Институциональный анализ коррупции

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 14:58, курсовая работа

Описание работы

С древнейших времен власть и коррупция были неразделимы. На протяжении всей истории параллельно эволюции государства происходила эволюция коррупции. Если на заре становления государственности плата жрецу, вождю или военачальнику за личное обращение к их помощи рассматривалась как универсальная норма, то впоследствии, при усложнении государственного аппарата, профессиональные чиновники стали официально получать только фиксированный доход – что означало переход взяток в область теневой экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2


Понятие коррупции………………………………………………4
Причины возникновения коррупции…………………………10
Влияние и последствия коррупции……………………………15
Методы борьбы с коррупцией………………………………….19


Заключение...........................................................................................................23

Список литературы…………………………………………………………….24


Приложение

Работа содержит 1 файл

Контрольная Работа.doc

— 284.50 Кб (Скачать)

Заключение 
 

                              «Возможно управлять страной с плохими

                              законами, но невозможно управлять страной

                              с недисциплинированными чиновниками»

                                              Канцлер Германской империи 

                                                          Отто Фон Бисмарк 
 

       Несмотря  на то, что коррупцию часто сравнивают с гидрой, существуют достаточно эффективные методы борьбы с этим явлением, о чем успешно свидетельствует мировая практика. Не бороться с коррупцией – значит поддерживать ее, а учитывая, какие разрушительные последствия такого бездействия возникают во всех сферах жизни общества, проблема противодействия этому «внутреннему врагу» стоит в любом государстве. Поэтому столь важно изучение причин коррупции – ведь надо бороться не только с самим сорняком, но и с его семенами. 

       Понимая, что из себя представляет коррупция, исследуя это явление и опыт других стран по сопротивлению ему, мы получаем знание – а знание, как известно, сила. Главное, чтобы эта сила нашла себе должное применение – для этого необходима не только политическая воля, но и поддержка со стороны всего общества. Иначе бой против коррупции будет проигран. 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

  1. Бондаренко  И. А., «Коррупция: экономический анализ на региональном уровне» СПб.: “Петропослис” 2001 г., c. 23-45
 
  1. Бродман Г. и Риканатини Ф., «Корни коррупции. Важны ли рыночные институты?», World Bank, 2008 г.
 
  1. Номоконов В.А., «Организованная преступность: тенденции, перспективы борьбы», Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1998 г.
 
  1. Полтерович  В.М., «Факторы коррупции», М., 1998 г
 
  1. «Россия и коррупция: кто кого?», аналитический доклад фонда «Индем», М. 2008
 
  1. Сайт «ransparency International» http://www.transparency.org
 
 
 
 
 
 
 
 
---
 
 
 
 
 

Приложение 1. «Измерение коррупции» 

       Измерение коррупции – важная составляющая антикоррупционных стратегий. Оценка коррупции в стране позволяет выполнять следующее задачи: 

  • Принятие  государственных решений: выявление "горячих точек" и факторов, порождающих коррупцию, для формирования эффективной антикоррупционной  политики;
  • Исполнение политики: повышение осведомленности общества об опасностях коррупции, оказание общественного давления на правительства; поддержка регулярного мониторинга коррупции в интересах укрепления механизмов исполнения политики;
  • Принятие решений в частном секторе: рекомендации в отношении инвестиционных и других решений.
 

       До  недавнего времени доминировало представление о неизмеримости  коррупции. Действительно, исследователи  сталкивались со многими серьезными проблемами, такими как: 

  • Новизна тематики исследований;
  • Скрытая природа коррупции;
  • Отсутствие объективной статистики;
  • Отсутствие заинтересованности правительств в сборе подобных статистических данных.
 

       Однако  в 1995 году был впервые опубликован CPI – индекс восприятия коррупции, разработанный Transparency International. Этот сводный индекс на сегодняшний день считается наиболее авторитетным. Использованный в данной работе CPI 2008 составлен из 13 источников (таблица 4), каждый из которых имеет собственную систему ранговых и балльных оценок. Задача экспертов Transparency International – проводить стандартизацию рангов и преобразования оценок для приведения к единой форме, которой и является CPI. В подготовке исходных индексов участвуют экспертные группы (часто - предприниматели из исследуемых стран), респонденты социологических опросов, представители различных международных организаций 

Таблица 4. «Источники OCPI 2008» 

