Интеллектуальная и финансовая работа как специфический доход в неэкономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 12:14, курсовая работа

Описание работы

Анализ результатов исследовании отечественных и зарубежных ученых по данной проблеме убедили нас в том, что создание инновационной экономики является стратегическим направлением развития нашей страны в первой половине XXI века. Это обстоятельство послужило основным мотивом к выбору темы курсового исследования.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть понятие и сущность неоэкономики.

2. Проанализировать принципы неоэкономики.

3. Определить этапы развития неоэкономики.

4. Рассмотреть основные направления неоэкономики.

Работа содержит 1 файл

Курсоваяэкон.теория.doc

— 235.50 Кб (Скачать)

     - передача все большего количества  рутинных операций машинам; 

     - трансформация организаций от вертикального метода управления к принципу «командной игры»;

     - создание все более «дружественных  условий» для работы, в том числе дистанционной занятости.

     Таким образом, на новом витке развития мы возвращаемся к принципу «мануфактурной» организации труда, где не было разделения на отдельные операции между работниками.

     4. Аристократия большинства — новая конфигурация общества.

     Информационное  общество опирается на новую социальную конфигурацию: появляются новые общественные слои и группы со своими интересами. Роль государства и государственных институтов также трансформируется, что нашло свое отражение в деятельности правительств США, Швеции, Японии, Сингапура, а также Комиссии Европейского Союза. В неоэкономике, особенно на начальном этапе, именно государство становится крупнейшим инвестором высокотехнологичных отраслей и инфраструктуры. Распространение высоких жизненных стандартов — одна из главных целей государства в информационном обществе. Высокий стандарт связан со снижением издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества.

     Широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий в процессы взаимоотношений государственных органов с населением позволяет каждому жителю сократить затраты своего времени на стандартные операции. Заполнение налоговых деклараций, оплата коммунальных услуг, сдача экзаменов, получение разнообразных справок, участие в конкурсах на замещение государственных должностей, получение правительственных грантов и  субсидий, видеоконференции с госслужащими — вот лишь некоторые процессы, которые уже сейчас происходят виртуальным образом.

     Для России, с ее огромной территорией и крайне неравномерным распределением медицинских, культурных и образовательных учреждений по регионам, равенство возможностей в пользовании их услугами становится критически важным. Интернет уже позволяет получить высококвалифицированную медицинскую консультацию в любой районной больнице, смотреть спектакли столичных театров в любом городе, проходить тестирование в сертификационных центрах, использовать все преимущества дистанционного обучения, независимо от места проживания.

     5. Информация и знания — основной объект управления.

     Информация  и знания — плоть и кровь неоэкономики. Ее лидеры — организации, где быстрее всех и лучше всех обрабатывают информацию и обмениваются знаниями.

     В неоэкономике возникают новые, наиболее быстро развивающиеся отрасли бизнеса, связанные с поставкой и обработкой информации. Весьма вероятно, что и в новой информационной экономике скоро будет введено разделение на «сырьевую» и «обрабатывающую» отрасли. Сырьевой сектор — это «залежи» необработанной информации, поставляемой через Интернет. «Обрабатывающая промышленность» — специализированные структуры, превращающие данные в информацию, а информацию — в знания.

     6. Сетевая структура — путь к глобализации бизнеса.

     Информационное  общество меняет не только традиционную структуру экономики. Возникает и «новое предприятие». Принцип вертикальной интеграции компаний заменяется новыми формами и моделями организации бизнеса. Ведущей становится сетевая распределенная структура.

     Неоэкономика — это «перенасыщенный раствор» компаний, специализирующихся на высокопрофессиональном выполнении одного делового процесса и обладающих наибольшим интеллектуальным капиталом в своей нише. С появлением новой идеи возникает «организация-ядро», вокруг которой немедленно «кристаллизуется» сообщество, сеть специализированных организаций, объединяющихся вокруг процесса создания и доставки до конкретного потребителя услуги или продукта.

