Институциональная модель российской экономики: ретроспектива и современный вектор развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 19:14, реферат

Описание работы

Научные публикации наполнены прогнозными вариантами развития России на периоды футуристических горизонтов (см., например, Юдаева К., Ясин Е., 2008). В них выявляются проблемные зоны, приводятся показатели разных вариантов развития, однако за кадром остается анализ современного институционального сдвига.

Работа содержит 1 файл

Институциональная модель российской экономики.doc

— 236.00 Кб (Скачать)

В каждом институциональном  цикле выделяются четыре фазы с определенными  механизмами и типовым сюжетом. Начало цикла – это перинатальная фаза, она протекала в борьбе и конфликтах, которые являются следствием реализации трех механизмов: национализации, коллективизации и социальной фильтрации.

С помощью механизма  национализации государство осуществляло процесс изъятия имущества у частных лиц (с компенсацией или без) и перевод его в общественно-служебную собственность. В процессе национализации происходило принятие новых норм и правил функционирования всей экономики. Национализация подкреплялась механизмом коллективизации, посредством которого частные организации преобразовывались либо в государственные, либо в огосударствленные (кооперативные, арендные, откупные) формы. С помощью механизма социальной фильтрации частные лица возвращались на службу государства независимо от их прежнего социального статуса. Для лиц, отказывающихся осуществить переход на государственную службу и оказывающих сопротивление, включался репрессивный механизм как составная часть механизма социальной фильтрации.

За перинатальной  следует структурированная фаза – основной период институционального цикла, в рамках которого работают базовые институты раздаточного типа в конкретно-исторических формах. Институциональное ядро переходит в устойчивое состояние, и происходит замена механизмов перинатальной фазы базовым хозяйственным механизмом, включающим единую систему нормативов, ведомственную систему управления, установленную Центром систему цен, общехозяйственное штатное расписание, систему обязательной регистрации по месту жительства, директивные производственные задания, государственную форму хозяйственных организаций, безналичную систему финансирования, обеспечение жильем и социальными благами лиц, состоящих на службе у государства.

Эти элементы базового механизма раздаточной экономики  имели место на всех трех институциональных циклах, но в разных исторических формах. На первом цикле действовал урочный механизм, на втором – тягловый, на третьем – плановый. Каждая форма базового механизма – это результат адаптации к новым трудовым отношениям, усовершенствованным технологиям, расширению экономического пространства.

Фаза институционального исчерпания представляет собой завершение структурированной фазы. В ней происходит осознание неэффективности конкретной трудовой модели и проводится серия реформ. Но в отличие от реформ предыдущей фазы, направленных на усиление раздаточного характера экономики, реформы фазы исчерпания  предоставляли все большую самостоятельность низовым субъектам хозяйствования. Но такое внедрение «хозрасчета» запускало стихийно действующий механизм перераспределения ресурсов от непосредственных производителей к управленцам всех уровней. Этот латентный механизм действовал на протяжении всей фазы институционального исчерпания и, в конечном счете, приводил к социальной поляризации управляемых и управляющих.  
Увеличение управленческого слоя и геометрический рост затрат на его содержание, с одной стороны, снижение реальных доходов населения и усиление кризисных тенденций в экономике, с другой, вызывало политическую нестабильность и неизбежность осуществления радикальных мер по изменению соотношения базовых и компенсаторных институтов, введению частной собственности и отношений купли-продажи как базовых. Тем более что для преодоления нарастающего кризиса, институт рыночной торговли и частного предпринимательства спонтанно расширял спектр действия в нелегальных теневых формах. Логическим завершением этой серии реформ становилось включение механизма приватизации, с помощью которого объекты общественно-служебной собственности передавались в частные руки. Тем самым окончательно ликвидировалась доминирующая роль раздаточных институтов.

Квазирынок конца ХХ века  
и его роль в институциональном развитии России

Фазы институциональной трансформациив конце каждого цикла проходят при доминировании компенсаторного института рыночной торговли и частного предпринимательства. Именно он определяет особенности институциональной среды в этот период и запускает квазирыночныймеханизм. Внешне присутствуют все атрибуты рыночного хозяйства: частная собственность, отношения купли-продажи, свободное ценообразование.  Однако сохраняется латентное раздаточное содержание: частные компании и фирмы в массе своей не вырабатывают рыночно-ориентированные стратегии, а ведут борьбу за государственный ресурс в разных его формах и стремятся использовать связи во властных структурах для контроля над конкуренцией.

