Интеграция в странах Восточной и Южной Африки

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 19:35, курсовая работа

Описание работы

Международная экономическая интеграция — характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран — членов интеграционных группировок. Слово «интеграция» происходит от лат. integratio — восполнение или integer — целый. Международная экономическая интеграция — это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1 История создания интеграционной группировки…………………...5
1.1 Этапы экономической интеграции в Восточной и Южной Африке…….5
1.2 Основные направления и особенности интеграции
Восточной и Южной Африки………………………………………………….7
Глава 2 Характеристика институциональной системы……………………..10
2.1 Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА)……………...10
2.2 Цели и задачи интеграции КОМЕСА……………………...…………….14
Глава 3 Взаимоотношения с другими странами
и перспективы их развития…………………………………………………...16
3.1 Политика ведущих государств мира в Африке…………………………16
3.2 Будущее интеграционной группировки
в Восточной и Южной Африке………………………………………………28
Заключение…………………………………………………………………….34
Спилок использованных источников……

Работа содержит 1 файл

Курсовая по интеграции-итог(МЭ, 4 курс).doc

— 424.50 Кб (Скачать)

Несмотря на то, что США за последние 15 лет на 20% снизили нефтеемкость ВВП, контроль над жидкими углеводородами является для них крайне важным, так как мировой спрос, по прогнозам IEA, может вырасти к 2030 г. до 99 - 113 млн барр/день по сравнению с уровнем потребления в 83,39 млн барр/день, зафиксированном в первом квартале 2009 г. [19] Стремление американских ТНК расширить свою сырьевую базу в этом контексте отвечает не только бизнес интересам конкретных элитных групп в США, но и отражает приоритеты американской внешнеполитической стратегии.

С 2003 по 2007 гг. импорт нефти из стран Гвинейского залива вырос на 121 тыс. баррелей. Таким образом, объем американского импорта нефти из Гвинейского залива почти сравнялся с поставками из арабских стран, доля которых в американском импорте снизилась с 25% до 21% за аналогичный период[20].

Доля Африки в целом в импорте США к 2008 г. увеличилась почти до 22%. Фактически, можно говорить о двух стратегически важных и равных по значению регионах, обеспечивающих Америку нефтью - это Персидский залив и Африка.

По данным "Доклада администрации США Конгрессу об экономической политике в отношении стран Африки южнее Сахары" (март 2007г.), по сравнению с 2001 г. к 2005 г. ввоз энергоносителей, а также металлов платиновой группы в США возрос на 70%. В Докладе также отмечается, что "энергетическая безопасность США напрямую зависит от стабильного снабжения энергоресурсами по приемлемым ценам из как можно большего количества источников"[21]. По оценкам, один из каждых пяти баррелей сырой нефти, который поступит на мировой рынок между 2005-2010 годами, будет получен с месторождений в зоне Гвинейского залива, при этом, как ожидается, нефтяной импорт США из этого региона возрастет с 15% до 20% к указанному сроку[22]. Предполагается, что общая сумма зарубежных инвестиций в разработку нефтяных месторождений в этой зоне достигнет 33 млрд. долл. к 2010г[23]. При этом доля американских компаний составит более 40% этой суммы. Нефть будет поступать из глубоководных мест у берегов Нигерии, Анголы и Экваториальной Гвинеи.

Вместе с тем, зависимость США от африканских энергоносителей не является критической. Но по отдельным категориям сырья США жизненно зависят от стабильности импорта из Африки. К таким ресурсам относятся, например, кобальт, марганец, хром.

С 1971 г. США целиком обеспечивает собственную промышленность кобальтом за счёт импорта. ДРК покрывает 65% потребностей США в этом металле, чрезвычайно важном для оборонной промышленности. Хром целиком импортируется США с 1961 г., 98% потребностей обеспечивается за счёт ЮАР и Зимбабве. Африканские страны обеспечивают порядка 50% поставок в США марганца[24].

Важнейшим показателем неослабевающего и даже усиливающегося интереса США к странам Африки является постепенное увеличение объема прямых и портфельных американских инвестиций в их экономику. Если к началу 90-х годов прошлого века эти инвестиции не превышали 4 млрд. долл., то к 2003г. возросли до 15 062 млн. долларов[25]. В начале 2005г. прямые частные инвестиции США в странах Африки южнее Сахары составляли 13, 5 млрд. долл. Из них: в ЮАР - 5 млрд. долл., Экваториальной Гвинее - 3,1 млрд. долл., Анголе - 1,1 млрд. долл., Нигерии - 955 млн. долл., Чаде - 894 млн. долл. и в Габоне - 537 млн. долл. [26]

