- осуществление дальнейшей
либерализации экономики за счёт
средней и малой приватизации,
развития предпринимательства и
конкурентной среды под контролем
отдельного министерства, демонополизации
отраслей путём допуска в них
крупных ТНК на конкурентной
основе, постепенной либерализации
ценообразования;
- преобразование системы
государственного регулирования
экономики за счёт пересмотра
и значительного упрощения системы
налогообложения, снижения степени
бюрократизации в стране, значительного
упрощения применения санкций за нарушение
условий и порядка ведения бизнеса, а также
стимулирования участия негосударственных
отраслевых ассоциаций в регулировании
отраслей;
- совершенствование инвестиционного
законодательства для защиты
иностранных инвестиций (введение в Инвестиционный
кодекс Республики Беларусь положений
о национальном режиме, о справедливом
и равноправном режиме; уточнение условий
национализации, экспроприации и реквизиции
и условий компенсации; уточнение условий
компенсации в случаях непрямой экспроприации;
введение положения об односторонней
гарантии всем иностранным инвесторам
права обращения за разрешением инвестиционных
споров в международный арбитраж только
после существенного сокращения количества
административных требований и разрешительных
процедур при осуществлении экономической
деятельности, которые могут стать причиной
непрямой экспроприации);
- улучшение статистики
ПИИ и статистики деятельности
ТНК в Республике Беларусь для отслеживания
параметров воздействия ПИИ на развитие
национальной экономики. [26, c. 8]
В долгосрочную стратегию
реформирования ПИИ-политики и инвестиционного
климата целесообразно включить следующие
компоненты:
- совершенствование торговой
политики и региональной интеграции
(в том числе со странами
Европейского союза);
- модернизация инфраструктуры;
-развитие страховых услуг
и финансового сектора, что
способствует реализации наиболее
эффективных и прибыльных проектов, а
также консалтинговых и других деловых
услуг;
- совершенствование корпоративного
управления, которое непосредственно
влияет на эффективность финансового
рынка, доверие инвесторов (в том числе
миноритарных);
- формирование политики
в области ответственного поведения
бизнеса (совершенствование среды,
поощряющей ответственное поведение
бизнеса; регулярный диалог между государством
и бизнесом о нормах ответственного поведения
бизнеса; поддержка частных инициатив
по ответственному поведению бизнеса;
участие в международном сотрудничестве
по поддержке ответственного поведения
бизнеса);
- развитие человеческого
капитала за счёт: реформирования
системы высшего образования
для обеспечения возможностей
двусторонних и многосторонних обменов
на уровне студентов и преподавательского
состава в сотрудничестве с вузами развитых
стран и быстрорастущих экономик; создания
программ обучения в вузах с двойным дипломом;
стимулирования знаний иностранных языков
населением; введения системы льгот для
национальных компаний и компаний с иностранным
капиталом, которые постоянно заботятся
о повышении квалификации персонала; поощрения
разработки треннинговых программ, программ
переквалификации для работников конкретных
отраслей, входящих в число приоритетных;
- ежегодное проведение
мониторинга изменений ПИИ-политики
и инвестиционного климата по трём
направлениям: отслеживание эффективности
ПИИ-политики (динамика и структура потоков,
форм, способов прихода прямых иностранных
инвестиций; эффекты прямых иностранных
инвестиций в стране; сбалансированность
ограничительных и стимулирующих инструментов
политики привлечения прямых иностранных
инвестиций и смежных видов экономической
политики; соответствие инвестиционного
и смежного законодательства задаче привлечения
эффективных ПИИ); мониторинг инвестиционного
климата (на основе анализа международных
рейтингов и сравнительных исследований,
опроса руководителей коммерческих организаций
с иностранными инвестициями и представительств);
оценка и мониторинг потенциала привлечения
ПИИ (отслеживание конкурентной позиции
Республики Беларусь по привлечению ПИИ,
мониторинг конкурентоспособных отраслей
в национальной и мировой экономике и
возможностей их развития с помощью ПИИ,
выявление потенциальных стран-инвесторов).
[26, c. 9]
Н. Ульянова предлагает следующую
схему, формирующую организационно-экономический
механизм стимулирования инвестиционной
привлекательности Республики Беларусь,
которая определяет спектр мероприятий,
предлагаемых для повышения инвестиционной
привлекательности республики, которые
классифицированы по критерию их направленности
и секторам национальной экономики:
1) Мероприятия на уровне предприятия:
- снижение административного
вмешательства в экономику, особенно
искусственных ограничений в отношении
хозяйственной деятельности (конкретной
мерой, существенно сдерживающей потенциальных
отечественных и иностранных инвесторов,
является применение с 1997 года инструмента
«золотой» акции);
- ускорение процессов
разгосударствления и приватизации;
- переход на принципы корпоративного
управления, применяемые в мировой практике,
особенно в рамках деятельности транснациональных
корпораций (ТНК), без участия которых
невозможен процесс интеграции в мировой
хозяйство;
- развитие государственных
программ коммерциализации и
приватизации предприятий коммунального
хозяйства и сферы услуг исключительно
в форме оказания технической помощи;
- защита имущественных
прав;
- последовательная интеграция
отечественных предприятий в
производственные циклы международных
концернов с использованием конкурентных
преимуществ (уровень производственных
затрат, наличие квалифицированных кадров)
– особенно в отраслях, содержащих потенциал
развития (лёгкая и текстильная промышленность,
нефтехимическая промышленность, строительство,
сфера услуг и развитие инфраструктуры);
- повышение доли предприятий
малого и среднего бизнеса
при параллельной реструктуризации
неэффективных крупных государственных
предприятий, достигающих показателя
рентабельности производства, как правило,
благодаря выделению государственных
субсидий и дотаций.
