Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 21:57, курсовая работа
История банкротства в РФ - это история взлетов и падений, это история успехов и разочарований. Очень много за тот незначительный период времени, который мы прошли, очень много событий всякого рода произошло. В данном случае мы находимся в состоянии, когда цивилизованные правила рыночных отношений в сфере банкротства еще не установлены, эти отношения пока еще далеки от желаемого Георгий Константинович Таль. Интернет-пресс-конференция руководителя ФСФО. 25.01.2003.
Историческое развитие института банкротства было по началу таково, что разрешало казнить несостоятельного должника. Банкрота приравнивали к вору, надевали на него ошейник и помещали у позорного столба.
Введение………………………………………………………………..3
1. Банкротство в России: историко-правовой анализ……………….4
2. Сравнительная характеристика законодательных актов РФ, регулирующих процедуру банкротства ……………………………………10
3. Общая характеристика современного института банкротства ….16
3.1 Понятие банкротства……………………………………………..17
3.2 Причины банкротства…………………………………………….19
4 Процедуры банкротства…………………………………………….22
4.1 Институт банкротства в 90-е годы ХХ столетия……………….27
4.2 Оценка потенциального банкротства…………………………...36
Заключение……………………………………………………………38
Использованная литература………………………………………….39
-
размер обязательных платежей
без учета установленных
При этом важно подчеркнуть, что подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки, подлежащие возмещению за неисполнение обязательства, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей, не учитываются при определении наличия признаков банкротства должника.
В
соответствии со ст.7 Закона, правом на
обращение в арбитражный суд
с заявлением о признании должника
банкротом обладают должник, конкурсный
кредитор, уполномоченные органы по истечении
тридцати дней с даты направления (предъявления
к исполнению) исполнительного документа
в службу судебных приставов и его копии
должнику.
3.2
Причины банкротства
Множество факторов являются причинами банкротства. Факторы принято делить на внутренние, имеющие место внутри предприятия и связанные с ошибками и упущениями руководства и персонала, и внешние, возникающие вне предприятия и обычно находящиеся вне сферы его влияния. В классической рыночной экономике, как отмечают зарубежные исследователи, 1/3 вины за банкротство предприятия падает на внешние факторы и 2/3 - на внутренние. Отечественные исследователи еще не провели подобного исследования, однако, по мнению ряда специалистов, для современной России характерна обратная пропорция влияния этих факторов, то есть внешние факторы превалируют над внутренними. Политическую и экономическую нестабильность, разрегулирование финансового механизма и инфляционные процессы следует отнести к наиболее значимым факторам, обостряющим кризисную ситуацию российских предприятий.
Как показывает практика, причины задолженности часто носят объективный характер и не всегда возникают по вине самого должника (бюджетное недофинансирование, несогласованность действий различных министерств и ведомств, курирующих объект, внеплановые чрезвычайные затраты и т.д.).
К основным внешним факторам относятся: инфляция (значительный и неравномерный рост цен как на сырье, материалы, топливо, энергоносители, комплектующие изделия, транспортные и другие услуги, так и продукцию и услуги предприятия), изменение банковских процентных ставок и условий кредитования, налоговых ставок и таможенных пошлин, изменения в отношениях собственности и аренды, в законодательстве по труду и введение нового размере минимальной оплаты труда и др. Одни из указанных факторов могут вызвать внезапное банкротство предприятия, другие постепенно усиливаются и накапливаются, вызывая медленное, трудно преодолимое движение предприятия к спаду производства и банкротству.
Не менее опасно для деятельности предприятия негативное влияние внутренних факторов. Так, много различных неудач предприятий связано с неопытностью менеджеров, некомпетентностью руководства, его неумением ориентироваться в изменяющейся рыночной обстановке, злоупотреблениями служебным положением, консерватизмом мышления, что ведет к неэффективному управлению предприятием, и к принятию ошибочных решений, потере позиций на рынке.
К
субъективным причинам банкротства, относящимся
непосредственно к
-неспособность
руководителей предусмотреть
-снижение объемов продаж из-за плохого изучения спроса, отсутствия сбытовой сети, рекламы;
-снижение объемов производства;
-снижение качества и цены продукции;
-неоправданно высокие затраты;
- низкая рентабельность продукции;
-слишком большой цикл производства;
-большие долги, взаимные неплатежи;
-слабая
адаптированность менеджеров-
-разбалансированность
экономического механизма
В
качестве первых сигналов надвигающегося
банкротства можно
4
Процедуры банкротства
В действующем Законе №127-ФЗ детально и обстоятельно регламентируются процедуры банкротства. Закон определяет (ст.27), что при рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:
- наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов;
- финансовое оздоровление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности;
- внешнее управление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности;
- конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов;
- мировое соглашение - процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.
