Иностранные инвестиции как фактор эффективного развития экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 18:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы являлось изучение инвестиционной политики Саратовской области и влияния инвестиций на экономику региона. При этом ставились следующие задачи:

- определить сущность и значение иностранных инвестиций в инвестиционном процессе экономики региона;

- определить перспективы привлечения иностранных инвестиций;

- изучить инвестиционное законодательство Саратовской области.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………2

1. Теоретические аспекты иностранных инвестиций……………………3-22

1.1 Понятие и классификация иностранных инвестиций………………...3-9

1.2 Методы измерения состояния инвестиционного климата региона...9-16

1.3Стратегия и способы привлечения иностранных инвестиций……..17-19

1.4 Позитивное и негативное влияние иностранных инвестиций на экономику принимающей страны……………………………………….20-23

2. Иностранные инвестиции в экономике Саратовской области и их роль в развитии экономики региона…………………………………………….24-40

2.1 Инвестиционное законодательство Саратовской области ………...24-25

2.2 Инвестиционный климат Саратовской области…………………….25-32

3. Стратегия социально-экономического развития региона

до 2020 года……………………………………………………………….32-40

Заключение………………………………………………………………..41-42

Список использованной литературы…………………………………….43-45

Работа содержит 1 файл

курсовая (2).doc

— 244.00 Кб (Скачать)
  • реализация крупных инвестиционных проектов;
  • развитие и модернизация традиционной промышленной базы;
  • организация новых производств, которые основываются на нетрадиционных для региона технологиях, способствуют разрешению структурных проблем экономики (развитие отсталых в экономическом или социальном плане территорий, занятость, экология и т.д.) либо насыщают рынок качественно новыми товарами или услугами.

Реализация  каждого из намеченного выше направлений  использования иностранных инвестиций в регионе нуждается в четком разграничении степени государственного вмешательства. Осуществление крупных инвестиционных проектов требует как усилий со стороны региональных органов власти, так и жесткого государственного контроля. При этом контроль со стороны правительства должен быть опосредован финансовыми интересами государства. Наоборот, третье направление нуждается лишь в выработке четких правил игры, возможно, более лояльных по отношению к иностранным инвесторам, чем общероссийские нормы. Помимо этого будет необходимо применение дифференцированных подходов, т.е. оригинальных, адекватных им способов реализации или их комбинации в зависимости от текущей ситуации, определяющей условия реализации того или иного проекта. 
К позитивным последствиям иностранных инвестиций можно отнести приток достижений мирового НТП в российскую экономику. Вместе с тем имеются и негативные последствия. К ним относятся, например, увеличение структурной безработицы, усугубление диспропорции в развитии добывающего и производящего секторов экономики, ухудшение экологической обстановки, рост социального неравенства и т.д.

     1.4 Позитивное и негативное влияние иностранных инвестиций на        экономику принимающей страны

     Иностранные инвестиции оказывают огромное влияние  на экономики многих стран мира в  настоящее время. Объемы иностранных  инвестиций продолжают стремительно возрастать, усиливая роль международного производства в мировой экономике.

     Можно утверждать, что влияние иностранных  инвестиций на экономику принимающей  страны противоречиво: оно может  быть как положительным, так и  отрицательным.

     Положительное влияние иностранных инвестиций на экономику принимающей страны включает в себя несколько аспектов. Во-первых, иностранные инвестиции являются стабильным источником финансирования. Постоянный приток иностранных инвестиций обеспечивает непрерывное поступление капитала в экономику принимающей страны, что увеличивает её производственные способности, а также влияет на накопление капитала.

     Во-вторых, инвестирование капитала в экономику  другой страны влечёт за собой передачу технологий, управленческих навыков, обмен  опытом. Промышленные технологии получают своё развитие на территории принимающей  страны, что повышает её уровень  технологического развития.

     В свою очередь повышение уровня технологического развития требует наличия квалифицированных  рабочих. Таким образом, зарубежные инвестиции стимулируют рост спроса на высококвалифицированную рабочую  силу, повышают уровень благосостояния населения, так как инвестирующие предприятия, страны платят более высокую заработную плату по сравнению с местными фирмами.

     Инвестирование  иностранного капитала также повышает конкурентоспособность принимающей  страны. Поток инвестиций, как было сказано ранее, повышает производительность. Инвестиции также повышают качество выпускаемой продукции, а это влияет на конкурентоспособность выпускаемой продукции, выводит её на международный уровень, то есть расширяет связи с внешними рынками.9

     Данные  положительные последствия инвестирования иностранного капитала являются наиболее значимыми для экономики принимающей страны.

     Несмотря  на явные плюсы внедрения иностранных  инвестиций, существуют и определённые минусы.

     Как было отмечено, иностранные инвестиции повышают спрос на высококвалифицированную рабочую силу, в связи с чем растёт уровень благосостояния населения, так как иностранные инвесторы платят более высокую заработную плату по сравнению с местными фирмами. Но соответственно сокращаются прибыли местных фирм из-за несправедливой конкуренции. Иностранные инвестиции стимулируют производство промежуточной продукции, так как создаётся спрос именно на неё. Местные фирмы вынуждены создавать дополнительные производственные мощности, поскольку они не производили бы данные товары при отсутствии спроса со стороны зарубежных компаний, стран.

