Иностранные инвестиции

Автор: k********@mail.ru, 24 Ноября 2011 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – иностранные инвестиции и их особенности.
Предмет исследования – механизм и способы привлечения иностранных инвестиций.
Цель работы: на основе анализа оценить мировой опыт и тенденции привлечения иностранных инвестиций, оценить их значение для развития экономики Республики Беларусь.

Содержание

Ведение………………………………………………………………………… 4
1 Иностранные инвестиции: понятие, сущность, формы………………….. 6
2 Мировой опыт привлечения иностранных инвестиций………………….. 12
3 Иностранные инвестиции в Республике Беларусь……………………….. 20
Заключение…………………………………………………………………….. 26
Список использованных источников………………………………………… 27

Работа содержит 1 файл

курсовая иностранные инвестиции.docx

— 198.63 Кб (Скачать)

     В 1964 году была учреждена Конференция  ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), которая занимается анализом вопросов, связанных с иностранными инвестициями в развивающихся странах, готовит  доклады о международных инвестициях  и отслеживает политику стран  по привлечению иностранных капиталов.

     Конечно, все документы ООН и ее организаций  по вопросам иностранных инвестиций не имеют обязательного характера. Кроме того, некоторые из них принимались  при прямом противодействии или  воздержании развитых стран –  главных экспортеров капитала, что  объясняется их стремлением защитить интересы западных инвесторов. Однако даже обсуждение всех этих проблем  в рамках международных организаций, безусловно, способствует лучшему осмыслению и пониманию проблем, связанных  с использованием иностранных инвестиций в современных условиях на базе взаимной выгоды и с должным учетом как интересов инвесторов, так и национальных интересов принимающих стран, которые в прошлом сплошь и рядом игнорировались либо учитывались в недостаточной мере [5, c. 40-47].

     Здесь же следует ограничиться замечанием о том, что в последние годы многие страны предприняли меры по либерализации национальных законов  об иностранных инвестициях, внеся  в них соответствующие поправки либо принимая новые законы, предоставляющие  более благоприятные условия  для иностранных инвесторов. Как  показывает опыт многих стран, особенно развивающихся и стран с переходной экономикой, к основным направлениям либерализации национальных законодательств  об иностранных инвестициях в  последнее десятилетие относятся следующие:

  1. Упрощение процедур получения разрешения на инвестирование. В некоторых странах вводится единовременное выполнение всех формальностей при оформлении инвестиций через одно учреждение (single-window approach или one-stop services).
  2. Ослабление ограничений на владение собственностью, в том числе разрешение создавать предприятия со 100-процентным иностранным владением.
  3. Предоставление новых или продление сроков ранее предоставленных “налоговых каникул”.
  4. Полное или частичное освобождение от некоторых налогов и сборов.
  5. Вычет из налогооблагаемой суммы затрат на подготовку местного персонала, на проведение исследовательских работ и на цели развития.
  6. Введение ускоренной амортизации.
  7. Отмена или ослабление ограничений на репатриацию прибылей, капитала, заработной платы иностранного персонала и доходов от ликвидации предприятия.
  8. Полная или частичная отмена требований, предъявляемых иностранным инвесторам по вопросам использования местного сырья, компонентов и найма местной рабочей силы.
  9. Увеличение продолжительности допустимого периода использования иностранного капитала.
  10. Отмена или снижение минимального объема инвестированного капитала.
  11. Снятие ограничений на деятельность иностранных инвесторов в отдельных отраслях экономики [6, с.29].

     Используя иностранный капитал, любая страна одновременно стремится сохранить  независимость своей экономики, что создает реальную проблему совмещения независимости. С одной стороны, и взаимодействия с привлекаемым иностранным капиталом-с другой. Несмотря на заинтересованность в привлечении  капитала, развивающиеся государства  и страны с переходной экономикой принимают в то же время различные  меры по защите своих суверенных прав на природные и иные ресурсы, вырабатывая  на многосторонней основе стандарты  по урегулированию деятельности иностранных  инвесторов.

     К настоящему времени мировая практика выработала универсальный набор  мер, используемых для привлечения  иностранного капитала. Среди них наибольшее значение имеют следующие.

     1. Налоговые стимулы: налоговые  льготы, “налоговые каникулы”, освобождение  от таможенных пошлин и сборов  и др. “Налоговые каникулы” –  это полное или частичное освобождение  коммерческой организации от  уплаты налога на прибыль в  течение определенного периода  времени после размещения инвестиций.