Особое внимание в Законе №127-ФЗ уделено новой процедуре банкротства - финансовому оздоровлению. Процедура финансовое оздоровление регулируется главой V Закона «Финансовое оздоровление». Согласно статье 2 Закона финансовое оздоровление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.
Ходатайствовать о введении финансового оздоровления перед первым собранием кредиторов, а в случаях, установленных Законом №127-ФЗ, непосредственно перед арбитражным судом могут:
1)
должник на основании решения
своих учредителей (участников)
2) учредители (участники) должника;
3)
орган, уполномоченный
4) третье лицо или третьи лица.
В соответствии с пунктами 1, 6 статьи 80 Закона №127-ФЗ финансовое оздоровление вводится определением арбитражного суда на основании решения собрания кредиторов на срок не более 2-х лет. В определении о введении финансового оздоровления должен указываться срок финансового оздоровления, а также содержаться утвержденный судом график погашения задолженности, а в случае предоставления обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности определение о введении финансового оздоровления должно содержать сведения о лицах, предоставивших обеспечение, размере и способах такого обеспечения. При этом судом должнику назначается административный управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения финансового оздоровления.
На основании статьи 81 Закона №127-ФЗ суть финансового оздоровления заключается в следующем:
1) требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил на дату введения финансового оздоровления, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением порядка предъявления требований к должнику, установленного Законом №127-ФЗ;
2)
отменяются ранее принятые
3)
аресты на имущество должника
и иные ограничения должника
в части распоряжения
4) приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения финансового оздоровления решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и возмещении морального вреда;
5) запрещается удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);
6) запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;
7)
не допускается прекращение
8) не начисляются неустойки (штрафы, пени), подлежащие уплате проценты и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до даты введения финансового оздоровления;
9) наступление иных правовых последствий финансового оздоровления в соответствии с Законом №127-ФЗ.
В ходе финансового оздоровления органы управления должника осуществляют свои полномочия с ограничениями, установленными Законом №127-ФЗ. Так, например, согласно пункту 3 статьи 82 Закона №127-ФЗ должник не вправе без согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов) совершать сделки или несколько взаимосвязанных сделок, в совершении которых у него имеется заинтересованность или которые:
-
связаны с приобретением,
- влекут за собой выдачу займов (кредитов), выдачу поручительств и гарантий, а также учреждение доверительного управления имуществом должника.
Важную роль при финансовом оздоровлении играют план финансового оздоровления и график погашения задолженности.
Меры по восстановлению платежеспособности должника, реализуемые в рамках внешнего управления Закон №127-ФЗ ввел новые меры по восстановлению платежеспособности должника, реализуемые в рамках внешнего управления:
1)
увеличение уставного капитала
должника за счет взносов
2)
размещение дополнительных
3) замещение активов должника.
Также
Законом предусмотрен комплекс мер,
направленных на преодоление кризисных
явлений, являющийся частью процедуры
банкротства, однако это тема другой работы,
изучаемой предметом «Антикризисное управление».
4.1
Институт банкротства
в 90-е годы ХХ
столетия
В любой цивилизованной стране с развитой экономической системой одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений является законодательство о несостоятельности (банкротстве). В настоящий момент, уже не в первый раз, нашей рыночной экономике присущи такие явления как спад промышленности, экономический кризис, отсутствие инвестиций, ужесточение денежно-кредитных отношений, что, несомненно, приводит к несостоятельности хозяйствующих субъектов. И перед предпринимателями встает вопрос: что же делать с этими обанкротившимися предприятиями.
Существовавшая в 90-у годы в России нормативно-правовая база (Закон «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» 1992 года) опирающаяся в основном на обширный зарубежный опыт, регламентирующая процесс банкротства, оказалась неработоспособной в современных экономических условиях и привела к тому, что крупные предприятия получили возможность, не опасаясь банкротства, продолжать усугублять кризис неплатежей. Но, не смотря на это, с каждым годом число дел о несостоятельности, рассмотренных арбитражными судами, растет, что, несомненно, свидетельствует о том, что институт банкротства в России занимает одно из ведущих мест в развитии нормальных экономических отношений среди участников хозяйственного оборота.