Инвестиции, их экономическая сущность, классификация и структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 13:26, реферат

Описание работы

Инвестиции – относительно новый для нашей экономики термин. В рамках централизованной плановой системы использовалось только одно понятие “капитальные вложения”, под которым понимались все затраты на воспроизводство основных фондов, включая затраты на их ремонт.

Работа содержит 1 файл

курсовая1.docx

— 47.42 Кб (Скачать)

Так как бухгалтерский  учет – это международный учет бизнеса, то его надо было в первую очередь усовершенствовать и  привести к международному образцу, так как действующий до 1996 года в РК не соответствовал этому.

Первым и важным этапом реформирования системы бухгалтерского учета было отменено старое положение  и Указом Президента имеющим силу Закона, 26 декабря 1995 года №2732 было введено  новое Положение о бухучете и  отчетности с 1 января 1996 года, которое  регулировало систему бухгалтерского учета и финансовую отчетность. Кроме  того Национальная комиссия по бухучету была преобразована в Департамент  бухгалтерского учета и аудита при  Министерстве финансов Республики Казахстан. Был принят и введен с 1 января 1997 года новый Генеральный план счетов хозяйственно-финансовой деятельности, на основе разработанных к нему Стандартов и Методических указаний к ним  – все это позволило приблизить систему бухгалтерского учета к  международному уровню.

Следующим этапом было совершенствование  налоговой системы, так как все  налоги в конечном итоге отражаются на финансовом результате – чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия и которая является одним из источников для осуществления  инвестиций.

 

В РК был принят новый  налоговый кодекс, который разработан в области налогообложения с  учетом лучших наработок в этой области  как в нашей республике так  и за рубежом, что несомненно улучшило правовую базу налогообложения.

Закон РК “О налогах  и других обязательных платежах в  бюджет” № 2235 от 24 апреля 1995 года, предусмотрел в основном одинаковые ставки налогов  как для резидентов так и для  нерезидентов и других инвесторов.

На улучшение инвестиционной деятельности влияет также и уровень  развития малого и среднего бизнеса  в республике., так как экономика  любого государства не может нормально  функционировать и развиваться  без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса, причем малый  бизнес играет все возрастающую роль в экономике республики. Поэтому  было принято ряд постановлений, направленных на развитие, улучшение  и защиту среднего и малого бизнеса ( на поддержку малого предпринимательства).

Но эффективное использование  инвестиционных ресурсов не мыслимо  без Рынка ценных бумаг и в  частности – Фондового Рынка, который в Казахстане по сути отсутствует, а значит, это является еще одной  проблемой которую необходимо решить.

И вот, в целях реализации стратегии развития Казахстана до 2030 года, 28 января 1998 года за №3834 был принят Указ Президента РК, в котором была принята программа действий и  в том числе в области инвестиционной политики, определены цели и приоритеты. В Указе рассмотрены вопросы по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Республике в условиях рыночной экономики, (наряду с экономическими и соц.вопросами), а также освещены вопросы, связанные с обеспечением эффективной защиты иностранных инвестиций. В разделе “Благоприятный инвестиционный климат” принято решение о ускоренном развитии Фондового Рынка, защите и поддержке малого бизнеса, и др.

Таким образом, в политическом и правовом плане в Республике Казахстан создан весьма благоприятный  инвестиционный климат.

 

2.2. Иностранные инвестиции  в РК.

 

 

Иностранные инвестиции играют очень важную роль в экономике  любого государства или отдельной  республики. Уже не первое десятилетие  прямые иностранные инвестиции растут быстрее, чем международная торговля. Основными инвесторами, вложившими в экономику Республики Казахстан  свои капиталы являются такие крупные  страны как США, Германия, Великобритания, Япония, Южная Корея, Франция и  др. Эти страны не только оживляют инвестиционный климат в РК, но и помогают развитию отечественной экономики.

Иностранные инвестиции разделяют на государственные и  частные.

Под государственными инвестициями понимаются главным образом займы, кредиты, которые одно государство  или группа государств предоставляют  другому государству и которые  регулируются международными соглашениями, к которым применяются нормы  международного права.

Под частными инвестициями понимают инвестиции, осуществляемые частными предприятиями, гражданами одной  страны в предметы инвестиций, расположенные  на территории другой страны.

Иностранные инвесторы  имеют право на осуществление  инвестиций в РК в следующих формах:

1. Долевое участие  в предприятиях, создаваемых совместно  с казахскими юридическими лицами  и гражданами РК.

