Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 17:40, реферат
звал Советского Союза привел к разрыву целостного хозяйственно-производственного пространства, прекращению коопераций, связей между предприятиями, научными производственными объединениями, а также превращению бывших межреспубликанских границ в рамках единой страны в межгосударственные, что повлекло за собой возникновение многочисленных барьеров на пути взаимных торговых и других экономических отношений.
Введение
1.Особая роль интеграционных процессов в экономике
1.1 Причины и формы развития международных экономических интеграций
2. Интеграционные процессы в СНГ
2.1 Состояние интеграционных процессов СНГ
2.2 Перспективы экономической интеграции стран СНГ
Заключение
Библиография
Содержание
Введение
1.Особая роль интеграционных процессов в экономике
1.1 Причины и формы развития международных экономических интеграций
2. Интеграционные процессы в СНГ
2.1 Состояние интеграционных процессов СНГ
2.2 Перспективы экономической интеграции стран СНГ
Заключение
Библиография
Введение
Развал
Советского Союза привел к разрыву
целостного хозяйственно-
В этих условиях Россия и бывшие советские республики встали перед проблемой формирования новых экономических взаимоотношений и воплощения новой схемы хозяйственного сотрудничества, которая бы не только учитывала интересы каждого из партнеров, одновременно с возможностями достижения максимальных общих результатов развития на основе взаимовыгодного разделения труда, но и позволила минимизировать издержки от развала единой союзной экономики. Этим целям должно было служить Содружество Независимых Государств (СНГ), образованное в декабре 1991 г.
Вопреки теории и международной практике интеграционного развития, предполагающих последовательное восхождение от более низких к более высоким ступеням сотрудничества, характерной чертой отношений внутри СНГ стали действия, когда попытки перескочить через этапы интеграционного развития чередуются с «откатами» в намечаемых целях.
Интеграционные процессы имеют важнейшее значение как фактор восстановления и развития их хозяйственных комплексов. К сожалению, во многих случаях, обсуждение этих проблем не выходит за рамки общих политических деклараций, не воплощается в систему практических действий. Остро ощущается недостаточная разработанность необходимой теоретико-методологической базы.
Поэтому наиболее важным является рассмотрение в контрольной работе проблемы экономической интеграции в СНГ. Этот вопрос является очень актуальным, ведь на современном этапе мирового развития невозможно представить себе деятельность какого-либо экономического субъекта в изоляции от окружающего мира. Сегодня благосостояние экономического субъекта зависит не столько от внутренней организованности, сколько от характера и степени интенсивности его связей с другими субъектами. Решение внешнеэкономических проблем приобретает первостепенное значение. Мировой опыт показывает, что обогащение субъектов происходит посредством и только посредством их интеграции друг с другом и с мировым хозяйством в целом.
Предметом исследования данной работы выступает интеграционное объединение двенадцати стран – бывших республик СССР – Содружество Независимых Государств.
Целью данной работы является проведение анализа динамики и эффективности интеграционных процессов в СНГ. Реализация цели исследования обусловила постановку следующих взаимосвязанных задач, отражающих логическую структуру и последовательность предпринятого исследования:
- исследование современного состояния интеграционных процессов СНГ;
-
исследование перспектив экономической
интеграции стран СНГ.
1. Интеграционные процессы
в экономике
1.1
Причины и формы развития
международной экономической
интеграции
Эпохой формирования независимых национальных государств, стали 17 в. и первая половина 20 вв., а во второй половине 20 в. начался обратный процесс. Страны добровольно отказываются от полного национального суверенитета и образуют интеграционные объединения с другими государствами. Интеграция носит, прежде всего, экономический характер, способствует к повышению экономической эффективности производства и развитию международного разделения труда и международной производственной кооперации. Эта новая тенденция сначала (с 1950-х) получила развитие только в Европе, но затем (с 1960-х) распространилась и на другие регионы.
Международное разделение труда – это такая система организации международного производства, при которой страны, специализируются на изготовлении только некоторых товаров, приобретая недостающие посредством торговли.
Международная
производственная кооперация - представляет
собой такую форму организации производства,
при которой работники разных стран совместно
участвуют в одном и том же производственном
процессе (или в разных процессах, связанных
между собой). По мере развития международной
кооперации формируются транснациональные
корпорации,
организующие производство в международном
масштабе и регулирующие мировой рынок.
Рис.
1 Эффект экономии на масштабе: при малом
объеме выпуска Q1, только для внутреннего
рынка, товар имеет высокую себестоимость
и, как следствие высокую цену; при большем
объеме выпуска Q2, с использованием экспорта,
себестоимость и цена значительно понижаются
Результатом международного разделения труда и международной производственной кооперации является развитие международного обобществления производства – интернационализация производства. Она экономически выгодна, поскольку, во-первых, позволяет наиболее эффективно использовать ресурсы разных стран, а во-вторых, дает экономию на масштабе. Второй фактор в современных условиях наиболее важен. Дело в том, что высокотехнологичное производство требует высоких начальных инвестиций, которые окупятся, только если производство будет крупномасштабным (см. рис. 1), иначе высокая цена отпугнет покупателя. Поскольку внутренние рынки большинства стран не обеспечивают достаточно высокого спроса, то требующее больших затрат высокотехнологичное производство (автомобиле- и самолетостроение, станкостроение..) становится выгодным лишь при работе не только на внутренний, но и на внешние рынки.