     Смысл такого освобождения состоит в повышении  привлекательности инвестиций и  тем самым увеличения в будущем  налогооблагаемой базы. При этом временное  снижение поступлений от налога на прибыль в бюджет компенсируется за счет дополнительных неналоговых  выгод, связанных с привлечением иностранного капитала, таких, как создание новых рабочих мест, развитие производства и инфраструктуры, приток финансовых ресурсов, передовых технологий и  т.д.

     2. Финансовые стимулы - различного  рода субсидии, предоставление кредитов  и займов по льготным условиям, гарантии их получения.

     3. Нефинансовые стимулы – создание  благоприятного климата для эффективного  функционирования иностранного  капитала, развитие законодательной  базы и необходимой инфраструктуры (транспорта, связи и др.), создание  свободных экономических зон  и т.д. [7, c.57].

     В тех или иных комбинациях эти  меры привлечения иностранных инвестиций используются во всех странах. Однако опыт последних десятилетий позволяет  выделить следующие особенности  методов их привлечения, характерные  для различных групп стран. Во-первых, промышленно развитые страны отдают предпочтение финансовым стимулам перед налоговыми. Это объясняется тем, что финансовое стимулирование позволяет правительству сконцентрировать усилия на достижении конкретных целей, например, на привлечение иностранных инвесторов в отдельные отрасли или переживающие экономические трудности “депрессивные” регионы. Развивающиеся страны, напротив, предпочитают  налоговые меры. Что обусловлено недостатком у них необходимых финансовых ресурсов.

     Во-вторых, наметилась устойчивая тенденция к  более широкому использованию нефинансовых мер, таких, как упрощение административных процедур, создание свободных экономических  зон и др.

     Каждая  из стран применяет названные  выше универсальные меры по-своему. Обратимся, например, к опыту США, которые в течение многих десятилетий  были нетто-экспортерами капитала, т.е. объем их зарубежных инвестиций (экспорта капитала) намного превышал объем  иностранных инвестиций (импорта  капитала в США). С середины 80-х  годов США стали важнейшим  импортером капитала, что было связано  с действием таких факторов, как  стабильность экономического и политического  положения страны, устойчивые темпы  экономического роста, открывавшие  широкие возможности для вложения капиталов. Однако помимо этих объективных  факторов на увеличение притока иностранного капитала с США повлияла и политика, направленная на привлечение иностранных  инвесторов.

     Среди мер экономической политики, стимулировавших  приток иностранных капиталов в  США, можно, например, назвать следующие:

      - Введение ограничений на импорт некоторых товаров в США, что побуждало иностранные компании в борьбе за американский внутренний рынок создавать собственные производства на территории США;

      - Отмена 30—процентного налога на доходы иностранцев от американских ценных бумаг;

      - Создание специальных экономических зон в относительно слабо развитых регионах страны;

      - Политика властей штатов, предоставляющих иностранным инвесторам налоговые и иные и иные льготы.

     Особое  внимание уделяется привлечению  иностранных инвестиций в так  называемые зоны развития – территории, нуждающиеся в дополнительном привлечении  финансовых ресурсов с целью развития в них наукоемких отраслей или снижения уровня безработицы [8, c. 84].

     Одним из наиболее распространенных за рубежом  способов обеспечения условий стабильности деятельности иностранных инвесторов является включение в законы, регулирующие их деятельность, или в соглашения о совместном предпринимательстве и инвестиционном сотрудничестве так называемой “стабилизационной оговорки”.

     Стабилизационная  оговорка – положение договора, позволяющее сохранить для инвестора  неизменным условия, существовавшие до принятия государством нового законодательства, ухудшающего условия деятельности инвестора.

     Самая распространенная разновидность стабилизационной оговорки – так называемая “дедушкина оговорка” (grandfather's clause) – положение,  согласно которому в течение времени, предусмотренного оговоркой, на инвестора не распространяется действие законодательных и нормативных актов, принятых после того, как инвестор приступил к капиталовложениям, и изменивших условия его деятельности в худшую сторону.

     “Дедушкина  оговорка” создает временный  иммунитет от действия новых законов  и иных нормативно-правовых актов, обеспечивает инвестору переходный период, в течение  которого он может подготовиться  к менее благоприятным условиям деятельности либо даже успеть возместить свои затраты и получить прибыль  на вложенный капитал. “Дедушкина оговорка”  проста и удобна в применении, и  если срок ее действия достаточно продолжителен, то она способна служить эффективным  инструментом привлечения иностранных инвестиций [9, с. 52].

