Иностранные инвестиции

Автор: k********@mail.ru, 24 Ноября 2011 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – иностранные инвестиции и их особенности.
Предмет исследования – механизм и способы привлечения иностранных инвестиций.
Цель работы: на основе анализа оценить мировой опыт и тенденции привлечения иностранных инвестиций, оценить их значение для развития экономики Республики Беларусь.

Содержание

Ведение………………………………………………………………………… 4
1 Иностранные инвестиции: понятие, сущность, формы………………….. 6
2 Мировой опыт привлечения иностранных инвестиций………………….. 12
3 Иностранные инвестиции в Республике Беларусь……………………….. 20
Заключение…………………………………………………………………….. 26
Список использованных источников………………………………………… 27

Работа содержит 1 файл

курсовая иностранные инвестиции.docx

— 198.63 Кб (Скачать)

     Политические  факторы также могут сыграть свою роль в принятии компанией решения использовать ПИИ для выхода на международный рынок. Компания может инвестировать капитал в зарубежную страну для того, чтобы обойти торговые ограничения, налагаемые этой страной, или чтобы воспользоваться перспективами экономического роста, предлагаемыми ее правительством [3, с. 305-310].

     Прямые  инвестиции делятся на две группы: Трансконтинентальные капитальные вложения и Транснациональные вложения.

     Трансконтинентальные капитальные вложения, обусловленные возможными лучшими условиями рынка, то есть тогда, когда существует возможность поставлять товары с нового производственного комплекса непосредственно на рынок данной страны (континента). Издержки играют здесь небольшую роль, главное - нахождение на рынке. Разница в издержках производства по сравнению с материнской компанией является меньшим фактором влияния на размещение производства на данном континенте. Издержки производства являются решающим для определения страны данного континента, в которой необходимо создать новые производственные мощности;

     Транснациональные вложения - прямые вложения, часто в соседней стране. Цель - минимизация издержек по сравнению с материнской компанией.

     Черты, характерные для прямых инвестиций:

    - при прямых зарубежных инвестициях инвесторы, как правило, лишаются возможности быстрого ухода с рынка;

    - большая степень риска и большая сумма, чем при портфельных инвестициях;

    - более высокий срок капиталовложений, они более предпочтительны для стран-импортеров иностранного капитала.

       «Портфельные» инвестиции - такие капитальные вложения, доля участия которых в капитале фирм ниже предела, обозначенного для прямых инвестиций. Портфельные инвестиции не обеспечивают контроля за заграничными компаниями, ограничивая прерогативы инвестора получением доли прибыли (дивидендов).

     В ряде случаев международные корпорации реально контролируют иностранные  предприятия, обладая портфельными инвестициями, из-за двух причин:

      - из-за значительной распыленности акций среди инвесторов;

      - по причине наличия дополнительных договорных обязательств, ограничивающих оперативную самостоятельность иностранной фирмы. Имеются в виду лицензионные и  соглашения, контракты на маркетинговые услуги и техническое обслуживание.

     Повышение роли портфельных инвестиций в последнее  десятилетие связано с возможностью проведения спекулятивных операций, наращиванию масштабов которых  способствовал ряд факторов: интернационализация  деятельности фондовых бирж, снятие ограничений  на допуск иностранных компаний на многих крупнейших фондовых биржах, расширение международных операций банков с  ценными бумагами пенсионных фондов и других сберегательных учреждений.

     В международной и национальной статистике существует также категория прочих инвестиций, куда включаются:

      - Торговые кредиты (предварительная оплата импорта или экспорта и предоставление кредитов для оплаты импорта и экспорта);

    - Различные кредиты, кроме торговых, полученные от инвесторов;

    - Кредиты, полученные от Всемирного банка, МВФ, МБРР, ЕБРР;

    - Банковские вклады – валютные счета зарубежных инвесторов;

    - Двусторонние инвестиционные кредиты.

     Основными способами осуществления иностранных инвестиций являются:

      - Создание за границей собственного филиала или предприятия, находящегося в полной (100%-й) собственности инвестора;

      - Долевое участие в капитале совместных предприятий;

      - Приобретение или поглощение зарубежных предприятий;

      - Предоставление займов и кредитов;

        - Приобретение имущественных прав, в том числе прав пользования землей и иными природными ресурсами;

      - Предоставление прав на использование определенных технологий, ноу-хау и т.д.;

      - Долевое участие в капитале совместных предприятий;

      - Осуществление операций по финансовому лизингу;

      - Реинвестирование прибыли, полученной инвестором, в стране размещения филиала или совместного предприятия.

     Реинвестиции  – капиталовложения в объекты  предпринимательской деятельности, финансируемые за счет доходов или  прибыли иностранного инвестора, которые  получены на территории принимающей  страны [4, с.219].

