Инвестиции Кыргызстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 12:48, курсовая работа

Описание работы

Актуальность курсовой работы. В условиях перехода Кыргызской Республики к рыночной экономике одним из определяющих факторов её развития становится привлечение инвестиций как составная часть либерализации внешнеэкономических отношений Кыргызстана. Одним из фундаментальных изменений, характеризующих перестройку экономики Кыргызской Республики в течение последних лет, является интенсивное формирование финансового сектора, активное развитие финансовых рынков и создание соответствующих институтов. Инвестиции остаются наиболее острой проблемой среди ключевых условий, определяющих ход реформ. Глобальный характер проблемы инвестиций - необходимость создания инструмента анализа и прогнозирования ситуации в этой области.
е внешние инвестиции Кыргызстана

Содержание

Введение______________________________________________________________3
1.Сущность и определения инвестиционной деятельности в Кыргызской Республики __________________________________________________________________6
2. Внутренние и внешние источники инвестиций в Кыргызской Республики _____9
3. Инвестиционная деятельность Кыргызской Фондовой биржи_______________15
4. Проблемы и перспективы развития инвестиционной деятельности в Кыргызской Республики_________________________________________________________________22
Заключение__________________________________________________________31
Список литературы___________________________________________________33

Работа содержит 1 файл

курсовая инвестиции.docx

— 88.47 Кб (Скачать)

Время показало – из государства  собственник никакой, доказательство тому растущие дебиторские и кредиторские задолженности, низкие налоговые поступления  в бюджет, крайне неэффективный менеджмент отрасли. Коррупция, всеобъемлющая  коррупция, о которой не говорит  только ленивый. И сколько бы ни писалось бумаг и ни ломалось копий, удручающее положение не меняется. Усугубляя и без того непростую ситуацию в отрасли. По сути, отрасль на грани банкротства.

Тем временем ситуация в  энергетическом комплексе соседних стран меняется с калейдоскопической скоростью. Россия, КНР, Туркмения, Казахстан  создают энергетические союзы, объединяют газовые и нефтяные трубопроводы, проводят курс на интеграцию энергетических сетей и мощностей. Каждый понимает, что для ускоренного развития экономики нужны надежные источники  энергии. Они необходимы вдвойне  таким странам, как Китай, где  темпы роста экономики зашкаливают. Нефть и газ Китаю готовы поставлять россияне и казахи, не прочь проторить  газовую трубу к китайским  друзьям и туркмены.  Но китайцам кроме всего прочего, необходима и дешевая, и экологически безопасная электроэнергия. Особенно в ней нуждается сопредельный с Кыргызстаном Синьцзянь, где ускоренными темпами вводятся в строй новые заводы и фабрики, а разбогатевшее население жаждет хлеба и зрелищ. Сюда Кыргызстан экспортирует всего полмиллиона киловатт-часов электроэнергии в год, хотя потребности гораздо выше.

Большой спрос на дешевую  электроэнергию испытывают и не столь  далекие от нас Пакистан и Афганистан.

И тут, казалось бы, самое  время Кыргызстану подстроиться под конъюнктуру рынка, тем более  нам есть что предлагать, у нас  большие экспортные возможности  для поставок электроэнергии. Сегодня  страна потребляет только мизер вырабатываемой энергии, большая часть которой  базарно разворовывается. Страна зарабатывает деньги на продаже электричества, это  факт бесспорный, но верно и то, что  она не в полной мере использует имеющиеся резервы.

О том, что необходимо привлекать прямые инвестиции в отрасль, прежде всего для завершения строительства  Камбар-Атинской ГЭС, разговоры ведутся не первый год. Инвестиционные проекты с участием России и Казахстана замышлялись еще при прежнем режиме. В августе 2004 года вопрос обсуждался на энергетическом саммите с участием главы РАО «ЕЭС Россия» Анатолия Чубайса. Но дело дальше разговора не пошло. Не смогли наши энергобоссы убедить российских коллег в необходимости привлечения средств в незавершенные объекты.

Говорят Чубайс диву давался нашим техническим и коммерческим потерям, удивила его и крайне низкая собираемость живых денег за потребленную энергию.

Сегодня на повестке дня  вновь стоит вопрос о привлечении  инвестиций в Камбар-Ату. И вроде лед тронулся, в апреле этого года Казахстан и Россия снова выразили готовность принять участие в сооружении Камбар-Атинской ГЭС. Речь даже шла о создании СП.

Казахстан, особенно его  южная часть, станет основным потребителем                    Камбар-Атинской энергии, более того строительство ГЭС станет прекрасным вложением денег для казахских компаний, которые распухают от долларов, полученных на разработке газовых и нефтяных месторождений. 

