Иностранные инвестиции как фактор эффективного развития экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 18:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы являлось изучение инвестиционной политики Саратовской области и влияния инвестиций на экономику региона. При этом ставились следующие задачи:

- определить сущность и значение иностранных инвестиций в инвестиционном процессе экономики региона;

- определить перспективы привлечения иностранных инвестиций;

- изучить инвестиционное законодательство Саратовской области.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………2

1. Теоретические аспекты иностранных инвестиций……………………3-22

1.1 Понятие и классификация иностранных инвестиций………………...3-9

1.2 Методы измерения состояния инвестиционного климата региона...9-16

1.3Стратегия и способы привлечения иностранных инвестиций……..17-19

1.4 Позитивное и негативное влияние иностранных инвестиций на экономику принимающей страны……………………………………….20-23

2. Иностранные инвестиции в экономике Саратовской области и их роль в развитии экономики региона…………………………………………….24-40

2.1 Инвестиционное законодательство Саратовской области ………...24-25

2.2 Инвестиционный климат Саратовской области…………………….25-32

3. Стратегия социально-экономического развития региона

до 2020 года……………………………………………………………….32-40

Заключение………………………………………………………………..41-42

Список использованной литературы…………………………………….43-45

Работа содержит 1 файл

курсовая (2).doc

— 244.00 Кб (Скачать)

           Формы заграничных капиталовложений в изложенной схеме все равнозначны. Между тем не до конца ясно, какие формы инвестиций важнее с точки зрения управления реальным производством. В основе этих разночтений, которые выходят на уровень законодательных актов и правительственных постановлений, лежит, как правило, личный или групповой интерес соответствующих финансово-промышленных кругов. Но все более признается приоритетное значение прямых инвестиций как наиболее удачно объединяющих национальные (или государственные) интересы различных слоев общества. К тому же они преимущественно связаны с конкретными международно-оперирующими факторами, финансово-промышленными группами, поэтому они более управляемы, их «правила игры» более определенны, что особенно важно с позиций обеспечения реальных конкурентных стандартов для национальной экономики.     

           Таким образом существуют различные  формы иностранных инвестиций. Прежде, чем выбрать ту или иную  форму вложения капитала, иностранные  инвесторы должны быть уверены  в том, что страна реципиент имеет благоприятный инвестиционный климат, который определяется уровнем политической и экономической стабильности, инвестиционной политикой, устойчивостью денежной единицы и прочими факторами.        

         Наибольший  интерес вызывают развивающиеся  страны. Так как экономика большинства этих стран находится в состоянии продолжающегося быстрого роста, а многие рынки, например, фондовые, не являются высокоразвитыми, то инвестиции будут иметь высокую доходность.4 
      Иностранными инвесторами могут быть:

    • иностранное юридическое лицо, правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории РФ;
    • иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом;
    • правоспособный иностранный гражданин;
    • постоянно проживающее за границей и правоспособное лицо без гражданства;
    • международная организация, которая вправе в соответствии с международным договором осуществлять инвестиции на территории РФ;5
 

