Институты многостороннего сотрудничества АТР - задачи и результаты деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 05:01, реферат

Описание работы

Азиатско-тихоокеанский регион — политический и экономический термин, обозначающий страны, расположенные по периметру Тихого океана и многочисленные островные государства в самом океане. Крупнейшими городами региона являются Шанхай, Гонконг, Сингапур, Куала-Лумпур, Сеул, Токио, Лос-Анджелес, Сидней, Мельбурн, Сан-Франциско, Сиэтл и Ванкувер. Штаб-квартиры многих межгосударственных и негосударственных организаций Азиатско-Тихоокеанского региона расположены в Гонолулу (Гавайи).

Работа содержит 1 файл

Институты АТР.doc

— 119.50 Кб (Скачать)

    Экономическая составляющая в деятельности ШОС  не уступает по значимости политическому  взаимодействию.

    Тема  экономического взаимодействия в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества незаслуженно остается в тени на фоне того внимания, которое уделяется сотрудничеству шести стран-членов Организации в борьбе с терроризмом, экстремизмом, сепаратизмом, наркотрафиком. Это едва ли обосновано, поскольку не дает полного представления о сути ШОС, подпитывает различные домыслы о ее сугубо силовом профиле.

    Важность  экономической оставляющей ШОС  изначально отмечалась всеми государствами-членами. В Декларации о создании организации, ее базовом документе – Хартии – четко записано, что одной из основных целей ШОС и важнейших задач, которые она призвана решать, является содействие всестороннему и сбалансированному росту, социальному и культурному развитию в регионе.

    В настоящее время на экономическом  уровне в ШОС ведется активная работа. Основные направления и цели экономического сотрудничества определены в Межправительственном меморандуме об основных целях и направлениях регионального экономического сотрудничества, начале процесса по созданию благоприятных условий в области торговли и инвестиций. Документ был принят еще в сентябре 2001 года на первой встрече глав правительств государств-членов. В сентябре 2003 года на заседании Совета глав правительств (премьер-министров) была утверждена Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества шести стран.

    Она ориентирована на длительную перспективу  – до 2020 года. А в среднесрочной  перспективе – к 2010 году – ставится задача сформировать в ШОС стабильные, предсказуемые, транспарантные правила  и процедуры, касающиеся торговли и инвестиций, разработать совместные проекты и программы, а также создать систему поддержки приоритетных направлений в целях развития торгово-экономического сотрудничества.

    Развертывание полномасштабного экономического взаимодействия в рамках ШОС невозможно без привлечения негосударственных секторов экономики государств-членов. Здесь имеется в виду, что уровень разгосударствления экономических структур в значительной степени разнится. В связи с этим предусматриваются гибкие формы сотрудничества в торгово-экономической сфере. В частности, в программе многостороннего экономического сотрудничества государств-членов ШОС четко говорится о том, что ее положения будут реализовываться как государственными органами, так и хозяйствующими субъектами на основе заключенных договоров и контрактов. Гибкий подход предусмотрен и к финансированию экономических проектов в рамках организации. Он тоже предусматривает как государственные, так и негосударственные каналы.

    Еще один важный аспект экономического сотрудничества в рамках ШОС: механизм ШОС не предполагает обязательного участия в конкретных проектах всех шести стран-членов. Различные проекты могут иметь формат ШОС, даже если они осуществляются не при общем участии. И такая практика уже есть. Многим государствам-членам ШОС на двух- или же трехсторонней основе удалось найти взаимоприемлемые решения проблем экономического порядка именно благодаря членству в ШОС. ШОС – открытая организация, поэтому экономическое партнерство предусматривает участие и других стран и объединений. Причем это могут быть не только страны-наблюдатели, но и другие государства.

    Экономическое сотрудничество в ШОС уже демонстрирует  важные результаты — последовательно  развивается сотрудничество в сферах энергетики, транспорта и информации. Однако слабым звеном ШОС является недостаток эффективного механизма реализации. Путь решения этого вопроса видится в ускорении процесса создания зоны свободной торговли ШОС. Важные договоренности в данной области были достигнуты на встречах премьер-министров стран-участниц ШОС в период с 2003 по 2004г., где была выдвинута идея создания свободной торгово-экономической зоны в рамках ШОС. В течение следующих 20-ти лет страны-участницы ШОС согласились поэтапно прийти к свободному передвижению товаров, капиталов, услуг, технологий на внутрирегиональном рынке и впоследствии построить в рамках ШОС зону свободной торговли.