2. Учреждение предприятий,  полностью принадлежащих иностранным  инвесторам.

3. Приобретение прав  пользования землей и иными  природными ресурсами, государственными  предприятиями.

4. Приобретение иных  имущественных прав и другое.

Основной формой является долевое участие в создании совместных и зарубежных предприятий.

В соответствии с действующим  законодательством РК иностранные  инвесторы на территории РК обеспечиваются полной и безусловной правовой защитой.

Так, принятый 27 декабря 1994 года № 266 – XIII “Закон об иностранных  инвестициях” определяет правовые и  экономические основы привлечения  иностранных инвестиций в экономику  РК, закрепляет государственные гарантии и защиту иностранных инвестиций. Предприятия с иностранным участием могут создаваться в форме  хозяйственного товарищества, акционерного общества, а также иных формах (кооперативы), не противоречащих законодательству РК. Предприятия с иностранным участием учреждаются в таком же порядке, в каком учреждаются юридические  лица.

Иностранные инвестиции могут вкладываться в любые объекты  и виды деятельности, не запрещенные  для таких инвестиций законодательством  РК.

В соответствии с Законом  “Об индивидуальном предпринимательстве”, принятым 19 июня 1997 года иностранные  организации могут быть субъектами малого предпринимательства,

т. е. Численность работающих в этих фирмах не более 50 человек  и стоимость активов за год  не более 60 тысяч месячных расчетных  показателей.

Принятие Закона об инвестициях  способствовало привлечению иностранных  инвестиций в экономику РК, что  оказало влияние на повышение  производительного потенциала и  послужило важным инструментом в  передаче технических и управленческих навыков из – за границы.

Взносы в уставный капитал иностранными инвесторами  могут вноситься в установленном  законодательством РК порядке в  виде зданий, сооружений, оборудования и других материальных ценностей, право  пользования землей, водой и другими  природными ресурсами, а также иными  имущественными правами, включая право  на интеллектуальную собственность.

В целях упорядочения заключения контрактов с иностранными инвесторами установлены единые правила, понятия и процедура  оформления контрактов, что нашло  отражение в Постановлении № 1 – 206 от 21 марта 1997 года “Об утверждении  Рамочного контракта о государственной  поддержке и предоставления мер  стимулирования инвестору осуществляющему  инвестиционную деятельность в приоритетные сектора экономики РК”.

Согласно данным Нацстатагенства  в 1998 году в РК действовало 1475 предприятий  с иностранным участием из которых  почти 60 % в форме совместных предприятий.

В привлечении прямых иностранных инвестиций в 1998 году лидировала нефтегазовая отрасль (64, 9 % ), вторым идет энергетический комплекс (8, 7 %).

Среди стран – доноров  в период с 1995 – 1997 года лидировали Великобритания, Южная Корея, Япония, США. А уже в первой половине 1998 года стали преобладать инвестиции США (19, 5 %), а Южнокорейские корпорации стали наоборот сокращать сферы  своей деятельности.

Доля иностранных  инвестиций в основной капитал РК возросла с 1% в 1994 году до 20 % в 1997 году.

Между тем потребность  РК в притоке иностранных инвестиций очень велика. Только в ключевые отрасли промышленности требуется  десятки миллиардов долларов (обрабатывающая, топливная, металлургическая).

Большой круг инвестиционных проблем в легкой и пищевой  промышленностях, а также в сельском хозяйстве.

Предполагается, что  в 2001 году РК получит прямых инвестиций на общую сумму около 2, 5 миллиарда  долларов. А объем иностранных  инвестиции к 2001 году составит не меньше, чем 1, 5 – 2 миллиарда долларов.

Иностранные инвестиции не могут быть национализированы, экспроприированы или подвергнуты иным мерам, имеющим  такие же последствия, как национализация или экспроприация, за исключением  случаев, когда такая экспроприация  осуществляется в общественных интересах, с соблюдением надлежащего законного  порядка и производится без дискриминации  с выплатой немедленной адекватной и эффективной компенсации.

 

 

 

 

 

 

2. 3. Инвестиционная политика  предприятия в РК, ее сущность  и роль.

 

 

Инвестиционная деятельность предприятия находится в прямой зависимости от экономической, в  том числе и инвестиционной политики. С ее помощью государство непосредственно  может воздействовать на темпы объема производства, на ускорение НТП, на изменение структуры общественного  производства и решения многих социальных проблем.