В России свой интерес –  геополитический, ей необходимо обозначить присутствие в Центральноазиатском регионе и обеспечить по средствам транзита через Казахстан свой Сибирский регион дешевой электроэнергией.

Намерены партнеры зарабатывать деньги и на китайском направлении  и не только.

Перспективы прекрасные, главное, успеть бы, запрыгнуть на подножку уходящего  поезда. Между тем в затылок  дышат Таджикистан, ударными темпами  строящий у себя каскады гидростанций. Понятно, что конкуренция на рынке электричества ожидается не шуточная. Надо поспеть к раздаче призов.

Привлечение инвестиций на развитие энергосетей и генерирующих мощностей – еще одно направление  для вложения заморского капитала. Правда, из-за сопротивления ЖогоркуКенеша дело движется со скрипом. Хотя правительство не раз высказывалось за проведение прозрачного тендера для определения эффективного инвестора.

Следующий вопрос – о  добыче полезных ископаемых. История  Кыргызского золота полна скандалов, последствия которых аукаются  и сегодня. Камнем преткновения явилась  порочная практика выдачи лицензий на разработку без проведения тендеров. Несоблюдение национальных интересов  при реализации кумторского проекта, чехарда при выдаче лицензий на Джеруйское месторождение привели страну к тяжелым последствиям, по сути, дискредитировался сам принцип привлечения прямых инвестиций. Стране и потенциальным инвесторам был нанесен серьезный моральный урон.

У населения сложилось  мнение, что инвестиции не благо  для страны, мол, выгоду от разработки месторождений получает только кучка  чиновников, а последствия приходится народу. Хотя опыт многих государств мира, в том числе латиноамериканских, свидетельствует об обратном.

Многие из них неплохо  живут за счет ренты, успешно развиваются  и сопутствующие вспомогательные  отрасли экономики.

Понятно, что инвестиции инвестициям рознь, Кыргызстану  нужны те, что дают толчок для  нашего развития, а не способствуют получению быстрой выгоды иностранцам  и оттоку капитала за рубеж.

Большие резервы у рынка  строй материалов. Давно задуманный проект строительства Кызыл-Кийского цементного завода снова на повестке дня в связи с Камбар-Атой. Для сооружения двух ГЭС потребуется цемент, вопрос только: где его взять, завозная продукция намного подорожает строительство. Поэтому сегодня опять идут разговоры о новом цементном заводе на юге.

Надо только определиться – кто выступит гарантом получения  кредитов под строительство цемзавода?

Понятно, что проекты освоения кладовых должны носить комплексный  характер, порождать мультипликационные эффекты для регионов, в целом  для всей страны. Это означает, что в проектах освоения недр максимально должны быть задействованы местные ресурсы и производственные мощности, если их можно найти в стране. Опыт Кумтора свидетельствует: экспорт оборудования удорожил кумторский проект на 167 млн. долларов США.

Восстановление завода «Кристалл» тоже потребует больших вложений, оборудование предприятия безнадежно устарело. Сегодня мировые монополисты  выпускают, поли- и монокремний нового поколения, наш завод без реконструкции своих мощностей с такой задачей вряд ли справится. И опять встает вопрос привлечения на завод инвесторов, они пойдут только на очищенное от долгов и судебных тяжб предприятие. События последних месяцев свидетельствуют – борьба за обладание высокотехнологичным производством идет нешуточная, решения правительства встречаются в штыки. Оно и понятно микроэкономика – весьма перспективная отрасль экономики. 1 доллар вложения в отрасль дает в конечном итоге 100 долларов. 1 килограмм изделий микроэлектроники  по стоимости равен 110 тоннам нефти. Одно рабочее место в электронике дает четыре в других отраслях.

Между тем, именно с точки  зрения интересов страны, не может  новое правительство отменять решение  прежнего, которое передало завод  «Кристалл» в частные руки. Из-за этого инвестиций не прибавится, их национализация лишь отпугнет. Государство  может и должно защищать свои интересы по-другому – через гибкую систему  пошлин, налогов, акцизов и так  далее.

А кроме того золота, цемента  и кремния, в Кыргызстане многообещающе, к примеру, и создание сети специализированных хозяйств по выращиванию экологически безупречных овощей и фруктов, лекарственных  растений, кормовых трав.

Условия для этого у  нас лучше не придумаешь. Для реализации планов нужны не единоличные фермерские хозяйства хуторного типа, а крупные  специализированные. Наша страна с  ее природными особенностями могла  бы стать и огромной лабораторией селекции высокопродуктивного племенного скота.

