Институт банкроства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

История банкротства в РФ - это история взлетов и падений, это история успехов и разочарований. Очень много за тот незначительный период времени, который мы прошли, очень много событий всякого рода произошло. В данном случае мы находимся в состоянии, когда цивилизованные правила рыночных отношений в сфере банкротства еще не установлены, эти отношения пока еще далеки от желаемого Георгий Константинович Таль. Интернет-пресс-конференция руководителя ФСФО. 25.01.2003.

Историческое развитие института банкротства было по началу таково, что разрешало казнить несостоятельного должника. Банкрота приравнивали к вору, надевали на него ошейник и помещали у позорного столба.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3

1. Банкротство в России: историко-правовой анализ……………….4

2. Сравнительная характеристика законодательных актов РФ, регулирующих процедуру банкротства ……………………………………10

3. Общая характеристика современного института банкротства ….16

3.1 Понятие банкротства……………………………………………..17

3.2 Причины банкротства…………………………………………….19

4 Процедуры банкротства…………………………………………….22

4.1 Институт банкротства в 90-е годы ХХ столетия……………….27

4.2 Оценка потенциального банкротства…………………………...36

Заключение……………………………………………………………38

Использованная литература………………………………………….39

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа(УлГу).doc

— 156.50 Кб (Скачать)

2. Сравнительная характеристика  законодательных  актов РФ, регулирующих процедуру банкротства 

      При подготовке Федерального закона «О несостоятельности(банкротстве)» в 2002 году разработчиками был взят за основу одноименный закон, увидевший свет в 1998 году. Однако при подготовке Федерального закона в 1998 году выбор у законодателя был невелик. Регулирующий процессы банкротства закон «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» 1992 года был очень далек от идеального.

      Все существующие в законодательстве различных  стран подходы к определению несостоятельности должника можно свести к двум вариантам: в основе признания должника банкротом предусматриваются либо принцип его неплатежеспособности (исходя из анализа встречных денежных потоков), либо принцип неоплатности (исходя из соотношения активов и пассивов по балансу должника). Действовавший закон в качестве критерия несостоятельности использовал принцип неоплатности, что затрудняло и затягивало рассмотрение дел в ущерб интересам кредиторов, а главное, лишало арбитражные суды и кредиторов возможности применять процедуры несостоятельности (в том числе и внешнее управление для восстановления платежеспособности должника) к неплатежеспособным должникам, у которых стоимость имущества формально превышала общую сумму кредиторской задолженности Максим Ъ-Черниговский - Коммерсантъ, 18.06.2001г..

      Следует отметить, что в законодательстве некоторых государств используется такой критерий, как неоплатность, требующий анализа баланса должника (например, по германскому законодательству критерием несостоятельности должника наряду с неплатежеспособностью признается и «сверх задолженность», то есть недостаточность имущества должника для покрытия всех его обязательств), однако указанный критерий, как правило, применяется дополнительно к критерию неплатежеспособности (ликвидности) и служит главным образом основанием выбора процедуры, применяемой к неплатежеспособному должнику, - ликвидационной или реабилитационной.

      По  этому же пути пошел и российский Закон «О несостоятельности (банкротстве)» 1998 года: должник - юридическое лицо или предприниматель может быть признан банкротом в случае его неплатежеспособности, но наличие у него имущества, превышающего общую сумму кредиторской задолженности, является свидетельством реальной возможности восстановить его платежеспособность и, следовательно, может служить основанием для применения к должнику процедуры внешнего управления. В отношении же несостоятельности физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, будет применяться принцип неоплатности, то есть превышения кредиторской задолженности над стоимостью их имущества Телюкина М.В. Особенности нового законодательства о несостоятельности (банкротстве) //Законодательство. - 1999. - №1..

      Итак, в январе 1998 года юридическая общественность, российские предприниматели получили для изучения новый Закон «О несостоятельности (банкротстве)». Он был подписан Президентом РФ 8 января 1998 г. и опубликован в «Российской газете» 20 и 21 января. С марта 1998 года этот Закон уже применяться на практике.

