Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 14:58, курсовая работа
С древнейших времен власть и коррупция были неразделимы. На протяжении всей истории параллельно эволюции государства происходила эволюция коррупции. Если на заре становления государственности плата жрецу, вождю или военачальнику за личное обращение к их помощи рассматривалась как универсальная норма, то впоследствии, при усложнении государственного аппарата, профессиональные чиновники стали официально получать только фиксированный доход – что означало переход взяток в область теневой экономики.
Введение…………………………………………………………………………2
Понятие коррупции………………………………………………4
Причины возникновения коррупции…………………………10
Влияние и последствия коррупции……………………………15
Методы борьбы с коррупцией………………………………….19
Заключение...........................................................................................................23
Список литературы…………………………………………………………….24
Приложение
Абстрагируясь
от приведенной выше модели, можно
условно поделить все причины
коррупции на шесть больших групп
(таблица 2):
Таблица
2. «Факторы коррупции»
Группа Факторов | Факторы |
Фундаментальные | Несовершенство экономических институтов и экономической политики; несовершенство системы принятия политических решений, неразвитость конкуренции, чрезмерное государственное вмешательство в экономику, монополизация отдельных секторов экономики, контроль государства над ресурсной базой, низкий уровень развития гражданского общества, неэффективность судебной системы |
Правовые | Слабость закона, отсутствие ясной законодательной базы и слишком частое изменение экономического законодательства, несоблюдение норм международного права, неадекватные меры наказания за коррупционные сделки, возможность влияния на судебные решения, наличие норм, позволяющих субъективную трактовку нормативных актов |
Организационно-экономические | Слабость системы контроля над распределением государственными (в особенности – природными) ресурсами, трудности управления большой территорией, громоздкий и неэффективный бюрократический аппарат, относительно низкая оплата труда служащих, дискриминация в доступе к инфраструктурным сетям, жесткий торговый протекционизм (тарифные и нетарифные барьеры), прочие формы дискриминации |
Информационные | Непрозрачность государственного механизма, информационная асимметрия, отсутствие реальной свободы слова и печати, наличие оффшорных зон, отсутствие исследований проблемы коррупции |
Социальные | Клановые структуры, традиции непотизма, эксплуатация «дружеских связей», блат, традиция «дарения» подарков-взяток, низкий уровень грамотности и образования |
Культурно-исторические | Сложившаяся система норм бюрократического поведения; массовая культура, формирующая снисходительное отношение к коррупции; особенности исторического развития; придание малого значения понятиям честности и чести |
Источники:
В.М. Полтерович «Факторы коррупции», М.
1998; Г. Бродман и Ф. Риканатини «Корни коррупции.
Важны ли рыночные институты?», World Bank,
2008; B. Begovic «Corruption: concepts, types,causes and consequences»,
CADAL, 2005 и др.
«Коррупция, как рак, препятствует
экономическому развитию»
Джеймс Вольфенсон,
президент Всемирного
банка в 1995- 2005 гг.
Негативные
эффекты, которые оказывает коррупция
на различные сферы жизни
Таблица
3. «Последствия коррупции»
Политическая сфера | Экономическая сфера | Социальная сфера |
Невозможность осуществления демократических принципов | Неэффективное распределение и расходование государственных средств и ресурсов | Рост социального неравенства, бедность |
Смещение целей политики от общенационального развития к обеспечению властвования олигархических группировок | Высокие временные
и материальные издержки при ведении
бизнеса;
Рост финансовых и коммерческих рисков |
Неспособность власти решать социальные проблемы из-за «откатов» в ущерб бюджетной сфере |
Нарушение принципа верховенства закона | Поиск ренты
в ущерб материальному |
Усиление организованной преступности |
Неэффективность политических и судебных институтов | Искажение (повышение) цен | Безнаказанность преступников |
Уменьшение доверия к власти, отчуждение ее от общества | Снижение конкуренции в ущерб экономическому развитию | Становление мафиозных группировок |
Падение престижа страны | Рост теневой экономики, налоговые потери | Дискредитация права в глазах общественности |
Исчезновение реальной политической конкуренции | Ухудшение инвестиционного климата, снижение инвестиций | Морально-нравственные нормы теряют значение |
Фиаско государства | Снижение эффективности экономики страны в целом |
Рост социальной напряженности |
Источники:
см. список литературы
Однако
не случайно существует утверждение: «Коррупция
может быть уподоблена смазке, благодаря
которой колеса бизнеса начинают крутиться
быстрее». В частности, некоторые исследователи
утверждают, что в некоторых случаях положительными
последствиями коррупции могут быть позитивные
экстерналии, снижение трансакционных
издержек взяткодателей и расширение
возможностей для экономической активности.
Проиллюстрируем
эти утверждения примерами. Допустим,
иностранная корпорация планирует
осуществлять энергетические проекты
в нестабильной стране, где отсутствуют
базовая инфраструктура и верховенство
закона. Капиталовложения этой фирмы,
связанные с добычей и транспортировкой
энергоносителей, в такой стране легко
могут стать объектом экспроприации, причем
не только со стороны центрального правительства,
но и со стороны местных властей или квазигосударственных
группировок, способных наносить ущерб
или тормозить деятельность компании.
