Интеграция в странах Восточной и Южной Африки

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 19:35, курсовая работа

Описание работы

Международная экономическая интеграция — характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран — членов интеграционных группировок. Слово «интеграция» происходит от лат. integratio — восполнение или integer — целый. Международная экономическая интеграция — это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1 История создания интеграционной группировки…………………...5
1.1 Этапы экономической интеграции в Восточной и Южной Африке…….5
1.2 Основные направления и особенности интеграции
Восточной и Южной Африки………………………………………………….7
Глава 2 Характеристика институциональной системы……………………..10
2.1 Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА)……………...10
2.2 Цели и задачи интеграции КОМЕСА……………………...…………….14
Глава 3 Взаимоотношения с другими странами
и перспективы их развития…………………………………………………...16
3.1 Политика ведущих государств мира в Африке…………………………16
3.2 Будущее интеграционной группировки
в Восточной и Южной Африке………………………………………………28
Заключение…………………………………………………………………….34
Спилок использованных источников……

Работа содержит 1 файл

Курсовая по интеграции-итог(МЭ, 4 курс).doc

— 424.50 Кб (Скачать)

                   озабоченность правительств в отношении неравномерного распределения преимуществ и издержек от интеграции между отдельными странами- членами,

                   многочисленные цели, поставленные соглашениями о создании группировок,

                   крайне низкая роль частнопредпринимательского сектора,

                   слабость государственных структур власти.

В последние годы наметилось стремление отдельных группировок координировать свою деятельность (что важно в условиях членства ряда стран в несколько группировках одновременно). Так, ЭКОВАС и ВАЕМУ разработали общую программу по торговой либерализации и проведению общей макроэкономической политики, по разработке общих правил происхождения, гармонизации таможенных процедур и механизма компенсации (для этого в ЭКОВАС решено использовать систему ВАЕМУ). Другими примерами служит адаптация торгового режима в ЭККАС к правилам, действующим в СЕМАК, а также решение о гармонизации политики и программ развития в ВАС и КОМЕСА.[6]


Глава 2 Характеристика институциональной системы

2.1 Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА)

Основной интеграционной группировкой в данном регионе является Экономическое сообщество стран Восточной и Южной Африки, сокр. КОМЕСА (Community of East and South Africa, сокр. COMESA). КОМЕСА представляет собой интеграционное объединение в форме зоны преференциальной торговли, предусматривающее поэтапное создание вначале зоны свободной торговли, а затем таможенного союза и общего рынка. В ноябре 1993 г. в Кампале (Уганда) был подписан Договор о преобразовании Зоны преференциальной торговли стран Восточной и Южной Африки (ЗПТ) в Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА), включающий 20 стран, в планах которого — формирование Общего рынка к 2000 г., валютного союза — к 2020 г., сотрудничество в экономической, юридической и административной сферах. Идея создания Общего рынка предусматривала слияние Сообщества развития Юга Африки (САДК) и ЗПТ в КОМЕСА. Однако в августе 1994 г. на саммите САДК в Габороне (Ботсвана) было принято решение о раздельном существовании двух организаций — в Южной и Восточной Африке соответственно.

Членами КОМЕСА являются 19 государств: Бурунди, Демократическая Республика Конго, Джибути, Замбия, Зимбабве, Египет, Кения, Коморские Острова, Ливия, Маврикий, Мадагаскар, Малави, Руанда, Свазиленд, Сейшельские Острова, Судан, Уганда, Эритрея, Эфиопия, - с общим населением порядка 400 млн. человек и совокупным ВВП около 700 млрд. долл. США.

Вышли из КОМЕСА Лесото (1997г.), Мозамбик (1997г.), Танзания (2000г.), Намибия (2004г.).[7]

Среди главных торговых партнеров КОМЕСА в настоящее время следует упомянуть (в порядке убывания значимости):

- по экспорту: Италию, Китай, Германию, Францию, США, Великобританию, Швейцарию, ЮАР, Индию и ОАЭ;

- по импорту: Китай, ЮАР, Италию, США, Германию, Индию, Турцию, Францию, Великобританию, КСА, Японию и ОАЭ[8].

На фоне смещения «оси силы» на Восток в сторону Китая и Индии, о бесспорном развитии этих стран говорят все без исключения источники СМИ, не стоит забывать о растущей роли Ближнего Востока и о потенциально большой роли Африки на международной арене.

Ближний Восток, в частности ОАЭ, которые занимают географически занимающая выгодное положение (перекресток между Европой, Африкой, Ближним Востоком, Средней и Юго-Восточной Азией), в 2011 году активно начали налаживать связи с африканским регионом КОМЕСА. Исходя из статистики: более 50% внешней торговли ОАЭ ведется со странами КОМЕСА. Развиваются не только торговые, но и логистические связи ОАЭ и стран Африки. Небольшой пример: самолёты авиакомпании «Emirates» ежедневно совершают два рейса в Нигерию (несколько лет назад было столько же, но в неделю)[9].

