Институты многостороннего сотрудничества АТР - задачи и результаты деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 05:01, реферат

Описание работы

Азиатско-тихоокеанский регион — политический и экономический термин, обозначающий страны, расположенные по периметру Тихого океана и многочисленные островные государства в самом океане. Крупнейшими городами региона являются Шанхай, Гонконг, Сингапур, Куала-Лумпур, Сеул, Токио, Лос-Анджелес, Сидней, Мельбурн, Сан-Франциско, Сиэтл и Ванкувер. Штаб-квартиры многих межгосударственных и негосударственных организаций Азиатско-Тихоокеанского региона расположены в Гонолулу (Гавайи).

Работа содержит 1 файл

Институты АТР.doc

— 119.50 Кб (Скачать)
 
 
 
      ИНСТИТУТЫ МНОГОСТОРОННЕГО СОТРУДНИЧЕСТВА АТР  – ЗАДАЧИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Владивосток

    2011г.

 

     Азиатско-тихоокеанский регион — политический и экономический термин, обозначающий страны, расположенные по периметру Тихого океана и многочисленные островные государства в самом океане. Крупнейшими городами региона являются Шанхай, Гонконг, Сингапур, Куала-Лумпур, Сеул, Токио, Лос-Анджелес, Сидней, Мельбурн, Сан-Франциско, Сиэтл и Ванкувер. Штаб-квартиры многих межгосударственных и негосударственных организаций Азиатско-Тихоокеанского региона расположены в Гонолулу (Гавайи).

    Развитие  права, норм и механизмов регулирования  международных отношений в АТР, как и в других регионах мира, связано с такими организациями  как: Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), Асеановский региональный форум (АРФ), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и др.. Велика их роль в создании прав и норм для либерализации экономического сотрудничества, экономической интеграции, внедрения демократических форм межгосударственного общения, обеспечения безопасности. Особенное внимание уделяется созданию организационных и правовых основ противодействия терроризму.

    Азиатско-Тихоокеанский  Форум Экономического Сотрудничества – международная экономическая организация, созданная для развития интеграционных связей между странами бассейна Тихого океана. В настоящее время объединяет экономики 21 страны самого разного уровня развития (Австралия, Канада, Китайская народная республика (КНР), Индонезия, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Чили, Филиппины, Южная Корея, Япония).

    Цели  деятельности Форума были официально определены в 1991 в Сеульской декларации:

    – поддержание экономического роста  стран региона;

    – укрепление взаимной торговли;

    – ликвидация ограничений на передвижение между странами товаров, услуг и  капиталов согласно нормам ГАТТ/ВТО.

    В середине 2000-х в странах-участниках АТЭС проживало более 1/3 населения  мира, в них производилось около 60% мирового ВВП и велось около 50% мировой торговли. Эта организация  стала одним из трех (наряду с  ЕС и НАФТА) наиболее влиятельных в современном мировом хозяйстве интеграционных блоков. Хотя АТЭС является самым молодым из «тройки» крупнейших экономических интеграционных блоков, он уже стал важным средством содействия торговле и экономическому сотрудничеству в регионе. Экономическая зона АТЭС является самой динамично развивающейся в масштабах планеты, ей предсказывают роль главного лидера мировой экономики 21 в.

    Особенности АТЭС как регионального интеграционного  блока. АТЭС включает страны, очень  сильно отличающиеся по уровню экономического развития. Например, среднедушевые показатели США и Папуа – Новой Гвинеи различаются на три порядка.

    Для взаимодействия очень разнородных  стран-участниц АТЭС выработаны механизмы, гораздо менее формализованные, чем правила ЕС и НАФТА.

    1) Сотрудничество только в экономической сфере. С самого начала АТЭС рассматривал себя не как политически сплоченную группировку стран, а как свободную «совокупность экономик». Термин «экономика» подчеркивает, что эта организация обсуждает экономические, а не политические вопросы. Дело в том, что КНР не признавал самостоятельной государственности Гонконга и Тайваня, поэтому они официально считались не странами, а территориями (Тайвань и в середине 2000-х по-прежнему имеет такой статус).