     Другим  аспектом отрицательного влияния иностранных  инвестиций на экономику принимающей  страны служит эффект вытеснения внутренних капиталовложений иностранными инвестициями, вытеснения местных фирм более конкурентоспособными зарубежными, то есть местные фирмы просто не имеют возможности развиваться, расти, пробиваться на мировой рынок. Можно сказать, что этот эффект далеко неоднозначен, так как иностранные инвестиции могут содействовать развитию национальных фирм за счет роста производительности труда, внешнего эффекта от передачи технологии, что является одним из положительных влияний иностранных инвестиций на экономику принимающей страны.

     Следует упомянуть также и о воздействии  иностранных инвестиций на импорт и экспорт принимающей страны. Из-за вторжения иностранного капитала, иностранных предприятий экспорт и импорт продукции принимающей страны может существенно снизиться, так как опережающая по качеству продукцию местных фирм продукция иностранных инвесторов является более приемлемой для внешних рынков. В свою очередь в связи с выпуском продукции иностранных инвесторов отпадает необходимость в импорте продукции данного вида принимающей страной.

     Необходимо  также отметить и неэкономические  последствия зарубежных инвестиций, таких как, например, культурные изменения.

     Важным  также является то, что при отсутствии четкой программы и продуманной  политики взаимодействия с глобальными  компаниями, осуществляющими финансовые вливания в страну, приток иностранных  инвестиций может крайне негативно  повлиять как на международную конкурентоспособность страны, так и на перспективы ее дальнейшего экономического роста.

     В целом влияние иностранных инвестиций на экономику принимающей страны может значительно варьироваться  в разных странах в зависимости  от национальной политики, форм зарубежных инвестиций, конкурентоспособности национальных компаний.

     Можно заключить, что инвестирование иностранного капитала является неотъемлемой частью международных экономических отношений  в настоящее время и имеет  как бесспорные преимущества, так  и очевидные недостатки для экономик принимающих стран. Каждой стране важно заранее предугадывать все последствия воздействия иностранных инвестиций и определять необходимость их привлечения.10 

2. Иностранные инвестиции  в экономике Саратовской области и их роль в развитии экономики региона

         2.1 Инвестиционное законодательство  Саратовской области.

     Для координации государственной инвестиционной политики в области 25 августа 2005 г. на основании Постановления правительства  Саратовской области № 294-П «О создании министерства инвестиционной политики Саратовской области» было создано Министерство инвестиционной политики Саратовской области. 11

     В Саратовской области принят ряд  нормативных актов, обеспечивающих благоприятные условия, в том  числе льготный режим налогообложения для участников инвестиционной деятельности.

     С 2007 года действует закон «О режиме наибольшего благоприятствования для инвесторов в Саратовской области». Это своеобразный «инвестиционный кодекс», который предоставляет инвесторам, являющимся налогоплательщиками на территории Саратовской области, весь спектр льгот и преференций, в том числе режим одного окна.12

     Пакет законов, регулирующих налогообложение  организаций, занимающихся инвестиционной деятельностью, включает Закон «О ставках налога на прибыль организаций в отношении инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Саратовской области», Закон «О введение на территории Саратовской области налога на имущество организаций».

     Инвесторам  предлагают освобождение от уплаты транспортного налога, снижение ставки на имущество организаций до 0,1%, снижение ставки налога на прибыль, зачисляемого в региональный бюджет, с 18% до 13,5%.

     С 2006 года действует закон «О залоговом фонде Саратовской области», который выступает как основа привлечения инвестиционных ресурсов под залог областной собственности при реализации приоритетных инвестиционных проектов.

     В 2007 году был создан Совет по инвестициям при Губернаторе Саратовской области. Основными целями работы Совета является создание благоприятных условий для привлечения инвестиций, проведение последовательной работы в сфере инвестиционной деятельности, техническая и территориальная адаптация конкретных инвестиционных проектов в Саратовской области.13

     Ежегодно  Правительство Саратовской области  проводит конкурс «Инвестор года» среди компаний, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории области, вкладывающих существенные инвестиции в развитие производства и способствующих повышению инвестиционной привлекательности области.