     К положительным последствиям привлечения  иностранного капитала относятся:

      - увеличение объема реальных капиталовложений, ускорение темпов экономического развития и улучшения состояния платежного баланса страны;

        - поступление передовой иностранной технологии, организационного и управленческого опыта, результатов  НИОКР, воплощаемых  в новой технике, патентах, лицензиях, ноу-хау и т.д.;

      - использование местных сбережений для реализации прибыльных проектов;

      - привлечение местных капиталов и укрепление местного финансового рынка за счет использования его ресурсов в производственных целях;

      - более полное использование местных природных ресурсов;

      - повышение уровня занятости, квалификации, производительности местной рабочей силы;

      - расширение ассортимента выпускаемой продукции;

      - развитие импортозамещающего производства и сокращение валютных расходов на оплату импорта:

      - расширение экспорта и поступления иностранной валюты;

      - увеличение объема налоговых поступлений, позволяющее расширить государственное финансирование социальных и других программ;

      - повышение уровня жизни и покупательной способности населения;

      - использование более высоких стандартов качества окружающей среды, расширение доступа к более чистой технологии, снижение общего уровня загрязнения окружающей среды;

      - развитие инфраструктуры и сферы услуг;

      - повышение доверия к стране, что позволит привлечь новых иностранных инвесторов;

      - усиление конкуренции в национальной экономике и снижение уровня ее монополизации;

      - оздоровление социально-культурной обстановки в стране, распространение международных стандартов не только в производстве, но и потреблении.

     К отрицательным последствиям иностранных  инвестиций относятся:

      - репатриация капитала и перевод прибыли в различных формах (дивидендов, процентов, роялти и т.д.), что ухудшает состояние платежного баланса принимающей страны;

      - увеличение импорта оборудования, материалов и комплектующих, требующее дополнительных валютных расходов;

      - подавление местных производителей и ограничение конкуренции;

      - усиление зависимости национальной экономики, угрожающее экономической и политической безопасности;

      - игнорирование иностранными инвесторами местных условий и особенностей;

      - возможная деформация структуры национальной экономики;

      - упадок традиционных отраслей национальной экономики;

      - усиление социальной напряженности и дифференциации (в частности, за счет более высокой оплаты труда на иностранных предприятиях);

      - ослабление стимулов для проведения национальных НИОКР, вследствие ввоза иностранной технологии, что в конечном счете, может привести к усилению технологической зависимости;

      - ухудшение состояния окружающей среды в результате пере вода страну «грязных» производств и хищнической эксплуатации местных ресурсов;

      - негативное воздействие на социально-культурные условия, связанное с игнорированием национальных традиций, особенностей, насаждением чуждых национальной культуре стандартов, ценностей и форм организации производства, потребления, образа жизни [5, с.14-17].

     Разумеется, все перечисленные выше положительные  и отрицательные последствия  привлечения и проникновения  иностранных капиталов в экономику  принимающих стран не реализуются  автоматически, а существуют лишь в  потенции. Именно поэтому принимающие  страны и их экономические субъекты, намеренные развивать совместное предпринимательство  с иностранными партнерами, должны внимательно оценивать все “за” и “против” подобных проектов и  проводить разумную политику регулирования  иностранных инвестиций, которая  позволяла бы в полной мере использовать их положительные эффекты и устранять  или минимизировать отрицательные.

     Таким образом, существует множество определений  понятия «инвестиции», развитая система  классификации инвестиций, множество  видов инвестиций, но всё это не просто деньги, вложенные в экономику той или иной страны, а это цена доверия к государству, степень комфортности ведения бизнеса и всеобщее процветание территории.

 

     

     2 Привлечение иностранных инвестиций. Опыт зарубежных стран 

     Привлечение иностранных инвестиций является важной составной частью макроэкономической политики любого государства и особенно стран с переходной экономикой, Вместе с тем в последние десятилетия  резко возросла потребность в  разработке международно-правовых основ  регулирования движения международных  инвестиций. Неслучайно в последние  годы быстро растет численность разнообразных  соглашений по инвестиционным вопросам. Эти соглашения различаются между  собой по составу участников, кругу  затрагиваемых вопросов и охватываемым отраслям. Разумеется, заключение таких  соглашений еще не позволяет утверждать, что в мире уже создана международно-правовая база для иностранных прямых инвестиций. Однако факт ее формирования бесспорен. В состав формирующейся базы могут быть включены:

      - Двусторонние межправительственные соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций;

      - Региональные инструменты регулирования;

      - Многосторонние соглашения.

     Двусторонние  межправительственные соглашения о поощрении  и взаимной защите инвестиций – соглашения между двумя государствами, направленные на разрешение всех вопросов, возникающих перед сторонами в ходе инвестиционного процесса. В подавляющем большинстве случаев участниками двусторонних межправительственных соглашений являются, с одной стороны, развитые страны – главные экспортеры капитала, и с другой – развивающиеся страны и страны с переходной экономикой, стремящиеся привлечь иностранные инвестиции. В таких соглашениях, как правило, фиксируется готовность государств-партнеров создавать благоприятные условия для частных инвестиций другой стороны с учетом того, что поощрение и взаимная защита инвестиций ведут к развитию всестороннего и взаимовыгодного экономического сотрудничества.

     Общая тенденция к глобализации мировой  экономики сопровождается усилением  ее регионализации, что проявляется в увеличении численности различного рода региональных объединений и группировок стран. Безусловным лидером в развитии интеграционных процессов в мире является Европейский союз (ЕС).

     Под многосторонними соглашениями принято понимать соглашения, которых участвует большинство стран мира – развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой. В последние годы работа над многосторонними инвестиционными соглашениями развивалась в основном в рамках трех международных организаций: Организация объединенных наций (ООН), Всемирного банка и Всемирной торговой организации (ВТО) – преемницы Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Следует отметить, что общей чертой многосторонних документов, касающихся международных инвестиций, является защита принципа установления для иностранных инвесторов “справедливого и недискриминационного режима”, который создает благоприятные условия для их деятельности.

Информация о работе Иностранные инвестиции