Таким образом, все перечисленные субъекты
могут предъявить такой фирме требования
коррупционного характера. В Анголе, к
примеру, Exxon пришлось удовлетворить требования
подобных группировок о предоставлении
базовых инфраструктурных услуг, которые
не могло или не хотело оказывать государство.
Уступку такому давлению можно считать
если не противозаконным, то, несомненно,
коррупционным актом в широком смысле
этого слова. Тем не менее, подобные действия,
очевидно, были выгодны Exxon и одновременно
оказали позитивное влияние на ангольскую
экономику.
Второй
пример: во многих государствах Латинской
Америки лицензионные ограничения на
многие виды бизнеса носят столь драконовский
характер, что фирмы зачастую работают
нелегально, чтобы избежать бесконечных
препон и проволочек, с которыми сталкиваются
предприятия, действующие в рамках закона.
Для поддержания таких фирм, действующих
в рамках неофициальной экономики, взятки
просто необходимы. Взятки, как правило,
даются добровольно, и, следовательно,
делаются на основе анализа рентабельности
– ведь так сокращаются издержки по ведению
бизнеса. Автор книги «Коррупция и государство»
Сьюзан Роуз-Аккерман полагает, что коррупция
действительно может выступать в качестве
противовеса излишней бюрократизации,
позволяющего ускорить процессы принятия
управленческих решений и способствующего
более эффективному хозяйствованию.
Тем
не менее, стоит отметить, что негативные
последствия коррупции гораздо
серьезнее и масштабнее положительных:
по мнению Д. Хьюстона, в государствах
с наиболее стабильной ситуацией негативные
последствия коррупции превышают позитивные
в 50–100 раз. Возникает закономерный вопрос
– как же в таком случае бороться с этим
явлением?
мы ликвидируем коррупцию».
Гэри Стэнли Беккер
экономист,
лауреат Нобелевской
премии по экономике 1992
года
На
эту тему написано столь великое
количество работ, что сложно выделить
какие-либо определенные «рецепты» против
коррупции, тем более что пакет мер по
борьбе с этим явлением зависит прежде
всего от специфики страны (вспомним модель
коррупции, приведенную во второй главе)
– ее уровня экономического благосостояния,
институциональных, исторических, географических,
культурных факторов. Автор считает целесообразным
привести примеры удачных стратегий по
борьбе с коррупцией – и извлечь из них
определенные уроки.
I.
Сингапурская стратегия. Получив независимость
в 1965 г., Сингапур оказался страной с одним
из высочайших уровней коррупции во всем
мире. Для борьбы с коррупцией были предприняты
следующие шаги:
- получать и расследовать жалобы, содержащие обвинения в коррупции в общественных и частных сферах;
- расследовать случаи халатности и небрежности, допущенные государственными служащими;
- проверять деятельность
и операции, проводимые государственными
служащими с целью минимизировать возможность
совершения коррумпированных действий.
Примечательно,
что коррупционеры, помимо исполнения
обычного судебного приговора, обязаны
возместить стоимость полученной взятки.
Для тех, кто не в состоянии произвести
полное возмещение, выносится более строгий
судебный приговор. Если же обвиняемый
в коррупционных отношениях уже умер,
конфискуется его имущество.
Благодаря
этой стратегии Сингапур стал одним
из наименее коррумпированных государств
мира – 4е место в Corruption Perception Index 2008, недавно
опубликованным Transparency International.
Однако
что же было движущей силой, обеспечившей
столь высокую эффективность
антикоррупционных реформ? Ответ прост:
политическая воля [14].
II.
В шведской стратегии акцент был перенесен
на систему стимулов, побуждающих население
к противодействию коррупции. Ее отличительные
черты:
Спустя
всего несколько лет после начала антикоррупционной
кампании честность стала социальной
нормой среди чиновников. Что же касается
высоких зарплат, то поначалу они превышали
зарплату рабочих в 12—15 раз, однако со
временем эта разница снизилась до 2-3 раз.
На
сегодняшний день Швеции присвоен первый
ранг в Corruption Perception Index. Секрет стратегии
кроется в выполнении следующих
задач: повышение экономического благосостояния,
достижение социального равенства,
борьба с бедностью и, что также
немаловажно – восприятие честности как
нормы поведения чиновника.
Меры
по борьбе с коррупцией, перечисленные
в этих примерах, в той или иной
форме нашли отражение и в
стратегиях других государств. Не вдаваясь
в дальнейшие детали, отметим, что
наиболее эффективными являются комбинированные
методы «кнута и пряника»; применяемые
по отдельности, они вряд ли приведут к
значительным результатам, если и вовсе
не ухудшат ситуацию. Об этом надо помнить
и российским борцам с коррупцией – особенно
учитывая, что в этом году страна опустилась
на 147-е место в индексе восприятия коррупции
Transparency International. Одними лишь благими намерениями,
к сожалению, обойтись не удастся – и пакет
антикоррупционных законов, разработанный
Президентским советом по противодействию
коррупции, явное тому подтверждение.