     1.2 Методы измерения  состояния инвестиционного  климата 

     Для анализа условий рационального  использования инвестиций в экономической науке и практике применяется категория «инвестиционный климат». 
Инвестиционный климат региона — обобщенная характеристика совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических, социокультурных предпосылок, предопределяющих инвестирование в региональную хозяйственную систему. 
     Можно выделить три подхода к оценке инвестиционного климата. 
Первый подход базируется на оценке совокупности макроэкономических показателей, таких, как: динамика ВВП, национального дохода и объемов производства промышленной продукции; характер и динамика распределения национального дохода, пропорции сбережения и потребления; состояние законодательного регулирования инвестиционной деятельности; ход приватизационных процессов, развитие отдельных инвестиционных рынков, в том числе фондового и денежного. 
     Второй подход (многофакторный) основывается на взаимосвязанной характеристике широкого набора факторов, влияющих на инвестиционный климат. К таковым относятся: характеристика экономического потенциала (обеспеченность региона ресурсами, биоклиматический потенциал, наличие свободных земель для производственного инвестирования, уровень обеспеченности энерго- и трудовыми ресурсами, развитость научно-технического потенциала и инфраструктуры); общие условия хозяйствования (экологическая безопасность, развитие отраслей материального производства, объемы незавершенного строительства, степень изношенности основных производственных фондов, развитие строительной базы); зрелость рыночной среды в регионе (развитость рыночной инфраструктуры, воздействие приватизации на инвестиционную активность, инфляция и ее влияние на инвестиционную деятельность, степень вовлеченности населения в инвестиционный процесс, развитость конкурентной среды предпринимательства, емкость местного рынка сбыта, интенсивность межхозяйственных связей, экспортные возможности, присутствие иностранного капитала); политические факторы (степень доверия населения к региональной власти, взаимоотношения федерального центра и властей региона, уровень социальной стабильности, состояние национально-религиозных отношений); социальные и социокультурные факторы (уровень жизни населения, жилищно-бытовые условия, развитость медицинского обслуживания, распространенность алкоголизма и наркомании, уровень преступности, величина реальной заработной платы, влияние миграции на инвестиционный процесс, отношение населения к отечественным и иностранным предпринимателям, условия работы для иностранных специалистов); организационно-правовые (отношение власти к иностранным инвесторам, соблюдение законодательства властными органами, уровень оперативности при принятии решений о регистрации предприятий, доступность информации, уровень профессионализма местной администрации, эффективность деятельности правоохранительных органов, условия перемещения товаров, капиталов и рабочей силы, деловые качества и этика местных предпринимателей); финансовые факторы (доходы бюджета, а также обеспеченность средствами внебюджетных фондов на душу населения, доступность финансовых ресурсов из федерального и регионального бюджетов, доступность кредита в иностранной валюте, уровень банковского процента, развитость межбанковского сотрудничества). 
     Сводный показатель оценки инвестиционного климата не может служить единственным критерием привлекательности той или иной хозяйственной системы для вложения инвестиций. Он обычно дополняется информацией о развитости различных факторов, оказывающих непосредственное влияние на состояние и динамику инвестиционного климата. 
     Третий подход к оценке инвестиционного климата базируется на оценке риска инвестиций. При этом в качестве элементов, формирующих инвестиционный климат региона, анализируются два направления оценки инвестиционных рисков: либо со стороны инвестиционного потенциала, либо со стороны социально-экономического потенциала.6 
     Первое направление реализовано специалистами журнала «Эксперт». Этот подход рассчитан в первую очередь на «стратегического инвестора». Инвестиционный потенциал региона при этом оценивается на основе таких макроэкономических показателей, как:

    • наличие факторов производства, в том числе трудовых;
    • уровень потребительского спроса;
    • результаты хозяйственной деятельности населения в регионе;
    • уровень развития науки и внедрения ее достижений в производство;
    • развитость ведущих институтов рыночной экономики;
    • обеспеченность региона технической и социальной инфраструктурой.

Инвестиционные  риски оцениваются с позиции  вероятности потерь инвестиций и дохода. При этом в числе рисков учитываются все его разновидности: экономический, финансовый, политический, социальный, экологический, криминальный и законодательный. 
     В основе второго направления лежит оценка уровня инвестиционного климата с позиции развития региональной общественной системы в целом. Этот подход помимо прочих показателей учитывает человеческий потенциал, материальную базу развития, социально-политическую обстановку, факторы политического риска, состояние экономики и уровень управления ею. 
     Проблемы адекватной оценки инвестиционного климата региона. Изучение отечественного и зарубежного опыта оценки инвестиционного климата показывает, что часто не учитывается ряд важных методологических положений, выработанных современной экономической наукой.