В трансформационную  фазу конца ХХ века тотальные размеры  приобретает коррупция на всех уровнях  управления и во всех сферах. Масштабы оппортунизма в бизнесе существенно превышают «норму» рыночной среды, а хищническое использование всех видов ресурсов свидетельствует об отсутствии долгосрочной мотивации в бизнесе.

Оппортунизм в  бизнесе многогранен и проявляется  в таких формах, как теневые  схемы ухода от налогов, оффшоры, «конвертные» зарплаты, невыплаты за сделанную работу, рейдерство, нарушение договоров с контрагентами, «проедание» основных фондов. При квазирынке широко распространяется и «бюджетный» оппортунизм – манипулирование ставками штатного расписания, превращение экономии фонда оплаты в источник регулярных «премий» для управленцев, маскировка избыточной дифференциации в оплате труда между управляющими и трудовым коллективом, регулярная практика одновременной занятости бюджетников в нескольких организациях.

С точки зрения общей теории институциональных трансформаций, коррупция в высших органах власти является производной от раздачи государственной собственности за цену, не соответствующую реальной ее стоимости, путем «назначения» собственников. Фактически был введен механизм общего совладения государственной собственностью чиновников и предпринимателей. Отсюда непрерывный поток денег от олигархов к управленцам высшего уровня, воспринимаемый обществом как «взятки», а на самом деле, представляющий собой передачу дивидендов от совместного владения бывшей государственной собственностью.

Второй вид  коррупции связан с попытками  получения государственного ресурса  новыми фирмами, которые развернули свой бизнес в рамках вновь введенных  рыночных правил. Фактически для этих фирм включен аукционный механизм – кто больше даст, и будет давать весь период владения ресурсом, тот его и получит.

И, наконец, взятки в рамках бюджетной и социальной сфер на самом деле означают введение рыночных отношений «явочным порядком». В фазу институционального исчерпания советского раздатка эти сферы уже были подвержены сильнейшей коррозии теневых форм. И в трансформационную фазу, когда бюджетная и социальная сферы фактически перестали финансироваться государством, рынок бюджетных услуг за деньги был введен фактом необходимости выживания, причем в самой «дикой» форме.  
Таким образом, «коррупция» на всех уровнях управления и во всех сферах – это просто реальная среда трансформационной фазы раздаточной экономики. Такая экономика, в конечном счете, может поставить нацию на грань исчезновения, а масштабный уровень оппортунизма приводит к «запретительным» транзакционным издержкам, в результате которых эффективный бизнес не может развиваться.

Действительное  предназначение квазирыночных отношений  состоит не в переходе к рынку, а в том, чтобы создать такую институциональную среду, которая обеспечит необходимую область свободы для экспериментирования и включения механизма инноваций. С помощью этого механизма осуществляется подбор новых форм для обновления базовых институтов раздаточной экономики на следующем цикле.

К концу трансформационных  фаз ценности и условия жизни  подавляющего числа населения входят в противоречие с квазирыночной  средой, в которой не действует  канал обратной связи через административные жалобы, и потеряна мотивация к  труду из-за массовой ориентации на «быстрые» деньги. Это выливается в поддержку населением всех действий государства по формированию новых правил функционирования раздаточной экономики. Конец трансформационных фаз выглядит как сворачивание частного предпринимательства на фоне усиления функций государства.

Тем не менее, трансформационные  фазы  представляют собой имманентные этапы в  эволюции раздаточной экономики. Институциональная среда по своему устройству достаточно сложна и, находясь в кризисном состоянии, не может быть обновлена по заранее разработанному плану. Поэтому в трансформационные фазы осуществляется спонтанное преобразование базовых институтов за счет вывода большинства сфер из-под контроля государства и предоставления инициативы всем хозяйствующим субъектам. Новые правила и механизмы, а также трудовая модель для следующего этапа сначала  заимствуются из рыночной экономики в «чистом виде», а затем уже адаптируется в обновленную институциональную среду. В результате происходит настолько радикальная смена форм базовых институтов, что каждый следующий этап развития раздаточной экономики воспринимается как абсолютно новое явление, слабо связанное с предыдущими историческими этапами.

