Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 00:27, курсовая работа
Результаты интеллектуальной деятельности, которые объединяются в общем понятии интеллектуальной собственности, занимают все большее место на современном рынке. Их обращение подчиняется общим правилам рынка, однако характер прав и обязанностей, средства их реализации и охраны обладают своими особенностями. "Интеллектуальный капитал" становится в современной экономике все более значимым: более 50 процентов ВНП развитых стран связано с переработкой информационных ресурсов.
Таким образом, опыт государственной поддержки инновационной деятельности в развитых странах показывает, что именно государство должно разрабатывать такую инновационную политику, которая обеспечивала бы эволюционный путь к современному рынку.
Формирование
рыночного хозяйства предлагает
структурные преобразования в экономике,
развитие производственных структур для
создания технологически интенсивных
и наукоемких производств, обеспечение
конкурентоспособности
Преодоление
объективной ограниченности рыночного
механизма в интенсификации инновационных
процессов требует усиления роли
государства в этой области. Оно
должно обеспечить выбор приоритетов
научно-технического развития и производства
новых знаний и технологий. Вне
регулирующей роли государства многие
аспекты инновационной
Возрастание
роли государства в развитии инновационной
сферы обусловлено также
Государственная
политика должна быть направлена на устранение
административно-командных
Инновационная
деятельность предприятия основывается
на таких принципах, как приоритетность
инновационного производства; экономичность
инновационного производства, предполагающая
последовательный учет в практике управления
производительного характера
Существенным
фактором в инновационной деятельности
предприятия является, то, что используемые
им нововведения ограничены по времени
рыночными циклами, т. е. тем пределом
времени, когда это нововведение
имеет рынок сбыта, после которого
экономический и
В условиях развитых рыночных отношений инновационная деятельность предприятия характеризуется полной экономической самостоятельностью и юридической свободой в принятии хозяйственных решений, т. е. предприятие само решает, какие ресурсы использовать, само определяет объем производимой продукции и ее цен). Самостоятельность хозяйственной деятельности предприятия означает, что оно ни от кого не получает безвозмездной помощи и несет материальную ответственность за все свои решения, т. е. действует и принимает хозяйственные решения в рамках своего бюджета. При этом инновационная деятельность предприятия направлена на достижение основной цели — обеспечение максимальной прибыли. Известно, что в условиях рыночной экономики источником прибыли является не только возможность изменения цен или экономия затрат, но и своевременное обновление продукции, появление на потребительском рынке продукции, отличающейся новизной от существующего товара. В этом случае предприятия-ин-новаторы получают добавочную прибыль за монополию на знания (так называемую «научно-техническую ренту»).
Большую роль в усилении самофинансирования предприятий и фирм может сыграть отмена пошлин на новейшие импортируемые оборудование и технологии. Эту же задачу призвана выполнять амортизационная политика, которая должна строиться с учетом рыночных условий и необходимости ускоренного обновления производственно-технического аппарата предприятий. Исключительно важное значение для становления самофинансирования инновационной деятельности предприятий имеет льготное налогообложение, особенно тех из них, которые инвестируют свои средства в развитие сферы инноваций. Налоговая политика должна быть такой, чтобы ее основной функцией стало стимулирование инновационной деятельности и на этой основе расширение налоговой базы.
Развитие
процесса самофинансирования предполагает
формирование условий, способствующих
рациональному использованию
Действительно,
в условиях высоких темпов инфляции
сохраняются возможности
Важнейшим
элементом стимулирования инновационной
деятельности со стороны государства
является система контрактных отношений
между государственными институтами
в сфере научно-
В
РБ проблемы управления инновационной
деятельностью предприятий на макроуровне
связаны с осуществлением структурной
перестройки экономики и
Важным
выводом сказанного выше является обоснование
невозможности создания эффективной
системы управления инновациями
и их продвижением на рынок без
формирования условий, необходимых
для развития инновационной деятельности.
К ним можно отнести: сознательное разрушение
технологических цепей третьего технологического
уклада и реконструкции составляющих
их производственных процессов в целях
приспособления к потребностям новых
технологических укладов, а также избирательное
развитие производств четвертого технологического
уклада с целью наиболее эффективного
насыщения спроса в их продукции; приоритетное
высокоизбирательное, ориентированное
на накопление конкурентных преимуществ,
развитие производств пятого технологического
уклада (в развитых странах он вступил
в фазу роста) и создание предпосылок для
опережающего развития базисных технологий
шестого технологического уклада, а также
форсированное развитие образовательной
и социальной сферы; обеспечение на уровне
национальной экономики финансирования
НИОКР не ниже порогового уровня, так как
при несоблюдении данного требования
происходит деградация технологической
структуры, которая может носить необратимый
характер. К сожалению, в ряде стран в трансформационный
период наблюдается снижение расходов
на НИОКР (так, например, если в США расходы
на НИОКР на душу населения составляют
455 долл. в год, то в Беларуси – менее 20);
формирование развитого рынка научно-технической
продукции. Это значит, что должны быть
в наличии не только разработки и инновационные
продукты, но и активные потребители как
на рынке производственной продукции,
так и товаров народного потребления.
Сейчас же можно констатировать значительное
число низкорентабельных и убыточных
предприятий, что не позволяет поддерживать
устойчивый спрос на новые виды оборудования,
новые технологии, и это несмотря на то,
что оборудование на многих предприятиях
изношено более, чем на 50%, что не позволяет
производить конкурентоспособную по неценовым
факторам продукцию. Невозможность конкурировать
по неценовым факторам приводит к необходимости
снижения цены. Низкий удельный вес заработной
платы в себестоимости продукции приводит
не только к возможности конкурировать
за счет более низкой цены, но имеет обратную
сторону медали – низкую покупательную
способность населения, т.е. отсутствие
активного покупателя на товары длительного
пользования (так, например, удельная оплата
труда по паритету покупательной способности
на 1 долл. товара в США составляет более
36 центов, а в России – чуть больше 8 центов).