         2.2 Инвестиционный климат саратовской области

     Саратовская область обладает рядом важных конкурентных преимуществ, которые создают условия  для благоприятного ведения бизнеса  и производства продуктов и услуг, себестоимость которых позволяет  успешно конкурировать с производителями из других регионов страны. Это обеспечивается за счёт следующих благоприятных факторов:

  1. Высокая обеспеченность региона электроэнергией (Балаковская АЭС, Саратовская ГЭС, 6 ТЭЦ – объем производимой электроэнергии 41 млрд. кВт/час, собственное региональное потребление менее 30% от объемов производства).
  2. Наличие свободных земель сельскохозяйственного назначения (более 650тыс. га), земель поселений, производственных площадок с коммуникациями и энерго- тепломощностями.
  3. Низкая стоимость земли (Правительство области и администрации муниципальных образований выражают готовность рассматривать возможность предоставления земельных участков под реализацию инвестиционных проектов с минимальным размером арендной платы).
  4. Собственная региональная газодобыча, стопроцентная газификация населенных пунктов и предприятий области.
  5. Собственная региональная нефтедобыча с полной переработкой нефти на ОАО «Саратовский нефтеперерабатывающий завод», что обеспечивает абсолютную стабильность топливного рынка области и низкие цены на ГСМ.
  6. Значительные невостребованные запасы углеводородного сырья в недрах (газ, нефть, нефтеконденсат, горючие сланцы со сланцевым газом и сланцевой нефтью), которые представляются в пользование потенциальным инвесторам в соответствии с действующим законодательством на конкурсной основе в соответствии с ежегодно утверждаемым графиком проведения аукционов.
  7. Значительные запасы невостребованных минерально-сырьевых ресурсов (мел, известняки, карбонатные породы для использования в качестве цементного сырья, глинистые породы для производства кирпича, керамзита, цемента, пески и песчаники, минеральные воды бальнеологические, лечебные, столовые высокого качества, калийные и магниевые соли, сера, фосфориты, кремнистые породы, минеральные краски – охры и др.), которые предоставляются в пользование потенциальным инвесторам в соответствии с действующим законодательством.
  8. Стоимость трудовых ресурсов в 2,5 раза ниже, чем в Московском регионе (средняя заработная плата в области составляет 15 тыс. рублей, в Москве – 35-40 тыс. рублей).
  9. Низкая себестоимость строительства жилья, промышленной и коммерческой недвижимости (и, как следствие, низкие арендные ставки на недвижимость).
  10. Развитая транспортная инфраструктура.
  11. Наличие государственной границы протяженностью 550 км с Республикой Казахстан с выходом в Центральную и Среднюю Азию, Китай и т.д.
  12. Близость к Московскому региону (858 км).
  13. Южный умеренный климат, продолжительность зимнего периода на 1 месяц меньше, чем в Москве, что позволяет снизить затраты на отопление, освещение помещений и обслуживание техники.
  14. Расположение региона в выгодной четвертой световой зоне, что значительно снижает себестоимость производства продукции тепличного комплекса.
  15. Высокая обеспеченность связью и телекоммуникациями.
  16. Развитый банковский, фондовый, страховой и коммерческий сектор экономики.
  17. Низкая стоимость природоохранных и экологических мероприятий.
  18. Низкая криминогенность.
  19. Межэтническое и межконфессиональное согласие.
  20. Политическая стабильность в регионе.
  21. Высокий научный и технический потенциал:

     - 6 институтов РАН;

     - 21 НИИ;

     - 19 проектных институтов;

     - 14 ВУЗов, множество техникумов, колледжей,  профтехучилищ.

  1. Высокий культурный, медицинский и образовательный потенциал.
  2. Наличие в регионе Законодательства, обеспечивающего льготный налоговый режим для инвесторов.
  3. Постоянный рост среднедушевых денежных доходов населения (до 20% в год), который увеличивает емкость рынка, а, следовательно, ликвидность товаров, работ и услуг.
  4. Более низкая инфляция, чем в целом по России.

     26.Наличие  квалифицированных трудовых ресурсов.14

      Кроме того на территории Саратовской области инвесторам предоставляются следующие меры государственной поддержки:

     - 50-процентная льгота по налогу  на имущество организаций, осуществивших  капитальные вложения в размере  более 50 млн. рублей;

     - возможность получения бюджетного кредита, инвестиционного налогового кредита, бюджетных инвестиций, государственных гарантий, субсидий и субвенций, залогового обеспечения обязательств при привлечении инвестиционных ресурсов.

     Правительство Саратовской области оказывает содействие инвесторам:

     - в решении организационных проблем,  возникающих в ходе осуществления  инвестиционного проекта;

     - в осуществлении связи и контактов  с федеральными, областными, муниципальными  и иными органами и организациями  в Саратовской области и на территории Российской Федерации;

     - в выдаче инвестору документов, необходимых для обеспечения  прав инвестора и успешного  осуществления инвестиционного  проекта, в том числе документов, разрешающих проведение строительных  работ, согласований, связанных со строительством необходимой инфраструктуры, использованием инженерных коммуникаций, разрешений органов санитарного и пожарного надзоров, документов по вопросам совершения инвестором сделок при осуществлении инвестиционного проекта, при условии выполнения инвестором требований законодательства, а также  в случае принятия законодательных актов, определяющих дополнительные и иные льготы для инвестора, либо дополнительные меры, направленные на стимулирование инвестиционной активности, либо устанавливающие дополнительные государственные гарантии прав инвесторов, содействует в предоставлении инвестору таких льгот, мер и гарантий.

Информация о работе Иностранные инвестиции как фактор эффективного развития экономики