Анализ политики США в отношении африканского континента кроме экономической составляющей высвечивает его растущую заинтересованность в получении доступа к элементам инфраструктуры некоторых африканских районов. Интерес представляют, прежде всего, аэродромы и океанские порты Атлантического побережья континента, Африканского Рога и государств Южно-Африканского региона, которые могут быть задействованы для стратегических перебросок воздушных сил США и НАТО. При этом в Вашингтоне отчетливо понимают, что стабильность практического использования Африки в своих геополитических интересах будет зависеть в первую очередь от устойчивости складывающейся на континенте военно-политической обстановки. Особую обеспокоенность Пентагон выражает по поводу возможности использования обширных, слабо контролируемых национальными правительствами территорий континента международными террористическими группировками для организации центров подготовки, баз хранения оружия и средств материально-технического обеспечения (МТО), а также убежищ для разыскиваемых боевиков. Кроме того, значительная часть финансовых средств, получаемых преступным сообществом от нелегальной деятельности в некоторых африканских странах, может быть направлена на финансирование международного терроризма. Все вышеперечисленные факторы и потенциальные угрозы активно используются американскими политиками в качестве предлогов для обоснования важности африканского направления внешней политики в общей системе приоритетов военно-политического курса Вашингтона.

Действенным инструментом распространения американского влияния и контроля являются программы военной помощи, реализуемые Пентагоном в первую очередь в тех африканских государствах, где США имеют устойчивые политические, военные или экономические интересы. В основном такие программы ориентированы на развитие миротворческого потенциала и антитеррористических компонентов африканских ВС, что, во-первых, является востребованным с учетом новых угроз и вызовов, а во-вторых, позволяет американцам демонстрировать международному сообществу гуманитарную направленность своих внешнеполитических устремлений. Так, в мае 2002 года администрация Дж. Буша официально сформулировала проект новой программы, получившей название "Содействие странам Африки в подготовке к действиям в чрезвычайных обстоятельствах" - АСОТА (African Contingency Operations Training and Assistance), в которой прописывалась возможность применения силы в ходе миротворческих операций "в соответствии с главой VII устава ООН (принуждение к миру)"[27].

Одной из перспективных концепций, по мнению американских экспертов, могла бы стать так называемая "Инициатива глобальных миротворческих операций" (Global Peace Operations Initiative - GPOI), которая официально была утверждена президентом США Джорджем Бушем в апреле 2004 года и представлена на саммите "большой восьмерки" в июне 2004 года. Ее общий смысл заключается в формировании вне рамок ООН резерва боеготовых миротворческих сил для решения широкого круга задач, включая участие в операциях по принуждению к миру в любом кризисом регионе мира. Характерно, что костяк международного миротворческого контингента, численностью до 75 тысяч военнослужащих, по американским замыслам, предполагается сформировать в основном за счет подразделений ВС африканских стран.

В июне 2005 года началась реализация новой инициативы - TSCTI (Trans-Sahara Counter-Terrorism Initiative), направленная на совершенствование возможностей ряда государств Африки эффективно противодействовать террористическим угрозам.

В настоящее время, администрация Б. Обамы продолжает проводить политику Дж. Буша в Африке, основные черты которой были изложены на Конференции по проблемам международного развития, которая прошла в Белом доме в октябре 2008 г., и на Первой ежегодной международной конференции по Африке в Университете штата Аризона в конце ноября того же года. Согласно докладам, сделанным в ходе вышеуказанных конференций, основные параметры африканской политики Вашингтона состоят в том, чтобы:

                   Поддерживать в Африке создание "демократических институтов", которые позволят сформировать на континенте сообщество демократических, хорошо управляемых государств, где получит развитие свободное предпринимательство.

                   В целях содействия экономическому росту и развитию предоставлять африканским странам двустороннюю многостороннюю помощь. В частности, если в 2004 г. странам Африки южнее Сахары было выделено 4,4 млрд. долл. в виде займов и кредитов, то к 2008 г. эта цифра возросла до 8,7 млрд. долл. [28]

                   Помогать развитию здравоохранения в Африке и вести борьбу со СПИДом, остроинфекционными заболеваниями (малярия, холера, туберкулез), а также тропическими болезнями. Начиная с 2004 г. американская администрация уже израсходовала на эти цели в африканских странах 18,8 млрд. долл. [29]

                   Содействовать борьбе с терроризмом и в урегулировании конфликтных ситуаций на континенте и т.д.

Европейский союз. Общая европейская политика по отношению к африканскому континенту начала свое существование уже с подписания Римского договора, в рамках которого создавалось Европейское Экономическое Сообщество, в 1957 г. В то время эта политика подвергалась большому влиянию со стороны Великобритании и Франции, связанных историческими колониальными связями с молодыми независимыми африканскими государствами. Однако за последние десятилетия европейская политика в регионе претерпела значительные изменения. Если раньше основное внимание она уделяла экономическому и социальному развитию, то теперь африканская политика ЕС стала более сложной и многосторонней, в которой серьезное значение обрело политическое измерение. Частично это произошло благодаря осознанию того, что прежняя европейская политика содействия развитию, направленная лишь на выделение финансовой помощи, оказалась малоэффективной. В основе новой политики сотрудничества и содействия развитию ЕС находится положение о необходимой взаимосвязи между миром, стабильностью, уважением прав человека, стабильным развитием, верховенством закона, принципами демократии и эффективным управлением. Подобное положение отразилось как в двусторонних (ЕС их заключил практически со всеми африканскими странами), так и многосторонних соглашениях ЕС со странами региона.

