Интеллектуальная собственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 00:27, курсовая работа

Описание работы

Результаты интеллектуальной деятельности, которые объединяются в общем понятии интеллектуальной собственности, занимают все большее место на современном рынке. Их обращение подчиняется общим правилам рынка, однако характер прав и обязанностей, средства их реализации и охраны обладают своими особенностями. "Интеллектуальный капитал" становится в современной экономике все более значимым: более 50 процентов ВНП развитых стран связано с переработкой информационных ресурсов.

Работа содержит 1 файл

курсач эид1.docx

— 144.24 Кб (Скачать)

     Таким образом, опыт государственной поддержки  инновационной деятельности в развитых странах показывает, что именно государство должно разрабатывать такую инновационную политику, которая обеспечивала бы эволюционный путь к современному рынку. 

     Формирование  рыночного хозяйства предлагает структурные преобразования в экономике, развитие производственных структур для  создания технологически интенсивных  и наукоемких производств, обеспечение  конкурентоспособности хозяйствующих  субъектов. Решение этих задач становится возможным благодаря использованию  накопленного научного потенциала, способности  предприятий оперативно доводить полученные результаты до ступени производственного  и коммерческого использования  и усиления инновационных процессов, которые призваны обеспечить значительный рост и конкурентоспособность предприятий.

     Преодоление объективной ограниченности рыночного  механизма в интенсификации инновационных  процессов требует усиления роли государства в этой области. Оно  должно обеспечить выбор приоритетов  научно-технического развития и производства новых знаний и технологий. Вне  регулирующей роли государства многие аспекты инновационной деятельности предприятий не в состоянии обеспечить эффективное использование рыночного  механизма.

     Возрастание роли государства в развитии инновационной  сферы обусловлено также специфическими условиями российской действительности. Глубокий системный кризис, сопровождающийся спадом производства, требует от государства больших усилий в решении проблем научно-технического развития, ликвидации хронической нехватки средств у предприятий, поддержании инвестиционной и инновационной активности. Использование регулирующей роли государства вызывается в большей мере усложнением объекта регулирования, активизацией инновационных процессов — как отличительной особенности современного этапа развития инновационной сферы и их неуклонно возрастающей ролью в обеспечении экономического роста и конкурентоспособности микроэкономических агентов и национального хозяйства.

     Государственная политика должна быть направлена на устранение административно-командных подходов к инновационной деятельности и управления ею; создание эффективных социально-экономических мотивов, побуждающих отдельных и ассоциированных субъектов инновационной сферы к разработке новейших технологий и техники; на демонополизацию экономики; развитие экономической свободы личности, предпринимательства; расширение кредитных, налоговых, ценовых льгот, а также целевых субсидий и госзаказов. Перспективы системы государственной экономической поддержки инновационной деятельности предприятий связаны также с использованием новых прогрессивных структур, которые по существу являются альтернативой существующей системе.

     Инновационная деятельность предприятия основывается на таких принципах, как приоритетность инновационного производства; экономичность  инновационного производства, предполагающая последовательный учет в практике управления производительного характера функционирования прикладной науки, определяющей не только самоокупаемость инновационного производства, но и его прибыльность, коммерческий успех на рынке; гибкость инновационного производства, означающая, что управление должно обеспечивать свободу действий субъектов инновационной деятельности, отказ от жесткой регламентации, поощрение предприимчивости.

     Существенным  фактором в инновационной деятельности предприятия является, то, что используемые им нововведения ограничены по времени  рыночными циклами, т. е. тем пределом времени, когда это нововведение имеет рынок сбыта, после которого экономический и технологический  потенциал нововведения исчерпывается  и необходимо своевременное переключение ресурсов для внедрения в производство других нововведений.

