Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 19:53, курсовая работа
Экономика Беларуси за годы перестройки и реформирования понесла громадные потери. В 80-х годах Беларусь по показателям ВВП на душу населения занимала одно из первых мест среди бывших социалистических стран.
С 1991 г. ситуация резко изменилась, что обусловлено прежде всего особенностями промышленного потенциала республики, его четко выраженным экспортным характером. Беларусь была одной из наиболее зависимых от внешней торговли стран мира с долей импорта, и экспорта в ВВП - соответственно 60 и 50%.[1]
Введение...........................................................................................................4
1. Инвестиции: понятие, виды………………………………………………5
2. Инвестиционная политика и инвестиционный климат………….........11
3. Инвестиционная политика в Республике Беларусь……………...……16
Заключение………………………………………………………................24
Список использованных источников…...………………………...............27
Инвестиционная политика организации должна вытекать из стратегических целей бизнес-плана, а в конечном итоге она должна быть направлена на обеспечение финансовой устойчивости предприятия не только сегодня, но и на будущее. [5,с. 80-83]
Основным условием привлекательности конкретной страны для зарубежных инвестиций является инвестиционный климат или инвестиционный потенциал. Инвестиционный климат – обобщающая характеристика совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических и иных условий, определяющих привлекательность и целесообразность инвестирования в экономику страны (региона). [4, с. 106]
В соответствии с работой Гламбоцкой А.А. инвестиционный климат – одно из важнейших явлений в условиях глобализации мировой экономики, которое может рассматриваться, с одной стороны, как экономический индикатор, а с другой – как среда деятельности экономических субъектов. Наиболее актуальна в современных условиях роль инвестиционного климата как экономического показателя, который отражает степень благоприятности ситуации, складывающейся в той или иной стране по отношению к инвестициям, как национальным, так и иностранным [6, с. 31].
Инвестиционный климат – совокупность условий в стране-реципиенте, влияющих на деятельность в ней национальных и иностранных инвесторов. При выборе страны, в которую иностранный инвестор хотел бы инвестировать свои средства, происходит оценка конкретных экономических, политических, социальных, правовых условий функционирования. В учебном пособии «Экономика малого бизнеса» Мазоль С.И. при рассмотрении инвестиционного климата уделяет больше внимания исследованию методик, применяемых для его оценки. Оценка различных составляющих инвестиционного климата позволяет определить уровень инвестиционного риска, целесообразность и привлекательность осуществления вложений. Основными методиками являются методика оценки инвестиционного риска информационной службы БЕРИ (BERI index – Business Environment Informational Risk index), методика оценки кредитоспособности стран Всемирного банка, методику оценки конкурентоспособности стран Всемирного экономического форума, методика оценки инвестиционного риска журнала «Евромани» и др. [7, с. 236-237].
Оценка
инвестиционного климата
- экономических условий (состояния макроэкономической среды, динамики ВВП, национального дохода, объемов производства промышленной продукции, инфляции, развитие высокотехнологичных производств, положения на рынке труда, ситуации в денежно-кредитной, финансовой, бюджетной, налоговой, валютной системах и т. д.);
- государственной инвестиционной политики (степени государственной поддержки иностранных инвестиций, возможности национализации иностранного имущества, участия в международных договорах, соблюдения соглашений, преемственности политической власти, устойчивости государственных институтов и эффективности их деятельности и т. д.);
- нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности (статуса регламентирующих документов и порядка их корректировки, параметров ввода и вывода инвестиций из страны, налогового, валютного и таможенного режима, порядка создания, регистрации, деятельности, отчетности, слияния и ликвидации фирм, мер регулирования и контроля над их деятельностью, урегулирования споров);
- информационного, фактологического, статестического материала о состоянии различных факторов, определяющих инвестиционный климат [4,с. 106-107].
При определении инвестиционного климата учитываются основные макроэкономические, социально-демографические, общекультурные и другие характеристики страны. Речь идет об определении тенденций в общественном и экономическом развитии страны, состоянии законодательной базы и др.
Обычно в экономической литературе выделяют следующие основные группы критериев благоприятности инвестиционного климата:
-
факторы политической
-
экономический потенциал страны
(транспортно-географическое
-уровень
изменений в экономике (
-
состояние экономической
-
степень открытости экономики
(уровень монополизации
Кроме того, учитывается общекультурный фон: консерватизм населения, умение правительства контролировать инфляцию, хорошо организовать рынок, обеспечить равные возможности всем его участникам, правовая защита инвестиций.
Наиболее концентрированным выражением привлекательности конкретной страны для инвестиций являются индекс производственных затрат, который характеризует степень выгодности вывоза капитала в конкретную страну. Для его расчета используются такие показатели, как цена на недвижимость, затраты на оплату труда, расходы на транспорт и энергию, уровень процентных ставок, величина налогов и др. Самым важным фактором при выборе местоположения объекта инвестиций является разница в оплате квалифицированных кадров, поскольку они составляют 58% общей суммы издержек.
В экономической литературе сложилось мнение, что страна, которая проводит политику либерализации и открытости экономики, является более привлекательной для иностранного капитала. Речь идет о либерализации цен и рынков, макроэкономическую стабилизацию (снижение годовой инфляции до 40%), ограничение государственных расходов, приватизация, введение конвертируемости валюты, снижение торговых барьеров и др. Польша, Венгрия, Чехия доказали это. Однако пример Китая показывает, что можно добиться экономического роста, не прибегая к либерализации и открытости экономики.[8, с. 305-306]
Таким образом, приток иностранных инвестиций жестко детерминирован условиями, которые в экономической литературе определяются термином «инвестиционный климат».