    Идея  свободной торгово-экономической  зоны ШОС заключается в следующем: к общей выгоде снизить себестоимость товарооборота и торговые издержки для стран-участниц: стимулировать региональные инвестиции; сформировать разделение труда на субрегиональном уровне, объединить структуру региональной промышленности с ресурсами. Новая система промышленного разделения труда должна интегрироваться в глобальную систему и объединить население региона, составляющее 2,8 млрд человек, в единый евразийский рынок.

    Построение  свободной экономической зоны ШОС  является ключевым элементом в продвижении  регионального экономического сотрудничества между Китаем и странами Центральной Азии, поскольку страны Центральной Азии и Россия имеют такую организацию сотрудничества, как ЕврАзЭС. В китайско-российских экономических отношениях приоритетом развития сотрудничества сегодня является построение зоны свободной торговли на Дальнем Востоке — вне сферы ШОС. В Центральноазиатском регионе, бесспорно, Казахстан является лидером. Темпы экономического роста республики высоки, идет процесс расширения экономической открытости. Казахстан демонстрирует сильную приверженность идее регионального сотрудничества и в то же время имеет общую границу с Китаем, протяженность которой составляет 1782 км. Казахстан является своеобразным связующим мостом между странами Центральной Азии и Китаем на Евразийском континенте. Поэтому, как только сформируется китайско-казахстанская свободная экономическая зона, она должна стать тем элементом, который продвинет реализацию построения зоны свободной торговли ШОС.

    В мае 2006 года ШОС и ЕврАзЭс договорились обмениваться информацией по сотрудничеству в областях торговли, энергетики, защиты окружающей среды, транспорта, в том числе развития Евразийских транспортных коридоров, информатики и коммуникаций, обеспечения благоприятных условий для движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, поощрения и защиты инвестиций, туризма. В рамках ШОС были подписаны более двухсот документов, большая часть которых направлена на развитие экономического сотрудничества. В частности, в 2003 году была принята Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов ШОС до 2028 года, а в 2004 году – план по ее реализации.

    По  официальным данным, в 2006 году объем  товарооборота между странами ШОС  достиг 50 млрд. долларов США. Данное обстоятельство свидетельствует о большом потенциале экономического сотрудничества в рамках организации. Показателем интенсивного развития экономического и инвестиционного сотрудничества в рамках ШОС является постоянный рост показателей объема товарооборота между Узбекистаном и другими государствами-членами этой Организации. Если в 2001 году общий показатель в данном направлении составил 1 млрд. 781,3 млн. долларов США, то в 2006 году – 4 млрд. 541,8 млн.

    Особое  место занимают отношения Узбекистана  с таким крупным членом ШОС, как  Китай. На сегодняшний день особенно успешно развивается взаимодействие Узбекистана с этим стратегическим партнером в экономической сфере, где для обеих сторон действует режим наибольшего благоприятствования. Объем взаимного товарооборота в 2006 году достиг 698 млн. долларов США. В Узбекистане действуют 136 совместных предприятий, созданных при участии инвестиций Китая, 26 представительств китайских компаний. Сфера их деятельности - легкая промышленность, переработка сельскохозяйственной продукции, информационные технологии.

    Центр стратегических исследований ШОС и АТР

    Основной  целью создания Центра стратегических исследований Шанхайской организации  сотрудничества и Азиатско-Тихоокеанского региона является содействие интеграции университета в мировое научно-образовательное  пространство, повышение его конкурентоспособности на глобальном рынке знаний, технологий и кадров.

    Центр представляет собой одновременно площадку для организации научно-исследовательской  деятельности, научно-образовательного обмена между СФУ и ведущими вузами государств ШОС и АТР, а также механизм повышения уровня профессиональной подготовки магистров и аспирантов вуза.

    Основные  задачи Центра

  • Содействие созданию совместных исследовательских коллективов для осуществления исследований в области фундаментальных и прикладных проблем, разработки на их основе стратегических концепций, выработки рекомендаций и сценариев для федеральных и региональных органов государственной власти и деловых кругов России.
  • Организация проведения экспертно-консультативной поддержки экономического сотрудничества между предприятиями России и стран ШОС и АТР.
  • Привлечение высококвалифицированных ученых и специалистов из ведущих научных и образовательных учреждений стран-участников ШОС, бизнеса для участия в научно-образовательной деятельности СФУ.
  • Координация научно-образовательного обмена между СФУ и ведущими вузами стран ШОС, выделение государственных стипендий для обучения в СФУ наиболее перспективных иностранных студентов и аспирантов.
  • Координация межкультурного взаимодействия.
  • Организация проведения международных семинаров, конференций, форумов, заседаний межведомственных рабочих групп, комиссий ШОС и т.п. по основным вопросам межгосударственной интеграции в рамках организации, изучению и использованию опыта стран ШОС и АТР для решения актуальных вопросов развития Красноярского края и Сибири в целом.
  • Содействие в решении организационных вопросов деятельности Университета в качестве базового вуза Университета ШОС.

