Институциональный анализ коррупции

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 14:58, курсовая работа

Описание работы

С древнейших времен власть и коррупция были неразделимы. На протяжении всей истории параллельно эволюции государства происходила эволюция коррупции. Если на заре становления государственности плата жрецу, вождю или военачальнику за личное обращение к их помощи рассматривалась как универсальная норма, то впоследствии, при усложнении государственного аппарата, профессиональные чиновники стали официально получать только фиксированный доход – что означало переход взяток в область теневой экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2


Понятие коррупции………………………………………………4
Причины возникновения коррупции…………………………10
Влияние и последствия коррупции……………………………15
Методы борьбы с коррупцией………………………………….19


Заключение...........................................................................................................23

Список литературы…………………………………………………………….24


Приложение

Работа содержит 1 файл

Контрольная Работа.doc

— 284.50 Кб (Скачать)

Содержание: 
 

Введение…………………………………………………………………………2 

    1. Понятие коррупции………………………………………………4
    2. Причины возникновения коррупции…………………………10
    3. Влияние и последствия коррупции……………………………15
    4. Методы борьбы с коррупцией………………………………….19
 

Заключение...........................................................................................................23

Список  литературы…………………………………………………………….24 

Приложение 1…………………………………………………………………...25

Приложение 2…………………………………………………………………...32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

              «Руки их обращены к тому, чтоб уметь делать зло;

              начальник требует подарков, и судья судит  за взятки,

              а вельможи высказывают  злые хотения

              души  своей и извращают  дело».

                  Книга пророка Михея, 7:3 
                   

       С древнейших времен власть и коррупция  были неразделимы. На протяжении всей истории параллельно эволюции государства происходила эволюция коррупции. Если на заре становления государственности плата жрецу, вождю или военачальнику за личное обращение к их помощи рассматривалась как универсальная норма, то впоследствии, при усложнении государственного аппарата, профессиональные чиновники стали официально получать только фиксированный доход – что означало переход взяток в область теневой экономики.  

       Первое  упоминание о коррупции (и, соответственно, борьбе с ней) можно отнести ко второй половине XXIV в. до н. э., когда Урукагина – царь древнего шумерского города Лагаша на территории современного Ирака – реформировал государственное управление, дабы пресечь многочисленные злоупотребления своих чиновников и судей. Однако борьба с коррупцией в Древнем мире обычно не приносила желаемых результатов, особенно в восточных деспотиях. По мнению автора древнеиндийского трактата «Артхашастра», «легче угадать путь птиц в небесах, чем уловки хитроумных чиновников». Своего апогея коррупция достигла в эпоху упадка античности в Римской империи – и стала одной из причин ее крушения. Само слово «коррупция» имеет латинское происхождение – «corrumpere» (растлевать, портить, повреждать). 

       Мир менялся, менялись и масштабы коррупции. Глобализация и становление мирового хозяйства позволили коррупции выйти на международный уровень и стать одним из наиболее массовых и опасных явлений современности. В наше время коррупция является одной из серьезнейших проблем во всем мире: по словам Даниэля Кауфманна, директора Глобальных программ в Институте Всемирного банка, в 2007 году объемы взяток составили более триллиона долларов – более 2% от мирового ВВП. О том, что же представляет из себя коррупция, каковы ее причины и влияние на государство, общество и экономику, и возможно ли успешно с ней бороться в XXI веке – обо всем этом пойдет речь в данной работе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие коррупции
 

       По  определению «Transparency International», коррупция – это злоупотребление доверенной властью в частных интересах. В Федеральном законе РФ «О противодействии коррупции» дается максимально четкое определение: «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды». 

       Организация Объединенных наций рассматривает  коррупцию как «сложное социальное, культурное и экономическое явление, затрагивающее все страны», не давая при этом более детализированного объяснения термина. Примечательно, что даже текст «Конвенции ООН против коррупции» («UNCAC») не содержит определения того, с чем призваны бороться страны-участницы. Впрочем, это объясняется тем, что феномен коррупции слишком сложен и многогранен, чтобы можно было дать всеобъемлющее и в то же время достаточное подробное определение. По мнению автора, более полное и верное представление о коррупции можно получить, если классифицировать все коррупционные явления по различным критериям. Критерии можно сформулировать в виде вопросов – кто, как, зачем и как часто? 
 
 
 
 
 
 

Первый  критерий – вид деятельности коррупционера (схема 1 – «кто»). 

Схема 1. «Типология коррупционных отношений по виду деятельности коррупционера» 

 

Второй  критерий – формы коррупционных отношений (как и зачем): 

  • взяточничество, подкуп, получение незаконных доходов (вымогательство, «откаты»);
  • воровство и приватизация государственных ресурсов и средств;
  • незаконное присвоение (подделка, подлог, фальсификация, хищение;
  • присвоение денег, имущества обманным путем), злоупотребления при использовании государственных фондов, растраты;
  • непотизм или кумовство, фаворитизм (назначение на посты и должности родственников и друзей);
  • продвижение личных интересов, сговор (предоставление преференций отдельным лицам, конфликт интересов);
  • принятие подарков для ускорения решения проблем;
  • защита и покрывательство («крышевание», лжесвидетельство);
  • злоупотребление властью (запугивание или пытки);
  • манипуляции регулированием (фальсификация выборов, принятие решений в пользу одной группы или человека);
  • электоральные нарушения (покупка голосов, подтасовка результатов выборов);
  • поиск ренты – вымогательство (госслужащие противозаконно устанавливают плату за услуги или искусственно создают дефицит);
  • клиентелизм и патронаж (политики предоставляют материальные услуги в обмен на поддержку граждан);
  • незаконные взносы в выборные кампании (передача подарков для оказания влияния на содержание проводимой политики).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Третий  критерий – насколько часто возникают коррупционные явления (схема 2 – «как часто») 

Схема 2. «Типология коррупционных отношений по степени распространенности» 

 

       Поняв сущность коррупционных отношений, вкратце обозначим подходы к  интерпретации этих явлений (таблица 1). Эти концепции, впрочем, являются скорее не альтернативными, а взаимодополняющими. 
 
