Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 19:35, курсовая работа
Международная экономическая интеграция — характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран — членов интеграционных группировок. Слово «интеграция» происходит от лат. integratio — восполнение или integer — целый. Международная экономическая интеграция — это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1 История создания интеграционной группировки…………………...5
1.1 Этапы экономической интеграции в Восточной и Южной Африке…….5
1.2 Основные направления и особенности интеграции
Восточной и Южной Африки………………………………………………….7
Глава 2 Характеристика институциональной системы……………………..10
2.1 Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА)……………...10
2.2 Цели и задачи интеграции КОМЕСА……………………...…………….14
Глава 3 Взаимоотношения с другими странами
и перспективы их развития…………………………………………………...16
3.1 Политика ведущих государств мира в Африке…………………………16
3.2 Будущее интеграционной группировки
в Восточной и Южной Африке………………………………………………28
Заключение…………………………………………………………………….34
Спилок использованных источников……
С точки зрения энергопоставок особое значения для ЕС представляет Алжир. Еврокомиссия считает, что доступ к алжирским газовым резервуарам может свести зависимость ЕС от поставок газа из России к минимуму. В 2007 году был подписан ряд соглашений, которые открыли ЕС доступ к алжирскому газу, а также одобрен проект строительства газопровода, который напрямую свяжет Алжир и Европу.
В целом Европейский Союз стремиться сделать всю Африку зоной собственных интересов. Это связано с тем, что Африка представляет собой огромный рынок сбыта и хранилище природных ресурсов. В 2005 году Евросоюзом был принят специальный документ "Европейская стратегия для Африки: Евро-Африканское соглашение по ускорению развития Африки".
ЕС считает, что одним из механизмов расширения своего влияния на этот континент является его развитие. С этой целью только в 2005 году ЕС выделил и направил в страны Африки 85 миллиардов евро[33]. В 2000 году эта помощь составляла только 5 миллиардов. Скорее всего, в ближайшее время Африка станет одним из центральных стратегических направлений в европейской геополитике.
Китай. Наиболее серьезным конкурентом для западных и российских компаний в Африке, безусловно, является Китай, чей бурный экономический рост побуждает его с удвоенной силой стремиться на мировые рынки, вытесняя оттуда "старых игроков". Беспрецедентная экономическая экспансия на континент "возникающих держав", в первую очередь Китая и Индии, вызывает определенное беспокойство со стороны США и ЕС. Согласно исследованию Всемирного банка - "Африканский шелковый путь: новая экономическая граница Китая и Индии", в 2006 г. в Азию поступали 27 % африканского экспорта, т.е. в три раза больше, чем в 1990 г. Африканский экспорт превратил Азию в третьего по величине торгового партнера Африки после ЕС (32%) и США (29%) [34].
Проникновение в Африку представляет собой часть большой стратегии Китая, цель которой состоит в том, чтобы превратить Китай из державы, пользующейся ныне влиянием главным образом в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в глобальную державу. Для того чтобы решить эту задачу, нужно укрепить военный и экономический потенциал. Приобщение к природным ресурсам Африки как раз и позволяет продвинуться в этом направлении.
Китай в настоящее время является вторым в мире после США импортером нефти. При этом 25% его импорта идет из района Гвинейского залива и Судана. С тех пор как в Пекине в 2000 г. был проведен первый саммит "Китай-Африка", КНР заключила с африканскими странами более 40 торгово-экономических соглашений. В ближайшее время Китай станет третьим наиболее крупным торговым партнером Африки после США и Франции, опередив Британию.
