Институциональный анализ коррупции

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 14:58, курсовая работа

Описание работы

С древнейших времен власть и коррупция были неразделимы. На протяжении всей истории параллельно эволюции государства происходила эволюция коррупции. Если на заре становления государственности плата жрецу, вождю или военачальнику за личное обращение к их помощи рассматривалась как универсальная норма, то впоследствии, при усложнении государственного аппарата, профессиональные чиновники стали официально получать только фиксированный доход – что означало переход взяток в область теневой экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2


Понятие коррупции………………………………………………4
Причины возникновения коррупции…………………………10
Влияние и последствия коррупции……………………………15
Методы борьбы с коррупцией………………………………….19


Заключение...........................................................................................................23

Список литературы…………………………………………………………….24


Приложение

Работа содержит 1 файл

Контрольная Работа.doc

— 284.50 Кб (Скачать)

       Абстрагируясь от приведенной выше модели, можно  условно поделить все причины  коррупции на шесть больших групп  (таблица 2): 

Таблица 2. «Факторы коррупции» 

Группа  Факторов Факторы
Фундаментальные Несовершенство экономических институтов и экономической политики; несовершенство системы принятия политических решений, неразвитость конкуренции, чрезмерное государственное вмешательство в экономику, монополизация отдельных секторов экономики, контроль государства над ресурсной базой, низкий уровень развития гражданского общества, неэффективность судебной системы
Правовые Слабость закона, отсутствие ясной законодательной  базы и слишком частое изменение  экономического законодательства, несоблюдение норм международного права, неадекватные меры наказания за коррупционные сделки, возможность влияния на судебные решения, наличие норм, позволяющих субъективную трактовку нормативных актов
Организационно-экономические Слабость системы  контроля над распределением государственными (в особенности – природными) ресурсами, трудности управления большой территорией, громоздкий и неэффективный бюрократический аппарат, относительно низкая оплата труда служащих, дискриминация в доступе к инфраструктурным сетям, жесткий торговый протекционизм (тарифные и нетарифные барьеры), прочие формы дискриминации
Информационные Непрозрачность  государственного механизма, информационная асимметрия, отсутствие реальной свободы  слова и печати, наличие оффшорных  зон, отсутствие исследований проблемы коррупции
Социальные Клановые структуры, традиции непотизма, эксплуатация «дружеских связей», блат, традиция «дарения» подарков-взяток, низкий уровень грамотности и  образования
Культурно-исторические Сложившаяся система  норм бюрократического поведения; массовая культура, формирующая снисходительное отношение к коррупции; особенности исторического развития; придание малого значения понятиям честности и чести
 

Источники: В.М. Полтерович «Факторы коррупции», М. 1998; Г. Бродман и Ф. Риканатини «Корни коррупции. Важны ли рыночные институты?», World Bank, 2008; B. Begovic «Corruption: concepts, types,causes and consequences», CADAL, 2005 и др. 
 
 
 

  1. Влияние и последствия  коррупции
 
 

                «Коррупция, как рак, препятствует

                  экономическому развитию»

                                 Джеймс Вольфенсон,

                  президент Всемирного банка в 1995-  2005 гг. 
                 

       Негативные  эффекты, которые оказывает коррупция  на различные сферы жизни общества, сгруппированы в таблице 3. 

Таблица 3. «Последствия коррупции» 

Политическая  сфера Экономическая сфера Социальная  сфера
Невозможность осуществления демократических  принципов Неэффективное распределение и расходование государственных  средств и ресурсов Рост социального  неравенства, бедность
Смещение  целей политики от общенационального  развития к обеспечению властвования олигархических группировок Высокие временные  и материальные издержки при ведении бизнеса;

Рост  финансовых и коммерческих рисков

Неспособность власти решать социальные проблемы из-за «откатов» в ущерб бюджетной  сфере
Нарушение принципа верховенства закона Поиск ренты  в ущерб материальному производству Усиление организованной преступности
Неэффективность политических и судебных институтов Искажение (повышение) цен Безнаказанность преступников
Уменьшение  доверия к власти, отчуждение ее от общества Снижение конкуренции  в ущерб экономическому развитию Становление мафиозных группировок
Падение престижа страны Рост теневой  экономики, налоговые потери Дискредитация права в глазах общественности
Исчезновение  реальной политической конкуренции Ухудшение инвестиционного  климата, снижение инвестиций Морально-нравственные нормы теряют значение
Фиаско  государства  
Снижение  эффективности экономики страны в целом
Рост социальной напряженности
 

Источники: см. список литературы 

       Однако  не случайно существует утверждение: «Коррупция может быть уподоблена смазке, благодаря  которой колеса бизнеса начинают крутиться быстрее». В частности, некоторые исследователи утверждают, что в некоторых случаях положительными последствиями коррупции могут быть позитивные экстерналии, снижение трансакционных издержек взяткодателей и расширение возможностей для экономической активности.  

       Проиллюстрируем эти утверждения примерами. Допустим, иностранная корпорация планирует  осуществлять энергетические проекты  в нестабильной стране, где отсутствуют  базовая инфраструктура и верховенство закона. Капиталовложения этой фирмы, связанные с добычей и транспортировкой энергоносителей, в такой стране легко могут стать объектом экспроприации, причем не только со стороны центрального правительства, но и со стороны местных властей или квазигосударственных группировок, способных наносить ущерб или тормозить деятельность компании. Таким образом, все перечисленные субъекты могут предъявить такой фирме требования коррупционного характера. В Анголе, к примеру, Exxon пришлось удовлетворить требования подобных группировок о предоставлении базовых инфраструктурных услуг, которые не могло или не хотело оказывать государство. Уступку такому давлению можно считать если не противозаконным, то, несомненно, коррупционным актом в широком смысле этого слова. Тем не менее, подобные действия, очевидно, были выгодны Exxon и одновременно оказали позитивное влияние на ангольскую экономику. 

