Институты многостороннего сотрудничества АТР - задачи и результаты деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 05:01, реферат

Описание работы

Азиатско-тихоокеанский регион — политический и экономический термин, обозначающий страны, расположенные по периметру Тихого океана и многочисленные островные государства в самом океане. Крупнейшими городами региона являются Шанхай, Гонконг, Сингапур, Куала-Лумпур, Сеул, Токио, Лос-Анджелес, Сидней, Мельбурн, Сан-Франциско, Сиэтл и Ванкувер. Штаб-квартиры многих межгосударственных и негосударственных организаций Азиатско-Тихоокеанского региона расположены в Гонолулу (Гавайи).

Работа содержит 1 файл

Институты АТР.doc

— 119.50 Кб (Скачать)

    На 27 сессии  АСЕАН на министерском уровне (июль 1997 г. Джакарта, Индонезия) России был присвоен статус полноправного  партнёра Ассоциации. Согласно занимаемому положению Россия принимает участие в ряде консультативных совещаний АСЕАН в числе которых Региональный форум (РФ), постминистерские совещания (ПМС), проходящие по формуле 9+1 и 9+10 и др. Важным   вкладом в ведении диалога между Россией и АСЕАН является и Комитет Москва-АСЕАН, который позволяет сторонам обсуждать вопросы безопасности, политики  и развития взаимовыгодного сотрудничества. Как участник Регионального форума АСЕАН Россия имеет возможность участвовать в выработке подходов АСЕАН к вопросам политики и безопасности в Западной Азии.

    Важнейшим событием в процессе становления  российско-асеановских диалоговых отношений явилось состоявшееся 5-6 июня 1997 года в Москве учредительное  заседание Совместного комитета сотрудничества (СКС) Россия-АСЕАН. В принятом по её итогам совместном протоколе утверждены приоритетные области российско-асеановского партнёрства, к которым отнесены научно-технологическое, торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество, защита окружающей среды, туризм, развитие людских ресурсов, контакты между людьми. В этом же документе установлены базовые принципы взаимоотношений Россия-АСЕАН – взаимное уважение и понимание, добрая воля, дружественная помощь и поддержка, должный учет национальных приоритетов и возможностей сторон, взаимная выгода, деловой настрой и нацеленность на достижение конкретных практических результатов. Сессия СКС Россия-АСЕАН также постановила, что координацией взаимодействия в конкретных областях будут заниматься следующие механизмы:

    Рабочая группа по научно-технологическому сотрудничеству (РГНТС). Первая сессия была проведена в Москве 9-10 июня 1997 года и приняла необходимые документы, регламентирующие деятельность этого важного диалогового института. Тогда же было решено, что приоритетными задачами группы будет кооперация в сфере науки и технологии, включая биотехнологии, новые материалы, информационные технологии, микроэлектронику, метеорологию и геофизику. В дополнение к этим вопросам Россия предложила разработать на основе российских технологий и оборудования совместные проекты в сферах аэрозонации земной поверхности, слежения за вулканической и сейсмологической активностью, предупреждение тайфунов  и других экстремальных ситуаций, а также развитие межконтинетальной сети железных дорог.

    Рабочая группа по торгово-экономическому сотрудничеству (РГТЭС). Этот орган необходим для распространения информации об имеющихся у сторон кооперационных возможностях, существующих в России и странах АСЕАН режимах торгово-экономической и инвестиционной деятельности для иностранцев и регулирования партнёрских связей между государствами и частными структурами.

    Деловой совет (ДС). Главная задача этого органа состоит в налаживании связей между представителями частных предпринимательских, финансовых и коммерческих кругов России и стран-членов АСЕАН, и, аналогично РГНТС,  в оказании ми возможной государственной поддержки.

    Московский  комитет АСЕАН (МКА). Этот орган объединяет асеановских послов в России. Его задача – установление тесных контактов между высокими представителями стран-членов Ассоциации и руковолителями различных министерств и ведомств, а также общественных и деловых кругов России.

    Фонд сотрудничества (ФС) [ASEAN-Russia Coopeation Fund]. Это неправительственная организация некоммерческого партнерства.

