Интеллектуальная собственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 00:27, курсовая работа

Описание работы

Результаты интеллектуальной деятельности, которые объединяются в общем понятии интеллектуальной собственности, занимают все большее место на современном рынке. Их обращение подчиняется общим правилам рынка, однако характер прав и обязанностей, средства их реализации и охраны обладают своими особенностями. "Интеллектуальный капитал" становится в современной экономике все более значимым: более 50 процентов ВНП развитых стран связано с переработкой информационных ресурсов.

Работа содержит 1 файл

курсач эид1.docx

— 144.24 Кб (Скачать)

      Теоретическая модель устойчивого развития в прикладном плане - это способ организации и  функционирования общества, его экономики, обеспечивающий предупреждение и нейтрализацию  внешних и внутренних негативных воздействий с учетом интересов  настоящего и будущего поколений. "Повестка дня на XXI век" содержит около 120 проблемных областей, которые конкретизируют компоненты модели через виды деятельности и  средства их реализации с учетом специфики  отдельных стран. Большинство из этих областей раскрываются в Национальной стратегии устойчивого развития, но в качестве ключевых компонентов  модели выступают лишь те из них, которые  носят системообразующий характер, определяют новые акценты и требования для перехода к устойчивому развитию.

     Прежде  всего это относится к повышению роли экологической политики государства, предопределенной взаимозависимостью экономического благосостояния и экологического благополучия общества. Экологическую политику следует рассматривать как своеобразный свод правил создания согласованной системы управленческих решений в сфере природопользования и организации производства и потребления.

     Главным принципом в разработке и формировании рычагов управления природопользованием  должен стать принцип оптимального, научно обоснованного сочетания  государственных и рыночных рычагов  управления. При этом анализ мирового опыта экологического регулирования, осуществляемого в странах с  развитой рыночной экономикой, показал, что основой всей системы является государственное регулирование.

      Экологический императив в развитии народного хозяйства 
 

     Переход к устойчивому развитию Республики Беларусь требует изменения приоритетов  в экологической и экономической  политике государства от принципа "реагирования и исправления" к принципу "активной профилактики", т.е.:

     - в отличие от существующей  практики охраны природы акцент  следует перенести на осуществление  мер по экологизации хозяйственной деятельности (на устранение первопричин загрязнения, а не его последствий);

     - в центре внимания устойчивого  развития должен находиться человек,  который имеет право на здоровую  и плодотворную жизнь в гармонии  с природой. Это требует изменения  стереотипов ценностей, гуманизации общества;

     - право на развитие следует  осуществлять так, чтобы обеспечить  равенство возможностей развития  и сохранения природно-ресурсного  потенциала как для нынешнего, так и для будущих поколений;

     - для достижения устойчивого развития  охрана окружающей среды должна  стать неотъемлемой частью этого  процесса. Экологические условия,  факторы и объекты необходимо  рассматривать как экономические категории, равноправные с другими категориями богатства и благосостояния. 

      Изменение структур потребления  и производства 

     Как показывает опыт промышленно развитых стран, высокий уровень потребления  достигается дорогой ценой - интенсивной эксплуатацией природных ресурсов и нарушением экологического равновесия, нерациональным использованием производственного и человеческого потенциалов. И если все страны мира приблизятся к стандартам потребления развитых стран на существующей технологической основе, то это может привести к глобальной катастрофе. Назрела необходимость перехода к новому содержанию экономического роста, новой постиндустриальной цивилизации, причем эволюционным, а не конфронтационным путем.

     Речь  идет прежде всего о поиске новых подходов к совершенствованию структур производства и потребления на основе оценки степени ограниченности ресурсов, оптимального уровня удовлетворения потребностей человека, а также степени обеспечения динамического соответствия этих структур как одного из важнейших условий устойчивого развития. Поэтому поэтапное приближение к их сбалансированию по данным критериям должно предусматривать как формирование разумных потребностей человека (разработка и широкое использование научно обоснованных норм и нормативов потребления благ и услуг), так и максимально возможную экономию ресурсов путем внедрения системы ресурсосберегающих технологий с учетом экономически оправданных внешнеторговых связей. 