В число перспективных направлений сотрудничества с Африкой входят, пожалуй, все без исключения отрасли: полезные ископаемые (в т.ч. энергоносители), туризм, транспорт и логистика, инфраструктура (аэропорты, порты, энергетика, дороги и проч.), финансы и т.д. Центр в отношениях постепенно смещается от торговли в сторону инвестиций. По оценкам Мирового Банка – 94 млрд в год инвестиций ежегодно требуется привлекать в регион[10]. В данный момент значительная доля прямых иностранных инвестиций поступает в регион из Китая и Индии (около 40%). Растёт объём инвестиций из ЮАР, которая не является членом COMESA[11].

След китайского присутствия на континенте в последнее время проявляется всё сильнее. Специалисты отмечают, что Поднебесная – это большой слон в Африке. Китай – прямой конкурент WB и IMF в реализации программ развития Африки. Китай по сравнению с конкурентами лучше понимают потенциал континента, «разводит» меньше бюрократии, покупает местные компании (вплоть до авиаперевозчиков)[12].

«Ахиллесова пята» континента хорошо известна: энерговооруженность и снабжение питьевой водой, отсюда и приоритетность развития этих направлений. Не менее актуальными являются поставки в Африку продукции пищевой промышленности.

Применительно к электроэнергетике, несмотря на то, что КОМЕСА обладает серьёзными запасами энергоносителей, энерговооруженность региона остается на весьма низком уровне. Бюджеты многих африканских стран небольшие и даже некрупный, по меркам сектора, энергетический проект стоимостью в несколько десятков миллионов долларов зачастую оказывается для африканских стран неподъемным финансовым бременем. Что же говорить о проектах, стоимость которых исчисляется сотнями миллионов и даже может достигать нескольких миллиардов долларов. Электроэнергетика – одна из основ, на которой строится экономическое развитие. В среднем лишь 10% населения континента имеют доступ к электроэнергии. Среди приоритетных проектов в области электроэнергетики существует уже долгие годы обсуждаемый, «ненормально амбициозный», с точки зрения специалистов, гидрокомплекс «Grand Inga» в Демократической Республике Конго, мощность которого может составить порядка 44 ГВт, которых «должно хватить и на Африку и ещё на Европу останется»[13].

Ведущим «донором» КОМЕСА выступает Евросоюз. Объем предоставляемой помощи от ЕС в период 2008-2013 гг. составит 465 млн. евро. На второе место в 2010г. вышел Китай (20 млн.долл.), далее следуют США (10 млн.долл.), Великобритания (4 млн.долл.), Индия, Япония, Канада, а также Всемирный банк и АфБР.[14] Сравнительные данные по средней ставке дохода между Африкой и ЕС оказалась не в пользу Старого Света (29% против 10%). Разумеется, по рискам ситуация обратная.

Россия развивает сотрудничество со странами КОМЕСА на преимущественно двусторонней основе. В свете продекларированной Россией политики, направленной на возвращение на Африканский континент, стоит заметит, что Африка нуждается в инвесторах, которые могут делать всё или, как минимум многое, сами: и обосновать и инвестировать и принять местные условия расчётов в итоге (по форме, срокам и рискам, в итоге). Интерес крупных российских компаний, занимающихся добычей природных ископаемых (в т.ч. энергоносителей), по понятным причинам, в особом поощрении не нуждается. Приветствуется скорее политическая поддержка: защита и страхование инвестиций, плюс госкредиты по стратегическим проектам. Такая поддержка необходима при создании достаточно нового для России типа компаний – которые, работая в качестве интегратора, были бы способны выступить в качестве связующего звена между российскими производителями, финансовыми институтами и т.д. и в качестве девелопера – выходить на международную арену и не искать готовые проекты, а создавать новые, и подписывать и реализовывать контракты с заказчиками.

Таким образом, КОМЕСА:

                   КОМЕСА – практически бездонный рынок сбыта и место для инвестиций (в т.ч. в инфраструктуру и энергетику).

                   наиболее активны в Африке добывающие компании, в т.ч. «нефтяники» и «газовики», зачастую выступающие локомотивами прочих видов бизнеса.

                   в настоящее время есть целый ряд стран, которые уже открыли для себя возможности КОМЕСА. Среди них, вне всякого сомнения, выделяется Китай. Страны Залива, в основном, пока лишь прицениваются посредствам наращивания объем взаимной торговли и исследования возможности инвестиций в регион.

                   конкуренция в регионе постоянно нарастает. В частности, в области электроэнергетики это легко объяснить ограниченностью списка перспективных проектов и высокой по ним конкуренции на традиционных рынках. С другой стороны Африка предлагает большой простор для венчурных предприятий.

