Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 12:14, курсовая работа
Анализ результатов исследовании отечественных и зарубежных ученых по данной проблеме убедили нас в том, что создание инновационной экономики является стратегическим направлением развития нашей страны в первой половине XXI века. Это обстоятельство послужило основным мотивом к выбору темы курсового исследования.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие и сущность неоэкономики.
2. Проанализировать принципы неоэкономики.
3. Определить этапы развития неоэкономики.
4. Рассмотреть основные направления неоэкономики.
-
передача все большего
-
трансформация организаций от
-
создание все более «
Таким образом, на новом витке развития мы возвращаемся к принципу «мануфактурной» организации труда, где не было разделения на отдельные операции между работниками.
4. Аристократия большинства — новая конфигурация общества.
Информационное общество опирается на новую социальную конфигурацию: появляются новые общественные слои и группы со своими интересами. Роль государства и государственных институтов также трансформируется, что нашло свое отражение в деятельности правительств США, Швеции, Японии, Сингапура, а также Комиссии Европейского Союза. В неоэкономике, особенно на начальном этапе, именно государство становится крупнейшим инвестором высокотехнологичных отраслей и инфраструктуры. Распространение высоких жизненных стандартов — одна из главных целей государства в информационном обществе. Высокий стандарт связан со снижением издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества.
Широкое
внедрение информационно-
Для России, с ее огромной территорией и крайне неравномерным распределением медицинских, культурных и образовательных учреждений по регионам, равенство возможностей в пользовании их услугами становится критически важным. Интернет уже позволяет получить высококвалифицированную медицинскую консультацию в любой районной больнице, смотреть спектакли столичных театров в любом городе, проходить тестирование в сертификационных центрах, использовать все преимущества дистанционного обучения, независимо от места проживания.
5. Информация и знания — основной объект управления.
Информация и знания — плоть и кровь неоэкономики. Ее лидеры — организации, где быстрее всех и лучше всех обрабатывают информацию и обмениваются знаниями.
В неоэкономике возникают новые, наиболее быстро развивающиеся отрасли бизнеса, связанные с поставкой и обработкой информации. Весьма вероятно, что и в новой информационной экономике скоро будет введено разделение на «сырьевую» и «обрабатывающую» отрасли. Сырьевой сектор — это «залежи» необработанной информации, поставляемой через Интернет. «Обрабатывающая промышленность» — специализированные структуры, превращающие данные в информацию, а информацию — в знания.
6. Сетевая структура — путь к глобализации бизнеса.
Информационное общество меняет не только традиционную структуру экономики. Возникает и «новое предприятие». Принцип вертикальной интеграции компаний заменяется новыми формами и моделями организации бизнеса. Ведущей становится сетевая распределенная структура.
Неоэкономика — это «перенасыщенный раствор» компаний, специализирующихся на высокопрофессиональном выполнении одного делового процесса и обладающих наибольшим интеллектуальным капиталом в своей нише. С появлением новой идеи возникает «организация-ядро», вокруг которой немедленно «кристаллизуется» сообщество, сеть специализированных организаций, объединяющихся вокруг процесса создания и доставки до конкретного потребителя услуги или продукта.
Экономика, основанная на знаниях, настоятельно потребует такой специализации. Все большее распространение будет приобретать аутсорсинг — передача сторонней фирме неосновных деловых процессов компании. Уже сейчас его услугами пользуются многие российские фирмы, работающие в области бухгалтерского учета, обслуживания корпоративной информационной системы, поддержки веб-узлов, маркетинговых исследований, обработки и систематизации входящей информации. На очереди — стратегическое планирование, сбыт, юридическое сопровождение всей деятельности фирмы.
7. Думай глобально — действуй локально.
Конкурентное преимущество в неоэкономике будет определять наличие уникальных товаров: продуктов, технологий, бизнес-идей, моделей организации деловых процессов. Один из важнейших факторов конкуренции — время. Устойчивость позиции компании зависит от максимального сокращения периода от появления идеи до внедрения товара на рынок при одновременном наращивании производительности труда, повышении гибкости производства, снижении всех видов издержек.
Действовать локально — это значит сосредоточить все ресурсы фирмы на приоритетном направлении, где организация может захватить лидерство.
В неоэкономике же формируются глобальные стандарты. Мыслить глобально — значит планировать внедрение своего эксклюзивного товара (идеи, продукта, услуги) в как можно большем количестве отраслей, регионов, процессов. Технологии и процессы становятся универсальными, а конвергенция превращается в ведущую тенденцию. Именно поэтому локальные эксклюзивные решения получают столь быстрое распространение.
8. Экономика, управляемая потребителем
В центре новой экономики — потребитель. Потребитель неоэкономики — это конкретный единичный клиент.
Именно
ориентацией на удовлетворение дифференцированных
индивидуальных потребностей, в конечном
счете, и обусловлены все остальные принципы
неоэкономики. Цель любой компании — создать
сообщество лояльных заказчиков, поддерживая
приверженность потребителя всеми возможными
способами; максимальное использование
возможностей уже завоеванного сообщества.
