Автор: k********@mail.ru, 24 Ноября 2011 в 16:51, курсовая работа
Объект исследования – иностранные инвестиции и их особенности.
Предмет исследования – механизм и способы привлечения иностранных инвестиций.
Цель работы: на основе анализа оценить мировой опыт и тенденции привлечения иностранных инвестиций, оценить их значение для развития экономики Республики Беларусь.
Ведение………………………………………………………………………… 4
1 Иностранные инвестиции: понятие, сущность, формы………………….. 6
2 Мировой опыт привлечения иностранных инвестиций………………….. 12
3 Иностранные инвестиции в Республике Беларусь……………………….. 20
Заключение…………………………………………………………………….. 26
Список использованных источников………………………………………… 27
В
1964 году была учреждена Конференция
ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД),
которая занимается анализом вопросов,
связанных с иностранными инвестициями
в развивающихся странах, готовит
доклады о международных
Конечно, все документы ООН и ее организаций по вопросам иностранных инвестиций не имеют обязательного характера. Кроме того, некоторые из них принимались при прямом противодействии или воздержании развитых стран – главных экспортеров капитала, что объясняется их стремлением защитить интересы западных инвесторов. Однако даже обсуждение всех этих проблем в рамках международных организаций, безусловно, способствует лучшему осмыслению и пониманию проблем, связанных с использованием иностранных инвестиций в современных условиях на базе взаимной выгоды и с должным учетом как интересов инвесторов, так и национальных интересов принимающих стран, которые в прошлом сплошь и рядом игнорировались либо учитывались в недостаточной мере [5, c. 40-47].
Здесь
же следует ограничиться замечанием
о том, что в последние годы
многие страны предприняли меры по
либерализации национальных законов
об иностранных инвестициях, внеся
в них соответствующие поправки
либо принимая новые законы, предоставляющие
более благоприятные условия
для иностранных инвесторов. Как
показывает опыт многих стран, особенно
развивающихся и стран с
Используя
иностранный капитал, любая страна
одновременно стремится сохранить
независимость своей экономики,
что создает реальную проблему совмещения
независимости. С одной стороны,
и взаимодействия с привлекаемым
иностранным капиталом-с
К настоящему времени мировая практика выработала универсальный набор мер, используемых для привлечения иностранного капитала. Среди них наибольшее значение имеют следующие.
1.
Налоговые стимулы: налоговые
льготы, “налоговые каникулы”,
Смысл такого освобождения состоит в повышении привлекательности инвестиций и тем самым увеличения в будущем налогооблагаемой базы. При этом временное снижение поступлений от налога на прибыль в бюджет компенсируется за счет дополнительных неналоговых выгод, связанных с привлечением иностранного капитала, таких, как создание новых рабочих мест, развитие производства и инфраструктуры, приток финансовых ресурсов, передовых технологий и т.д.
2. Финансовые стимулы - различного рода субсидии, предоставление кредитов и займов по льготным условиям, гарантии их получения.
3.
Нефинансовые стимулы –
В
тех или иных комбинациях эти
меры привлечения иностранных
Во-вторых, наметилась устойчивая тенденция к более широкому использованию нефинансовых мер, таких, как упрощение административных процедур, создание свободных экономических зон и др.
Каждая
из стран применяет названные
выше универсальные меры по-своему.
Обратимся, например, к опыту США,
которые в течение многих десятилетий
были нетто-экспортерами капитала, т.е.
объем их зарубежных инвестиций (экспорта
капитала) намного превышал объем
иностранных инвестиций (импорта
капитала в США). С середины 80-х
годов США стали важнейшим
импортером капитала, что было связано
с действием таких факторов, как
стабильность экономического и политического
положения страны, устойчивые темпы
экономического роста, открывавшие
широкие возможности для
Среди мер экономической политики, стимулировавших приток иностранных капиталов в США, можно, например, назвать следующие:
- Введение ограничений на импорт некоторых товаров в США, что побуждало иностранные компании в борьбе за американский внутренний рынок создавать собственные производства на территории США;
- Отмена 30—процентного налога на доходы иностранцев от американских ценных бумаг;
- Создание специальных экономических зон в относительно слабо развитых регионах страны;
- Политика властей штатов, предоставляющих иностранным инвесторам налоговые и иные и иные льготы.
Особое внимание уделяется привлечению иностранных инвестиций в так называемые зоны развития – территории, нуждающиеся в дополнительном привлечении финансовых ресурсов с целью развития в них наукоемких отраслей или снижения уровня безработицы [8, c. 84].