Словом, перспективы для  привлечения известий у страны есть, не без этого. Законы в стране –  самые прогрессивные в регионе. Но для того, чтобы сказка стала  былью, надо элементарно прекратить бузить, распугивая и без того пуганых  инвесторов. А чиновникам нашим не мешало, умерить бы аппетиты и подумать не только о себе, но и о будущности Кыргызстана

В период с 2010 по 2012 гг. общая  сумма бюджетного финансирования государственных  инвестиций из всех источников составила 26 254,6 млн. сомов. При этом доля внешнего финансирования за счет займов и грантов  составит 94,2% от общей суммы финансирования, на софинансирование проектов ПГИ будет использовано 5,8% этой суммы.

Объемы прогнозов по софинансированию проектов на предстоящий период будут расти. Это обусловлено тем, что прогнозные суммы софинансирования новых проектов рассчитываются как процентное соотношение к внешнему финансированию. Софинансирование может включать как непосредственное финансирование из государственного бюджета, так и вклад Кыргызской Республики в виде освобождения от налогов и сборов, предоставления помещений и прочих услуг.

В этот период 2010-2012 гг. доминирующую роль будет играть экономический  блок, на который будет приходиться 88,7% всего финансирования. Необходимо отметить, что экономический блок включает такие направления как  сельское хозяйство и транспорт, куда направляются значительные объемы государственных инвестиций6.

На социальный сектор будет  направлено 4,8% от общего объема финансирования.

Среди социально-значимых проектов, которые будут реализовываться  в период СПБ, проект «Развитие сектора  образования 2» АБР и проект «Сельское  образование» ВБ направлены на сокращение бедности за счет улучшения доступа  и качества образования в республике.

В рамках проекта «Повышение доступа к основному образованию  для детей с особыми потребностями» (АБР) планируется увеличение числа  детей с особыми потребностями, получающих базовое образование  в пилотных районах через новые  подходы в образовании и создание поддержки семьям детей с особыми  потребностями7.

В рамках проекта АБР «Профессиональное  образование и развитие навыков» будет поддержана проводимая реформа  Государственного агентства по профессионально-техническому образованию при Правительстве  Кыргызской Республики8.

Будет оказана помощь Министерству здравоохранения в рамках проекта  «Создание национальной системы  экстренной медицины» Правительства  Германии, в результате которого будут  созданы Центры по оказанию экстренной медицины.

В рамках проекта «Контроль  за туберкулезом III» предусматриваются  приобретение противотуберкулезных лекарств, технического и нетехнического медицинского оборудования, лабораторного оснащения, расходных материалов, также создание системы управления качеством в  Национальной референс-лаборатории и финансирование строительных работ в учреждениях для лечения туберкулеза и для оплаты консультационных услуг.

В этот период сельское хозяйство  будет поддержано финансированием  проектов Всемирного Банка «Управление  водными ресурсами», «Внутрихозяйственное орошение 2», «Агробизнес и маркетинг» и «Сельскохозяйственные инвестиции и услуги».

В период СПБ будет реализовываться  ряд крупных проектов в секторе  транспорта. Проекты «Реабилитации  автодороги Бишкек-Нарын-Торугарт» (АБР), «ЦАРЕС: улучшение регионального коридора» (АБР). Тараз Талас-Суусамыр 2 (ИБР), «Реабилитация автодороги Ош-Исфана» (ВБ) в дальнейшем обеспечат растущие потребности в пассажирских и грузовых перевозках.

Также в 2009-2011 годах внимание будет уделено инвестиционной поддержке  инициатив местных сообществ  по решению проблем преодоления  бедности, в том числе улучшения  доступа к основным социальным и  коммунальным услугам. На эти цели будут  направлены проекты «Наращивание потенциала малых городов» (ВБ), « Инфраструктура гг. Бишкек и Ош» (ВБ).

Инвестиционная политика в период СПБ будет направлена на дальнейшее повышение эффективности  проектов ПГИ, и будет способствовать росту частных инвестиций, включая  прямые иностранные инвестиции.

В последующие годы предполагается, что помощь доноров сконцентрируется на программной основе, посредством  финансовой поддержки бюджетов секторов.

То есть, финансирование будет осуществляться через систему  Казначейства в рамках государственного бюджета. Например, как программа SWAP - проект по здравоохранению и социальной защите. При этом необходимо отметить, что данные ресурсы не будут отражены в ПГИ.

В рыночной экономике совокупность политических, социально-экономических,финансовых, социокультурных, организационно-правовых и географическихфакторов, присущих той или иной стране, привлекающих и отталкивающихинвесторов, принято  называть ее инвестиционным климатом. Оценить теперешнеесостояние инвестиционного климата в Кыргызстане не составляет особого труда, стоиттолько обратиться к статистике.

Проведенное исследование позволяет сделать  ряд теоретических обобщений  и практических рекомендаций.

                 Среди них наиболее важные  являются следующие:

Информация о работе Инвестиции Кыргызстана