      Охрана  и укрепление здоровья людей 

     Основополагающим  принципом и целью существования  цивилизованного государства и  обеспечения его устойчивого  развития является продолжительная  здоровая, активная и творческая жизнь  граждан. Главной составляющей достижения этой цели является их здоровье, которое  должно быть предметом приоритетного  внимания и заботы государства.

     Однако  в силу многих причин состояние здоровья населения республики в последние  годы значительно ухудшилось. Снижается  показатель ожидаемой продолжительности  жизни со значительным разрывом его  значения для мужчин и женщин. В 1996 г. по оценке для всего населения  она составила 67,9 лет, среди мужчин - 62,1, женщин - 73,7 года.

     Вызывает  тревогу рост социально опасных  заболеваний, в первую очередь активной формы туберкулеза. Повышается уровень  инфекционной заболеваемости. Отмечаются прогрессирующая тенденция роста  и омоложения венерических заболеваний, эпидемическое неблагополучие по ВИЧ-инфекции. Расширяется зона распространения  природно-очаговых инфекций клещевого  энцефалита. Сохраняются высокие  показатели заболеваемости сердечнососудистыми  болезнями, происходит рост и омоложение других хронических заболеваний. 

      Борьба  с бедностью 

     Традиционно черта бедности определяется соотношением доходов и расходов, необходимым  для минимального уровня жизни. Многие страны приняли национальные "границы  нищеты" по доходам на душу населения  и определяют количество людей, находящихся  за этой чертой. Когда используется понятие "бедность", должны рассматриваться, в соответствии с рекомендациями ООН, следующие уровни:

     - "абсолютная бедность", т.е.  объективная нехватка доходов  в соотношении с определенным перечнем товаров и услуг, который, как правило, предусматривает удовлетворение лишь основных физиологических и социальных потребностей. "Абсолютная бедность" определена в 1990 г. Всемирным банком исходя из расчета 370 долл. на человека в год;

     - "низкие доходы", т.е. типичная  ситуация, в которой находятся  люди с непостоянными доходами  или с доходами, которые лишь  на треть превышают черту "абсолютной  бедности", что не позволяет  обеспечить полноценное участие  в жизни общества;

     - "относительная бедность" означает, что бедность не является вопросом  выживания, а представляет собой  минимальный уровень жизни, определенный  обществом, в котором человек  живет. Черта "относительной  бедности", как правило, устанавливается  на уровне 40 или 50% от среднего  дохода на душу населения страны;

     - "субъективная бедность" по  доходам, т.е. индивидуальная оценка  неадекватности доходов. 

      Борьба  с преступностью 

     Для устойчивого развития страны необходимо достижение социальной стабильности, включая защиту общества, личности, прав и интересов граждан от преступных посягательств. Процесс интеграции Республики Беларусь в мировое сообщество требует совершенствования системы  борьбы с преступностью, приближения ее к международным стандартам [1]. 
 
 
 
 
 

        1.2 Сущность инновационной деятельности и ее роль в развитии  национальной экономики 

     Инновационная деятельность — это процесс, направленный на реализацию результатов законченных  научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новом или усовершенствованном  продукте, продаваемом на рынке, в  новом или усовершенствованном  технологическом процессе, используемый в практической деятельности, а также  связанные с этим дополнительные исследования и разработки.

     В современных условиях все процессы применения новых знаний связаны  с рыночными отношениями. Практика показывает, что инновации направлены на рынок и удовлетворение его потребностей.

     Процесс внедрения инноваций охватывает практически все стороны деятельности предприятия. Сам поиск эффективных  организационных форм управления инновациями  основывается на умелом сочетании научно-инновационных  и рыночных факторов. Внедрение этих поисков в производство и есть инновационная деятельность.

