Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 00:27, курсовая работа
Результаты интеллектуальной деятельности, которые объединяются в общем понятии интеллектуальной собственности, занимают все большее место на современном рынке. Их обращение подчиняется общим правилам рынка, однако характер прав и обязанностей, средства их реализации и охраны обладают своими особенностями. "Интеллектуальный капитал" становится в современной экономике все более значимым: более 50 процентов ВНП развитых стран связано с переработкой информационных ресурсов.
Теоретическая
модель устойчивого развития в прикладном
плане - это способ организации и
функционирования общества, его экономики,
обеспечивающий предупреждение и нейтрализацию
внешних и внутренних негативных
воздействий с учетом интересов
настоящего и будущего поколений. "Повестка
дня на XXI век" содержит около 120 проблемных
областей, которые конкретизируют компоненты
модели через виды деятельности и
средства их реализации с учетом специфики
отдельных стран. Большинство из
этих областей раскрываются в Национальной
стратегии устойчивого
Прежде всего это относится к повышению роли экологической политики государства, предопределенной взаимозависимостью экономического благосостояния и экологического благополучия общества. Экологическую политику следует рассматривать как своеобразный свод правил создания согласованной системы управленческих решений в сфере природопользования и организации производства и потребления.
Главным принципом в разработке и формировании рычагов управления природопользованием должен стать принцип оптимального, научно обоснованного сочетания государственных и рыночных рычагов управления. При этом анализ мирового опыта экологического регулирования, осуществляемого в странах с развитой рыночной экономикой, показал, что основой всей системы является государственное регулирование.
Экологический
императив в развитии
народного хозяйства
Переход
к устойчивому развитию Республики
Беларусь требует изменения приоритетов
в экологической и
-
в отличие от существующей
практики охраны природы
-
в центре внимания устойчивого
развития должен находиться
-
право на развитие следует
осуществлять так, чтобы
-
для достижения устойчивого
Изменение
структур потребления
и производства
Как показывает опыт промышленно развитых стран, высокий уровень потребления достигается дорогой ценой - интенсивной эксплуатацией природных ресурсов и нарушением экологического равновесия, нерациональным использованием производственного и человеческого потенциалов. И если все страны мира приблизятся к стандартам потребления развитых стран на существующей технологической основе, то это может привести к глобальной катастрофе. Назрела необходимость перехода к новому содержанию экономического роста, новой постиндустриальной цивилизации, причем эволюционным, а не конфронтационным путем.
Речь
идет прежде всего о поиске новых подходов
к совершенствованию структур производства
и потребления на основе оценки степени
ограниченности ресурсов, оптимального
уровня удовлетворения потребностей человека,
а также степени обеспечения динамического
соответствия этих структур как одного
из важнейших условий устойчивого развития.
Поэтому поэтапное приближение к их сбалансированию
по данным критериям должно предусматривать
как формирование разумных потребностей
человека (разработка и широкое использование
научно обоснованных норм и нормативов
потребления благ и услуг), так и максимально
возможную экономию ресурсов путем внедрения
системы ресурсосберегающих технологий
с учетом экономически оправданных внешнеторговых
связей.
Охрана
и укрепление здоровья
людей
Основополагающим
принципом и целью
Однако в силу многих причин состояние здоровья населения республики в последние годы значительно ухудшилось. Снижается показатель ожидаемой продолжительности жизни со значительным разрывом его значения для мужчин и женщин. В 1996 г. по оценке для всего населения она составила 67,9 лет, среди мужчин - 62,1, женщин - 73,7 года.
