Интеграционные процессы в рамках СНГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 17:40, реферат

Описание работы

звал Советского Союза привел к разрыву целостного хозяйственно-производственного пространства, прекращению коопераций, связей между предприятиями, научными производственными объединениями, а также превращению бывших межреспубликанских границ в рамках единой страны в межгосударственные, что повлекло за собой возникновение многочисленных барьеров на пути взаимных торговых и других экономических отношений.

Содержание

Введение
1.Особая роль интеграционных процессов в экономике
1.1 Причины и формы развития международных экономических интеграций
2. Интеграционные процессы в СНГ
2.1 Состояние интеграционных процессов СНГ
2.2 Перспективы экономической интеграции стран СНГ
Заключение
Библиография

Работа содержит 1 файл

Интеграционные процессы в рамках СНГ..docx

— 56.93 Кб (Скачать)

     25 января 2008 г., главами правительств Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Российской Федерации подписаны документы, формирующих правовую базу таможенного союза трех государств.

     Проведенные Российской Федерацией дву- и многосторонние консультации и анализ последствий  реализации переговорных позиций государств-членов Сообщества показали, что незавершенность  переговоров по присоединению к  ВТО не позволяет провести масштабные изменения (унификацию) действующих  таможенных тарифов России, Казахстана и Белоруссии. Вместе с тем, целесообразно вести унификацию таможенного тарифа по отдельным товарным позициям при условии, что такие изменения будут усиливать переговорную позицию каждой из трех стран в рамках процесса присоединения к ВТО.

       -формирование единого экономического пространства.

     К настоящему времени в ЕврАзЭС  начато формирование отдельных элементов  единого экономического пространства - подписаны Соглашение о сотрудничестве государств-членов Евразийского экономического сообщества на рынке ценных бумаг и Соглашение о сотрудничестве в области организации интегрированного валютного рынка государств-членов Евразийского экономического сообщества, утверждены перечень основных показателей социально-экономического развития государств и порядок согласования основных макроэкономических показателей развития экономик государств-членов ЕврАзЭС, создана в основном нормативная база для разработки межгосударственных программ.

     К основным проблемам интеграции в  рамках ЕврАзЭС следует отнести  существенные различия в экономическом  потенциале и структуре экономик государств Сообщества, различные темпы  осуществления рыночных преобразований.

     Кроме того, государства ЕврАзЭС (за исключением  Киргизии), формируя таможенный союз и  единое экономическое пространство, параллельно ведут переговоры по присоединению к Всемирной торговой организации, что требует координации  их действий в ходе переговорного  процесса.

     Унификация  законодательств сторон в области  тарифного и нетарифного регулирования  – длительный процесс. В этом направлении  будут продолжаться переговоры.

     Экс-советские  государства создали также экономические  союзы без участия России:

     Объединение Грузии, Украины, Узбекиста на, Азербайджана, Молдовы (ГУУАМ).

     Страсбурге 10 октября 1997 года.

     Альянс, по сути, явился союзом государств, не получивших от СНГ тех экономических и политических дивидендов, на которые они рассчитывали при вступлении в него. ГУУАМ как экономическое объединение легковесен и несамодостаточен. Из-за мизерных объемов торговли он даже не смог реализовать заключенное в рамках объединения соглашение о создании зоны свободной торговли.

     5 мая 2005 года Узбекистан вышел  в одностороннем порядке из  ГУУАМ, теперь название этого объединения звучит как ГУАМ.

     - Центральноазиатское экономическое сообщество (Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан),

     Кроме того, есть экономические блоки, объединяющие бывшие республики СССР с «чужими» странами - Организация экономического сотрудничества АТЭС (центральноазиатские страны, Азербайджан, Иран, Пакистан, Турция). Россия стала его членом в 1997.

     Образовано  много союзов, объединений, структур в рамках СНГ. Но из примерно полутора тысяч соглашений и договоренностей  действует не более 10-12 процентов. На постсоветском пространстве идут процессы, связанные с модернизацией политики ряда стран СНГ. Но России взаимодействовать  надо со всеми странами, не теряя  времени. Пятнадцать-тридцать лет –  сроки, за которые необходимо осуществить  модернизацию, укрепить свой союз и  стать сильными. 

