Инвестиционная политика, ее инструменты и особенности в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Экономика Беларуси за годы перестройки и реформирования понесла громадные потери. В 80-х годах Беларусь по показателям ВВП на душу населения занимала одно из первых мест среди бывших социалистических стран.
С 1991 г. ситуация резко изменилась, что обусловлено прежде всего особенностями промышленного потенциала республики, его четко выраженным экспортным характером. Беларусь была одной из наиболее зависимых от внешней торговли стран мира с долей импорта, и экспорта в ВВП - соответственно 60 и 50%.[1]

Содержание

Введение...........................................................................................................4
1. Инвестиции: понятие, виды………………………………………………5
2. Инвестиционная политика и инвестиционный климат………….........11
3. Инвестиционная политика в Республике Беларусь……………...……16
Заключение………………………………………………………................24
Список использованных источников…...………………………...............27

Работа содержит 1 файл

готовая!!!!.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

       - подписанию международных соглашений и договоров о предотвращении двойного налогообложения и сохранности инвестиций;

       - созданию гарантийного кредитного фонда для субъектов малого бизнеса, предоставляющего гарантии и поручительства за них по выдаваемым банками кредитам;

       - расширению инвестиционного потенциала банковского сектора за счет вовлечения внешнего капитала и средств домашних хозяйств;

       - более полному использованию возможностей свободных экономических зон, которые открывают внутренние территории для иностранных инвесторов и предпринимателей.

       Улучшению инвестиционного климата в республике и ее конкурентных позиций на мировой арене будет способствовать также проведение дальнейших мероприятий по ее вступлению в ВТО. Формирование более ликвидного торгового режима, а также соблюдение обязательств осуществления дальнейших институциональных реформ положительно скажется на внешнеэкономическом имидже страны.

       Для эффективного использования инвестиций сформирован перечень инвестиционных проектов Республики Беларусь на период до 2010 г. Особое внимание государства  будет уделено реализации инвестиционных проектов по модернизации производств с высокими наукоемкими и ресурсосберегающими технологиями, техническому перевооружению и развитию отраслей экспортной и импортозамещающей направленности в нефтехимическом комплексе, микроэлектронике, производстве сельскохозяйственной техники, медицинских препаратов, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, а также в сфере современных транспортных коммуникаций, связи, туризма, строительных услуг.

       С целью реализации дорогостоящих  инвестиционных проектов внедряются новые формы инвестирования: концессии, проектное и венчурное финансирование, лизинг. С инвестором может быть заключен инвестиционный договор, который предоставит дополнительные гарантии инвестору по экономическим и иным условиям реализации проекта на белорусском рынке.

       В Республике Беларусь сформирована стабильная система гарантий прав инвесторов и  защиты инвестиций. Основополагающим законодательным актом в этой сфере является Инвестиционный кодекс республики. В кодексе законодательно закреплено, что государство гарантирует инвестору право собственности и иные имущественные права, приобретенные законным способом. Гарантируется равенство прав, предоставляемых инвесторам независимо от их формы собственности, при осуществлении инвестиционной деятельности, а также равная, без всякой дискриминации, защита прав и законных интересов инвесторов [11, с. 81].

       Катализирующим  фактором в процессе притока иностранного капитала в экономику республики является деятельность Консультативного совета по иностранным инвестициям. Он представляет собой наивысшую форму прямого конструктивного диалога между правительством и иностранными инвесторами по ключевым вопросам экономики. Здесь вырабатываются совместные предложения по улучшению инвестиционного климата в Беларуси, выносятся решения по упрощению функционирования предприятий с иностранными инвестициями [12, с. 16]. Основные усилия сосредоточены на следующих направлениях:  установление равных условий хозяйствования для иностранных и национальных инвесторов; совершенствование системы бухгалтерского учета; реализация мероприятий по совершенствованию инвестиционного, таможенного, налогового законодательств; установление новых направлений сотрудничества с международными организациями; улучшение рекламы инвестиционных возможностей Беларуси.

       Наконец, для повышения инвестиционной привлекательности  страны во всех областных центрах  и столице созданы шесть свободных  экономических зон, которые представляют собой территории со специальными налоговыми, таможенными и регистрационными режимами и дают дополнительные льготы инвесторам. В настоящее время в СЭЗ действует 275 организаций, создано более 25 тыс. рабочих мест. Свыше 90 % действующих резидентов осуществляют производственную деятельность. За счет привлечения иностранных инвестиций задействуются ранее пустующие и неэффективно используемые производственные площади, создаются новые рабочие места, внедряются современные технологии, растут объемы производства и экспорта товаров из СЭЗ, увеличиваются налоговые поступления и сборы в бюджет и во внебюджетные фонды.