     В условиях развитых рыночных отношений  инновационная деятельность предприятия  характеризуется полной экономической  самостоятельностью и юридической  свободой в принятии хозяйственных  решений, т. е. предприятие само решает, какие ресурсы использовать, само определяет объем производимой продукции  и ее цен). Самостоятельность хозяйственной деятельности предприятия означает, что оно ни от кого не получает безвозмездной помощи и несет материальную ответственность за все свои решения, т. е. действует и принимает хозяйственные решения в рамках своего бюджета. При этом инновационная деятельность предприятия направлена на достижение основной цели — обеспечение максимальной прибыли. Известно, что в условиях рыночной экономики источником прибыли является не только возможность изменения цен или экономия затрат, но и своевременное обновление продукции, появление на потребительском рынке продукции, отличающейся новизной от существующего товара. В этом случае предприятия-ин-новаторы получают добавочную прибыль за монополию на знания (так называемую «научно-техническую ренту»).

     Большую роль в усилении самофинансирования предприятий и фирм может сыграть  отмена пошлин на новейшие импортируемые  оборудование и технологии. Эту же задачу призвана выполнять амортизационная  политика, которая должна строиться  с учетом рыночных условий и необходимости  ускоренного обновления производственно-технического аппарата предприятий. Исключительно  важное значение для становления самофинансирования инновационной деятельности предприятий имеет льготное налогообложение, особенно тех из них, которые инвестируют свои средства в развитие сферы инноваций. Налоговая политика должна быть такой, чтобы ее основной функцией стало стимулирование инновационной деятельности и на этой основе расширение налоговой базы.

     Развитие  процесса самофинансирования предполагает формирование условий, способствующих рациональному использованию накопленных  средств, предназначенных для инвестиционной и инновационной деятельности. Чтобы  эти средства не расходовались на покупку валюты, ценных бумаг, приобретение товаров производственного назначения, не передавались на депозиты коммерческих банков, необходимо институциональное обеспечение их использования в качестве источника производственных инвестиций и инноваций. Этого можно достигнуть путем создания специализированных инвестиционных фондов и специальных счетов обновления производства. Средства, накапливаемые в них, целесообразно освободить от налогов или ввести для них льготное налогообложение. Такая мера позволила бы государству концентрировать необходимые ресурсы и направлять их на инвестиционную и инновационную деятельность.

     Действительно, в условиях высоких темпов инфляции сохраняются возможности стимулирования инновационной деятельности предприятий, в частности посредством финансового  лизинга, не получившего пока достаточного распространения в российской экономике. Переход к рыночным отношениям выдвинул качественно новые потребности  в ускоренном решении проблем  финансирования инновационной деятельности предприятий с различной организационно-правовой формой собственности [17].

     Важнейшим элементом стимулирования инновационной  деятельности со стороны государства  является система контрактных отношений  между государственными институтами  в сфере научно-исследовательских  и опытно-конструкторских разработок (НИОКР).

     В РБ проблемы управления инновационной  деятельностью предприятий на макроуровне  связаны с осуществлением структурной  перестройки экономики и созданием  макроэкономических условий для  активизации инновационной деятельности на предприятиях. Это проблемы: привлечения иностранных инвестиций; государственного регулирования инвестиционной деятельности предприятий; приватизации, как инструмента мотивации инновационной деятельности; компетентного управления предприятиями госсектора.

