Автор: k********@mail.ru, 24 Ноября 2011 в 16:51, курсовая работа
Объект исследования – иностранные инвестиции и их особенности.
Предмет исследования – механизм и способы привлечения иностранных инвестиций.
Цель работы: на основе анализа оценить мировой опыт и тенденции привлечения иностранных инвестиций, оценить их значение для развития экономики Республики Беларусь.
Ведение………………………………………………………………………… 4
1 Иностранные инвестиции: понятие, сущность, формы………………….. 6
2 Мировой опыт привлечения иностранных инвестиций………………….. 12
3 Иностранные инвестиции в Республике Беларусь……………………….. 20
Заключение…………………………………………………………………….. 26
Список использованных источников………………………………………… 27
Глобальный финансовый кризис в ограниченной степени затронул потоки ПИИ в 2007 году, однако его удары ощущаются в 2008 году. Кризис субстандартного ипотечного кредитования, вспыхнувший в Соединенных Штатах в 2007 году, затронул финансовые рынки и породил проблемы ликвидности во многих странах, что привело к удорожанию кредита. Однако пока, похоже, и микро- и макроэкономические последствия, влияющие на способность фирм осуществлять инвестиции заграницей, были относительно невелики. Поскольку ТНК в большинстве отраслей имели вполне достаточно ликвидности для финансирования своих инвестиций, что находило отражение в высокой прибыли корпораций, масштабы воздействия оказались меньше, чем ожидалось.
Таким
образом, можно сделать вывод, что изменение
национальной политики в разных регионах
в основной своей части по-прежнему стимулировали
приток ПИИ. Несмотря на растущую озабоченность
и политические дискуссии по поводу усиления
протекционизма, общий тренд политики
по-прежнему демонстрирует повышение
открытости по отношению к ПИИ. В составляемом
ЮНКТАД годовом обзоре изменений национальных
законов и установлений, которые могут
влиять на выход ТНК на рынок и их деятельность,
взыскивается мысль о том, что директивные
органы по-прежнему стремятся сделать
инвестиционный климат боле привлекательным.
В 2007 году из почти 100 сдвигов в политике,
которые ЮНКТАД выявила как потенциально
имеющие отношение к ПИИ, 74 были призваны
сделать среду в принимающей стране более
благоприятной для ПИИ. Однако, следует
отметить, что на протяжении последних
нескольких лет также отмечено возрастание
доли сдвигов, которые были менее благоприятны
для ПИИ.
3
Иностранные инвестиции
в Республике Беларусь
В настоящее время основным законодательным актом, регулирующими привлечение иностранных инвестиций в Республику Беларусь является «Инвестиционный Кодекс Республики Беларусь» (Закон от 22.06.2001 № 37-З, в редакции Закона от 05.08.2004 № 313-З). Республикой Беларусь заключено 28 международных двусторонних и 3 многосторонних соглашений о содействии и взаимной защите инвестиций. Согласно законодательству Республики Беларусь предприятиям с иностранными инвестициями предоставляются существенные налоговые льготы и правовые гарантии [11].
Ни для кого не секрет, что страны с переходной экономикой обладают большой инвестиционной привлекательностью. Это обусловлено прежде всего тем, что в развивающейся экономике легче получить высокую прибыль. Наиболее интересными для инвесторов являются крупные предприятия, но желание инвестора не совпадает с интересами правительства нашей страны: получению контрольного пакета акций препятствует законодательство государства. Кроме того, утвержден перечень предприятий, не подлежащих приватизации.
Информация об иностранных инвестициях, поступивших в реальный сектор экономики республики, позволяет объективно оценить возможные последствия их привлечения, выработать инвестиционную политику, отвечающую интересам страны и обеспечивающую достижение перспективных целей. Каковы объемы привлеченных и накопленных иностранных инвестиций в территориальном и отраслевом разрезах, по странам и видам инвестиций?
В последние годы сложилась положительная тенденция валового поступления иностранных инвестиций в реальный сектор экономики республики Беларусь. Объемы зарубежных вложений увеличиваются достаточно стабильными темпами. За 2004–2008 гг. ежегодный приток иностранного капитала в Республику Беларусь увеличился с 1,5 млрд. долл. США до 6,526 млрд. долл. США, или в 4,35 раза.
В общем объеме иностранных инвестиций, поступивших в реальный сектор экономики республики в 2008 г., доля прямых инвестиций составила 34,9 % (в 2007 г. — 24,2 %), портфельных — 0,026 % (0,1 %), прочих — 65 % (75,7 %).
Таблица 2 - Динамика поступления иностранных инвестиций в 2004–2008гг., тыс. долл. США
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2008 г. (в % 2007 г. | |
Республика Беларусь | 1 517 381,4 | 18 16169,1 | 4 036 054,0 | 5 421 864,6 | 6 526 000 | 20,3% |
Из них: | ||||||
Прямые инвестиции | 859 176,3 | 451 303,1 | 748 594,1 | 1 313 471,2 | 2 280 000 | 74% |
Портфельные инвестиции | 391,3 | 246,9 | 3224,2 | 2233,1 | 1700 | -31% |
Прочие инвестиции | 657 813,8 | 1 364 619,1 | 3 284 235,7 | 4 106 160,3 | 4 200 000 | 3,4% |
Примечание - Источник: [12].
Несмотря на некоторое увеличение в 2008 г. доли прямых иностранных инвестиций тенденция сохранения неэффективной структуры импортируемого капитала выражена предельно четко — в ней преобладающими являются прочие инвестиции, основная часть которых представлена кредитами, включая кредиты от различных международных финансовых организаций и правительств иностранных государств.