     Экономика, основанная на знаниях, настоятельно потребует такой специализации. Все большее распространение будет приобретать аутсорсинг — передача сторонней фирме неосновных деловых процессов компании. Уже сейчас его услугами пользуются многие российские фирмы, работающие в области бухгалтерского учета, обслуживания корпоративной информационной системы, поддержки веб-узлов, маркетинговых исследований, обработки и систематизации входящей информации. На очереди  — стратегическое планирование, сбыт, юридическое сопровождение всей деятельности фирмы.

     7. Думай глобально — действуй локально.

     Конкурентное  преимущество в неоэкономике будет определять наличие уникальных товаров: продуктов, технологий, бизнес-идей, моделей организации деловых процессов. Один из важнейших факторов конкуренции — время. Устойчивость позиции компании зависит от максимального сокращения периода от появления идеи до внедрения товара на рынок при одновременном наращивании производительности труда, повышении гибкости производства, снижении всех видов издержек.

     Действовать локально — это значит сосредоточить все ресурсы фирмы на приоритетном направлении, где организация может захватить лидерство.

     В неоэкономике же формируются глобальные стандарты. Мыслить глобально — значит планировать внедрение своего эксклюзивного товара (идеи, продукта, услуги) в как можно большем количестве отраслей, регионов, процессов. Технологии и процессы становятся универсальными, а конвергенция превращается в ведущую тенденцию. Именно поэтому локальные эксклюзивные решения получают столь быстрое распространение.

     8. Экономика, управляемая потребителем

     В центре новой экономики — потребитель. Потребитель неоэкономики — это конкретный единичный клиент.

     Именно  ориентацией на удовлетворение дифференцированных индивидуальных потребностей, в конечном счете, и обусловлены все остальные принципы неоэкономики. Цель любой компании — создать сообщество лояльных заказчиков, поддерживая приверженность потребителя всеми возможными способами; максимальное использование возможностей уже завоеванного сообщества. Создав потребительское сообщество, организация стремится извлечь из этого наибольшую прибыль. Именно поэтому товары превращаются в «расширенные товары», включающие в себя множество дополнительных услуг. А сами компании эксплуатируют свою бизнес-технологию, предлагая аудитории все новые продукты и услуги. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         2.Основные направления и этапы развития неоэкономики 
 

        2.1. Этапы развития неоэкономики 
 

     Новая институциональная теория (НИЭТ) –  одно из наиболее перспективных и  продуктивных направлений экономической  науки, сформировавшейся во второй половине XX – начале XXI вв. За несколько десятилетий данной исследовательской программе удалось, если не доказать свое преимущество в анализе одних и тех же проблем, то по крайней мере предъявить серьёзные аргументы в пользу своей состоятельности в решении как методологических вопросов, так и вопросов имеющих прикладное значение не только в сфере государственного и корпоративного управления, разрешения вопросов между хозяйствующими субъектами, но также и во многих областях общественной жизни.

     Термин  «новая институциональная теория»  был введен О.Уильямсоном в 1975г. Для того чтобы обособить данное исследовательское направление от старого институционализма. Институциональная экономическая теория расширяет микроэкономический анализ, вовлекая в него факторы, которые не учитываются классической микроэкономической теорией. К таковым относятся факторы неполноты информации, недоопределенности прав собственности, факторы неопределенности (ожидания) и, наконец, факторы неких коллективных действий в ситуации коллективного выбора, которые отличаются от действий в ситуации индивидуального выбора, рассматриваемых традиционной микроэкономикой.

     Следует отметить тот факт, что институциональная экономика зародилась достаточно давно, но лишь 20 лет назад началось её вхождение в обзор экономической мысли. Оппозицию классической экономической теории составляли Джон Кеннет Гелбрейт, Гуннар Карл Мюрдаль, Карл Поланьи, Кларенс Эдвин Айрес.

     В совсем ином русле стала развиваться  экономическая наука с 30-40-х гг. XX в., и в этом прежде всего заслуга двух исследователей - Джона Р. Коммонса и Рональда Коуза. Работы Коммонса были написаны в 20-30-ых гг., он тогда был очень известен, потом его прочно забыли. Работы Коуза появились во второй половине 30-ых гг., он абсолютно никому не был известен, а много позже (в 1991г.) по совокупности работ получил Нобелевскую премию.