Инвестиционная политика – это комплекс целенаправленных мероприятий, проводимых государством по созданию благоприятных условий  для всех объектов хозяйствования с  целью оживления инвестиционной деятельности.

В общем плане государство  может влиять на инвестиционную активность при помощи самых различных рычагов:

• кредитно – финансовой и налоговой политики;

• предоставления самых  различных налоговых льгот предприятиям, вкладывающим инвестиции на развитие производства и техническое перевооружение;

• амортизационной политики;

• путем создания благоприятных  условий для привлечения иностранных  инвестиций;

• научно – технической  политики и другое.

 

Целью инвестиционной политики является реализация стратегического  плана экономического и социального  развития РК, направленная на оживление  инвестиционной деятельности, а также  на подъем отечественной экономики  и эффективности общественного  производства.

Кроме общей государственной  инвестиционной политики различают  отраслевую, региональную и инвестиционную политику отдельных субъектов хозяйствования. Все они находятся в тесной взаимосвязи между собой, но определяющей является общая государственная  инвестиционная политика.

 

 

 

Структура инвестиционной политики

 

 

Государственная экономическая  и социальная политика

 

Государственная инвестиционная политика

 

 

 

 

 

Региональная инвестиционная политика

 

Отраслевая инвестиционная политика

 

 

Инвестиционная политика отдельных субъектов хозяйствования

 

 

 

Инвестиционная политика на предприятии должна вытекать из стратегических целей его бизнес – плана. И если этого плана  нет, то ни о какой инвестиционной деятельности не может быть и речи. Кроме этого необходимо придерживаться и определенных принципов, учет которых  позволит избежать многих ошибок и  просчетов при разработке инвестиционной политики на предприятии.

Наиболее важными  принципами инвестиционной политики на предприятии являются:

• нацеленность инвестиционной политики на достижение стратегических планов предприятия и его финансовую устойчивость;

• учет инфляции и фактора  риска;

• экономическое обоснование  инвестиций (бизнес - план);

• ранжирование проектов и инвестиций по их важности и последовательности реализации, исходя из имеющихся ресурсов;

• выборы надежных и  более дешевых источников и методов  финансирования инвестиций и другое.

 

2. 4. Принципы стратегии  экономического роста. 

 

 

Мировая общественность в последнее время относится  к Казахстану с большим доверием. Это основано на социальной и политической стабильности, на созданной законодательной  базе, - и это позволяет надеяться  на большой приток инвестиций в приоритетные отрасли экономики и повышение  ее экономического потенциала.

30 июня 1998 года Указом  Президента РК образован СОВЕТ  ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ – консультативно  – совещательный орган при  Президенте РК. Он призван разрабатывать  рекомендации по улучшению инвестиционного  климата, стратегии привлечения  иностранных инвестиций в экономику  РК. При этом большую роль в  осуществлении отбора инвестиционных  проектов и включения их в  Программу государственных инвестиций  играют Министерство финансов, Министерство  экономики, Агентство по стратегическому  планированию РК.

В Указе Президента РК от 28 января 1998 года № 3834 “О мерах по реализации стратегии развития Казахстана до 2030 года”, принятым в г. Астане определены кроме общих вопросов развития экономики  РК, еще и принципы стратегии экономического роста:

1. Ограниченное прямое  вмешательство государства в  экономику. Возложить на Агентство  по стратегическому планированию  и реформам РК координацию  деятельности государственных органов  по выполнению стратегических  планов развития республики и  контроль за их реализацией.

2. Макроэкономическая  стабильность. Ее целью является  снизить уровень среднегодовой  инфляции, сохранить управляемый  бюджетный дефицит и устойчивый  курс тенге.

Приоритетным является:

- Ужесточение денежно-кредитной  политики;

- Развитие финансовых  институтов и углубление финансовых  рынков;

- Повышение эффективности  налоговой и бюджетной политики  и не инфляционное финансирование  бюджетного дефицита;

- Координация денежно-кредитной  политики с налоговой и бюджетной  политикой и пенсионной реформой;

- Укрепление платежного  баланса.

3. Либерализация цен.

4. Открытая экономика  и свободная торговля. Целью ее  является – завершить в основном  структурные реформы в экономике.  Приоритетным является:

- ускоренное развитие  экспортной транспортной инфраструктуры  и коммуникаций;

Информация о работе Инвестиции, их экономическая сущность, классификация и структура