Интернационализация
производства идет одновременно и на
общемировом уровне, и на уровне
отдельных регионов. Для стимулирования
этого объективного процесса создаются
специальные наднациональные
Интернационализация производства может развиваться по-разному. Простейшая ситуация – это когда между разными странами устанавливаются устойчивые экономические связи по принципу взаимодополнения. В этом случае каждая страна развивает свой особый набор отраслей, чтобы продавать их продукцию в значительной мере за рубеж, а затем на валютную выручку приобретать товары тех отраслей, которые лучше развиты в других странах (например, Россия специализируется на добыче и экспорте энергоресурсов, импортируя потребительские промтовары). Страны получают при этом обоюдные выгоды, но их экономика развивается несколько односторонне и сильно зависит от мирового рынка. Именно эта тенденция доминирует сейчас в мировом хозяйстве в целом: на фоне общего экономического роста увеличивается разрыв между развитыми и развивающимися странами. Главными организациями, стимулирующими и контролирующими такого рода интернационализацию в мировом масштабе, являются Всемирная торговая организация (ВТО) и международные финансовые организации как, например, Международный валютный фонд (МВФ).
Более
высокая ступень
Помимо чисто экономических причин у региональной интеграции есть и политические стимулы. Укрепление тесных экономических отношений между разными странами, сращивание национальных экономик гасит возможность их политических конфликтов и позволяет вести единую политику в отношении других стран. против общих соперников (в 1950–1980-х – против СССР, с 1990-х – против США). Формирование интеграционных группировок стало одной из мирных форм современного геоэкономического и геополитического соперничества.
По
данным Секретариата Всемирной торговой
организации (ВТО), в мире зарегистрировано
более 214 региональных торговых соглашений
интеграционного характера. Международные
экономические интеграционные объединения
есть во всех регионах земного шара, в
них входят страны с самым разным уровнем
развития и социально-экономическим строем.
Самые крупные и активные действующие
интеграционные блоки – это Европейский союз (ЕС), Североамериканская
зона свободной торговли (НАФТА) и организация
«Азиатско-Тихоокеанское экономическое
сотрудничество» (АТЭС) в бассейне Тихого
океана.
2.
Интеграционные процессы
в СНГ
2.1
Состояние интеграционных
процессов СНГ
Важнейшую
роль в развитии интеграционных процессов
в формате Содружества
Следующим опытом экономической интеграции стали российско-белорусские отношения. Близкие отношения России и Белоруссии имеют не только экономическую, но и политическую основу: из всех постсоветских государств Белоруссия в наибольшей степени симпатизирует России. В 1996 Россия и Белоруссия подписали Договор об образовании Сообщества суверенных республик, а в 1999 – Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии, с наднациональным органом управления. Таким образом, не пройдя последовательно всех интеграционных ступеней (не создав даже зоны свободной торговли), обе страны сразу приступили к созданию политического союза. Такое «забегание вперед» оказалось не слишком плодотворным.
Принимаются меры по устранению барьеров во взаимных торгово-экономических отношениях между Российской Федерацией и Республикой Белоруссия. Удалось заложить основы плавного перехода на рыночные принципы торговли между Российской Федерацией и Республикой Белоруссия такими стратегическими товарами как природный газ и сырая нефть.
Главами
государств рассмотрены вопросы
торгово-экономического, военно-технического
сотрудничества, социально-трудовых отношений,
сотрудничества в области культуры
и науки, бюджетного процесса. Приняты
решения по вопросам разработки и
реализации программ Союзного государства.
Одобрен Прогноз социально-
Третьим
и наиболее серьезным подходом к
интеграционному объединению
Основной целью ЕврАзЭС является повышение эффективности формирования единого экономического пространства, начатого в таможенном союзе, с использованием новых, перспективных форм и механизмов взаимодействия. Создание единого экономического пространства предполагает следующие стадии:
-формирование зоны свободной торговли ЕврАзЭС
В соответствии Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г., подписанном главами государств, между странами ЕврАзЭС в соответствии с двух- и многосторонними соглашениями действует режим свободной торговли товарами.
В
настоящее время Стороны
- формирование таможенного союза
В целях оптимизации процесса формирования таможенного союза и единого экономического пространства решением глав государств-участников ЕврАзЭС от 16 августа 2006 г. (г. Сочи) предусмотрено, что формирование таможенного союза (реализации в течение 2007-2010 годов,) а в дальнейшем и единого экономического пространства будет осуществляться первоначально на базе трех стран.– России, Белоруссии и Казахстана - с последующим присоединением других государств-членов ЕврАзЭС.