     Прежде  чем перейти к анализу постулатов институциональной теории, мы определим критерии, с помощью которых будет оценивать степень ее новизны по отношению к неоклассике.

     Воспользуемся схемой, предложенной Имре Лактошем. Соглано  его представлению, любая теория включает два компонента – «жесткое ядро» и «защитную оболочку». Утверждения теории «жесткого ядра» должны оставаться неизменными в ходе любых модификаций и уточнений. Сопровождающие развитие теории утверждения, составляющие «защитную оболочку», подвергаются постоянным корректировкам по мере развития теории.

       
 
 
 

                Рис. 1. Схема экономической теории Имре Лактоша 

     «Жесткое  ядро» неоклассики:

  • равновесие на рынке существует всегда, оно единственно и совпадает с оптимумом по Парето;
  • индивиды осуществляют выбор рационально (модель рационального выбора);
  • предпочтения индивидов стабильны и носят экзогенный характер.

     «Защитная оболочка» неоклассики:

  • частная собственность на ресурсы является абсолютной предпосылкой осуществления обмена на рынке;
  • издержки на получение информации отсутствуют, и индивиды обладают всем объёмом информации о сделке;
  • пределы экономического обмена определяются на основе принципа убывающей полезности, учитывая первоначальное распределение ресурсов между участниками взаимодействия. Издержки при осуществлении обмена отсутствуют, единственный вид издержек, который рассматривается – производственные издержки.

     «Дерево»  институционализма исходит их двух корней «старого институционализма» и  неоклассики. Первый касается методологии  анализа методологического индивидуализма, он заключается в объяснении институтов через интересы и поведение индивидов, которые их используют для координации своих действий. Продолжением принципа стала концепция спонтанной эволюции институтов. Она исходит из предположения, что институты возникают в результате действия людей, но не обязательно в результате их желаний, т.е. спонтанно.

     «Старый»  институционализм использует методологию  холизма, в которой исходным пунктом в анализе становятся не индивиды, а институты. Наиболее яркие представители этого направления: К. Маркс, К. Поланьи, Дж. К. Гелбрейт. К. Маркс широко использовал и метод холизма и тезис институционального детерминизма: институты рассматриваются в качестве основного препятствия спонтанности развития, а «старые» институционалисты видят в них важнейший стабилизирующий фактор.

     В анализе возникновения машинного  производства Маркс обращает внимание на влияние, оказывающие организационные  формы на процесс обмена. Система  отношений между капиталистом и  наемным рабочим определяется организационной формой, которое принимает разделение труда: естественное разделение труда → кооперация → мануфактура и производство абсолютной прибавочной стоимости → появление частичного рабочего → появление машин → фабрика → производство относительной прибавочной стоимости.

     Т. Веблен в своей «Теории праздного  класса» (1899) дает пример применения методологии  холизма к анализу роли привычек. Привычки являются одним из институтов, задающих рамки поведения индивидов  на рынке, в политической сфере, в  семье. Поведение людей из двух привычек, которые он называет инстинктом соперничества (желание опередить других, выделится на общем фоне) и инстинктом мастерства (предрасположение к добросовестному и эффективному труду). Инстинкт соперничества лежит, согласно автору в основе собственности и конкуренции на рынке. Этот же инстинкт «объясняет демонстративное потребление», когда индивид ориентируется в своем выборе не на максимизацию своей полезности, а максимизацию своего престижа в глазах других.

     К «старому» институционализму можно отнести Дж. К. Гелбрейта и его теорию техноструктуры, изложенную в работе «Новое индустриальное общество» (1967) и «Экономические теории и цели общества» (1973). Полнота информации достигается с помощью объединения частичных знаний в рамках организации или техноструктуры. А далее следует анализ влияния, которое оказывает техноструктура на поведение индивидов, т.е. характеристики индивидов рассматриваются в качестве функции институциональной среды.

Информация о работе Интеллектуальная и финансовая работа как специфический доход в неэкономике