В четко скоординированном наступлении на Африку участвуют 674 китайские государственные компании. Причем они демонстрируют готовность начать свой бизнес в тех отраслях, прежде всего в области инфраструктуры, куда их западные конкуренты не рискуют вкладывать деньги. Одна "China Road and Bridge Corporation" - корпорация, занимающаяся строительством дорог и мостов, осуществляет 500 проектов[35]. К примеру, в Кении она отремонтировала дорогу, связывающую Момбасу и Найроби. В Замбии китайцы помогли восстановить добычу меди в копях Чамбези, в Габоне готовят к возобновлению добычу нефти из скважин, которые считались истощенными. В 2004 году иностранцы вложили в Африку 15 млрд. долл. в виде прямых инвестиций. Из них на китайские компании приходилось 900 млн. [36]
В 2006 г. объем торговли Китая со странами Африки оценивался в 55, 5 млрд. долл., а в 2007 - 74 млрд. [37] При этом руководство КНР планирует довести объем товарооборота с Африкой до 100 млрд. долл. к 2011 г. [38] К этому моменту Китай станет доминирующей торгово-экономической державой в Африке, продолжая вытеснять с континента традиционных партнеров африканских стран - США и страны Европы, ежегодно теряющие по 1% своей доли в африканской торговле.
Последнее десятилетие стало свидетелем роста инвестиций Китая в страны Африки. К концу 2007 г., согласно данным Министерства торговли КНР, их общий объем составил 6,64 млрд. долл. [39] По данным Экспортно-импортного банка Китая, на 2007 г. в экономику 48 африканских стран инвестировали более 800 китайских компаний (в том числе 100 государственных) [40]. Более того, в 2007 году Китай стал вторым по объему торговым партнером Африканского континента после Соединенных Штатов, обойдя Францию и Британию.
В 2008 году 30% своей импортной нефти Китай получал из Африки, в чью нефтяную и газовую промышленность он к тому времени вложил уже более 30 миллиардов долларов[41]. В ближайшие 5-10 лет доля африканской нефти в потребляемом Китаем импорте возрастет до 40 %. Быстрорастущей китайской экономике также требуются другие полезные ископаемые, которыми так богат африканский континент: древесина, нефть, кобальт и т.п.
В начале июля 2008 года Всемирный Банк опубликовал расширенный доклад, содержащий анализ китайского финансирования работ по строительству инфраструктуры в Африке. Речь здесь идет не о помощи для развития, не о прямых иностранных инвестициях или торговой деятельности, а о выдаче займов африканским правительствам и учреждениям, главным образом через китайский Экспорт-Импорт Банк для реализации крупных инфраструктурных проектов[42]. Большей частью соответствующие строительные работы берут на себя китайские компании. Авторы доклада оценивают стоимость этих проектов в 0,47 миллиардов долларов в 2003 г., в 1,34 миллиарда долларов в 2006 и в 7 миллиардов долларов в 2009 году[43].
Более того, Китай проявляет щедрость в предоставлении своих льготных беспроцентных кредитов или безвозмездных субсидий для некоторых из беднейших государств Африки. Эти кредиты идут на инфраструктуру, включая дороги, больницы и школы, и представляют собой разительный контраст с грубыми жесткими требованиями МВФ и Всемирного банка. В 2006 г. Китай выделил более 8 млрд. долл. США Нигерии, Анголе и Мозамбику, а Всемирный Банк - лишь 2,3 млрд. долл. США для всех стран Африки к югу от Сахары[44].
Основные секторы, в которые вкладываются китайские инвестиции - это энергетика (33%), в основном гидроэлектростанции; транспорт (33%) - железные дороги и в меньшей степени автострады; информационная и коммуникационная технология (17%); общие инфраструктурные проекты (14%) [45].
К концу 2007 года китайцы участвовали в финансировании 10 крупных проектов по строительству дамб и электростанций в 9 странах региона. Общая их мощность составляла 6000 мегаватт - это рост существовавшей во всей Африке совокупной мощности электростанций на 30%[46].
За прошедшие годы Китай профинансировал ремонт 1350 км существующих и прокладку 1600 км новых железных дорог на сумму 4 миллиарда долларов. Наиболее крупными были проекты в Нигерии, Габоне и Мавритании[47]. В период с 2001 по 2007 годы Китай финансировал ряд проектов в сфере информационных технологий и коммуникаций - в основном продажу готовых сетей - на общую сумму 3 миллиарда долларов. Самый крупный из этих проектов начал осуществляться в 2006 году в Эфиопии (1,5 миллиарда долларов) и представляет из себя создание национальной сети коммуникаций, включающей в себя среди прочего мобильную сеть связи в сельской местности[48].