     Важным  выводом сказанного выше является обоснование  невозможности создания эффективной  системы управления инновациями  и их продвижением на рынок без  формирования условий, необходимых  для развития инновационной деятельности. К ним можно отнести: сознательное разрушение технологических цепей третьего технологического уклада и реконструкции составляющих их производственных процессов в целях приспособления к потребностям новых технологических укладов, а также избирательное развитие производств четвертого технологического уклада с целью наиболее эффективного насыщения спроса в их продукции; приоритетное высокоизбирательное, ориентированное на накопление конкурентных преимуществ, развитие производств пятого технологического уклада (в развитых странах он вступил в фазу роста) и создание предпосылок для опережающего развития базисных технологий шестого технологического уклада, а также форсированное развитие образовательной и социальной сферы; обеспечение на уровне национальной экономики финансирования НИОКР не ниже порогового уровня, так как при несоблюдении данного требования происходит деградация технологической структуры, которая может носить необратимый характер. К сожалению, в ряде стран в трансформационный период наблюдается снижение расходов на НИОКР (так, например, если в США расходы на НИОКР на душу населения составляют 455 долл. в год, то в Беларуси – менее 20); формирование развитого рынка научно-технической продукции. Это значит, что должны быть в наличии не только разработки и инновационные продукты, но и активные потребители как на рынке производственной продукции, так и товаров народного потребления. Сейчас же можно констатировать значительное число низкорентабельных и убыточных предприятий, что не позволяет поддерживать устойчивый спрос на новые виды оборудования, новые технологии, и это несмотря на то, что оборудование на многих предприятиях изношено более, чем на 50%, что не позволяет производить конкурентоспособную по неценовым факторам продукцию. Невозможность конкурировать по неценовым факторам приводит к необходимости снижения цены. Низкий удельный вес заработной платы в себестоимости продукции приводит не только к возможности конкурировать за счет более низкой цены, но имеет обратную сторону медали – низкую покупательную способность населения, т.е. отсутствие активного покупателя на товары длительного пользования (так, например, удельная оплата труда по паритету покупательной способности на 1 долл. товара в США составляет более 36 центов, а в России – чуть больше 8 центов). Все это приводит к отсутствию условий развития рынка научно–технической продукции; государственный рынок научно-технической продукции формируется через систему госзаказов на основе жесткого конкурсного отбора, который регламентируется соответствующими законодательными актами. Ведущие министерства и ведомства как агенты государства эти заказы реализуют через специальные подразделения и систему контрактов; для обеспечения гибкости, мобильности, проведения венчурных разработок государство создает условия для развития малых научных и инновационных фирм путем системы поддержки через соответствующие фонды, программы, гранты и т.д., обязав министерства решать эти проблемы в законодательном порядке; государство стимулирует частные инвестиции в НИОКР, а также поддерживает исследования и разработки, выполняемые по заказу потребителя, продвигает научно-техническую продукцию на внешний рынок; совершенствование методов регулирования научно-технической продукции идет не по пути администрирования, а методами экономической и социальной мотивации; ценообразование должно обеспечивать воспроизводственные процессы, так как постоянное снижение цены с целью реализации продукции за счет ценовых факторов приводит к невозможности проводить НИОКР из-за отсутствия средств на их финансирование, низкая доля заработной платы не позволяет повышать квалификацию специалистов и так далее, то есть накапливаются проблемы, не позволяющие обеспечить экономическое развитие за счет качественных факторов; только систематический анализ состояния и изменений, происходящих на мировом рынке научно-технической продукции, выбор потенциальных ниш, которые могут быть эффективными для продукции, выпускаемой национальными производителями, обеспечение доступа к этой информации его потенциальных участников, помощь в обосновании стратегии выхода на мировой рынок и продвижения новой продукции на рынок, то есть формирование специальной инновационной инфраструктуры, выполняющей данные функции и доступной для пользователей, может обеспечить условия для успешного развития инновационной деятельности; разработка новых подходов и методов (выявление и развитие стратегических наукоемких отраслей – т.н. таргетирование – от англ. Targeting policy, трансферт высоких технологий, коммерциализация научно-технических разработок, развитие инфраструктуры) [16]. 
 
 
 
 
 

 

     

     1.3 Тенденции развития  инновационной деятельности  в мировой экономике.  Международное сотрудничество  в инновационной  сфере 
 

       Стратегическая цель большинства ведущих индустриальных стран мира – переход к инновационному развитию на основе использования в экономике новейших научных открытий и технологических разработок. Она обусловлена многими объективными причинами, среди которых заметную роль играет рост зависимости их от импорта.