      Принятый  Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 08.01.98 № 6-ФЗ СЗ РФ 1998 №2« значительно отличался от действовавшего ранее Закона РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» и включал в себя целый ряд положений, являющихся новыми для российского законодательства.

      По  сравнению с Законом от 19 ноября 1992 г. «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» объем его вырос  более чем в три раза. Усложнился и расширился понятийный аппарат, внесено  много уточнений процессуального  характера, появилось много принципиально новых норм материального права.

      По  структуре новый Закон стал содержательнее и последовательнее прежнего. Нет  сегодня тех смешений процессуальных и материальных норм, которые были характерны для Закона от 19 ноября 1992 г. Например, нормы глав 1, 2, 4 направлены на урегулирование материально-правовых вопросов. Глава 3 «Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде» целиком посвящается особенностям рассмотрения дел о банкротстве арбитражными судами. Здесь логически последовательно излагаются процессуальные правила, начиная с вопросов подведомственности и подсудности ст. 29, кончая распределением судебных расходов ст. 54. Не смущает при этом и очень разный объем выделенных глав. Например, глава 2 состоит всего из двух статей. Между тем ее выделение представляется оправданным, так как речь в ней идет о досудебных процедурах: предупредительных мерах и досудебной санации. В старом же законе санация рассматривалась как одна из реорганизационных процедур, производимых судом Максим Рубченко - Эксперт, 26.03.2001г«.

      Новый Закон в отдельных параграфах отразил особенности процедуры  банкротства для сельскохозяйственных организаций, страховых организаций, профессиональных участников рынка  ценных бумаг, граждан, в том числе  индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств. Закон особо регулирует банкротство гражданина и банкротство индивидуального предпринимателя. Здесь можно усмотреть некоторое противоречие в содержании нового Закона о банкротстве с Гражданским кодексом РФ. Статья 25 ГК, отражая особенности правового статуса индивидуального предпринимателя, предусматривает именно для последнего, в отличие от неплатежеспособного гражданина, не осуществляющего предпринимательской деятельности, возможность признания (или объявления) несостоятельным (банкротом). Новый Закон расширяет круг субъектов, закрепляя возможность признания банкротом гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем (ст. 152). При этом ст.185 Закона устанавливает, что данные нормы будут введены в действие с момента внесения соответствующих изменений в ГК.

      Другая  характеристика, о которой необходимо сказать, касается понятийного аппарата. Основные понятия содержит ст.2 нового Закона. Уточнения коснулись, например, арбитражного управляющего, который сегодня может выступать в трех лицах: временного, внешнего и конкурсного (ст.2). В уточненном варианте приводится и определение самого банкротства. По новому Закону, Банкротство с позиций законодателя, - это признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей Интернет-пресс-конференция Георгия Таля: 25.01.2003.

      Сама  формулировка представляется более  совершенной и отточенной по сравнению с той, которая содержалась в ст. 1 Закона от 19 ноября 1992 г.

      Кроме самого определения, новый Закон (ст.3) содержит признаки банкротства. Здесь уточняется срок неисполнения должником обязательств, который составляет 3 месяца (с момента наступления даты исполнения). Кроме того, для гражданина вводится дополнительный признак: превышение суммы обязательств над стоимостью принадлежащего ему имущества. Еще один признак, имеющий содержательное значение, сформулирован в ст. 5. Он касается размеров задолженности. В соответствии с ним дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к должнику - юридическому лицу составляют не менее 100000 рублей, а к должнику - гражданину - не менее 10000 рублей. Таким образом, российский закон кроме факта неплатежей и временного их отрезка устанавливает и минимальную задолженность.

      Аналогичный подход содержит законодательство Англии (там минимальная задолженность составляет 750 фунтов стерлингов), в отличие от права Франции, где достаточно формального признака несостоятельности - прекращения платежей.

      Претерпели  изменение и нормы, касающиеся процедуры  банкротства, или так называемый процессуальный плюрализм. Закон от 19 ноября 1992 г. делил их на реорганизационные, ликвидационные и мировое соглашение. Реорганизация включала внешнее управление и санацию, а ликвидация предполагалась в процессе конкурсного производства. Новый Закон не употребляет терминов «реорганизация» и «ликвидация». Статья 23 выделяет четыре процедуры для юридических лиц и две для должников - граждан. Общими являются конкурсное производство и мировое соглашение. Для юридических лиц им предшествуют наблюдение и внешнее управление. Представляется вполне оправданным, что более десяти статей нового Закона посвящаются процедуре наблюдения (гл.4).