     Итак, инновационная деятельность — это  практическое использование инновационно-научного и интеллектуального потенциала в массовом производстве с целью получения нового продукта, удовлетворяющего потребительский спрос в конкурентоспособных товарах и услугах. Важной характеристикой этой деятельности является инновационная активность — целенаправленная поддержка высокой восприимчивости персонала предприятия (фирмы) к нововведениям посредством целенаправленных структур и методов управления.

     Сама  инновационная деятельность характеризуется  ускорением темпов создания новшеств, их диффузии, что способствует углублению и расширению структурных сдвигов  в экономике, увеличению размеров рынка  и удовлетворению существующих и  возникающих потребностей. 

     Перестройка экономики на рыночных принципах  в нашей стране требует обеспечения  мирового класса качества производимых товаров, своевременного обновления продукции  предприятиями и максимальной заинтересованности внедрения нововведений; высокой  инновационной активности на базе собственного развивающегося потенциала. Вместе с  тем мировая практика показывает, что государственная поддержка  инновационной деятельности объективно необходима.

     В настоящее время эффективность  инновационной деятельности предприятия  определяется прежде всего наличием отлаженной системы инвестирования, кредитования, налогообложения, функционирующих применительно к инновационной сфере научных разработок.

     Инновационная сфера представляет собой: 1) систему  взаимодействия инноваторов, инвесторов, товаропроизводителей конкурентоспособной продукции, услуг и развитой инфраструктуры; 2) рынок новшеств (новаций), рынок капитала (инвестиций) и рынок чистой конкуренции нововведений. Поэтому управление инновационным процессом становится ключом современной организации инновационной деятельности на микро- и макроуровнях.

     Таким образом, инновационная деятельность предприятия не сводится только к  созданию и внедрению новшеств, но и включает также разработку соответствующих  структур, организационных форм хозяйствования и управления на производственных предприятиях.

     Как же осуществляется инновационная деятельность фирм и корпораций в развитых странах?

     В большинстве развитых стран регулирование  и стимулирование инновационной  деятельности происходит в основном через национальные исследовательские  программы и различные уровни государственного участия. Основополагающим критерием разработки программ является добровольное участие государства, корпораций и фирм, при этом каждый участник руководствуется собственными интересами. Эффективность использования этих программ для концентрации национальных ресурсов на ключевых направлениях научно-технического прогресса особенно показательна на опыте экономики Японии. Поскольку Япония располагает минимумом собственных природных ресурсов, правительство страны рассматривает научно-инновационную политику в качестве важнейшего средства стимуляции общего роста экономики и повышения международной конкурентоспособности страны. Политика Японии концентрируется на экспорте продукции с целью завоевания торгового лидерства в спектре наукоемкой продукции, позволяющей иметь большую долю добавочной стоимости. Следует отметить, что японское правительство не управляет промышленными разработками в директивном порядке, здесь скорее существует взаимное партнерство между звеньями государственного аппарата и секторами промышленности, основанное на прагматических решениях, взаимном уважении, согласованной деятельности, направленной на достижение общих целей.

     Во  Франции наиболее высокий уровень  централизованного регулирования  инновационной деятельности, где  научные исследования признаются общенациональной программой и представлены в виде пятилетних стратегических научно-исследовательских  планов. В Англии — отсутствует система централизованного регулирования инновационной деятельностью, но есть хорошо разработанный механизм взаимодействия, позволяющий осуществлять координацию разработок инноваций на государственной уровне. В США экономисты и социологи видят в венчурном бизнесе свидетельство вхождения американской экономики в фазу подъема нового «цикла Кондратьева». В этой связи нелишне заметить, что известный марксистский тезис о превращении науки в непосредственную производительную силу осознан и реализуется на Западе лучше, чем на деле у нас.

Информация о работе Интеллектуальная собственность