     В последние годы за рубежом подготовлен  ряд аналитических документов, призванных оценить масштабы ожидаемых изменений  и их последствия для развития экономики, а также определить возможные пути преодоления негативных тенденций. В настоящее время некоторые индустриальные страны и даже межгосударственные союзы на основании прогнозов разрабатывают и осуществляют среднесрочные и долгосрочные программы НИОКР и инноваций, направленные на обеспечение своих национальных интересов с учетом новых глобальных вызовов.

     Проблемы  освоения роли инновационной деятельности являются ключевыми для большинства индустриально развитых стран мира.

     Как отметила А. Кантарбаева: «Все индустриально развитые страны пришли к расцвету через высокий экономический и социальный рост, благодаря мощному импульсу развития предпринимательской деятельности. То же касается и современного опыта так называемых “новых индустриализующих государств”, таких, как Гонконг, Корея, Сингапур, Тайвань, Тайланд, Малайзия, Китай и др.»[2].

     В наши дни правительство каждой промышленно  развитой страны рассматривает инновацию как важное средство решения экономических проблем. Если раньше правительства некоторых стран не рассматривали научно-технический прогресс как государственную задачу, то сейчас требование промышленной политики и участие в углубившемся международном разделении труда превращают в первостепенную потребность создание центральной стратегической концепции, рассчитанной на длительную перспективу.

     В большинстве промышленно развитых стран государственная долгосрочная концепция инновационного развития слагается из различного рода частных концепций. Доку-менты, декларирующие инновационную поли-тику различных стран, отчасти доступны и могут быть изучены. Среди стран особенно выделяется успешно применяемая на протяжении многих десятилетий инновационная стратегия Японии, которая сформировалась в условиях послевоенного невысокого уровня технического развития на основе принципов концентрации средств и сил, центрального регулирования инициативы предприятий.

     На  концептуальном уровне экономическая  стратегия Кыргызской Республики должна учитывать эволюционные тенденции, играющие доминирующую роль в формировании современной системы мирового хозяйства. Перед каждой развивающейся страной и, в частности, перед Кыргызстаном, стоят две взаимосвязанные задачи: проведение импортозамещающей политики исходя из нового понимания, как стадии, необходимой для создания единого внутреннего рынка, и осуществление одновременно экспортопромышленного варианта участия в международном разделении труда.

     В настоящее время сформировался  вид товара как результат интеллектуальной деятельности, развивается рынок технологий и лицензий. Система охраны промышленной собственности является обязательным атрибутом развитых государств [3]. При этом заслуживает внимания технологическая политика США, которая направлена на:

     • создание делового климата;

     • поощрение развития, коммерциализацию и использование современных  технологий;

     • инвестирование в создание технологий мирового класса XXI в. в целях поддержки промышленности и развития торговли;

     • обеспечение формирования рабочей  силы мирового уровня, способной функционировать в быстро меняющейся обстановке и основанной на знаниях экономики;

     • разработку в партнерстве с частным сектором и отстаивание национальной технологической политики, направленной на ис-пользование технологий в целях создания экономической мощи страны;

     • содействие промышленности в развитии технологий, систем измерений и стандартов.

     Государственная инновационная политика промышленно развитых стран состоит в обеспечении деятельности национальной инновационной системы (НИС), укреплении их слабых звеньев, вынуждающих фирмы к перемещению своих НИОКР за границу и в устранении недостатков, мешающих различным звеньям НИС гармонично сотрудничать друг с другом.

     Общими  тенденциями в инновационной  сфере мировой экономической  деятельности конца XX в. являются:

     * рост числа производителей новых  знаний и обострение конкуренции;

     * рост зависимости производителей товаров  и услуг от производителей новых  знаний;

     * рост значения малых предприятий как наиболее динамичного звена НИС;

Информация о работе Интеллектуальная собственность