В настоящее время отношения между ЕС и странами Африки базируются в основном на соглашении Котону, подписанном в июне 2000 г., и предусматривают сотрудничество, прежде всего, в трех направлениях: политический диалог, торговля и экономическое сотрудничество, помощь развитию[30]. Данное соглашение представляет собой договор о торговле и экономической помощи между Европейским союзом (ЕС) и бывшими британскими, французскими и бельгийскими колониями в Африке, в бассейне Карибского моря и Тихого океана. В рамках соглашения Котону ЕС пытается преодолеть слабые стороны предыдущих соглашений со странами Африки, посредством усиления политической направленности в сотрудничестве ЕС и Африки, то есть уделить основное внимание ситуации с уважением прав человека, демократическими принципами, верховенством закона и эффективным управлением, участием гражданского общества в политической жизни в африканских государствах. В соответствии с соглашением Котону Европейский Союз предоставил особые торговые концессии 39 наименее развитым странам. С 2005 г. они получили возможность беспошлинно ввозить на территорию ЕС практически все виды продукции.

Одновременно ЕС старается усилить возможности для предотвращения конфликтов на африканском континенте. Начиная с 2000-х гг. проблема африканских конфликтов приобрела особое значение в общей политике ЕС по отношению к Африке, став объектом напряженных дискуссий как внутри Европейского Союза, так и в отношениях ЕС с его международными партнерами (ОБСЕ, ООН, ОАЕ и др.). В ходе подобных дискуссий, в 2001 г. Франция и Великобритания представили в ЕС совместное предложение, "Превентивная дипломатия и миротворчество в Африке", в котором они высказывались за принятие в рамках деятельности ЕС (а затем и ЗЕС) ряда мер по поддержке возможностей африканских стран в области предупреждения и разрешения конфликтов[31].

Официальные документы ЕС, касающиеся африканских конфликтов, акцентируют свое внимание на следующих ключевых элементах:

                   африканское превосходство в области предотвращения, управления и разрешения конфликтов в регионе;

                   поддержка действий ЕС по предотвращению и разрешению конфликтов в Африке, что является приоритетной целью Общей внешней политики и политики безопасности ЕС в тесном сотрудничестве с ООН, АС и африканскими региональными организациями;

                   содействие созданию в Африке собственных возможностей по предотвращению и разрешению конфликтов в рамках деятельности АС и региональных организаций;

                   разработка многостороннего и интегрированного подхода, усиливающего координацию между политикой и действиями Европейского Союза и его членами;

                   акцентируясь на невоенных методах, ЕС не исключает возможности использования военных средств.

С начала XXI века происходит активное становление и разработка принципов реализации ОВПБ ЕС за пределами Европы, прежде всего, в Африке, где происходящие кризисы нередко напрямую затрагивали и страны Европы. Европейские государства были намерены посылать свои воинские контингента не только в рамках миротворческих сил ООН, они были готовы проводить собственные операции по поддержанию мира.

Более того, со времен образования АС, между Африканским Союзом и Европейским Союзом был начат специальный диалог. Первый саммит ЕС-АС состоялся 3-4 апреля 2000 г. в Каире, с целью установления конструктивного сотрудничества между институтами, представляющими континенты. В 2003 г. наблюдалось значительное увеличение числа встреч между представителями АС и ЕС. Так, в апреле 2003 г. прошла встреча между Саидом Джиннитом, Комиссаром АС по вопросам мира и безопасности и Хавьером Соланой, Верховным представителем ЕС по Общей внешней политике и политике безопасности. Диалог продолжился в ходе встречи ЕС-Африка на министерском уровне, состоявшейся в Риме 10 ноября 2003 г.

ЕС превратил АС в основу своей африканской политики.26 января 2004 г., в своей Общей Позиции по вопросам предотвращения, регулирования и разрешения конфликтов в Африке, государства-члены ЕС подтвердили свою поддержку действиям Африканского Союза в этой области[32]. По планам АС строительство в Африке механизмов по урегулированию конфликтов должно базироваться на возможностях и деятельности региональных организаций. ЕС также должен обратить свое внимание на эти организации и по возможности обеспечить их соответствующей помощью. В частности, одна из подобных организаций, ЕКОВАС, ставила своей целью обеспечение мира и безопасности в регионе уже с 1970-х гг.

Кроме того, в сфере особых интересов ЕС находится и вопрос, связанный с энергоресурсами. Как уже отмечалось выше, Африканские страны в последние десятилетия выступают на мировом рынке как крупные поставщики минерального сырья (нефти и природного газа), а значит, представляют огромный интерес для европейских государств, которые вынуждены импортировать данные виды сырья. Более того, согласно некоторым оценкам, доля импорта газа в Европе в последующие годы будет только увеличиваться. В настоящее время поставки газа на европейский рынок идут из трех регионов: России, Африки и Северного моря. От сотрудничества с африканскими государствами ЕС получает реальную выгоду в виде доступа к энергетическим ресурсам в таких государствах как Нигерия и Ангола, а также других странах, которые входят в Экономическое Содружество стран Западной Африки.

Информация о работе Интеграция в странах Восточной и Южной Африки