                   следует отметить, что страны региона нуждаются в нестандартных и профинансированных извне решениях. Разумеется, все это сопряжено как с рисками, так и с готовностью инвесторов терпеливо ждать результата.

                   КОМЕСА приступила к улучшению своего имиджа и комбинирует свои усилия по поиску на международной арене новых перспективных инвесторов. Примером служат переговоры с  Ближним Востоком, в первую очередь, с зажиточными странами Залива.

                   включает «успешные» страны (согласно рейтингам Мирового банка, из десяти наиболее привлекательных для ведения бизнеса стран, пять входят в КОМЕСА)[15],

                   на практике, в частности, положительной статистикой развития взаимной торговли, подтвердила свою жизнеспособность,

                   является перспективным наднациональным образованием с населением более 430 млн. чел. (которое ждёт товаров и услуг),

                   КОМЕСА не замыкается в границах группировки, а стремится к активному сотрудничеству с другими глобальными и региональными объединениями (к примеру, с ВТО) и гармонизации с ними своих усилий.

 

2.2 Цели и задачи интеграции КОМЕСА

В рамках КОМЕСА действуют 12 Технических комитетов, курирующих вопросы сотрудничества в различных отраслях, создано также несколько специализированных институтов: Банк торговли и развития (Найроби); Клиринговая палата (Хараре), Ассоциация коммерческих банков (Хараре); Институт кожевенного производства (Аддис-Абеба), Центр металлургических технологий (Хараре), Бизнес-ассоциация Восточной и Южной Африки (Найроби), Африканское агентство по страхованию торговых операций и др.

Цели КОМЕСА:

                   стимулирование экономического роста,

                   создание благоприятных условий для инвестиций и внедрения передовых технологий,

                   развитие сотрудничества в целях укрепления мира,

                   гарантия безопасности и стабильности,

                   выработка согласованной линии в международных делах.

Основными задачами КОМЕСА являются:

                   необходимость наращивания промышленного производства в регионе,

                   снятие тарифных барьеров в торговле, введение общего внешнего тарифа.

В ходе решения задач в КОМЕСА:

                   осуществляются программы и проекты по либерализации торговли, таможенному сотрудничеству (включая создание единой компьютерной информационной сети),

                   оптимизируется управление транспортными потоками,

                   создаётся правовая база для инвестиционной деятельности и развития частного сектора,

                   разрабатываются меры по переходу к единой системе стандартов, формированию общей промышленной политики, введению системы взаимосвязанных курсов национальных валют, а также по развитию приграничной торговли,

                   финансируются проекты и программы, способствующие региональной интеграции.

Все это, конечно, не означает, что найдено решение экономических проблем континента. Но, тем не менее, начало положено, стратегия по преодолению экономических трудностей вырабатывается. Осуществление запланированного затруднено ещё и тем, что страны региона значительно разнятся в своём экономическом развитии, а также не стабильны политическая обстановка и валютно-финансовая сфера.

Помимо всего прочего в будущем в КОМЕСА планируется уделять растущее внимание и политической проблематике, обеспечению региональной стабильности, урегулированию и предупреждению кризисных ситуаций, развитию демократических институтов и гражданского общества.


Глава 3 Взаимоотношения с другими странами и перспективы их развития

 

3.1 Политика ведущих государств мира в Африке

США. В последние годы наблюдается всплеск международного интереса к Африке, которую еще недавно называли "забытым континентом". Одна из причин - впечатляющий экономический рост стран континента, который в 2007 г. превысил 6%[16]. Мир как бы вновь оценивает Африку - кладовую природных богатств, обеспечивающую 92 % мирровый потребностей в платине, 70% - в алмазах, являющуюся источником столь необходимых многим странам минералов и энергетических ресурсов[17].

С начала XXI в. ведущие западные страны стали уделять серьезное внимание вопросам реализации своей политики в Африке. Наибольшую активность на континенте в настоящее время проявляют Соединенные Штаты, которые стремятся к усилению здесь собственного влияния и укреплению позиций, в том числе в интересах диверсификации источников получения энергоресурсов и другого ценного минерального сырья.

Серьезность преследуемых Вашингтоном экономических и военно-политических целей находит подтверждение как в заявлениях американских высокопоставленных чиновников, так и в практических действиях госдепартамента, Пентагона и частного бизнеса в ключевых африканских странах. Красноречивы в данном контексте и показатели инвестиционных вложений американских нефтяных компаний в разведку и добычу нефти на Африканском континенте. Сегодня они составляют, по разным оценкам, от 67 до 75 % суммы всех инвестиций страны в Африку[18].

В последнее время зоной особого внимания Вашингтона все в большей степени становится Западно-Африканский субрегион. Речь идет в первую очередь о странах Гвинейского залива и Сахельской зоны, которые считаются наиболее перспективными в плане наличия богатых запасов углеводородов.

Информация о работе Интеграция в странах Восточной и Южной Африки