Иностранные инвестиции в экономике Дальнего Востока

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:51, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - исследование инвестиционного климата, а также рассмотрение существующих форм и методов регулирования иностранных инвестиций в России в целом и на Дальнем Востоке в частности.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 56.44 Кб (Скачать)

Сильной стороной является то, что до настоящего времени в экономику  Дальнего Востока  поступают преимущественно  прямые иностранные  инвестиции (ПИИ). В  целом за 2000-2005 гг. их доля в общем  объеме поступивших  иностранных инвестиций составила около 67%. Но они сосредоточены, главным образом, в ресурсно-сырьевом секторе, в основном в топливной промышленности, и связаны с  осуществлением проектов по разработке нефтегазовых месторождений на шельфе о. Сахалин. Поток  ПИИ в этот сектор экономики региона  стал закономерной реакцией крупнейших мировых  транснациональных  корпораций (специализирующихся на добыче, транспортировке  и переработке  нефти и газа) на рост потребления  энергоресурсов в  мире в целом и  на дестабилизацию ситуации в регионах традиционной их добычи [25].

Объем инвестиционных вложений в экономику Дальневосточного федерального округа в январе-марте 2008 года составил 1516,6 миллионов долларов США и вырос на 29% по сравнению  с соответствующим периодом прошлого года.

Данные Приморскстата показывают, что по итогам поступления иностранных инвестиций в ДВФО лидирует Сахалинская область (65,6% от общего объема поступлений). В экономику Республики Саха (Якутия) вложено 26,7%; Амурской области - 3,1; Хабаровского края - 2,0; Приморского края - 1,2; Камчатского края - 1,1%. Незначительны вложения в экономику Еврейской АО и Магаданской область.

В структуре иностранных  инвестиций наибольший удельный вес (57.3 %) занимают прямые инвестиции (в основном, это взносы в уставный фонд, кредиты, прочие вложения). На долю прочих инвестиций, осуществляемых на возвратной основе (торговые кредиты и кредиты международных  финансовых организаций), приходится 42,7%. В Приморье на долю прочих инвестиций приходится 76,4%, прямых - 23,6%.

Наиболее привлекательным  для иностранного капитала видом  экономической деятельности в ДВФО является добыча полезных ископаемых - 1443,9 миллионов долларов (95,2% от всех поступлений). Это направление является основным для Республики Саха (Якутия), Сахалинской, Амурской и Магаданской  области, Хабаровского края и Еврейской  АО.

Из 17,6 миллионов долларов, поступивших в экономику Приморья, 12,4 миллионов (70,6%) вложено в сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство (лесозаготовки), в обрабатывающие производства - 3,5 миллионов. долларов (20,1%), 1 миллион (5,7%) - в оптовую и розничную торговлю, в транспорт - 0,3 миллионов долларов (1,9%).

Основные страны-инвесторы, осуществляющие значительные инвестиционные вложения в Дальневосточный округ: Нидерланды - 756, 6 миллионов долларов; Великобритания - 227,9; Люксембург - 152,5; Япония - 109,6; Багамские острова - 97,9; Индия - 60 миллионов долларов. Для  Приморья основными инвесторами  в январе-марте 2008 года явились Япония (88,5%), Китай (5.,4%), Республика Корея (2,6%), Норвегия (1,8%), Кипр (1,5% от всех поступлений  в край)[22].

Но ведь потенциал  территории значительно шире: Дальний  Восток России обладает всеми объективными возможностями, чтобы поддерживать устойчивый приток инвестиций и экономический  рост.

Чтобы это произошло, необходима последовательная работа по «расшивке» узких мест и устранению имеющихся негативных факторов. Основными  «болевыми» точками являются:

* «Вытеснение» региона  с внутреннего рынка России  и стран СНГ.

* Продолжающийся отток  населения.

Эта проблема в перспективе  поставит предел экономическому развитию в силу физической нехватки рабочей  силы.

* Прогрессирующее  «утяжеление» экономической структуры.

Негативные тенденции 1990-х годов усугубили проблемы в регионе. Структурной перестройки  не произошло, и, более того, в целом  сырьевая специализация региона  усилилась.

* Слабость финансово-банковской  системы региона.

Собственные ресурсы  банковской системы незначительны, фактическое отсутствие межбанковского кредитного рынка не позволяет региональным банкам мобилизовать достаточные ресурсы  даже для краткосрочного кредитования.

* Высокий уровень  пространственной неоднородности.