  1. Инвестиционный климат страны и регионов рассматривается, как правило, с позиции абстрактного стратегического инвестора, стремящегося к ускоренному, максимальному, беспрепятственному получению прибыли, в то время как для разных инвесторов необходима своя оценка инвестиционного климата.
  2. Получатель инвестиций и инвестор преследуют, как правило, неодинаковые цели. Первый стремится решить комплекс социально-экономических задач при минимуме привлекаемых средств, второй — извлечь максимум прибыли и закрепиться на рынках, в экономических системах на длительный период. Следовательно, инвестиционный климат должен соответствовать балансу интересов участников инвестиционного процесса.
  3. Существует объективная потребность сопряжения инвестиций с инновационными факторами развития. Особенно актуально это при привлечении инвестиций в сферу малого инновационного предпринимательства (венчурном инвестировании).
  4. Инвестиции должны быть увязаны с развитием человеческого капитала, ростом квалификации работников во всех сферах жизнедеятельности, что нужно учитывать при создании соответствующего инвестиционного климата страны или ее региона.
  5. Необходима комплексная оценка эффективности использования привлекаемых инвестиций и благоприятности инвестиционного климата.7

Факторный подход к оценке инвестиционного  климата в наибольшей степени соответствует большинству этих требований. К его преимуществам можно отнести: учет взаимодействия многих факторов, использование статистических данных, нивелирующих субъективизм экспертных оценок, дифференцированный подход к различным уровням экономики при определении их инвестиционной привлекательности. 
     Рисковый метод анализа и оценки инвестиционного климата представляет интерес прежде всего для стратегического инвестора. Он позволяет ему не только оценить привлекательность территории для инвестирования, но и сопоставить уровень риска, присущий новому объекту вложения инвестиций, с существующим в привычном для него регионе ведения бизнеса. 
     Новые возможности для анализа инвестиционного климата дает одно из ведущих направлений современной экономической мысли — институционализм. Для целей нашего исследования важна характеристика институциональных условий расширенного общественного воспроизводства как особых институциональных систем. 
Инвестиционная привлекательность региона 
При исследовании сравнительной инвестиционной привлекательности регионов и стран применяется широкий набор показателей, таких, как тип экономической системы, объем ВВП, структура экономики, обеспеченность природными ресурсами, состояние инфраструктуры, участие государства в экономике и т.п. 
     В связи с тем что на инвестиционный климат регионов оказывают влияние различные факторы и условия, многие из которых подвержены быстрым изменениям, разовое, однократное определение инвестиционного климата не может служить ориентиром для принятия каких-либо решений по инвестициям. Поэтому при оценке инвестиционного климата регионов необходимо проведение регулярных, периодических наблюдений, т.е. мониторинга инвестиционного климата. 
     Инвестиционный климат региона рассматривался как комплексная система, состоящая из трех важнейших подсистем:

  • инвестиционного потенциала — совокупности имеющихся в регионе факторов производства и сфер приложения капитала;
  • инвестиционного риска — совокупности переменных факторов риска инвестирования;
  • законодательных условий — правовой системы, обеспечивающей стабильность деятельности инвестора.

     Инвестиционный потенциал региона — количественная характеристика, учитывающая основные макроэкономические индикаторы, насыщенность территории факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой), а также потребительский спрос населения. 
    При расчете инвестиционного потенциала региона используются абсолютные статистические показатели. Совокупный потенциал региона включает восемь интегрированных подвидов:

  • ресурсно-сырьевой, рассчитанный на основе средневзвешенной обеспеченности территории региона балансовыми запасами важнейших видов природных ресурсов;
  • производственный, понимаемый как совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе;
  • потребительский — совокупная покупательная способность населения региона;
  • инфраструктурный — оценка экономико-географического положения и инфраструктурной насыщенности региона;
  • инновационный — при его определении учитывался комплекс научно-технической деятельности в регионе;
  • трудовой, для расчета которого использовались данные о численности экономически активного населения и его образовательном уровне;
  • институциональный, понимаемый как степень развития ведущих институтов рыночной экономики в регионе;
  • финансовый, выраженный общей суммой налоговых и иных денежных поступлений в бюджетную систему с территории данного региона.