Создав потребительское сообщество, организация
стремится извлечь из этого наибольшую
прибыль. Именно поэтому товары превращаются
в «расширенные товары», включающие в себя
множество дополнительных услуг. А сами
компании эксплуатируют свою бизнес-технологию,
предлагая аудитории все новые продукты
и услуги.
2.Основные направления и этапы развития
неоэкономики
2.1. Этапы развития неоэкономики
Новая институциональная теория (НИЭТ) – одно из наиболее перспективных и продуктивных направлений экономической науки, сформировавшейся во второй половине XX – начале XXI вв. За несколько десятилетий данной исследовательской программе удалось, если не доказать свое преимущество в анализе одних и тех же проблем, то по крайней мере предъявить серьёзные аргументы в пользу своей состоятельности в решении как методологических вопросов, так и вопросов имеющих прикладное значение не только в сфере государственного и корпоративного управления, разрешения вопросов между хозяйствующими субъектами, но также и во многих областях общественной жизни.
Термин «новая институциональная теория» был введен О.Уильямсоном в 1975г. Для того чтобы обособить данное исследовательское направление от старого институционализма. Институциональная экономическая теория расширяет микроэкономический анализ, вовлекая в него факторы, которые не учитываются классической микроэкономической теорией. К таковым относятся факторы неполноты информации, недоопределенности прав собственности, факторы неопределенности (ожидания) и, наконец, факторы неких коллективных действий в ситуации коллективного выбора, которые отличаются от действий в ситуации индивидуального выбора, рассматриваемых традиционной микроэкономикой.
Следует отметить тот факт, что институциональная экономика зародилась достаточно давно, но лишь 20 лет назад началось её вхождение в обзор экономической мысли. Оппозицию классической экономической теории составляли Джон Кеннет Гелбрейт, Гуннар Карл Мюрдаль, Карл Поланьи, Кларенс Эдвин Айрес.
В совсем ином русле стала развиваться экономическая наука с 30-40-х гг. XX в., и в этом прежде всего заслуга двух исследователей - Джона Р. Коммонса и Рональда Коуза. Работы Коммонса были написаны в 20-30-ых гг., он тогда был очень известен, потом его прочно забыли. Работы Коуза появились во второй половине 30-ых гг., он абсолютно никому не был известен, а много позже (в 1991г.) по совокупности работ получил Нобелевскую премию.
Прежде чем перейти к анализу постулатов институциональной теории, мы определим критерии, с помощью которых будет оценивать степень ее новизны по отношению к неоклассике.
Воспользуемся схемой, предложенной Имре Лактошем. Соглано его представлению, любая теория включает два компонента – «жесткое ядро» и «защитную оболочку». Утверждения теории «жесткого ядра» должны оставаться неизменными в ходе любых модификаций и уточнений. Сопровождающие развитие теории утверждения, составляющие «защитную оболочку», подвергаются постоянным корректировкам по мере развития теории.
Рис. 1. Схема экономической теории Имре
Лактоша
«Жесткое ядро» неоклассики:
«Защитная оболочка» неоклассики:
«Дерево» институционализма исходит их двух корней «старого институционализма» и неоклассики. Первый касается методологии анализа методологического индивидуализма, он заключается в объяснении институтов через интересы и поведение индивидов, которые их используют для координации своих действий. Продолжением принципа стала концепция спонтанной эволюции институтов. Она исходит из предположения, что институты возникают в результате действия людей, но не обязательно в результате их желаний, т.е. спонтанно.
«Старый» институционализм использует методологию холизма, в которой исходным пунктом в анализе становятся не индивиды, а институты. Наиболее яркие представители этого направления: К. Маркс, К. Поланьи, Дж. К. Гелбрейт. К. Маркс широко использовал и метод холизма и тезис институционального детерминизма: институты рассматриваются в качестве основного препятствия спонтанности развития, а «старые» институционалисты видят в них важнейший стабилизирующий фактор.
В
анализе возникновения
Т. Веблен в своей «Теории праздного класса» (1899) дает пример применения методологии холизма к анализу роли привычек. Привычки являются одним из институтов, задающих рамки поведения индивидов на рынке, в политической сфере, в семье. Поведение людей из двух привычек, которые он называет инстинктом соперничества (желание опередить других, выделится на общем фоне) и инстинктом мастерства (предрасположение к добросовестному и эффективному труду). Инстинкт соперничества лежит, согласно автору в основе собственности и конкуренции на рынке. Этот же инстинкт «объясняет демонстративное потребление», когда индивид ориентируется в своем выборе не на максимизацию своей полезности, а максимизацию своего престижа в глазах других.
К «старому» институционализму можно отнести Дж. К. Гелбрейта и его теорию техноструктуры, изложенную в работе «Новое индустриальное общество» (1967) и «Экономические теории и цели общества» (1973). Полнота информации достигается с помощью объединения частичных знаний в рамках организации или техноструктуры. А далее следует анализ влияния, которое оказывает техноструктура на поведение индивидов, т.е. характеристики индивидов рассматриваются в качестве функции институциональной среды.
Информация о работе Интеллектуальная и финансовая работа как специфический доход в неэкономике