       Второй  пример: во многих государствах Латинской Америки лицензионные ограничения на многие виды бизнеса носят столь драконовский характер, что фирмы зачастую работают нелегально, чтобы избежать бесконечных препон и проволочек, с которыми сталкиваются предприятия, действующие в рамках закона. Для поддержания таких фирм, действующих в рамках неофициальной экономики, взятки просто необходимы. Взятки, как правило, даются добровольно, и, следовательно, делаются на основе анализа рентабельности – ведь так сокращаются издержки по ведению бизнеса. Автор книги «Коррупция и государство» Сьюзан Роуз-Аккерман полагает, что коррупция действительно может выступать в качестве противовеса излишней бюрократизации, позволяющего ускорить процессы принятия управленческих решений и способствующего более эффективному хозяйствованию. 

       Тем не менее, стоит отметить, что негативные последствия коррупции гораздо  серьезнее и масштабнее положительных: по мнению Д. Хьюстона, в государствах с наиболее стабильной ситуацией негативные последствия коррупции превышают позитивные в 50–100 раз. Возникает закономерный вопрос – как же в таком случае бороться с этим явлением? 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Методы  борьбы с коррупцией
 
 

                                     «Если мы ликвидируем государство,

              мы  ликвидируем коррупцию».

                                Гэри  Стэнли Беккер

              экономист, лауреат Нобелевской  премии по экономике 1992 года 
               

       На  эту тему написано столь великое  количество работ, что сложно выделить какие-либо определенные «рецепты» против коррупции, тем более что пакет мер по борьбе с этим явлением зависит прежде всего от специфики страны (вспомним модель коррупции, приведенную во второй главе) – ее уровня экономического благосостояния, институциональных, исторических, географических, культурных факторов. Автор считает целесообразным привести примеры удачных стратегий по борьбе с коррупцией – и извлечь из них определенные уроки. 

I. Сингапурская стратегия. Получив независимость в 1965 г., Сингапур оказался страной с одним из высочайших уровней коррупции во всем мире. Для борьбы с коррупцией были предприняты следующие шаги: 

  • Строгая регламентация  действий чиновников, упрощение бюрократических  процедур, жесточайший надзор над  соблюдением высоких этических  стандартов
  • Создано «Автономное (!) Бюро по расследованию случаев коррупции» («CPIB»). Его основные функции:
 

          -  получать и расследовать  жалобы, содержащие обвинения в  коррупции в общественных и  частных сферах;

          -  расследовать случаи халатности и небрежности, допущенные государственными служащими;

          -      проверять деятельность и операции, проводимые государственными служащими с целью минимизировать возможность совершения коррумпированных действий. 

  • Ужесточено  законодательство, повышена независимость судебной системы (с высокой зарплатой и привилегированным статусом судей), введены экономические санкции за дачу взятки или отказ от участия в антикоррупционных расследованиях, а также предприняты жёсткие акции вплоть до поголовного увольнения сотрудников таможни и других госслужб.
  • Дерегулирование экономики
  • Повышение зарплат чиновников и подготовка квалифицированных административных кадров.
 

       Примечательно, что коррупционеры, помимо исполнения обычного судебного приговора, обязаны  возместить стоимость полученной взятки. Для тех, кто не в состоянии произвести полное возмещение, выносится более строгий судебный приговор. Если же обвиняемый в коррупционных отношениях уже умер, конфискуется его имущество. 

       Благодаря этой стратегии Сингапур стал одним из наименее коррумпированных государств мира – 4е место в Corruption Perception Index 2008, недавно опубликованным Transparency International. 

       Однако  что же было движущей силой, обеспечившей столь высокую эффективность  антикоррупционных реформ? Ответ прост: политическая воля [14]. 

II. В шведской стратегии акцент был перенесен на систему стимулов, побуждающих население к противодействию коррупции. Ее отличительные черты: 

  • Основные  инструменты – налоги, льготы и  субсидии
  • Свободный доступ к внутренним государственным документам
  • Независимая и эффективная система правосудия
  • Установление высоких этических стандартов для государственных чиновников
  • Высокие зарплаты госслужащим
 

       Спустя всего несколько лет после начала антикоррупционной кампании честность стала социальной нормой среди чиновников. Что же касается высоких зарплат, то поначалу они превышали зарплату рабочих в 12—15 раз, однако со временем эта разница снизилась до 2-3 раз. 

       На  сегодняшний день Швеции присвоен первый ранг в Corruption Perception Index. Секрет стратегии  кроется в выполнении следующих  задач: повышение экономического благосостояния, достижение социального равенства, борьба с бедностью и, что также  немаловажно – восприятие честности как нормы поведения чиновника. 

       Меры  по борьбе с коррупцией, перечисленные  в этих примерах, в той или иной форме нашли отражение и в  стратегиях других государств. Не вдаваясь в дальнейшие детали, отметим, что  наиболее эффективными являются комбинированные методы «кнута и пряника»; применяемые по отдельности, они вряд ли приведут к значительным результатам, если и вовсе не ухудшат ситуацию. Об этом надо помнить и российским борцам с коррупцией – особенно учитывая, что в этом году страна опустилась на 147-е место в индексе восприятия коррупции Transparency International. Одними лишь благими намерениями, к сожалению, обойтись не удастся – и пакет антикоррупционных законов, разработанный Президентским советом по противодействию коррупции, явное тому подтверждение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Институциональный анализ коррупции