Иностранные инвестиции в экономике Дальнего Востока

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:51, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - исследование инвестиционного климата, а также рассмотрение существующих форм и методов регулирования иностранных инвестиций в России в целом и на Дальнем Востоке в частности.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 56.44 Кб (Скачать)

Третья группа законопроектов в области регулирования иностранных  инвестиций включает в себя нормативные  акты, регулирующие отдельные вопросы  деятельности организаций с иностранными инвестициями. В нее входят: Таможенный кодекс Российской Федерации, Налоговый  кодекс Российской Федерации, Закон  Российской Федерации от 21 мая 1993 года № 5003-1 «О таможенном тарифе», устанавливающие  таможенные и налоговые платежи  предприятий; Постановлением Правительства  Российской Федерации от 23 июля 1996 г. № 883 «О льготах по уплате ввозной  таможенной пошлины и налога на добавленную  стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами  в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями», которое устанавливает льготы по уплате ввозной таможенной пошлины. Государственная регистрация иностранным инвестором юридического лица либо регистрация иностранного гражданина в качестве индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации производится в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Большое значение в  области регулирования иностранных  инвестиций имеют двусторонние соглашения и многосторонние договоры Российской Федерации. Правовое регулирование  иностранных инвестиций в Российской Федерации, как и в других странах, осуществляется в соответствии с  международными договорами и с соблюдением  норм международного права.

Среди многосторонних договоров, в которых участвует  Россия, следует отметить: Сеульскую конвенцию; Вашингтонскую конвенцию; Конвенцию УНИДРУА о международном финансовом лизинге, Европейскую энергетическую хартию.

Суть данных Соглашений заключается в установлении обязательств между государствами поощрять и  создавать благоприятные условия  для инвестиций; обеспечивать надлежащую защиту иностранной собственности; предоставлять инвестору возможность  беспрепятственного перевода своих  доходов в свободно конвертируемую валюту; рассматривать споры с  инвестором по вопросам капиталовложений в международном арбитраже.

Все вышеперечисленные  правовые основы регулирования в  области иностранных инвестиций говорят о том, что российские законодатели делают все возможное  в уравнивании в правах иностранных  инвесторов с российскими, лишь бы они  были заинтересованы во вложении инвестиций в российскую экономику. Однако для активизации инвестиционного процесса, а также для формирования благоприятных условий для иностранных инвесторов в нашей стране необходимо постоянное совершенствование налогового, инвестиционного и корпоративного законодательства.

Так, например, сохраняются  некоторые «белые пятна» в законодательстве об свободных экономических зонах. На сегодняшний день вопрос развития свободных экономических зон  не менее актуален. Эта широко признанная в мировой практике форма привлечения  иностранных инвестиций слабо приживается  в нашей стране. В Китае СЭЗ  стали окном в мировую экономику, крупным каналом притока в  страну иностранного капитала, во многом благодаря подведению под них  прочной правовой базы.

1.3 Свободные экономические  зоны - как одна  из форм привлечения  иностранных инвестиций

Под свободной зоной (или  «зоной-франко») понимается часть территории страны, на которой  товары рассматриваются  как объекты, находящиеся  за пределами национальной таможенной территории и поэтому не подвергаются обычному таможенному  контролю и налогообложению. Иными словами, СЭЗ - это часть территории страны с особым действующим  режимом. Выражающее этот режим специальное  законодательство, которое  регулирует деятельность хозяйствующих субъектов  в СЭЗ, охватывает следующий круг вопросов: таможенное регулирование; налогообложение; лицензирование; визовое оформление; банковскую деятельность; имущественные и  залоговые отношения; предоставление концессий; управление свободной  зоной. Определенную специфику в СЭЗ  могут иметь также  акты трудового и  социального законодательства.

Создание  СЭЗ - действенное  направление развития экономики отдельных  территорий и регионов, ориентированное, как  правило, на решение  конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов. При этом направленность СЭЗ в достаточной  степени индивидуальна  и тесно связана  с реализуемыми на ее территории программами.

СЭЗ на территории России, в зависимости  от целей и задач, можно разделить  на следующие основные типы: комплексные  зоны производственного  характера (СЭЗ в  Находке, Калининградской  области, Санкт-Петербурге); внешнеторговые (зона свободной торговли около аэропорта  «Шереметьево», свободные  таможенные зоны около  аэропорта «Внуково», «Франко-Порт Терминал»  на территории московского  Западного речного  порта); функциональные, или отраслевые (СЭЗ в Зеленограде, зона экономического благоприятствования в Ингушетии, особая экономическая зона «Кавказские Минеральные Воды»). [12. С.9]

Основной  отличительной чертой процесса создания СЭЗ  в России является отсутствие надежной правовой базы по созданию и функционированию СЭЗ, а у правительства - четкой концепции  о роли СЗЗ в  российской экономике  переходного периода  не позволяет вопросу  о свободных зонах  находится в контексте важнейших направлений текущей политики.