     2.2 Перспективы экономической интеграции стран СНГ 

     Основной  целью создаваемой международной  интеграционной группировки является достижение четырех степеней свободы: свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

     По  мнению Юрия Щербанина, доктора экономических  наук, профессора, для достижения каждой степени свободы необходимо выполнение определенного набора условий. Свободное перемещение товаров достигается при последовательном проведении в жизнь «пяти общих политик», которые необходимо разработать и принять – по торговле, сельскому хозяйству, транспорту, валюте и финансам и в области конкуренции.

     Что касается Содружества Независимых  Государств в целом, то здесь экономисты-международники разделились на два лагеря.

     Одни  утверждают, что у СНГ нет никаких  перспектив. Трудно рассчитывать на улучшение  процесса экономической интеграции стран СНГ в ближайшем будущем, поэтому странам-участницам следует переходить к нормальным двусторонним торгово-экономическим отношениям. В настоящее время действенная экономическая интеграция на постсоветском пространстве невозможна из-за отсутствия подлинной заинтересованности в ней стран СНГ.

     Логика  экономического и политического  выживания должна толкать бывшие союзные республики навстречу друг к другу. Народы хотят, чтобы интеграция была действенной. Самой сложной  проблемой для политической элиты является болезненное восприятие необходимости добровольного делегирования части суверенитета наднациональным структурам. Ведь любые межгосударственные союзы ведут к некоторому допустимому ограничению экономического и порой политического суверенитета интегрирующихся стран, поскольку каждая из них должна будет строить свою политику, исходя из интересов не только собственных, но и партнерских.

     Отсюда  неизбежен поиск компромиссов. Реинтеграция стран СНГ через сохранение политической независимости и этнической уникальности народов - самая разумная формула будущего СНГ.

     Не  урегулированы вопросы разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, что  оказывает негативное влияние на развитие сотрудничества и исполнение заключённых соглашений. Существует ряд проблем, требующих решения  на региональном уровне. К их числу  относятся:

  1. Недостаточное обеспечение участников межрегионального сотрудничества нормативно-правовой информацией.
  2. Отсутствие данных о конъюнктуре рынков и ценах.
  3. Отсутствие системы кредитования и страхования внешнеторговых операций.

     Другие  считают, что развитие Содружества  в последние годы свидетельствует  о том, что никто не отказывается от сотрудничества в целом, а центростремительных  тенденций потенциально больше, чем  центробежных, что тенденция к  экономическому объединению стран  СНГ в конце концов возобладает. Кризис переживает не Содружество как  таковое, а господствовавший в течение 90-годов подход к организации  экономического взаимодействия между  странами-участниками.

     Новая модель интеграции должна учитывать  решающую роль предпринимательских  структур в развитии экономических  отношений в рамках СНГ. При этом экономическая политика государств, институциональные и правовые аспекты сотрудничества должны существенно измениться. Они призваны способствовать в первую очередь созданию необходимых условий для успешного взаимодействия хозяйствующих субъектов.

     В предстоящий период экономическое  сотрудничество России со странами СНГ  будет развиваться на основе одобренной главами государств СНГ Концепции  дальнейшего развития Содружества  Независимых Государств и утвержденного  ими Плана основных мероприятий  по её реализации.

     Концепцией  определено, что экономическое сотрудничество сегодня является приоритетом СНГ, необходимы комплексные действия в  данной сфере и выработка Стратегии  экономического развития СНГ. Экономической  целью СНГ на современном этапе  должно стать завершение формирования зоны свободной торговли и дальнейшее её совершенствование согласно принципам, правилам и нормам ВТО.

     В настоящее время осуществляется разработка проекта Стратегии экономического развития СНГ. Работа ведется в рамках межгосударственной Рабочей и экспертной групп государств-участников СНГ, возглавляемых представителями украинской стороны. Планируется завершить работу над Стратегией уже в этом году. Это должен быть системный, комплексный документ, направленный на успешное достижение целей экономического сотрудничества стран СНГ на долгосрочную перспективу, до 2020 года.

     Основной  целью в среднесрочной перспективе  является формирование в рамках интеграционных объединений элементов общего (единого) экономического пространства, что, в свою очередь, предполагает создание более благоприятных условий (справедливой конкурентной среды) для деятельности российского бизнеса на этом направлении.