    2) Почти полное отсутствие специального административного аппарата. АТЭС образован как свободный консультативный форум без какой-либо жесткой организационной структуры или крупного бюрократического аппарата. Секретариат АТЭС, расположенный в Сингапуре, включает только 23 дипломата, представляющих страны-члены АТЭС, а также 20 местных наемных сотрудников. Главной формой организационной деятельности Форума с 1993 являются ежегодные саммиты (неформальные встречи) лидеров стран АТЭС, в ходе которых принимаются декларации, подводящие общий итог деятельности Форума за год и определяющие перспективы дальнейшей деятельности. Чаще проходят встречи министров иностранных дел и внешней торговли стран-участниц. Главными рабочими органами АТЭС являются Деловой консультационный совет, три комитета экспертов (комитет по торговле и инвестициям, экономический комитет, административно-бюджетный комитет) и 11 рабочих групп по различным отраслям экономики.

    3) Отказ от принуждения, примат  добровольности. АТЭС не является  организацией с полномочиями  правопринуждения при разрешении конфликтов (как, например, ВТО ). Напротив, АТЭС работает только на основе консультаций и достижения консенсуса. Главным движущим стимулом выступают позитивные примеры «соседей», стремление им следовать. Страны АТЭС официально демонстрируют приверженность принципу открытого регионализма, что обычно трактуют как свободу выбора членами АТЭС конкретных механизмов либерализации торговли.

    4) Приоритетное внимание к информационному  обмену. Основным элементом процесса  взаимодействия стран-членов АТЭС является открытый обмен информацией. Можно сказать, что ближайшей целью этого экономического объединения является не столько единое экономическое, сколько единое информационное пространство. Идет обмен, прежде всего, информацией о бизнес-проектах стран-участниц. Рост информационной открытости дает возможность бизнесменам каждой из стран включаться в предпринимательскую деятельность на всей территории АТЭС.

    5) Отказ от жесткого планирования  перспектив эволюции Форума. На  конференциях АТЭС многократно поднимался вопрос о создании Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества, APEC как зоны свободной торговли и инвестиций. Однако огромная разнородность стран-участниц препятствует исполнению этих планов. Поэтому даже в середине 2000-х АТЭС является скорее дискуссионным форумом, имеющим некоторые черты интеграционного объединения, чем таким объединением в полном смысле слова. Курс на создание АРЕС зафиксирован в ряде официальных документов (например, в Богорской Декларации 1994 и в Манильской программе действий 1996), но вхождение в АРЕС намечено лишь к 2010 для промышленно развитых стран-участниц и к 2020 для развивающихся стран.

    27 января 2007 года, Владивосток. Президент  РФ В.В. Путин провёл во Владивостоке совещание, на котором впервые официально объявил о том, что саммит АТЭС 2012 года пойдёт во Владивостоке. Президент отметил, что саммит это не статусное мероприятие, а важный проект по развитию Дальнего Востока России и Приморского края. Сейчас федеральный центр рассматривает Владивосток и Приморье как форпост России на Тихом океане, площадку для встраивания России в АТР, центр делового, экономического, политического и гуманитарного сотрудничества.

    Для подготовки к саммиту АТЭС 2012 г. в рамках ФЦП «Развитие Дальнего Востока и Забайкалья». Была разработана и утверждена подпрограмма «Развитие Владивостока как центра международного сотрудничества в АТР». Её финансирование до 2012 года составляет 284 миллиарда рублей, из них 202 миллиарда - федеральный бюджет, 17 миллиардов - краевой бюджет, 65 миллиардов панируется привлечь частных инвестиций.

    В рамках подготовки к саммиту планируется:

  1. Строительство дальневосточного федерального университета, объекты которого будут использованы для проведения саммита.
  2. Строительство транспортной инфраструктуры: мост через бухту Золотой Рог. Мост через пролив Босфор Восточный, автодорога «посёлок Новый - Де-Фриз - Седанка - Патрокл», подъездная дорога к международному аэропорту «Кневичи», создание улично-дорожной сети на острове Русском.
  3. Модернизация и строительство объектов инженерной инфраструктуры: строительство очистных сооружений, строительство объектов водоснабжения Владивостока из месторождения подземных вод «Пушкинская депрессия», строительство третьего водовода, реконструкция систем канализации и водоснабжения Владивостока, строительство современного комплекса по переработке и утилизации бытовых отходов и рекультивация существующей сейчас городской свалки на Горностае.
  4. Объекты энергетики: мини-ТЭЦ на о. Русский, строительство ветровой электростанции на о. Русском, а также строительство и модернизация комплекса электроподстанций и новых линий электропередач для энергообеспечения объектов саммита, строительство ТЭЦ в Уссурийске и Находке.