ГЛАВА 3. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Инвестиционный климат и инвестиционная политика РБ. В основу государственной инвестиционной политики Правительство республики закладывает несколько основных принципов:
- многовекторность инвестиционного сотрудничества; сегодня основные инвесторы в республике – это Россия, на долю которой приходится около четверти привлекаемых инвестиций от общего объема, и ряд европейских стран (Швейцария, Австрия, Германия, Нидерланды). Однако большой интерес для нас представляют также инвестиции из ближне-восточного и азиатского регионов, в том числе сотрудничество с Китаем, Ливаном, Ираном, Сирией, Саудовской Аравией, Израилем, с которыми в настоящее время активизируются инвестиционные связи;
- обеспечение производственной и инновационной направленности привлекаемых инвестиций связанной со структурной перестройкой и модернизацией реального сектора экономики, обеспечением конкурентных преимуществ республики; приветствуются капиталообразующие инвестиции в виде создания совместных производств, реинвестирования прибылей, поставок оборудования в рамках кредитных линий. В настоящее время государством взят курс на развитие перспективных, с точки зрения мировой науки, направлений исследований: информационные технологии, биотехнологии, оптико-электронные технологии и приборы, микроэлектроника, лазерные и плазменные технологии, приборостроение, машиностроение, лекарственные препараты;
- установление равных условий деятельности для иностранных и национальных инвесторов; акценты в инвестиционной политике постепенно смещаются от преференциального режима к созданию универсальных общеэкономических условий, определяющих привлекательность инвестиционной среды, что обеспечит стабильные и предсказуемые правила игры всех инвесторов.
Привлечение и эффективное использование средств внешнего финансирования остается одним из основных приоритетов государственной инвестиционной политики Республики Беларусь в долговременной перспективе для проведения экономических преобразований.
Наибольший интерес для республики представляют прямые инвестиции. Они не обременяют государственный долг и позволяют мобилизовать и реализовать весь потенциал зарубежного инвестора в Беларуси – финансовый, производственный, интеллектуальный.
В Беларуси действует около 3 тыс. компаний, созданных с участием инвесторов из 77 стран мира. Наиболее привлекательными отраслями для зарубежных инвесторов в республике являются: машиностроение и металлообработка, легкая, химическая и нефтехимическая, деревообрабатывающая, пищевая промышленность, а также торговля, связь, транспорт и медицина. Беларусь успешно сотрудничает с известнейшими транснациональными корпорациями. Созданы, например, совместные предприятия с немецким концерном «МАН» и компании «Карл Цейс». Успешно работают такие иностранные предприятия, как «Уномедикал», «Бакко Бисов», «Маерск Медикал», «МТС», «Санта-Бремор», «Кока-кола Бевриджис Белоруссия», «Милавица», «Инко-Фуд» и многие другие [9, с. 11].
Успешно
реализуются проекты с
Для
иностранного инвестора могут иметь
привлекательность крупные
Также в Беларуси реализуются программы развития наиболее перспективных видов туризма (сельского, экологического, охотничьего, транзитного), создается туристская инфраструктура в исторических городах с культурным наследием.
Увеличить приток финансовых средств частных инвесторов для реализации таких проектов в республике позволит реализация мер по упрощению порядка регистрации и приобретению недвижимости, либерализации внешнеторговых связей, унификации таможенно-тарифных систем Беларуси и России, проведению работ по присоединению Республики Беларусь к ВТО. [10]
Для Беларуси чрезвычайно важно, чтобы инвестиции направлялись в развитие приоритетных отраслей, которые смогут вывести страну в разряд высокотехнологичных и конкурентоспособных государств. Поэтому выработка эффективной инвестиционной политики, направленной на обеспечение рациональных структурных преобразований в экономике и развитие социальной сферы, является одной из ключевых задач белорусского правительства. Беларусь не стремится к механическому валовому притоку иностранных инвестиций. Главное – их качественный аспект, обеспечивающий ввоз в республику новых высоких технологий. Рост конкурентоспособности отечественных товаров и услуг является важнейшим условием устойчивого экономического развития нашей страны. Поэтому для укрепления имеющейся в республике производственной базы правительством установлены приоритетные сферы, в которых мы наиболее заинтересованы использовать иностранные инвестиции. Это, в частности, машиностроение и приборостроение, нефтехимический комплекс, переработка сельскохозяйственной продукции, связь, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, а также туризм. Белорусское государство готово поддерживать инвестиции в высокотехнологичное производство, а также создание новых рабочих мест.
Стабильная внутриполитическая обстановка, отсутствие конфликтов межнационального или религиозного характера делают страну все более привлекательной для инвесторов. На сегодняшний день Республика Беларусь занимает 85 место по инвестиционной привлекательности.
В Беларуси сформированы благоприятные правовые условия для деятельности инвесторов. Для активизации инвестиционной деятельности и улучшения инвестиционного климата в республике будут реализовываться меры по:
Информация о работе Инвестиционная политика, ее инструменты и особенности в Республике Беларусь