Вызывает
тревогу рост социально опасных
заболеваний, в первую очередь активной
формы туберкулеза. Повышается уровень
инфекционной заболеваемости. Отмечаются
прогрессирующая тенденция
Борьба
с бедностью
Традиционно черта бедности определяется соотношением доходов и расходов, необходимым для минимального уровня жизни. Многие страны приняли национальные "границы нищеты" по доходам на душу населения и определяют количество людей, находящихся за этой чертой. Когда используется понятие "бедность", должны рассматриваться, в соответствии с рекомендациями ООН, следующие уровни:
- "абсолютная бедность", т.е. объективная нехватка доходов в соотношении с определенным перечнем товаров и услуг, который, как правило, предусматривает удовлетворение лишь основных физиологических и социальных потребностей. "Абсолютная бедность" определена в 1990 г. Всемирным банком исходя из расчета 370 долл. на человека в год;
-
"низкие доходы", т.е. типичная
ситуация, в которой находятся
люди с непостоянными доходами
или с доходами, которые лишь
на треть превышают черту "
-
"относительная бедность" означает,
что бедность не является
-
"субъективная бедность" по
доходам, т.е. индивидуальная
Борьба
с преступностью
Для
устойчивого развития страны необходимо
достижение социальной стабильности,
включая защиту общества, личности,
прав и интересов граждан от преступных
посягательств. Процесс интеграции
Республики Беларусь в мировое сообщество
требует совершенствования
1.2 Сущность инновационной
деятельности и ее роль
в развитии национальной
экономики
Инновационная
деятельность — это процесс, направленный
на реализацию результатов законченных
научных исследований и разработок
либо иных научно-технических достижений
в новом или
В современных условиях все процессы применения новых знаний связаны с рыночными отношениями. Практика показывает, что инновации направлены на рынок и удовлетворение его потребностей.
Процесс
внедрения инноваций охватывает
практически все стороны
Итак,
инновационная деятельность — это
практическое использование инновационно-
Сама
инновационная деятельность характеризуется
ускорением темпов создания новшеств,
их диффузии, что способствует углублению
и расширению структурных сдвигов
в экономике, увеличению размеров рынка
и удовлетворению существующих и
возникающих потребностей.
Перестройка экономики на рыночных принципах в нашей стране требует обеспечения мирового класса качества производимых товаров, своевременного обновления продукции предприятиями и максимальной заинтересованности внедрения нововведений; высокой инновационной активности на базе собственного развивающегося потенциала. Вместе с тем мировая практика показывает, что государственная поддержка инновационной деятельности объективно необходима.
В настоящее время эффективность инновационной деятельности предприятия определяется прежде всего наличием отлаженной системы инвестирования, кредитования, налогообложения, функционирующих применительно к инновационной сфере научных разработок.
Инновационная сфера представляет собой: 1) систему взаимодействия инноваторов, инвесторов, товаропроизводителей конкурентоспособной продукции, услуг и развитой инфраструктуры; 2) рынок новшеств (новаций), рынок капитала (инвестиций) и рынок чистой конкуренции нововведений. Поэтому управление инновационным процессом становится ключом современной организации инновационной деятельности на микро- и макроуровнях.
Таким образом, инновационная деятельность предприятия не сводится только к созданию и внедрению новшеств, но и включает также разработку соответствующих структур, организационных форм хозяйствования и управления на производственных предприятиях.
Как же осуществляется инновационная деятельность фирм и корпораций в развитых странах?
В большинстве развитых стран регулирование и стимулирование инновационной деятельности происходит в основном через национальные исследовательские программы и различные уровни государственного участия. Основополагающим критерием разработки программ является добровольное участие государства, корпораций и фирм, при этом каждый участник руководствуется собственными интересами. Эффективность использования этих программ для концентрации национальных ресурсов на ключевых направлениях научно-технического прогресса особенно показательна на опыте экономики Японии. Поскольку Япония располагает минимумом собственных природных ресурсов, правительство страны рассматривает научно-инновационную политику в качестве важнейшего средства стимуляции общего роста экономики и повышения международной конкурентоспособности страны. Политика Японии концентрируется на экспорте продукции с целью завоевания торгового лидерства в спектре наукоемкой продукции, позволяющей иметь большую долю добавочной стоимости. Следует отметить, что японское правительство не управляет промышленными разработками в директивном порядке, здесь скорее существует взаимное партнерство между звеньями государственного аппарата и секторами промышленности, основанное на прагматических решениях, взаимном уважении, согласованной деятельности, направленной на достижение общих целей.
Во
Франции наиболее высокий уровень
централизованного