Институт банкроства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

История банкротства в РФ - это история взлетов и падений, это история успехов и разочарований. Очень много за тот незначительный период времени, который мы прошли, очень много событий всякого рода произошло. В данном случае мы находимся в состоянии, когда цивилизованные правила рыночных отношений в сфере банкротства еще не установлены, эти отношения пока еще далеки от желаемого Георгий Константинович Таль. Интернет-пресс-конференция руководителя ФСФО. 25.01.2003.

Историческое развитие института банкротства было по началу таково, что разрешало казнить несостоятельного должника. Банкрота приравнивали к вору, надевали на него ошейник и помещали у позорного столба.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3

1. Банкротство в России: историко-правовой анализ……………….4

2. Сравнительная характеристика законодательных актов РФ, регулирующих процедуру банкротства ……………………………………10

3. Общая характеристика современного института банкротства ….16

3.1 Понятие банкротства……………………………………………..17

3.2 Причины банкротства…………………………………………….19

4 Процедуры банкротства…………………………………………….22

4.1 Институт банкротства в 90-е годы ХХ столетия……………….27

4.2 Оценка потенциального банкротства…………………………...36

Заключение……………………………………………………………38

Использованная литература………………………………………….39

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа(УлГу).doc

— 156.50 Кб (Скачать)

      - размер обязательных платежей  без учета установленных законодательством РФ штрафов (пеней) и иных финансовых санкций.

      При этом важно подчеркнуть, что подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки, подлежащие возмещению за неисполнение обязательства, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей, не учитываются при определении наличия признаков банкротства должника.

      В соответствии со ст.7 Закона, правом на обращение в арбитражный суд  с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы по истечении тридцати дней с даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику. 

3.2 Причины банкротства 

      Множество факторов являются причинами банкротства. Факторы принято делить на внутренние, имеющие место внутри предприятия и связанные с ошибками и упущениями руководства и персонала, и внешние, возникающие вне предприятия и обычно находящиеся вне сферы его влияния. В классической рыночной экономике, как отмечают зарубежные исследователи, 1/3 вины за банкротство предприятия падает на внешние факторы и 2/3 - на внутренние. Отечественные исследователи еще не провели подобного исследования, однако, по мнению ряда специалистов, для современной России характерна обратная пропорция влияния этих факторов, то есть внешние факторы превалируют над внутренними. Политическую и экономическую нестабильность, разрегулирование финансового механизма и инфляционные процессы следует отнести к наиболее значимым факторам, обостряющим кризисную ситуацию российских предприятий.

      Как показывает практика, причины задолженности  часто носят объективный характер и не всегда возникают по вине самого должника (бюджетное недофинансирование, несогласованность действий различных министерств и ведомств, курирующих объект, внеплановые чрезвычайные затраты и т.д.).

      К основным внешним факторам относятся: инфляция (значительный и неравномерный  рост цен как на сырье, материалы, топливо, энергоносители, комплектующие  изделия, транспортные и другие услуги, так и продукцию и услуги предприятия), изменение банковских процентных ставок и условий кредитования, налоговых ставок и таможенных пошлин, изменения в отношениях собственности и аренды, в законодательстве по труду и введение нового размере минимальной оплаты труда и др. Одни из указанных факторов могут вызвать внезапное банкротство предприятия, другие постепенно усиливаются и накапливаются, вызывая медленное, трудно преодолимое движение предприятия к спаду производства и банкротству.

      Не менее опасно для деятельности предприятия негативное влияние внутренних факторов. Так, много различных неудач предприятий связано с неопытностью менеджеров, некомпетентностью руководства, его неумением ориентироваться в изменяющейся рыночной обстановке, злоупотреблениями служебным положением, консерватизмом мышления, что ведет к неэффективному управлению предприятием, и к принятию ошибочных решений, потере позиций на рынке.

      К субъективным причинам банкротства, относящимся  непосредственно к хозяйствованию, причисляют следующие:

      -неспособность  руководителей предусмотреть банкротство  и избежать его в будущем;

      -снижение  объемов продаж из-за плохого  изучения спроса, отсутствия сбытовой сети, рекламы;

      -снижение  объемов производства;

      -снижение  качества и цены продукции;

      -неоправданно  высокие затраты;

      - низкая рентабельность продукции;

      -слишком  большой цикл производства;

      -большие  долги, взаимные неплатежи;

      -слабая  адаптированность менеджеров-представителей старой школы управления к жестким реальностям формирования рынка, их неумение проявлять предприимчивость в налаживании выпуска продукции, пользующейся повышенным спросом, выбирать эффективную финансовую, ценовую и инвестиционную политику;

      -разбалансированность  экономического механизма воспроизводства  капитала предприятия.

      В качестве первых сигналов надвигающегося банкротства можно рассматривать задержки с предоставлением финансовой отчетности, свидетельствующие о работе финансовых служб, а также резкие изменения в структуре баланса и отчета о прибылях и убытках. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4 Процедуры банкротства 

      В действующем Законе №127-ФЗ детально и обстоятельно регламентируются процедуры банкротства. Закон определяет (ст.27), что при рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:

      - наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов;

      - финансовое оздоровление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности;

      - внешнее управление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности;

      - конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов;

      - мировое соглашение - процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.