Одним из наиболее распространенных за рубежом способов обеспечения условий стабильности деятельности иностранных инвесторов является включение в законы, регулирующие их деятельность, или в соглашения о совместном предпринимательстве и инвестиционном сотрудничестве так называемой “стабилизационной оговорки”.
Стабилизационная
оговорка – положение договора,
позволяющее сохранить для
Самая распространенная разновидность стабилизационной оговорки – так называемая “дедушкина оговорка” (grandfather's clause) – положение, согласно которому в течение времени, предусмотренного оговоркой, на инвестора не распространяется действие законодательных и нормативных актов, принятых после того, как инвестор приступил к капиталовложениям, и изменивших условия его деятельности в худшую сторону.
“Дедушкина оговорка” создает временный иммунитет от действия новых законов и иных нормативно-правовых актов, обеспечивает инвестору переходный период, в течение которого он может подготовиться к менее благоприятным условиям деятельности либо даже успеть возместить свои затраты и получить прибыль на вложенный капитал. “Дедушкина оговорка” проста и удобна в применении, и если срок ее действия достаточно продолжителен, то она способна служить эффективным инструментом привлечения иностранных инвестиций [9, с. 52].
Как показывает опыт западных стран, стабилизационные оговорки не применяются автоматически ко всем случаям ухудшения условий инвестирования в связи с принятием нового законодательства. Так, инвестор не может требовать применения к нему стабилизационной оговорки, если вновь принятое законодательство касается вопросов обороноспособности и безопасности государства, общественного порядка, охраны здоровья населения, защиты окружающей природной среды.
В
целом можно сделать вывод, что
многие страны включают в свои национальные
законодательства положения, которые
гарантируют иностранным
- Право пользоваться справедливым и недискриминационным режимом, т.е. условиями, благоприятствующими их деятельности;
- Право беспрепятственно распоряжаться прибылью;
- Право на репартацию прибыли – вывоз прибыли иностранным инвестором из страны ее получения;
- Право на достаточную компенсацию – справедливую рыночную стоимость национализируемого иностранного имущества;
- Недопущение так называемой ползучей экспроприации, т.е. введения принимающей страной таких методов регулирования иностранных инвестиций, которые имеют целью их фактическую конфискацию;
- Включение в законодательные акты и тексты договоров стабилизационных (“дедушкиных”) оговорок;
- Возможность использования средств защиты прав инвестора, обеспечивающих объективность при рассмотрении различных хозяйственных и иных споров.
Анализ глобальных потоков иностранных инвестиций показал, что после роста на протяжении четырех лет подряд глобальный приток ПИИ увеличился в 2007 году на 30% и достиг 1 833 млрд. долларов, что гораздо выше прежней рекордной отметки, зафиксированной в 2000 году. Несмотря на финансовый и кредитный кризисы, начавшиеся во втором полугодии 2007 года, во всех трех основных экономических группировках – развитых странах, развивающихся странах и странах с переходной экономикой Юго-Восточной Европы и Содружества Независимых государств (СНГ) – наблюдался рост притока ПИИ.
Таблица
1 - Потоки ПИИ, по регионам
и отдельным странам, 1995-2007
годы (в млрд. долл. и
%)
Примечание – Источник: [10, c. 16].
Прирост ПИИ в значительной степени отражал относительно высокие темпы экономического роста и уверенную динамику деятельности корпораций во многих частях мира. В результате увеличения прибыли зарубежных филиалов, особенно в развивающихся странах, реинвестированные доходы составили около 30% совокупного притока ПИИ. В известной степени рекордные уровни ПИИ в долларовом выражении отражали и существенное обесценение доллара по отношению к другим остальным валютам. Однако даже при оценке в местных валютах среднегодовой рост глобальных потоков ПИИ все же составил в 2007 году 23%.
Приток ПИИ в развитые страны достиг 1248 млрд. долларов. Соединенные Штаты сохранили свои позиции ведущей принимающей страны, за ними следовали Соединенное Королевство, Франция, Канада и Нидерланды (диаграмма). Крупнейшим принимающим регионом был Европейский Союз (ЕС), куда поступило почти 2/3 совокупного притока ПИИ в развитые страны.
В
развивающихся странах приток ПИИ
достиг беспрецедентного уровня (500 млрд.
долларов), что означает рост по сравнению
с 2006 годом на 21%. Приток ПИИ в наименее
развитые страны (НРС) в 2007 году составил
13 млрд. долларов, что также является
рекордно высоким показателем. В
то же время развивающиеся страны
продолжают набирать силу в качестве
источников ПИИ, вывоз которых достиг
нового рекордного уровня в размере
253 млрд. долларов, главным образом
в результате внешней экспансии
азиатских транснациональных