    Многие  ученые и политики считают АТЭС возможным  экономическим и политическим центром мира в XXI в. Это предположение обосновывается и быстрым социально-экономическим развитием стран региона, и наличием здесь мощных экономических держав – США, Китая и Японии, а также Австралия и Новая Зеландия. А проанализировав эту работу, становится ясно, что АТЭС обладает необходимым потенциалом – и по темпам развития понятно, что большинство стран АТР совсем скоро перейдут в разряд развитых. Китай уже значительно увеличил значение своего присутствия на мировом рынке, не переставая при этом совершенствоваться технологически, и начинает инвестировать средства в экономику других стран. И в настоящий момент КНР имеет достаточно ресурсов, чтобы стать новым центром не только своего региона, но и всей мировой экономики.

    Прообраз  ШОС (Шанхайской организации сотрудничества) – механизм «Шанхайской пятерки», изначально получил развитие на базе укрепления доверия и сокращения военной силы в приграничных районах КНР с Россией, Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном. После окончания холодной войны в международной и региональной обстановке произошли серьезные изменения, мир и развитие стали веянием эпохи. Вслед за этим на повестку дня встал вопрос об укреплении отношений добрососедства, взаимного доверия, дружбы и сотрудничества между пятью соседними странами – Китаем, Казахстаном, Россией, Таджикистаном и Кыргызстаном. В 1996 и 1997 годах, главы пяти государств на встречах в Шанхае и Москве подписали «Соглашение об укреплении доверия в военной области в приграничных районах» и «Соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил в приграничных районах», что стало важным историческим этапом, приведшим к запуску механизма под названием «Шанхайская пятерка». После этого подобная форма ежегодных встреч стала устоявшейся и проводилась поочередно в каждой из пяти стран. Содержание встреч также постепенно расширялось от обсуждения вопросов укрепления доверия в приграничных районах до развития всестороннего взаимовыгодного сотрудничества в сферах политики, безопасности, дипломатии, а также торгово-экономической, культурно-гуманитарной и других областях

    В соответствии со статьей 3 Хартии ШОС  основными направлениями сотрудничества в рамках ШОС являются:

    - поддержание мира и укрепление  безопасности и доверия в регионе;

    - поиск общих точек зрения по  внешнеполитическим вопросам, представляющим общий интерес, в том числе в международных организациях и на международных форумах;

    - выработка и реализация мероприятий  по совместному противодействию  терроризму, сепаратизму и экстремизму,  незаконному обороту наркотиков  и оружия, другим видам транснациональной преступной деятельности, а также незаконной миграции;

    - координация усилий по вопросам  разоружения и контроля над  вооружениями;

    - поддержка и поощрение регионального  экономического сотрудничества  в различных формах, содействие созданию благоприятных условий для торговли и инвестиций в целях постепенного осуществления свободного передвижения товаров, капиталов, услуг и технологий;

    - эффективное использование имеющейся  инфраструктуры в области транспорта  и коммуникаций, совершенствование транзитного потенциала государств-членов, развитие энергетических систем;

    - обеспечение рационального природопользования, включая использование водных  ресурсов в регионе, осуществление  совместных специальных природоохранных  программ и проектов;

    - оказание взаимной помощи в  предупреждении чрезвычайных ситуаций  природного и техногенного характера  и ликвидации их последствий;

    - обмен правовой информацией в  интересах развития сотрудничества  в рамках ШОС;

    - расширение взаимодействия в  области науки и техники, образования, здравоохранения, культуры, спорта и туризма.

    Предусмотрено, что государства-члены ШОС могут  по взаимному согласию расширять  сферы сотрудничества.

    Экономический рост стал важным объединяющим началом  для ШОС. Во всех без исключения странах Организации в последние годы он составляет 6-8%, значительно превышая среднемировые показатели. Лидерами по росту ВВП в ШОС являются Китай и Казахстан, за ними следуют Таджикистан и Узбекистан. Россия в этой компании оказалась на последнем месте, что впрочем, нисколько не умаляет ее значимости в ШОС. Именно Россия и Китай являются фактическими руководителями Организации, и многие эксперты рассматривают ШОС как механизм сотрудничества этих двух «столпов» континента. Кроме того, Организация является механизмом «упорядочения» Центральной Азии – чем занимаются, опять же, Россия и Китай, вытесняя оттуда США.

Информация о работе Институты многостороннего сотрудничества АТР - задачи и результаты деятельности