      Особое  внимание в Законе №127-ФЗ уделено  новой процедуре банкротства - финансовому оздоровлению. Процедура финансовое оздоровление регулируется главой V Закона «Финансовое оздоровление». Согласно статье 2 Закона финансовое оздоровление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

      Ходатайствовать о введении финансового оздоровления перед первым собранием кредиторов, а в случаях, установленных Законом №127-ФЗ, непосредственно перед арбитражным судом могут:

      1) должник на основании решения  своих учредителей (участников), органа, уполномоченного собственником имущества должника - унитарного предприятия;

      2) учредители (участники) должника;

      3) орган, уполномоченный собственником  имущества должника - унитарного предприятия;

      4) третье лицо или третьи лица.

      В соответствии с пунктами 1, 6 статьи 80 Закона №127-ФЗ финансовое оздоровление вводится определением арбитражного суда на основании решения собрания кредиторов на срок не более 2-х лет. В определении о введении финансового оздоровления должен указываться срок финансового оздоровления, а также содержаться утвержденный судом график погашения задолженности, а в случае предоставления обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности определение о введении финансового оздоровления должно содержать сведения о лицах, предоставивших обеспечение, размере и способах такого обеспечения. При этом судом должнику назначается административный управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения финансового оздоровления.

      На  основании статьи 81 Закона №127-ФЗ суть финансового оздоровления заключается  в следующем:

      1) требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил на дату введения финансового оздоровления, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением порядка предъявления требований к должнику, установленного Законом №127-ФЗ;

      2) отменяются ранее принятые меры  по обеспечению требований кредиторов;

      3) аресты на имущество должника  и иные ограничения должника  в части распоряжения принадлежащим  ему имуществом могут быть  наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;

      4) приостанавливается исполнение  исполнительных документов по  имущественным взысканиям, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения финансового оздоровления решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и возмещении морального вреда;

      5) запрещается удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);

      6) запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;

      7) не допускается прекращение денежных  обязательств должника путем  зачета встречного однородного  требования, если при этом нарушается  очередность удовлетворения требований кредиторов;

      8) не начисляются неустойки (штрафы, пени), подлежащие уплате проценты и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до даты введения финансового оздоровления;

      9) наступление иных правовых последствий финансового оздоровления в соответствии с Законом №127-ФЗ.

      В ходе финансового оздоровления органы управления должника осуществляют свои полномочия с ограничениями, установленными Законом №127-ФЗ. Так, например, согласно пункту 3 статьи 82 Закона №127-ФЗ должник не вправе без согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов) совершать сделки или несколько взаимосвязанных сделок, в совершении которых у него имеется заинтересованность или которые:

      - связаны с приобретением, отчуждением  или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5 процентов балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату, предшествующую дате заключения сделки;

      - влекут за собой выдачу займов (кредитов), выдачу поручительств и гарантий, а также учреждение доверительного управления имуществом должника.

      Важную  роль при финансовом оздоровлении играют план финансового оздоровления и  график погашения задолженности.

      Меры  по восстановлению платежеспособности должника, реализуемые в рамках внешнего управления Закон №127-ФЗ ввел новые меры по восстановлению платежеспособности должника, реализуемые в рамках внешнего управления:

      1) увеличение уставного капитала  должника за счет взносов участников  и третьих лиц;

      2) размещение дополнительных обыкновенных  акций должника;

      3) замещение активов должника.

      Также Законом предусмотрен комплекс мер, направленных на преодоление кризисных явлений, являющийся частью процедуры банкротства, однако это тема другой работы, изучаемой предметом «Антикризисное управление». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.1 Институт банкротства  в 90-е годы ХХ  столетия 

      В любой цивилизованной стране с развитой экономической системой одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений является законодательство о несостоятельности (банкротстве). В настоящий момент, уже не в первый раз, нашей рыночной экономике присущи такие явления как спад промышленности, экономический кризис, отсутствие инвестиций, ужесточение денежно-кредитных отношений, что, несомненно, приводит к несостоятельности хозяйствующих субъектов. И перед предпринимателями встает вопрос: что же делать с этими обанкротившимися предприятиями.

      Существовавшая  в 90-у годы в России нормативно-правовая база (Закон «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» 1992 года) опирающаяся  в основном на обширный зарубежный опыт, регламентирующая процесс банкротства, оказалась неработоспособной в современных экономических условиях и привела к тому, что крупные предприятия получили возможность, не опасаясь банкротства, продолжать усугублять кризис неплатежей. Но, не смотря на это, с каждым годом число дел о несостоятельности, рассмотренных арбитражными судами, растет, что, несомненно, свидетельствует о том, что институт банкротства в России занимает одно из ведущих мест в развитии нормальных экономических отношений среди участников хозяйственного оборота.

Информация о работе Институт банкроства в России