 
 
 

Таблица 1. «Различные подходы к интерпретации понятия коррупции» 

Концепция Краткое содержание
Рациональный  подход (экономика  преступности) Индивид  взвешивает все издержки и блага своих преступных действий и рационально решает идти на преступление, если ожидаемая полезность подобных действий выше, чем если бы он остался честным и потратил свое время и ресурсы иным образом.
Теория  рентоориентированного  поведения Экономическая рента - плата за ресурсы сверх максимальной величины альтернативных издержек при немонопольном использовании этих ресурсов. Рентоориентированное поведение -  усилия, направленные на осуществление государственного вмешательства в рыночное распределение ресурсов с целью присвоения искусственно создаваемых таким образом доходов в виде ренты. Под коррупцией понимается форма нелегального рентоориентированного поведения
Институциональный подход Коррупция - контрактное  взаимодействие между экономическими агентами с целью злоупотребления позицией ради частных выгод.
Модель  «принципал-агент» Коррупция существует благодаря ассиметричности информации и высоким издержкам мониторинга  за деятельностью агента-чиновника
Теория  оппортунистического  поведения Коррупция –  частный случай оппортунистического поведения
Классический  либерализм Коррупция как  провал государства и как провал рынка, как «общественное антиблаго», которое наносит ущерб всем членам общества (отрицательные экстерналии).
 

Источник: Бондаренко И. А., «Коррупция: экономический анализ на региональном уровне». Санкт-Петербург, “Петрополис”, 2001 г, с.23-45 

       Итак, мы убедились, что коррупция –  это действительно сложное политическое, экономическое, социальное и этическое  явление. Разобравшись с тем, что  такое коррупция, можно исследовать причины ее возникновения – чему и посвящен следующий раздел. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Причины возникновения коррупции
 
 
 

              «Корни  этого явления [коррупции] лежат в том,

              что значительная часть  населения 

              просто  плюет на соблюдение законов».

                  Д. А. Медведев, Президент РФ 
                   

       Автор позволит себе не согласиться с мнением  главы государства. Неуважение к  закону – лишь один из факторов, определяющих развитие в стране коррупции. Причин же тому множество – и мы попробуем  рассмотреть как основные, так  и второстепенные. Итак, в чем же корни коррупции? 

       Некоторые исследователи дают на этот вопрос лаконичный и остроумный ответ. Одним  из первых это сделал профессор Роберт Клитгаард, создатель знаменитой «формулы коррупции»: 

К = М + П – О, 

где К  – коррупция, М – власть монополий, П – произвольность решений, О – ответственность. 

       Иными словами, коррупция определяется степенью монопольной 

власти  и права принимать произвольные решения, которыми наделены государственные  чиновники, а также мерой их ответственности за свои действия. 

       Другая, не менее интересная модель коррупции  выглядит так: 

 

где I – страна, t – год.  

    По схожей формуле вычисляются такие индексы, как CPI (Corruption Perception Index) в Transparency International или WGI (Worldwide Governance Indicators) в World Bank.  

Проанализируем  формулу:  

1) Во-первых, чем выше уровень экономического благополучия (ВВП на душу населения), тем меньше склонность чиновников прибегать к незаконным методам получения прибыли, тем строже антикоррупционные меры и тем сильнее гражданское общество.  

2) Во-вторых, чем больше развита демократия, тем больше у чиновника риск потерять свое место и тем больше возможностей у органов по борьбе с коррупцией. 

3) В-третьих, развитость судебной системы также препятствует экспансии коррупционных процессов. 

4) В-четвертых, чем больше и сложнее бюрократический аппарат, тем больше возможностей открывается для коррупции. Важную роль играет централизация государства: в большинстве жестко централизованных империй коррупция достигала немыслимых масштабов, как в Римской и Византийской империях. С другой стороны, не все эксперты склонны считать децентрализацию залогом низкого уровня коррупции. 

5) В-пятых, хотя до недавнего времени исследователи пренебрегали историческими факторами, автор считает необходимым рассматривать и эту группу причин. Например, в «старых» государствах коррупционные механизмы отлажены многолетней практикой и являются в большей степени социокультурным феноменом – как, например, в Российской империи. С другой стороны, в «молодых государствах» широкомасштабная приватизация и неразвитость государственных механизмов предоставляют почти безграничные возможности для коррупции – и лучшей иллюстрацией тому будет не только Российская Федерация, но и практически все страны бывшего социалистического лагеря. 

6) Роль географических факторов (в сочетании с фактором централизации власти) может наглядно проиллюстрировать та же Римская империя. Огромные размеры страны неизбежно влекут за собой трудности в управлении и контроле над деятельностью чиновников на местах (вспомним комедию «Ревизор» Н.В. Гоголя). Кроме того, государственный контроль над природными ресурсами (которые тоже причисляются к географическим факторам) открывает для чиновников одно из наиболее прибыльных направлений коррупционной деятельности, причем как в форме вымогательства, так и в форме взятки.  

       Хотелось  бы отдельно отметить, что феномен  российской «откатономики» имеет в  своей основе как раз исторические и географические факторы, и это  лишний раз подчеркивает необходимость их рассмотрения при анализе причин коррупции. 

Информация о работе Институциональный анализ коррупции