     Как показывает опыт западных стран, стабилизационные оговорки не применяются автоматически  ко всем случаям ухудшения условий  инвестирования в связи с принятием  нового законодательства. Так, инвестор не может требовать применения к  нему стабилизационной оговорки, если вновь принятое законодательство касается вопросов обороноспособности и безопасности государства, общественного порядка, охраны здоровья населения, защиты окружающей природной среды.

     В целом можно сделать вывод, что  многие страны включают в свои национальные законодательства положения, которые  гарантируют иностранным инвесторам:

      - Право пользоваться справедливым и недискриминационным режимом, т.е. условиями, благоприятствующими их деятельности;

      - Право беспрепятственно распоряжаться прибылью;

      - Право на репартацию прибыли – вывоз прибыли иностранным инвестором из страны ее получения;

      - Право на достаточную компенсацию – справедливую рыночную стоимость национализируемого иностранного имущества;

      - Недопущение так называемой ползучей экспроприации, т.е. введения принимающей страной таких методов регулирования иностранных инвестиций, которые имеют целью их фактическую конфискацию;

      - Включение в законодательные акты и тексты договоров стабилизационных (“дедушкиных”) оговорок;

      - Возможность использования средств защиты прав инвестора, обеспечивающих объективность при рассмотрении различных хозяйственных и иных споров.

     Анализ  глобальных потоков иностранных  инвестиций показал, что после роста на протяжении четырех лет подряд глобальный приток ПИИ увеличился в 2007 году на 30% и достиг 1 833 млрд. долларов, что гораздо выше прежней рекордной отметки, зафиксированной в 2000 году. Несмотря на финансовый и кредитный кризисы, начавшиеся во втором полугодии 2007 года, во всех трех основных экономических группировках – развитых странах, развивающихся странах и странах с переходной экономикой Юго-Восточной Европы и Содружества Независимых государств (СНГ) – наблюдался рост притока ПИИ.

Таблица 1 - Потоки ПИИ, по регионам и отдельным странам, 1995-2007 годы (в млрд. долл. и %) 

     Примечание – Источник: [10, c. 16].

     Прирост ПИИ в значительной степени отражал  относительно высокие темпы экономического роста и уверенную динамику деятельности корпораций во многих частях мира. В  результате увеличения прибыли зарубежных филиалов, особенно в развивающихся  странах, реинвестированные доходы составили около 30% совокупного притока  ПИИ. В известной степени рекордные уровни ПИИ в долларовом выражении отражали и существенное обесценение доллара по отношению к другим остальным валютам. Однако даже при оценке в местных валютах среднегодовой рост глобальных потоков ПИИ все же составил в 2007 году 23%.

     Приток  ПИИ в развитые страны достиг 1248 млрд. долларов. Соединенные Штаты  сохранили свои позиции ведущей  принимающей страны, за ними следовали  Соединенное Королевство, Франция, Канада и Нидерланды (диаграмма). Крупнейшим принимающим регионом был Европейский  Союз (ЕС), куда поступило почти 2/3 совокупного  притока ПИИ в развитые страны.

     В развивающихся странах приток ПИИ  достиг беспрецедентного уровня (500 млрд. долларов), что означает рост по сравнению  с 2006 годом на 21%. Приток ПИИ в наименее развитые страны (НРС) в 2007 году составил 13 млрд. долларов, что также является рекордно высоким показателем. В  то же время развивающиеся страны продолжают набирать силу в качестве источников ПИИ, вывоз которых достиг нового рекордного уровня в размере 253 млрд. долларов, главным образом  в результате внешней экспансии  азиатских транснациональных корпораций. Взрывной рост отмечался и в динамике потоков ПИИ в Юго-Восточную Европу и СНГ, которые возросли на 50% и достигли 86 млрд. долларов в 2007 году. Таким образом в регионе рост продолжается на протяжении семи лет подряд. Резко увеличился и вывоз инвестиций из региона, который достиг 51 млрд. долларов, превысив уровень 2006 года более чем вдвое. В группе развивающихся стран и стран с переходной экономикой тремя крупнейшими получателями ПИИ были Китай (84 млрд. долларов), Гонконг (Китай (64млрд. долларов))  и Российская Федерация (53 млрд. долларов) [10, с. 14-17].

Информация о работе Иностранные инвестиции