Однако в последние годы Китай постепенно меняет тактику своего проникновения в Африку: льготные займы без каких-либо условий заменяются адресными кредитами на строительство инфраструктуры. Эта схема сотрудничества оказалась выгодной для всех участников: африканские политики представляют новые объекты как личную заслугу и поддерживают свою популярность у избирателей, жители могут подрабатывать на стройках и получают дополнительный источник доходов, источник заработка получают и чиновники. Больше всех выигрывает Китай: финансирование инфраструктурных программ обменивается на доступ к недрам, а единственным жестким условием предоставления кредита является передача всех подрядов китайским компаниям. Кроме того, Пекин получает возможность позиционировать себя как державу, реально помогающую улучшить жизнь африканцев.
Особенно выгодной эта тактика оказалась в условиях кризиса, когда из-за падения спроса на китайские товары в КНР закрылись многие производства и на улице оказались миллионы людей. Благодаря гуманитарным проектам, которые Китай будет реализовывать в Африке, эти люди будут трудоустроены за границей, что снизит социальную напряженность в КНР. Кроме того, раздача долларовых кредитов позволяет Пекину постепенно избавляться от американской валюты и ценных бумаг США, обменивая их на сырьевые активы.
Таким образом, политика Пекина в Африке во многом продиктована стремлением Китая обеспечить сырьем свою бурно растущую промышленность. Основной объект китайских интересов - энергоресурсы. Потребности в нефти превратили КНР в третьего по величине импортера углеводородов в мире после США и Японии. При этом, как отмечается в докладе Всемирного банка, опубликованном в июле 2008 г., нефть определяет характер африканского экспорта в Китай[49]. Согласно этому же докладу, в последующие 5-10 лет на долю Китая будут приходиться до 40 % импортируемых из Африки нефти и газа.
3.2 Будущее интеграционной группировки в Восточной и Южной Африке
Страны Африки к югу от Сахары пережили последний глобальный экономический кризис с меньшими потерями, чем предыдущие кризисы, отчасти благодаря улучшениям в экономической политике. В результате, Африка является сегодня одним из наиболее быстро развивающихся регионов в мире. Выпуск продукции в 2010 году, по оценкам, увеличился на 4,7 процента, отражая энергичное возобновление роста экономики в сравнении с 1,7- процентным ростом, достигнутым в 2009 году. Наиболее быстрый подъем был отмечен в странах-экспортерах металлов, полезных ископаемых и нефти, которым благоприятствовали высокие цены на биржевые товары. Темпы прироста ВВП еще более увеличились в 2011 финансовом году, составив, по оценкам, 5,3 процента, и прогнозируется, что они выйдут на уровень 5,5 процента в 2012 году. [50]
Африке еще предстоит преодолеть немало серьезных препятствий на пути своего развития, учитывая, что примерно половина ее населения живет на 1,25 доллара США в день, качество управления остается низким, а 645 из каждых 100 000 африканских женщин умирают во время родов. Однако условия меняются к лучшему. Материнская смертность снизилась на 26 процентов за период с 1990 по 2009 год.[51] Детская смертность также снижается, уровень заболеваемости СПИДом стабилизируется, доля детей, закончивших начальную школу, увеличивается быстрее, чем где-либо в мире, а процент людей, пребывающих в крайней бедности, падает. В 2010 году Африка превзошла Индию по объемам прямых иностранных инвестиций, приток международного капитала увеличился до 4,6 процента ВВП, а сумма денежных переводов достигла примерно 11,5 млрд долл. США. Произошли улучшения в деловом климате, а три страны региона – Замбия, Кабо-Верде и Руанда – вошли в число 10 стран мира, добившихся наибольшего улучшения условий ведения бизнеса в 2010 году.[52] Складываются благоприятные условия для проведения рыночных, отвечающих интересам бедных реформ, и все громче звучит голос гражданского общества, противодействующий распространению «тихой коррупции» среди государственных чиновников, отказывающихся предоставлять услуги и ресурсы, оплаченные за счет государственных средств. В долгосрочной перспективе рост экономики в Африке будет во все большей мере зависеть от взаимосвязанных перемен в социальной и демографической сферах, ведущих к образованию новых национальных локомотивов роста. Ключевая роль среди них будет принадлежать урбанизации, росту трудовых ресурсов и становлению среднего класса африканских потребителей. В 1980 году лишь 28 процентов населения Африки проживало в городах. Сегодня в городах живет 40 процентов населения континента, насчитывающего 1 миллиард человек, т.е. примерно такая же доля, как в Китае, и несколько большая, чем в Индии. Прогнозируется, что к 2030 году эта доля повысится до 50 процентов, а суммарная покупательная способность населения 18 крупнейших городов Африки ежегодно будет составлять 1,3 трлн долл. США.