Зарубежные кредиты, получаемые правительством, при их предоставлении инициаторам высокорентабельных инвестиционных проектов могли бы стать источником дополнительных доходов бюджета. Однако это возможно лишь при условии достаточно низких процентных ставок предоставления таких кредитов и соблюдении принципов проектного финансирования, при соответствующем жестком контроле за фактическим использованием заемных средств.
Самой привлекательной формой инвестиций для стран-импортеров, в т.ч. и для Республики Беларусь, являются прямые инвестиции. Их преимущество перед другими формами инвестиций очевидно. Помимо прямого экономического эффекта в виде налоговых поступлений, увеличения занятости, стимулирования национальных поставщиков и расширения внутреннего рынка, прямые иностранные инвестиции оказывают в высшей степени благотворное влияние в сфере трансферта технологии, распространения передового опыта в менеджменте, маркетинге, логистике, развитии кадров и т.д.[13, c.55-56].
Начиная с 2002 г. в республике наблюдался постоянный рост валового поступления прямых иностранных инвестиций: 2002 г. — 298,9 млн долл. США (41,4 % от всех полученных инвестиций), 2003 г. — 674,5 млн долл. США (51,6 %), 2004 г. — 859,2 млн долл. США (56,6 %), что подтверждает положительные результаты работы загранучреждений и растущий интерес иностранных инвесторов к установлению взаимовыгодных партнерских отношений.
Однако
в 2005 г. поступление прямых (и обычно
долгосрочных по своему характеру) инвестиций,
в которых Республика Беларусь особенно
заинтересована, составило 453,1 млн долл.
США, а их доля в общем поступлении
иностранного капитала снизилась до
24,9 %. По итогам 2006 г. доля прямых инвестиций
снизилась еще на 6,4 процентных пункта
и составила 18,5 % в общем объеме
поступивших иностранных
В 2007 г. отмечается тенденция роста поступления прямых инвестиций — 1,3 млрд долл. США, что в 1,8 раза больше, чем в 2006 г. При этом их доля в общем поступлении иностранного капитала возросла до 24,2 %.
В 2008 г. также наблюдается рост прямых ивестиций – 2,280 млрд. долларов США, что в 1,74 раза больше чем в 2007 г. При этом доля прямых иностранных инвестиций составила 34,9% в общем поступлении иностранных инвестиций.
Другой формой внешнего финансирования являются портфельные инвестиции, которые представляют собой долгосрочное вложение капитала в промышленные, сельскохозяйственные, транспортные и иные организации путем покупки акций и других ценных бумаг. Портфельные инвестиции в общем объеме поступавших в Республику Беларусь зарубежных капиталовложений традиционно занимали незначительное место, хотя в абсолютном исчислении их годовой прирост иногда был значительным. Максимальная их доля и абсолютный объем были зафиксированы в 2006 г. (3,2 млн. долл. США). В 2007 г. этот показатель снизился и составил 2,2 млн. долл. США. В 2008 г. объем портфельных инвестиций также снизился и составил 1,7 млн. долл. США.
Зарубежные портфельные капиталовложения в Беларуси изначально не могли играть той активной роли в формировании инвестиционных ресурсов принимающей страны, которую они выполняют в других странах, точно так же как не были в состоянии сыграть эту роль и белорусские портфельные инвестиции. Это связано с сохраняющейся неразвитостью фондового рынка страны, незначительным количеством эмитентов, акции которых способны принести инвестору достаточный доход в виде дивидендов. Остальные факторы непосредственно вытекают из вышесказанного: неопределенность, «непрозрачность» рынка ценных бумаг республики, огромные риски, сопряженные с ними, — все это не способствует заинтересованности иностранного инвестора вкладывать деньги в ценные бумаги эмитентов Республики Беларусь.
В
связи с этим заметный приток внешних
портфельных инвестиций может ожидаться
лишь при достаточной стабилизации
ситуации на фондовом рынке, хотя в
любом случае в краткосрочной
перспективе он не сможет привести
к существенному изменению
Немаловажное значение в составе иностранных инвестиций, поступающих от иностранных инвесторов в реальный сектор экономики Республики Беларусь, имеют прочие инвестиции, состоящие из финансовых ресурсов, предоставляемых на возвратной основе, — кредитов (в первую очередь торговых) и банковских вкладов. Организациями республики за 2008 год получено прочих иностранных инвестиций на сумму 4,2 млрд. долларов США, или на 3,4% больше, чем за 2007 год. На их долю пришлось 65% от всех полученных иностранных инвестиций.
Наибольшие суммы иностранных инвестиций поступили в такие отрасли экономики, как промышленность (42,9% от всех поступивших инвестиций), общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка (29,8%), торговля и общественное питание (8,5%).
Таблица 3 - Данные о поступлении иностранных инвестиций по основным отраслям экономики приведены в таблице (тыс. долларов США)
Поступило за 2008 год | Справочно поступило за 2007 год | ||||
всего | в том числе | ||||
прямые | портфельные | прочие | |||
Республика Беларусь | 6525857,3 | 2279822,9 | 1695,3 | 4244339,1 | 5421864,6 |
в том числе: | |||||
промышленность | 2802177,0 | 430483,3 | 1483,3 | 2370210,4 | 2371213,7 |
транспорт | 408222,4 | 96144,1 | 1,5 | 312076,8 | 379985,9 |
связь |
270003,5 | 183656,6 | - | 86346,9 | 368226,7 |
строительство | 103865,1 | 37561,8 | 117,4 | 66185,9 | 52289,8 |
торговля и общественное питание | 556479,5 | 178366,0 | 64,5 | 378049,0 | 320588,6 |
общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка | 1941496,3 | 1234063,9 | - | 707432,4 | 1631660,8 |