Инвестиционный риск — характеристика качественная, оценивающая вероятность потери инвестиций и дохода от них. 
Применительно к региону можно выделить следующие виды риска:

  • политический, зависящий от устойчивости региональной власти и политической поляризации населения;
  • экономический, связанный с динамикой экономических процессов в регионе;
  • социальный, характеризующийся уровнем социальной напряженности;
  • криминальный, определяемый уровнем преступности с учетом тяжести преступлений;
  • экологический, рассчитанный как интегральный уровень загрязнения окружающей среды;
  • финансовый, отражающий напряженность регионального бюджета и совокупные финансовые результаты деятельности предприятий региона;
  • законодательный, характеризующий совокупность правовых норм, регулирующих экономические отношения на территории: местные налоги, льготы, ограничения и т.п.

     Процедура составления инвестиционного рейтинга региона включает несколько этапов. На первом этапе из всех статистических показателей, относящихся к тому или иному виду инвестиционного риска и потенциала, с помощью корреляционного анализа выделяются наиболее значимые показатели. Затем методом факторного анализа определяется вклад каждого значимого показателя в общую величину соответствующего потенциала или риска. На завершающем этапе с помощью метода кластерного анализа регионы, ранжированные по потенциалу (риску), объединяются в группы по характеру инвестиционного климата. 8 

     1.3 Стратегия и способы  привлечения иностранных инвестиций

Современный зарубежный опыт показывает, что в  любом достаточно развитом государстве существует строгая система защиты своих национальных рынков от чрезмерного проникновения зарубежного капитала, привлечение иностранных инвестиций основывается на тщательно разработанной государственной концепции привлечения иностранных инвестиций. 
Для разработки региональной политики привлечения иностранных инвестиций необходимо структурировать отрасли экономики региона с позиции целесообразности использования в них внешнего капитала. 
При этом выделить по крайней мере три блока отраслей, в которых:

  • запрещен доступ иностранного капитала;
  • доступ иностранного капитала ограничивается и возможен только после получения лицензии;
  • предприятия с иностранными инвестициями создаются на тех же условиях, что и отечественные.

Отбор должен быть произведен исходя из первоочередных государственных интересов, предусматривающих решение следующих задач:

  1. ограничение доступа иностранного капитала в отрасли, имеющие стратегическое значение (добыча алмазов, электроэнергетика), а также в области, где необходимо проведение протекционистских мер с целью поддержания и развития собственных производителей;
  2. развитие отсталых регионов и территорий (сельское хозяйство, традиционные промыслы, арктическая зона);
  3. реализация крупных инвестиционных проектов, где без помощи иностранных инвесторов с их технологиями, деловым администрированием и финансовыми ресурсами сейчас не обойтись;
  4. внедрение новых высокотехнологичных, экологически чистых производств, которые могли бы качественно поднять уровень эффективности производства и реструктурировать промышленность региона в целом.

При этом ограничение притока иностранных  инвестиций в стратегически важные отрасли или предприятия, являющиеся естественными монополиями, необходимо для сохранения экономической безопасности страны и региона. 
     Следующий этап разработки региональной политики в сфере привлечения иностранных инвестиций — определение предельной доли иностранных капитальных вложений в экономику региона в течение конкретного периода времени. Можно определить и зафиксировать конкретный предельный объем иностранных инвестиций в экономику региона в зависимости от размера внутреннего регионального продукта или объема валовых инвестиций. 
     Приоритетными направлениями привлечения иностранных инвестиций в экономику большинства регионов являются:

Информация о работе Иностранные инвестиции как фактор эффективного развития экономики