В перспективе структурным  приоритетом развития экономики  должен оставаться природно-ресурсный  сектор, в максимальной степени адаптированный к формированию и поддержанию  внешнего спроса на региональный продукт. В то же время ориентация этого  сектора на экспорт необработанного  сырья чревата усилением нестабильности внешнего спроса и, как следствие, нестабильности экономического развития региона. Следовательно, стратегической задачей является стимулирование перехода к производству и экспорту продукции на основе переработки  сырья и переработанного сырья  самого по себе. Это предполагает технологическую  модернизацию природно-ресурсного сектора, что ставит на повестку дня вопрос об изменении внешнеторговой политики.

В частности, речь идет об изменении режима импорта технологического и инвестиционного оборудования, связанного с модификацией структуры  производства и конечного продукта в данном секторе экономики.

Необходимо изменить принципы размещения населения и  производства, тип освоения природных  ресурсов. Следует предусматривать  условия для перехода в северной зоне региона к вахтовому освоению и эксплуатации природных ресурсов и самой территории. Это позволит реально снизить социальную и  коммунальную нагрузку на наиболее продуктивную южную зону и в целом на бюджетную  систему России, одновременно увеличив эффективность и комфортность освоения ресурсов в самом регионе.

Переход к вахтовому  способу развития природно-ресурсного сектора предполагает формирование на территории Дальнего Востока системы  опорных городов с выведением коммунальных, культурных, образовательных, медицинских, экологических условий  проживания в них на уровень лучших международных стандартов. Первоначально  необходимо на основе аккумулируемых в бюджетах самого региона доходов  от внешнеэкономической деятельности, а также с использованием инвестиционных трансфертов федерального бюджета  на социальные цели развивать города Владивосток, Хабаровск, Биробиджан. Вторая «очередь» может быть представлена городами Благовещенск, Якутск, Комсомольск-на-Амуре, Южно-Сахалинск, Магадан, Находка. Опираясь на эти городские центры, остальные  населенные пункты также смогут улучшать систему жизнеобеспечения.

Решение проблемы закрепления  населения в регионе непосредственным образом зависит от преодоления  сложившегося стереотипа, согласно которому, лишь уехав из региона, можно приобщиться  к «нормальным» стандартам образования, отдыха, лечения, культуры, коммунальных и других услуг.

Заключение

Пока еще иностранные  инвестиции незначительны по объему, однако они играют важную роль в  современной российской экономике. В условиях перехода к рыночным отношениям и утверждение позиций России на мировом рынке не возможно без  эффективно функционирующей инвестиционной деятельности. Поэтому одной из важнейших  задач правительства является создание особых условий и механизмов государственного регулирования иностранных инвестиций, которые смогли бы обеспечить поток  инвестиций в страну.

Для привлечения иностранных  инвестиций необходимо создать благоприятный  инвестиционный климат в стране. Государству  в этом процессе должна отводиться первостепенная роль.

Инвестиционная политика государства не может проводиться  в отрыве от экономической политики, поэтому она является одним из важнейших направлений социально-экономической  политики государства.

Одним из методов государственного регулирования иностранных инвестиций является создание благоприятного налогового режима путем предоставления инвесторам определенных налоговых льгот. Облегчение налогового режима и усовершенствование налогового законодательства побуждает  иностранных инвесторов направлять освобождающиеся средства в определенные инвестиционные проекты и секторы  экономики.

Россия, являясь по-прежнему привлекательной страной для  иностранных инвесторов, занимает далеко не ведущее место по объему инвестиционных вложений в экономику в последние  годы. Для привлечения инвестиций необходимо также создание благоприятной инвестиционной инфраструктуры, отвечающей мировым стандартам. Повысить заинтересованность со стороны иностранных инвесторов государство могло бы путем предоставления государственно-коммерческих гарантий.

Одним из важнейших  факторов, влияющих на инвестиционный климат любой страны, является существующая система законодательства. К сожалению, в России правовая система не всегда эффективна. Поэтому в настоящее  время в стране приоритетом остается преобразование нормативно-правовой базы в соответствии с перспективой развития инвестиционного потенциала страны.

Также одним из наиболее эффективных методов инвестиционного  развития страны может быть реализация проектов, связанных с создание особых экономических зон. Таким образом, реализуя такие проекты, и Россия в целом и Дальний Восток в  частности, может увеличить свою инвестиционною привлекательность.

Реализация данных мероприятий приведет к укреплению позиций предприятий страны на внешних  рынках, расширит возможности внутреннего  потребления, будет способствовать развитию экономического потенциала России и Дальнего Востока.