     Одним из основных вопросов правового обеспечения  интеграционных процессов в СНГ, помимо формирования нормативной правовой базы таможенного союза, является завершение формирования зоны свободной торговли и дальнейшее её совершенствование согласно принципам, правилам и нормам ВТО. Организация этой работы предусмотрена одним из пунктов Плана по реализации Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств, одобренной главами государств СНГ 5 октября 2007 г.

       Принятие Конвенции по межтерриториальному сотрудничеству и создание Конгресса местных и региональных властей СНГ позволит обеспечить урегулирование юридических вопросов, возникающих в государственно-правовой практике межтерриториального сотрудничества, обоснованное разграничение полномочий между федеральными и региональными органами представительной и исполнительной власти

     Интеграционные  процессы в СНГ определяются «разноформатным  и разноскоростным характером, а  также множеством интеграционных группировок». Необходимо усиление экономической  интеграции, неизбежно приводящей при  наличии заинтересованности и политической воли к созданию единого экономического пространства. Первые шаги для этого  сделаны. Главами четверки – Белоруссии, Казахстана, Украины и России - подписано  соглашение, согласно которому предполагается объединение таможенных территорий, на которых будут функционировать  единые экономические механизмы, обеспечивающие свободное передвижение товаров, услуг, капитала и т.д. Будет проводиться  единая внешнеторговая, налоговая, денежная, кредитная и валютно-финансовая политика и т.д. Вместе с тем, каждая страна имеет право сама определять степень своего участия в формировании единого экономического пространства. «Россия является ядром в экономической интеграции Содружества, – В связи с этим необходимо совершенствовать систему своего участия и управления интеграцией. 
 

 

      Заключение 

     Интеграционный  процесс в рамках СНГ во многом начинается как бы с новой отметки. Во многом это обусловливается тем, что по своей природе само соглашение о Содружестве Независимых Государств имеет двойную направленность. С  одной стороны, оно нацелено на окончательный  демонтаж старых экономических структур, с другой — предусматривает организацию  качественно новых отношений  между суверенными государствами, формирование и сохранение единого  экономического (рыночного) пространства.

     Первые  пять-шесть лет после распада  СССР характеризуются глубоким дезинтеграционным  процессом на всём постсоветском  пространстве. После 1996-1997 годов наблюдается  некоторое оживление в хозяйственной  жизни Содружества. Происходит регионализация его экономического пространства.

     Появились объединения Содружества Независимых Государств, Союз Беларуси и России, Таможенный союз, переросший впоследствии в Евразийское экономическое сообщество, Центрально-азиатское экономическое сообщество, объединение Грузии, Азербайджана, Армении, Узбекистана и Молдовы, Тройственный экономический союз.

     В каждом объединении наблюдаются  интеграционные процессы различной  интенсивности, не позволяющие однозначно утверждать бесперспективность их дальнейшего  развития. Однако отчётливо вырисовались интеграционные процессы высокой интенсивности  в Союзе России и Белоруссии (СБР) и ЕврАзЭС. ЦАЭС и ГУУАМ же, по мнению некоторых специалистов, являются экономическими пустоцветами.

     Экономические преобразования, проводимые в новых  независимых государствах, породили необходимость отработки нового (рыночного) механизма поддержания  производственно-хозяйственных связей, трансформации их в межгосударственные. Торгово-экономические отношения  в этих условиях следует координировать с теми социально-экономическими реформами, к которым приступили страны СНГ, с их стремлением максимально учитывать нормы "внешнеэкономического поведения", принятые в мировой торговой практике.

     В настоящее время увязать воедино  во многом противоречивые интересы на многосторонней основе весьма сложно, в частности из-за значительной разно  направленности политических действий отдельных государств СНГ. Пока потребность  в восстановлении и развитии интеграционных связей определяется для большинства  стран Содружества прежде всего  их зависимостью от поставок топливно-энергетических ресурсов, лесоматериалов, минерального сырья, химических продуктов, а также  кооперационными связями в сфере  машиностроительной, радиоэлектронной, оборонной промышленности

Информация о работе Интеграционные процессы в рамках СНГ