Устройство  и функционирование СЭЗ в режиме свободной  таможенной зоны (а  именно это привлекает большинство регионов, добивающихся статуса  СЭЗ) означает, что  территория зоны подпадает  под условия таможенной экстерриториальности. Между тем, конституционность  норм таможенной экстерриториальности принципиально не ясна сегодня даже в отношении небольших  участков государственной  территории России площадью в несколько кв. км, не говоря уже  о регионах размером с целую область, поскольку Конституция  Российской Федерации  запрещает образование  таможенных границ внутри территории страны. Уже одно это обстоятельство ставит под вопрос правомерность принятия решений об образовании  различных СЭЗ  на территории России.

Вторая  проблема состоит  в отсутствии четко  сформулированных целей  создания зон, не противоречащих как интересам  регионов, так и  Федерации в целом. В-третьих, создание СЭЗ шло по принципу, чем больше территории, тем перспективнее  развитие зоны. Однако на практике оказалось, что чем больше территория СЭЗ, тем  хуже для ее предпринимательского успеха.

В результате, в настоящее  время из 18 формально  учрежденных в  России СЭЗ можно, да и то с большими натяжками, назвать  «работающими» лишь две зоны - в Калининградской  области и Находке.

Таким образом, свободная  экономическая зона, как одна из форм привлечения капитала в страну, является малоэффективным  инструментом в нашей  стране в силу таких  основных факторов, как отсталость инфраструктуры зон, Неурегулированность нормативно-правовой базы, отсутствие четко сформулированных целей, недостаток (и на федеральном, и на региональном уровне) средств на обустройство созданных зон.

Подводя итог, можно сделать  вывод, что при  определенном многообразии форм и методов  регулирования иностранной  инвестиционной деятельности в нашей стране последние либо малоэффективны, либо требуют серьезной  доработки в законодательном  аспекте. Развитие инструментов регулирования иностранных инвестиций без активного участия государства не представляется возможным.

Глава 2. Проблемы и перспективы  привлечения иностранных  инвестиций в экономику  России

2.1 Анализ структуры  и динамики иностранных  инвестиций в России

Российская экономика  в последние десятилетия развивалась  в условиях острейшего инвестиционного  кризиса. Практически все отрасли  сталкивались с катастрофической нехваткой  инвестиционных ресурсов не только для  расширенного воспроизводства, но даже для поддержания функционирования имеющегося производственного потенциала в нормальном рабочем состоянии. К настоящему времени прямое государственное  финансирование сохранилось преимущественно  в оборонной промышленности, в  некоторых направлениях развития транспорта и связи, частично в агропромышленном комплексе. Основная же масса инвестиционного  финансирования в новых условиях должна быть обеспечена самими хозяйствующими субъектами за счет собственных и  привлекаемых средств.

Приступая к анализу  динамики и структуры поступления  иностранных инвестиций в Россию, необходимо отметить, что перспективы  привлечения иностранных инвестиций в экономику той или иной страны зависят, наряду с прочими факторами, от наличия у нее тех или  иных конкурентных преимуществ. Россия, несомненно, обладает ими, хотя в ходе рыночных реформ ряд их был утрачен. Иностранцев отпугивает российская политическая и правовая нестабильность, суровый налоговый климат, усиление криминальных тенденций в обществе. И, тем не менее, иностранные инвестиции поступают в Россию. На рисунке 1 изображена структура иностранных инвестиций, поступивших в экономику России в период с 2000 по 2008 год. [24. С.928; 16]

Рисунок 2.1

Как видно из рисунка 2.1 инвестиционный бум в России наблюдался в 2007 году, когда общий объем иностранных  инвестиций составил 120 941 млн. долл. США, что по сравнению с 2006 годом больше в 2,2 раза. В 2008 году наблюдается спад в общем объеме поступивших иностранных инвестиций на 14% по сравнению с предыдущим годом. Из всей структуры иностранных инвестиций наибольший объем составляют прочие иностранные инвестиции, состоящие из торговых кредитов, на долю которых приходится 21,5% . В 2008 году объем прочих иностранных инвестиций, поступивших из-за рубежа уменьшился по сравнению с 2007 годом на 15,3% (Приложение 1).