Экономика либерального раздатка: 
возвращение на магистральный путь развития

Возникшие в современную трансформационную фазу институциональные ловушки – коррупция, предпринимательский и бюджетный оппортунизм, потеря мотивации к труду – способствовали изменению экономического курса через введение новых организационных форм, правил и механизмов, в результате которых стала формироваться система «либерального раздатка». Направления ее становления следующие:

  • проводится реорганизация отношений собственности с переносом акцента на государственную форму; внедряются новые организационно-правовые формы, сочетающих государственный статус с рыночно-ориентированным механизмом; упорядочивается система ценообразования с введением государственной регламентации и тарификации цен на товары и услуги базовых отраслей хозяйства;
  • принимаются широкомасштабные долгосрочные целевые программы; восстанавливается стратегическое и среднесрочное планирование; внедряются контрактные принципы и конкурсные механизмы осуществления государственных инвестиций;
  • перестраивается модель государственной службы по принципу «отделения» от бизнеса; вводятся новые социальные стандарты; отрабатываются функции государственного заказа и расширяются формы финансового обеспечения государственных услуг; внедряется метод финансирования бюджетной сферы  по конечному результату;
  • совершенствуется механизм обратной связи: расширены формы обращений от индивидуальной жалобы, телефонов доверия и общественных приемных до горячих линий, интернет-конференций и телевизионных мостов с руководителями регионов и президентом страны.

Отличительные черты будущего либерального раздатка по сравнению с раздаточной экономикой советского периода:

  • Государственно-служебный контракт вместо административно-директивных распоряжений, который содержит в себе правила функционирования объектов государственной собственности, а также определяет норму рентабельности и цены. Обновление хозяйственного механизма раздаточного типа состоит в том, что бюджетные ресурсы выделяются под результат, зафиксированный в контракте, и, в отличие от «советского» раздатка, предоставлена свобода выбора их расходования в интересах повышения эффективности.
  • Госзаказ вместо госплана: распределение средств будет происходить на конкурсной основе вместо предписанного отраслевого распределения ресурсов (фондирования).
  • Бюджетный хозрасчет заменит закрепленность статей затрат за статьями расходов; оплата труда при этом будет связана с результативностью через введение доплат по итогам работы.
  • Госкорпорации с вертикально-интегрированной структурой, контрактной трудовой моделью и хозяйственной самостоятельностью придут на смену отраслевых комплексов с иерархическим подчинением звеньев.

В экономике  либерального раздатка роль государства  существенно изменится: от товаропроизводителя, когда государство напрямую участвует  в производстве товаров и услуг, к роли заказчика, когда субъекты экономической деятельности сами могут планировать свою деятельность, ориентируясь на госзаказ и установленные правила хозяйствования. Государственно-частное партнерство обеспечит набор разнообразных механизмов сосуществования государственных и частных форм.

В настоящее  время еще только формируется  институциональное ядро экономики  либерального раздатка в виде новых  законодательных актов, вновь создаваемых  госкорпораций и федеральных  фондов. После обретения зрелых форм российская экономика к 2010-2015 гг. войдет в структурированную фазу и наберет существенное ускорение в своем развитии для совершения очередного рывка, как это происходило на всех трех институциональных циклах до сих пор.

Таким образом, в рамках общей теории институциональных трансформаций на основе ретроспективного анализа базовых институтов и механизмов развития экономики России сделан вывод о закономерном формировании системы «либерального раздатка», в рамках которой традиционные институты  раздаточной экономики обновляются благодаря новым корпоративным формам и контрактным отношениям, апробированным в трансформационную фазу.

Жилищная реформа России в контексте общей теории институциональных трансформаций

Общая теория институциональных  трансформаций вскрывает фундаментальные причины того, почему замыслы реформаторов 90-х годов ХХв. были радикально трансформированы в реальной практике, как в целом для экономической системы, так и для жилищного сектора. Как было показано выше, экономика России развивается, лишь видоизменяя формы, но сохраняя неизменной раздаточную природу своего ядра. Современные рыночные реформы фактически являются трансформационной фазой в ее развитии.

Жилищный сектор – органическая часть экономической  системы, в нем проявляются как  базовые черты раздаточной экономики России, так и логика трансформационных процессов. Сначала заимствуются институты и механизмы рыночной модели из практики западных стран, однако по мере их внедрения происходит существенное изменение рыночных институтов в соответствии с природой российской экономики. Весь объем видоизменений приводит к системному эффекту – задумывался переход от раздаточной экономики советского типа к рыночной системе, а на самом деле происходит обновление форм самой раздаточной экономики, с окончательным оформлением к 2010-15гг модели либерального раздатка. Соответственно, жилищный сектор России будет базироваться на тех же принципах, что и вся экономическая система.

Информация о работе Институциональная модель российской экономики: ретроспектива и современный вектор развития