Все это приводит к отсутствию условий
развития рынка научно–технической продукции;
государственный рынок научно-технической
продукции формируется через систему
госзаказов на основе жесткого конкурсного
отбора, который регламентируется соответствующими
законодательными актами. Ведущие министерства
и ведомства как агенты государства эти
заказы реализуют через специальные подразделения
и систему контрактов; для обеспечения
гибкости, мобильности, проведения венчурных
разработок государство создает условия
для развития малых научных и инновационных
фирм путем системы поддержки через соответствующие
фонды, программы, гранты и т.д., обязав
министерства решать эти проблемы в законодательном
порядке; государство стимулирует частные
инвестиции в НИОКР, а также поддерживает
исследования и разработки, выполняемые
по заказу потребителя, продвигает научно-техническую
продукцию на внешний рынок; совершенствование
методов регулирования научно-технической
продукции идет не по пути администрирования,
а методами экономической и социальной
мотивации; ценообразование должно обеспечивать
воспроизводственные процессы, так как
постоянное снижение цены с целью реализации
продукции за счет ценовых факторов приводит
к невозможности проводить НИОКР из-за
отсутствия средств на их финансирование,
низкая доля заработной платы не позволяет
повышать квалификацию специалистов и
так далее, то есть накапливаются проблемы,
не позволяющие обеспечить экономическое
развитие за счет качественных факторов;
только систематический анализ состояния
и изменений, происходящих на мировом
рынке научно-технической продукции, выбор
потенциальных ниш, которые могут быть
эффективными для продукции, выпускаемой
национальными производителями, обеспечение
доступа к этой информации его потенциальных
участников, помощь в обосновании стратегии
выхода на мировой рынок и продвижения
новой продукции на рынок, то есть формирование
специальной инновационной инфраструктуры,
выполняющей данные функции и доступной
для пользователей, может обеспечить условия
для успешного развития инновационной
деятельности; разработка новых подходов
и методов (выявление и развитие стратегических
наукоемких отраслей – т.н. таргетирование
– от англ. Targeting policy, трансферт высоких
технологий, коммерциализация научно-технических
разработок, развитие инфраструктуры)
[16].
1.3
Тенденции развития
инновационной деятельности
в мировой экономике.
Международное сотрудничество
в инновационной
сфере
Стратегическая цель
В последние годы за рубежом подготовлен ряд аналитических документов, призванных оценить масштабы ожидаемых изменений и их последствия для развития экономики, а также определить возможные пути преодоления негативных тенденций. В настоящее время некоторые индустриальные страны и даже межгосударственные союзы на основании прогнозов разрабатывают и осуществляют среднесрочные и долгосрочные программы НИОКР и инноваций, направленные на обеспечение своих национальных интересов с учетом новых глобальных вызовов.
Проблемы освоения роли инновационной деятельности являются ключевыми для большинства индустриально развитых стран мира.
Как отметила А. Кантарбаева: «Все индустриально развитые страны пришли к расцвету через высокий экономический и социальный рост, благодаря мощному импульсу развития предпринимательской деятельности. То же касается и современного опыта так называемых “новых индустриализующих государств”, таких, как Гонконг, Корея, Сингапур, Тайвань, Тайланд, Малайзия, Китай и др.»[2].
В наши дни правительство каждой промышленно развитой страны рассматривает инновацию как важное средство решения экономических проблем. Если раньше правительства некоторых стран не рассматривали научно-технический прогресс как государственную задачу, то сейчас требование промышленной политики и участие в углубившемся международном разделении труда превращают в первостепенную потребность создание центральной стратегической концепции, рассчитанной на длительную перспективу.
В
большинстве промышленно
На концептуальном уровне экономическая стратегия Кыргызской Республики должна учитывать эволюционные тенденции, играющие доминирующую роль в формировании современной системы мирового хозяйства. Перед каждой развивающейся страной и, в частности, перед Кыргызстаном, стоят две взаимосвязанные задачи: проведение импортозамещающей политики исходя из нового понимания, как стадии, необходимой для создания единого внутреннего рынка, и осуществление одновременно экспортопромышленного варианта участия в международном разделении труда.
В настоящее время сформировался вид товара как результат интеллектуальной деятельности, развивается рынок технологий и лицензий. Система охраны промышленной собственности является обязательным атрибутом развитых государств [3]. При этом заслуживает внимания технологическая политика США, которая направлена на:
• создание делового климата;
• поощрение развития, коммерциализацию и использование современных технологий;
• инвестирование в создание технологий мирового класса XXI в. в целях поддержки промышленности и развития торговли;
• обеспечение формирования рабочей силы мирового уровня, способной функционировать в быстро меняющейся обстановке и основанной на знаниях экономики;
• разработку в партнерстве с частным сектором и отстаивание национальной технологической политики, направленной на ис-пользование технологий в целях создания экономической мощи страны;
• содействие промышленности в развитии технологий, систем измерений и стандартов.
Государственная инновационная политика промышленно развитых стран состоит в обеспечении деятельности национальной инновационной системы (НИС), укреплении их слабых звеньев, вынуждающих фирмы к перемещению своих НИОКР за границу и в устранении недостатков, мешающих различным звеньям НИС гармонично сотрудничать друг с другом.
Общими тенденциями в инновационной сфере мировой экономической деятельности конца XX в. являются:
* рост числа производителей новых знаний и обострение конкуренции;
* рост зависимости производителей товаров и услуг от производителей новых знаний;
* рост значения малых предприятий как наиболее динамичного звена НИС;