Прямые иностранные  инвестиции (ПИИ) от общего объема поступивших  инвестиций в 2008 году составили 27027 млн. дол. США, что на 2,7% меньше, чем в 2007 году. Также в 2008 году значительно  уменьшился - почти в 3 раза - объем  портфельных иностранных инвестиций по сравнению с 2007 годом. [16]

По состоянию на конец марта 2009 года накопленный  иностранный капитал в экономике России составил 226,7 млрд. долларов США, что на 2,6% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе - 55,6% (на конец марта 2008г. - 48,8%), доля прямых инвестиций составила 42,0% (48,2%), портфельных - 2,4% (3,0%). В I квартале 2009 года в экономику России поступило 12,0 млрд. долл. США иностранных инвестиций, что на 30,3% меньше, чем в I квартале 2008 года. (Приложение 2).

Прямые иностранные  инвестиции по-прежнему сконцентрированы в сырьевых отраслях и неторгуемых секторах экономики (рисунок 2.2).

Рисунок 2.2

Предпочтительными направлениями  для прямых иностранных инвестиций остаются добыча полезных ископаемых, металлургия и торговля. В 2007 году объем ПИИ в добывающих отраслях составил 17,4 млн. долларов США, что почти в 2 раза больше, чем в 2006 году. Также, приток иностранных инвестиций в 2007 году увеличился по сравнению с 2006 годом в обрабатывающие отрасли в 2,1 раза, в строительство в 4 раза, в торговлю в 3,6 раза, в транспорт и связь в 1,2 раза, в операции с недвижимостью в 1,4 раза.

На конец марта 2009 года наибольший объем ПИИ поступил в такие отрасли российской экономики, как обрабатывающая промышленность - 27,9% от общего объема иностранных инвестиций, добыча полезных ископаемых - 21,4 % , оптовая и розничная торговля - 21,6%, транспорт и связь - 7,9%, операции с недвижимостью - 11,2%.[16]

Дисбаланс инвестиционных вложений наблюдается и в региональном аспекте, когда среди регионов России бессменным лидером по привлечению  зарубежных финансовых средств остается Москва.

Рисунок 2.3

Распределение инвестиций по регионам складывается не равномерно из-за различной инвестиционной привлекательности, которая основана на таких факторах как: экономико-географическое положение, состояние инфраструктуры, степень  развитость экономики и др. Объем  иностранных инвестиций, поступивших  в субъекты РФ, наглядно продемонстрированы на рисунке 2.3.

В 2007 году наибольшее количество инвестиций, как видно  из рисунка 4 приходится на долю трех федеральных  округов, а их объем составляет 32 млрд. долл. США в Центральном, 21 млрд. долл. США в Уральском и 20 млрд. долл. США в Приволжском федеральном округе. Южный и Дальневосточные федеральные округа имеют низкий объем поступивших инвестиций, который составляет 11 млрд. долл. и 8 млрд. долл. соответственно.

В динамике инвестиций по регионам России по-прежнему лидирующие позиции занимают крупные финансовые и промышленные центры. Среди субъектов РФ лидирующее место занимают г. Москва (15270 млн. долл.), Тюменская (14690 млн. долл.), Московская (6720 млн. долл.), г. Санкт-Петербург (5440 млн. долл.), Республика Татарстан (4810 млн. долл.), Краснодарский край (3880 млн. долл.). Низкий уровень инвестирования наблюдается в Республиках Адыгея (90 млн. долл.), Ингушетия (60 млн. долл.) и в Республике Тыва (40 млн. долл. США).[24. С.929]

Крупнейшими иностранными инвесторами России в 2007 году являются Великобритания, Кипр, Нидерланды и  Люксембург, на долю которых приходится соответственно 21,8%,, 17,1%, 15,5% и 9,5% всех накопленных  инвестиций в стране. Далее в первую десятку крупнейших инвесторов входят Франция, Швейцария, Ирландия, Германия, США, Виргинские острова (рисунок 4) [16]. Значительная часть иностранных  финансовых ресурсов из-за рубежа представляет собой ранее вывезенные из страны капиталы, контролируемые российским бизнесом. Риски для них существенно  снижаются за счет понимания местной  специфики, налаженных хозяйственных  связей. Крупные международные проекты  в России осуществляются при участии  транснациональных корпораций.

Рисунок 2.4

Информация о работе Иностранные инвестиции в экономике Дальнего Востока