         Работу, направленную на улучшение инвестиционного климата в Беларуси с точки зрения привлечения иностранных инвестиций, необходимо продолжать. Два направления, по которым предстоит такая работа: дальнейшее совершенствование налогового режима и стабильное законодательство, регулирующее деятельность инвесторов. Создается информационная база по инвестиционным возможностям как Беларуси в целом, так и отдельных ее регионов, происходит ознакомление с ней самого широкого круга потенциальных инвесторов. Также организуются инвестиционные конференции, форумы, семинары, дни экономики и другие мероприятия для потенциальных и действующих инвесторов. За рубежом и в Беларуси проводятся контрактно-кооперативные биржи с иностранными предпринимателями. Кроме того, предоставляется авторитетная консультация иностранных инвесторов при переговорах по созданию предприятий с иностранным капиталом. Регулярно проводятся семинары по составлению бизнес-планов, а по заявкам иностранных фирм во всех областных отделениях и Центральном аппарате проводятся консультации по условиям работы в Беларуси. Значительное влияние на привлечение иностранных инвестиций оказывает работа с международными организациями.

       Анализ  инвестиционных процессов. В 2008 году поступления иностранных инвестиций в реальный сектор экономики Республики Беларусь составили 6 525,9 млн. долларов США (по сравнению с 2007 годом объем инвестиций увеличился в 1,2 раза), в том числе:

        прямых инвестиций – 2 279,8 млн. долларов;

        портфельных инвестиций – 1,7 млн. долларов;

        прочих инвестиций – 4 244,3 млн. долларов.

       Из  стран пребывания загранучреждений привлечено 5 776,9 млн. долларов или 88,5% от общего объема поступлений иностранных  инвестиций.

       На  протяжении нескольких лет наблюдается  рост поступления прямых иностранных инвестиций (ПИИ): 2006 год — 951,3 млн., 2007 год — 1648,6 млн. долларов США. В 2008 году поступило 2 279,8 млн. долл. США прямых инвестиций. Значительные объемы прямых иностранных инвестиций поступили от резидентов Швейцарии (44,2% от общего объема прямых инвестиций), России (16,7 %); Кипра (16,3%), США (2,9%), Эстонии (2,7%), Латвии (2,5%), Германии (2,1%), Нидерландов (2%).

       Прочих  иностранных инвестиций (торговые кредиты, другие кредиты, включая под гарантии Правительства, коммерческих банков, залог имущества, поручительство, ссуды, займы, финансовый лизинг) было получено 4 106,2 млн. долл. США или 75,7% от общей суммы иностранных инвестиций. [13]

       В первом полугодии 2008 года поступления  иностранных инвестиций в реальный сектор экономики Республики Беларусь составили 3 340,2 млн. долларов США (по сравнению с аналогичным периодом 2007 года объем инвестиций увеличился в 1,44 раза), в том числе:

       - прямых инвестиций – 1 232,0 млн. долларов (рост в 2,4 раза);

       - портфельных инвестиций – 0,8 млн. долларов;

       - прочих инвестиций – 2 107,4 млн. долларов (рост в 1,2 раза).

       Доля  инвестиций из стран СНГ (Россия, Украина, Кыргызстан, Азербайджан, Грузия) составила 33,3% от общего объема инвестиций, из которых  доминирующую позицию по данной группе стран занимает Россия – 33,2% (российских инвестиций поступило в 1,61 раза больше, чем за аналогичный период 2007 года). Основными мотивами инвестиций российских компаний в Беларусь являются:

       - вертикальная интеграция (в основном  в таких отраслях как нефтепереработка, химическая отрасль, металлургия, транспортная отрасль и др.), что связано со структурой и особенностями финансирования российской экономики.

       - вход на внутренний рынок в  такие отрасли, где производство  внутри страны будет более прибыльным (и возможным – например, неторгуемые товары) по сравнению с импортом продукции (телекоммуникации, пищевая и иные отрасли, торговые (оптовая и розничная) отрасли, инвестиции в сети магазинов) [14, с. 138-139] .