      Принятый  Закон подробно останавливается  на процедуре конкурсного производства. Достаточно внимания новый Закон  уделил и мировому соглашению. Ему посвящена глава 7, включающая десять статей, подробно раскрывающих форму, содержание и правовые последствия заключенного мирового соглашения.

      Ввиду качественного изменения рынка  и рыночных отношений в Российской Федерации возникла необходимость совершенствования законодательства, регулирующего правоотношения, возникающие между субъектами, ввиду банкротства какого-либо из них. Опираясь на практический опыт существующего законодательства 26 октября 2002 года был принят Федеральный закон №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

      Закон 2002 года, как и закон 1998 года содержит 12 глав, однако из ныне действующего закона (2002 года) исключена глава «Добровольное объявление о банкротстве должника» и добавлена глава «Финансовое оздоровление». Большинство из статей претерпели существенные изменения, ряд глав был дополнен новыми статьями, определениями и понятиями.

      Закон «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 г., намного содержательнее своего предшественника. Новый Закон состоит из 233 статей и 12 глав соответственно. Разделение Закона по главам построено по следующему принципу: глава 1 - общие положения, глава 2 - предупреждение банкротства, глава 3 - разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде, глава 4 - наблюдение, глава 5 - внешнее оздоровление, глава 6 - внешнее управление, глава 7 - конкурсное производство, глава 8 - мировое соглашение, глава 9 - особенности банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц, которая в свою очередь разделена на параграфы, каждый из которых регулирует особенности банкротства отдельных видов юридических лиц, глава 10 - банкротство гражданина, глава 11 - упрощенные процедуры банкротства, и наконец, глава 12 - содержит в себе заключительные положения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Общая характеристика  современного института  банкротства 

      Законодательство  о несостоятельности (банкротстве) представляет собой достаточно сложный комплекс правовых норм, которые содержатся в целом ряде нормативных актов.

      Основным  законодательным актом в данной области является Гражданский кодекс Российской Федерации, который содержит отдельные положения о несостоятельности (банкротстве) индивидуальных предпринимателей (ст. 25 ГК РФ) и юридических лиц (ст. 65 ГК РФ). Положения о банкротстве содержатся и в других статьях ГК РФ.

      26 октября 2002 г. вступил в силу новый Федеральный закон №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.1 Понятие банкротства 

      Итак, под несостоятельностью (банкротством), понимается - признанная арбитражным  судом неспособность должника в  полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-Ф3 «О несостоятельности (банкротстве)».

      Согласно  ст.3 Закона о несостоятельности  к признакам банкротства относят следующие: юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

      Таким образом, современное понятие «несостоятельности (банкротства)» можно охарактеризовать следующими признаками:

      1) неспособность должника удовлетворить  в полном объеме требования  кредиторов по денежным обязательствам, т.е. неспособность рассчитаться  по долгам со всеми кредиторами;

      2) неспособность должника уплатить  обязательные платежи - налоги, сборы  и иные обязательные взносы  в бюджет соответствующего уровня  и во внебюджетные фонды в  порядке и на условиях, которые  определяются законодательством Российской Федерации;

      3) состояние неплатежеспособности  должника трансформируется в  несостоятельность (банкротство) только после того как арбитражный суд констатирует наличие признаков неплатежеспособности должника, являющихся достаточным основанием для применения к нему процедур, предусмотренных Законом.

      В соответствии с п.2 ст.4 Закона, для  определения наличия признаков  банкротства должника учитываются:

      - размер денежных обязательств, в  том числе размер задолженности  за переданные товары, выполненные  работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником, размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения, и размер задолженности, возникшей вследствие причинения вреда имуществу кредиторов, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, обязательств по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, обязательств по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника, вытекающих из такого участия;

Информация о работе Институт банкроства в России