    Экономические отношения России с АСЕАН носят  взаимодополняющий характер. Россия вывозит из стран Ассоциации продукты тропического климата и бытовую  электронику, экспортирует продукцию  ВПК, сырьё, энергоносители и высокие  технологии. За период с 1994 по 1996 год двусторонняя торговля между Россией и АСЕАН возросла на 222% с 1,6 милрд.$ до 5,2% милрд.$.

    Очевидна  политическая воля обеих сторон к  укреплению взаимного диалога. АСЕАН  отдаёт должное статусу России как  великой державы и признаёт её роль и интересы в АТР. АСЕАН и Россия также контактируют в рамках международного форума «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС), в котором принимают участие 21 страна, как южного, так и западного полушария. На последнем форуме АТЭС, который проходил с 16 по 18 ноября 2000 г. в Брунее, отвечая на вопросы участников Делового саммита в Брунее, Владимир Путин заявил о том, что сотрудничество с азиатскими странами является одним из приоритетов национальной политики России, что объясняется особенностями географического положения РФ и структурой её экономики. 

    Коснувшись  внешнеэкономической политики России, которая «формируется под воздействием мирового рынка», Владимир Путин указал, что Россия может предложить на экспорт  свои природные ресурсы, в том числе энергетические, научные достижения, продукцию машиностроения, а также предоставить свои транспортные структуры. В этой связи президент России отметил большие возможности Транссибирской магистрали, а также Транскаспийского коридора, который даёт преимущества «в 10 суток пути» по сравнению с Суэцким каналом. По его словам, регионы Сибири и Дальнего Востока России весьма перспективны для иностранных инвесторов.

    Интерес России к АСЕАН обусловлен многими  объективными причинами, в числе  которых наиболее значимыми видятся:

  1. Одной из приоритетных задач экономической и внешней политики России является включение нашей страны в процесс взаимодействия Европейского союза и Восточной Азии, начавшейся во второй половине 90-х гг., и к сожалению в очень малой степени затрагивающий РФ.
  2. На рубеже веков РФ должна разрешить задачу восстановления экономической мощи страны и интеграции в глобальную экономику.
  3. Россия не значится в списке потенциальных кандидатов на принятие в ЕС – т.е. наша страна оказывается вне круга полноправных европейских государств и превращается для Европы во внешний фактор, от которого отгораживаются экономическими, визовыми и прочими барьерами.
  4. Хотя интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе пока находятся на начальной стадии и не продвинулись дальше деклараций и общих пожеланий, здесь возможно появление мощной региональной коалиции.
  5. Россия, уникальная по своему георасположению страна, имеет жизненно важные интересы, как в Европе, так и в Азии и не может оставаться в стороне от каких бы то ни было глобальных процессов.
  6. Торговля между Европой и Азией удваивается каждые 5-6 лет, превратившись в наиболее динамично развивающийся сегмент мировой экономики. Россия может сыграть уникальную роль в АСЕМ, поскольку является единственной «азиатской страной», имеющей Договор о сотрудничестве с ЕС, и в то же время – единственной «европейской страной» являющейся членом АТЭС и регионального форума АСЕАН.
  7. Неизбежно создание трансконтинентального транспортно-коммуникационного моста. Транзит по российской территории предпочтителен для перевозчиков, поскольку максимально упрощает схему: одна страна – одно таможенное законодательство. Но при этом сегодня  через Российскую Федерацию проходит не более 1-2% всей торговли между Востоком и Западом, в том числе менее 1% контейнерных перевозок, ежегодный объём которых в треугольнике НАФТА-ЕС-Восточная Азия достигает 6 млн. единиц. Это связано с тем, что результате трансформаций, происшедших за последние десятилетия на территории бывшего СССР,  торговые потоки переориентировались на южный маршрут, через Индийский океан.
  8. Для России создание такого моста на её территории является необходимой гарантией для дальнейшего участия в мировых процессах в качестве одной из ведущих стран.

Информация о работе Институты многостороннего сотрудничества АТР - задачи и результаты деятельности