       Из  стран вне СНГ поступило 2 228,3 млн. долларов или 66,7% от общего объема поступивших инвестиций (рост в 1,36 раза). На долю стран ЕС приходится 1 394,5 млн. долларов или 41,7% от общего объема (рост в 1,1 раза).

       Среди наиболее крупных стран-инвесторов можно выделить:

       - Россию (1 109,4 млн. долларов; 33,2% от  общего объема инвестиций);

       - Швейцарию (674,4 млн. долларов; 20,2%);

       - Великобританию (474,7 млн. долларов; 14,2%);

       - Австрию (357,6 млн. долларов; 10,7%);

       - Кипр (262,0 млн. долларов; 7,8%);

       - Нидерланды (56,6 млн. долларов; 1,7%);

       - Латвию (55,7 млн. долларов; 1,7%);

       - Германию (49,6 млн. долларов; 1,5%);

       - Этонию (31,1 млн. долларов; 0,9%);

       - США (30,8 млн. долларов; 0,9%

       Беларусь  обладает следующими преимуществами инвестирования в ее экономику:

       - выгодное географическое положение между Европейским Союзом и Российской Федерацией, доступ для сбыта на рынки стран Таможенного союза;

       - прогрессивное инвестиционное законодательство, гарантирующее защиту прав инвесторов (в Беларуси единственной из стран СНГ принят Инвестиционный кодекс);

       - высококвалифицированная рабочая сила и значительный научно-технический потенциал;

       - развитая сеть транспортных коммуникаций и инфраструктура (два паневропейских транспортных коридора II и IX);

       - стабильная социально политическая ситуация, отсутствие конфликтов регионального и национального характера;

       - экспортно-ориентированная экономика (экспортируется более 60% ВВП);

       - низкий уровень преступности и коррупции;

       - один из лидеров среди стран СНГ по уровню и темпам экономического развития;

       - наличие 6 свободных экономических зон и Парка высоких технологий;

       - деятельность Консультативного Совета по иностранным инвестициям и Национального инвестиционного агентства («One Stop Shop»). [15]

       С мая 2004 года Республика Беларусь стала  восточной границей Европейского союза. Поэтому, размещая свои производственные мощности на территории страны с таким выгодным географическим положением, иностранный инвестор получает прямой доступ не только к рынку республики в 10 миллионов человек, но и к 200-миллионному рынку стран Евразийского сообщества: России, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. Для европейских и других зарубежных инвесторов это прекрасная возможность расширить масштабы и доходность своей деятельности.

       Основными отраслями, в которые направляются прямые инвестиции стран ЕС в Беларусь, являются: а) предприятия машиностроения; б) иные высокотехнологичные отрасли и отрасли, производящие инвестиционные товары; в) финансовые сектора; г) иные отрасли (пищевая, легкая промышленность и т. п.).

       По  сравнению с 2006 годом инвестиции в основной капитал возросли на 15,1%. Согласно Докладу ЮНКТАД о мировых инвестициях 2007, Беларусь отнесена к категории стран с высоким потенциалом для привлечения прямых иностранных инвестиций и занимает в рейтинге ЮНКТАД 47-е место. [15]

       Основными  источниками  для  предприятий  по-прежнему  являются  их собственные  средства амортизационные  отчисления  и  прибыль. Амортизация  по-прежнему  выступает в качестве  наиболее  широко используемого источника финансирования  инвестиционной  деятельности.  Так, средства амортизационных фондов в качестве источника финансирования инвестиций в IV квартале 2008 г. использовали 82,7 процента  участников  опроса,  в  том  числе 84,1 процента  промышленных  предприятий, 71,4 процента  предприятий  транспорта, 87,1 процента  строительных  организаций  и 81,7 процента  предприятий  торговли  и общественного  питания. Во  всех  обследуемых  отраслях  экономики  возросла  по сравнению  с IV кварталом 2007 г.  доля  предприятий,  основным  источником финансирования  инвестиций  которых являются  амортизационные  отчисления. Исключение  составили  предприятия  легкой  промышленности (доля  респондентов снизилась  с 71,4  процента  в IV  квартале 2007  г.  до 66,7  процента  в IV  квартале 2008 г.), мукомольно-крупяной  и комбикормовой промышленности (с 92  процентов до 87,5  процента),  а  также  транспортные  организации (с 78,3  процента  до 71,4 процента).

Информация о работе Инвестиционная политика, ее инструменты и особенности в Республике Беларусь