деятельности. Так, средства амортизационных фондов в качестве источника финансирования инвестиций в IV квартале 2008 г. использовали 82,7 процента участников опроса, в том числе 84,1 процента промышленных предприятий, 71,4 процента предприятий транспорта, 87,1 процента строительных организаций и 81,7 процента предприятий торговли и общественного питания. Во всех обследуемых отраслях экономики возросла по сравнению с IV кварталом 2007 г. доля предприятий, основным источником финансирования инвестиций которых являются амортизационные отчисления. Исключение составили предприятия легкой промышленности (доля респондентов снизилась с 71,4 процента в IV квартале 2007 г. до 66,7 процента в IV квартале 2008 г.), мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности (с 92 процентов до 87,5 процента), а также транспортные организации (с 78,3 процента до 71,4 процента).
Информация о работе Инвестиционная политика, ее инструменты и особенности в Республике Беларусь