Список  литературы

1. Федеральный Закон  «Об инвестиционной  деятельности в  Российской Федерации,  осуществляемой в  форме капитальных  вложений» от 25 февраля  1999 г. № 39-ФЗ // СПС  «Консультант плюс».

2. Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ» от 02 января 2000 г. № 22-ФЗ2 // СПС «Консультант плюс».

3. Федеральный Закон  «Об иностранный  инвестициях в Российской федерации» от 09.07.1999г. № 160-ФЗ (в ред. Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ.) // СПС «Консультант плюс».

4. Амосова В.В., Гукасьян Г.М., Маковикова Г.А. Экономическая теория. - СПб: Питер, 2001. - 480 с.

5. Балацкий Е. Прямые иностранные инвестиции и внутренняя инвестиционная активность // Мировая экономика и международные отношения. - 1999. - № 11.

6. Балацкий Е., Павличенко Р. Иностранные инвестиции и экономический рост: теория и практика исследования // Мировая экономика и международные отношения. - 2004. - № 1.

7. Берзон Н. Формирование инвестиционного климата в экономике //Вопросы экономики. - 2002. - № 7.

8. Бочаров В.В. Инвестиции. - СПб.: «Питер», 2003.- 288 с.

9. Булатов А. Россия  в мировом инвестиционном процессе// Вопросы экономики. - 2004. - №1.

10. Валдайцев С.В. Инвестиции - М.: ТК «Велби», изд-во «Проспект», 2005. - 440 с.

11. Вахрин В.И. Инвестиции: Учебник - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002. - 384 с.

12. Вишняков В.Г.  Особые экономические зоны: правовые  проблемы и пути развития // Журнал  российского права. - 2003. - № 1.

13. Воронина Н.В.  Особенности инвестиционного климата  России на современном этапе  // Финансы и кредит. - 2004. - № 4.

14. Дзедзичек М.Г. Об иностранных инвестициях в Россию // Информационно-аналитический бюллетень Бюро экономического анализа. - 2004. - № 52.

15. Игонина Л.Л. Инвестиции. Учебное пособие. - М.: Экономистъ, 2004.- 478 с.

16. Иностранные инвестиции  в I квартале 2009 года /www. gks.ru

17. Кизилова Н.М. Теоретические основы исследования иностранных инвестиций. Самара, 1998.

18. Комаров В.В. Инвестиции  и лизинг в СНГ. - М.: Финансы  и статистика, 2001. - 424 с.

19. Крутик А.Б. Инвестиции и экономический рост предпринимательства. СПб.: Издательство «Лань», 2000. - 544 с.

20. Логинов В. и  др. Инвестиционная политика: возможности  реализации и приоритеты. // Вопросы  экономики. - 2006. - № 9.

21. Мозиас П. Прямые иностранные инвестиции: современные тенденции. // Мировая экономика и международные отношения. - 2004. - № 1.

22. Особенности инвестиционной  модели развития России/В.Б. Кондратьев, Ю.В. Куренков, В.Г. Варнавский и др.; Институт мировой экономики и международных отношений РАН.- М.: Наука, 2005.- 309 с.

23. Правовое регулирование  иностранных инвестиций в Российской  Федерации. //Бизнес и закон. - 2008. - № 5.

24. П. Минакир Как заманить инвестиции? «Тихоокеанская звезда», №№ 178,179, 19-20.09.07.

25. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2007: Р32 Стат. сб. / Росстат. М., 2007. 991с.

26. Розанова Ю.М.  Формирование инвестиционного климата  в экономике России// Вестник московского  университета. Серия 6. Экономика. - 2005. - №4.

27. Рыжов И.В., Сахончик Е.Д. Анализ актуальных направлений привлечения инвестиций на отечественные предприятия // Финансы и кредит. - 2004. - №4.

28. Финансы России 2006: Стат. Сб. / Росстат. - М., 2006.

29. Чебанов С. Иностранные  инвестиции: тенденции развития // Мировая  экономика и международные отношения. - 2004. - № 3.

30. Шаститко А.Е., Яковлева Е.Л. Принципы организации особых экономических зон в Российской Федерации // Информационно-аналитический бюллетень «Бюро экономического анализа». - 2005. - № 46.

Приложение 1

Объем инвестиций, поступивших  от иностранных инвесторов, по видам, (в млн. долл. США). [24. С.928]

Информация о работе Иностранные инвестиции в экономике Дальнего Востока