Аббревиатура Источник Название  индекса Темы  исследования Страны
ADB Asian Development Bank Country Performance Assessment Ratings Коррупция, конфликты  интересов, растраты, опыт и достижения борьбы с коррупцией 29 стран региона
AFDB African Development Bank Country Policy and Institutional Assessments Коррупция, конфликты  интересов, растраты, опыт и достижения борьбы с коррупцией 52 страны региона
BTI Bertelsmann Foundation Bertelsmann Transformation Index Способность государства  эффективно бороться с коррупцией 125 развивающихся  стран и стран с переходной  экономикой
CPIA World Bank Country Policy and Institutional Assessment Коррупция, конфликты  интересов, растраты, опыт и достижения борьбы с коррупцией 75 стран, связанных с IDA (International Development Association)
EIU Economist Intelligence Unit Country Risk Service and Country Forecast Злоупотребление служебными полномочиями ради личной выгоды/ выгоды политической партии 170 стран
FH Freedom House Nations in Transit Восприятие  коррупции обществом и СМИ, антикоррупционные  инициативы и методы 29 стран/территорий
GI Global Insight Country Risk Ratings Вероятность столкновения с коррупционными явлениями всех видов 203 страны
IMD (2007 и 2008) IMD International IMD World Competitiveness Yearbook Эффективность государства, потери от коррупции 55 стран
MIG Merchant International Group Grey Area Dynamics Коррупция, объемы взяток 155 стран
PERC (2007 и 2008) Political and Economic Risk Consultancy Asia Intelligence Newsletter Уровень восприятия коррупции в госсекторе 15 стран региона
WEF World Economic Forum Global Competitiveness Report Международная коррупция, уровень коррупции и  объемы взяток в госсекторе, при  экспорте/импорте товаров, в судебной и налоговой системе 131 страна
 

       Показатели  коррупции (которые бывают количественные и качественные) варьируются по предмету и охвату исследования: 

  • Уровень коррупции  в стране / городе/ регионе/ секторе: практика коррупции (например, суммы и частота взяток, услуги, требующие больших платежей);
  • Уровень коррупции: восприятие коррупции (например, возможность получения услуг за счет взяток, надежность дачи взятки, общее отношение к возможности подкупа);
  • Показатели управления (например, независимость судебной власти, бремя регулирования, неформальный сектор)
  • Показатели общественного доверия (например, общий уровень доверия граждан к органам власти на общенациональном и местном уровнях; общее доверие к органам исполнительной, законодательной, судебной власти, правоохранительным органам)
  • Эффективность деятельности бизнеса
  • Риски коррупции бизнеса
  • Другие критерии (свобода информации, политическая коррупция)
 

       Для проведения надежного исследования необходимо принять во внимание, что: 

  • Поскольку коррупция  имеет системный и сложный характер, и ее измерение должно отражать все формы ее проявления, необходимо создавать составной индекс, учитывающий все другие индексы.
  • В странах с переходной экономикой особенно велик размах «мелкой» коррупции, и столь массовое явление надо исследовать в первую очередь.
  • Важно и другое направление коррупции – возникающее при взаимодействии бизнеса и власти. Здесь необходимо уделить внимание трем аспектам проблемы:
  • Административная коррупция: намеренное создание дефицита государственных услуг или административных препятствий для бизнеса с целью вынудить предпринимателей прибегать к неофициальным платежам - взяткам для получения этих услуг или преодоления этих препятствий.
 

            -   Административная коррупция: намеренное создание дефицита государственных услуг или административных препятствий для бизнеса с целью вынудить предпринимателей прибегать к неофициальным платежам - взяткам для получения этих услуг или преодоления этих препятствий.

            -   «Захват государства»: активное давление частного сектора на органы государственной власти с целью убедить власть в необходимости принятия законов и правил, необходимых предпринимателям. Следует отличать от лоббизма

             -   «Захват экономики»: незаконный контроль чиновником над бизнесом для получения прибыли. 

  • Следует учитывать  результаты социологических опросов, оценки предпринимателей вместе с данными  о восприятии, отношению граждан  к коррупции.
  • Субъективная оценка уровня коррупции может привести к деформации полученных результатов под влиянием эмоционального отношения респондентов к власти. Например, если респондент не одобряет действий власти, это может привести к переоценке степени ее коррумпированности. Поэтому считается необходимым также оценивать степень общественного доверия к власти.
 

       В заключение отметим, что описания конкретных методик исследований коррупции  обычно прилагаются непосредственно  к результатам этих исследований. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 2. «Основные положения проекта Федерального закона «О противодействии коррупции»» 

Статья 1. «Основные понятия, используемые в настоящем  Федеральном законе» 

       Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: 

I. Коррупция: 

    а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; 

    б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица; 

II. Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: 

    а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); 

    б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);  

    в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений; 

III. Члены семьи государственного или муниципального служащего - супруга (супруг) и несовершеннолетние дети. 

Статья 6. «Меры по профилактике коррупции» 

       Профилактика  коррупции осуществляется путем  применения следующих основных мер: 

    1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению, в том числе путем антикоррупционной пропаганды; 

    2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов; 

    3) предъявление в установленном законом порядке специальных (квалификационных) требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представленных указанными гражданами; 

    4) установление в качестве основания для увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставление им сведений или представление недостоверных или неполных сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представление заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи; 

    5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при поощрении; 

    6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции; 

Информация о работе Институциональный анализ коррупции