Многие страны Африки добились успехов в продвижении к ЦРТ. Танзания твердо идет к достижению целей в области младенческого и детского здравоохранения. Сенегал добился значительного прогресса в улучшении питания. Улучшение результатов объясняется действием многих факторов, в том числе изменениями в поведении, заинтересованностью самих стран, уровнем образованности, равным доступом к здравоохранительным услугам, отдачей от реформ системы здравоохранения и более тесной координацией усилий доноров. В случае более широкого распространения таких перемен Африка могла бы достичь ЦРТ в области охраны здоровья матери и ребенка в течение нескольких лет по истечении целевого срока 2015 года.
В 2011 финансовом году Всемирный банк предоставил Африке поддержку в размере свыше 7,1 млрд долл. США. Эта сумма включала 7 млрд долл. США, предоставленных МАР, и 56 млн долл. США, предоставленных МБРР. С учетом открывшихся перед Африкой возможностей для преобразования и улучшения жизни населяющих ее народов Банк разработал смелую, рассчитанную на 10 лет стратегию «Будущее Африки и содействие Всемирного банка его достижению», которая может способствовать такому же подъему экономики в странах региона, как это случилось в странах Азии 30 лет назад. Новый подход опирается на два основных компонента – конкурентоспособность и занятость, а также уязвимость и стойкость, – фундаментом которых служат совершенствование управления и усиление потенциала государственного сектора. Стратегия предусматривает изменение порядка приоритетности инструментов, используемых Банком при оказании поддержки Африке: на первое место выдвигаются партнерские отношения, на второе – распространение знаний, а уже затем идет финансирование. Цель этого изменения – добиться того, чтобы предпринимаемые Банком шаги служили дополнением мер, осуществляемых другими сторонами, – правительствами стран Африки, частным сектором и гражданским обществом.
Основные направления кредитования в тематическом разрезе ( Диаграмма 1.)[53]
Банк отреагировал на глобальное повышение цен на продовольственные товары расширением объемов своего целевого кредитования. Деятельность Банка тесно увязана с Программой комплексного развития сельского хозяйства в Африке – подготовленной и возглавляемой самими странами Африки инициативы, направленной на повышение продуктивности сельского хозяйства.
Основные направления кредитования в секторном ракурсе ( Диаграмма 2.)[54]
Страны Африки достигли колоссальных успехов в увеличении доли детей, обучающихся в начальных школах, дополнительно охватив начальным образованием миллионы детей за последнее десятилетие. Руководствуясь своей новой стратегией в области образования, Банк ставит сейчас во главу угла обеспечение «обучения для всех». Наряду с этим Банк сотрудничает со странами в вопросах совершенствования высшего образования и обучения необходимым умениям и навыкам в целях повышения устойчивости и приведения систем обучения и профессионально-технической подготовки в соответствие с потребностями рынка труда.
Информация о работе Интеграция в странах Восточной и Южной Африки