    Деятельность  Центра способствует решению геополитических  задач развития науки и культуры в ключевых регионах Российской Федерации, а также повышения уровня доступности  бакалавриата, магистратуры и аспирантуры для лучших выпускников школ и вузов ближнего и дальнего зарубежья, возлагаемых руководством страны на федеральные университеты.

    Ассоциация  стран Юго-Восточной  Азии (АСЕАН) – политическая, экономическая и культурная региональная межправительственная организация стран, расположенных в Юго-Восточной Азии. АСЕАН была образована 8 августа 1967 г. в Бангкоке вместе с подписанием «Декларации АСЕАН», более известной как «Бангкокская декларация». Договорное оформление АСЕАН произошло лишь в 1976 году в подписанных на острове Бали Договоре о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларации согласия АСЕАН.

    В настоящее время полноправными членами АСЕАН являются 10 государств: Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины. Статус партнёра Ассоциации в рамках регионального диалога получили США, Япония, Австралия, Новая Зеландия, Канада, Европейский союз, Южная Корея, Индия, Китай и Россия (с 1996 г.). Папуа-Новая Гвинея имеет статус постоянного наблюдателя.

    Формально АСЕАН открыта для участия  всех государств в Юго-Восточной  Азии, поддерживающих её цели и принципы. Целями и задачами АСЕАН провозглашены: ускорение экономического, социального и культурного развития её государств-членов на основе сотрудничества и взаимопомощи; содействие установлению мира и стабильности в регионе на основе «соблюдения справедливости и законности в отношениях между странами» и приверженности принципам Устава ООН, поддержание взаимовыгодного сотрудничества с общими и региональными международными организациями, имеющими сходные цели.

    С начала 70-х гг. страны АСЕАН активно  расширяют и укрепляют политическое сотрудничество. На конференции министров иностранных дел стран-участниц в Куала-Лумпуре (Малайзия) 27 ноября 1971 г. была принята Декларация о превращении Юго-Восточной Азии в зону мира, свободы и нейтралитета. В 1976 г. на первой встрече в верхах стран АСЕАН были подписаны Декларация согласия АСЕАН и Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии, предусматривающие значительное расширение сферы взаимодействия и усиление политической солидарности. Ассоциация является организатором ежегодных форумов по вопросам региональной безопасности, играет ведущую роль в регулярном диалоге Азия – Европа, в организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, имеет прямые контакты с Китаем, Россией, ЕС, США, Японией, другими странами.

    Министр иностранных дел РФ И.С. Иванов на своей пресс-конференции в г. Шанхай (24 июля 2000 г.) заявил, что: «важное и всё возрастающее значение в нашей внешней политике имеет и будет иметь Азия, что обусловлено прямой принадлежностью России к этому динамично развивающемуся региону». Следовательно, Россия всячески стремиться к расширению сферы сотрудничества с одной из наиболее влиятельных политико-экономических организаций региона, выступающей на международной политической арене как самостоятельный актор, а не блок, поддерживающий какого-либо одного лидера.

    Начиная с 1991 года Россия принимала участие  в консультативных совещаниях министров  и встречах, которые следовали  за этими совещаниями, в качестве наблюдателя. На 26 встрече на уровне министров в 1993 году, министр иностранных дел РФ – А.В. Козырев – заявил о желании России создать юридическую базу для установления отношений по линии АСЕАН–РФ. Страны-члены ассоциации согласились с тем, что Россия является одним из важнейших стратегических партнёров в регионе, и, с учётом пожеланий самой России, Российской Федерации было предложено стать членом Регионального Форума АСЕАН (РФ АСЕАН), когда он был создан в 1994 году. В апреле 1995 года, в Москве состоялся Семинар второго трека РФ АСЕАН по вопросам безопасности и стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, что явилось важным вкладом со стороны России в дело поддержания регионального мира и развития.

Информация о работе Институты многостороннего сотрудничества АТР - задачи и результаты деятельности