2) Стабилизация макроэкономической
политики:
- поддержка развития
частного сектора;
- для повышения международной
привлекательности республики необходима
дальнейшая либерализация условий
торговли. При этом в сфере
внешней торговли рекомендуется
целенаправленное совершенствование
внешнеторговой инфраструктуры, свободной
от малоэффективных посреднических звеньев
и способной быстро реагировать на конъюнктурные
циклы на мировом рынке. Нужна реализация
спектра мероприятий по внедрению передовых
форм торговли и современных технологий
продаж путём формирования крупных розничных
структур и сетевых технологий торговли.
Рекомендуется организация торговых сетей,
торгово-промышленных групп и торговых
домов с целью установления справедливых
партнёрских отношений с поставщиками,
расширения ассортимента товаров и их
продвижения на межрегиональные рынки;
- мероприятия по повышению
конкурентоспособности белорусской
экономики. В долгосрочной перспективе
рекомендуется наращивание объёмов
экспорта в первую очередь
путём повышения добавленной
стоимости экспортируемых товаров
и оптимального использования конкурентных
преимуществ. В свою очередь, это обеспечит
интеграцию отечественных производителей
в глобальные производственные цепочки
крупных международных концернов и послужит
источником перелива капитала, производственных
навыков и современных ноу-хау, необходимых
для модернизации национальной промышленности;
- ослабление налогового
бремени.
3) Эффективное развитие внешнеэкономической
деятельности:
- мероприятия по вхождению
белорусской экономики в мировое
хозяйство путём развития инвестиционного
и производственного сотрудничества;
- дальнейшая рационализация
импорта, развитие импортозамещающих
производств, стабилизация внешнеторгового
и платёжного балансов;
- упрощение процедур оформления
внешнеторговых и внешнеэкономических
сделок (например, порядка таможенного
оформления ввоза/вывоза товаров в целях
их соответствия стандартам, действующим
и применяемым в мировой практике);
- продолжение переговоров
по вступлению Беларуси во
Всемирную торговую организацию
(ВТО) как гарантии соблюдения
международных норм и правил
во внешней торговле с республикой.
- дальнейшее развитие
сотрудничества с Россией и
расширение взаимоотношений с
ЕС. Целесообразно дальнейшее выполнение
производственных программ в рамках Союза
Беларуси и России в целях полноценной
реализации экономического потенциала
национальной экономики. Кроме того, стимулирование
и расширение объёмов внешней торговли
с государствами ЕС является источником
современных технологий и инвестиционных
ресурсов на цели модернизации отечественных
производственных возможностей;
- активизация сотрудничества
с международными организациями
и финансовыми институтами. Данная
политика окажет положительный
эффект не только на внешнеэкономический
имидж республики, но и откроет
доступ к дополнительным источникам
внешнего финансирования;
- разработка программ
развития и поддержки деятельности
свободных экономических зон (СЭЗ) для
стимулирования притока иностранного
капитала в эти зоны и его последующего
перераспределения в масштабах национальной
экономики. При этом рекомендуется переориентация
и стимулирование развития сферы услуг
в СЭЗ, в частности, финансов, страхования
и банковских услуг;
- разработка и реализация
государственных программ в поддержку
развития малого и среднего
бизнеса с учётом актуальных
тенденций изменения внутреннего
рынка.
4) Реформа банковского сектора:
- расширение и упрощение
условий доступа иностранных
банков на рынок финансовых
услуг Беларуси;
- уменьшение государственного
влияния и рост готовности
в предоставлении иностранным банкам
возможности расширения масштабов их
деятельности в Беларуси;
- расширение кредитных
операций и передача современных
ноу-хау в банковской сфере
с участием иностранных банков;
- проведение дальнейших
реформ с целью формирования
конкурентоспособного и рационально функционирующего
банковского сектора, пользующегося доверием
населения и отвечающего потребностям
реального сектора экономики;
- развитие проектов (в
том числе при участии международных
финансовых организаций), направленных
на укрепление потенциала банковского
сектора и создание новых механизмов кредитования
для удовлетворения финансовых потребностей
малых и средних предприятий и формирующегося
частного сектора в целом;
- развитие сотрудничества
с иностранными банками и международными
организациями в оказании технической
помощи белорусским банкам, в частности,
в укреплении организационного потенциала,
а также обучения персонала принципам
кредитования;
- рост объёма банковского
финансирования в поддержку инвестиционной
деятельности;
- реализация проектов
развития финансовой инфраструктуры.
5) Стимулирование динамического
развития сектора науки и инноваций:
- достижение соответствия
продукции, экспортируемой отечественными
производителями, с международными стандартами.
- привлечение иностранных
производственных навыков, ресурсов,
материалов и стимулирование
импорта передовых технологий. Создание
финансовых институтов и специализированных
агентств (в том числе государственных),
осуществляющих взаимодействие с международными
финансовыми институтами и оказывающих
поддержку импорту технологий и оборудования;
- приумножение отечественного
научно-инновационного потенциала
путём реализации программ государственной
поддержки молодых специалистов и учёных,
оказания содействия развитию высокотехнологичных
производств, национальных парков высоких
технологий, патентной и лицензионной
деятельности. Дополнительные импульсы
к оживлению патентной деятельности следует
включить в программы поддержки развития
малого и среднего бизнеса
- оказание поддержки (возможно
за счёт упрощения процедуры регистрации,
режима налогообложения и т. п.) инвестиционным
Greenfield-проектам (реализуемым с нуля). Объём
реализованных Greenfield-проектов в национальной
экономике является индикатором инвестиционной
надёжности и наличия благоприятного
инвестиционного климата в государстве,
что в итоге способствует привлечению
инвестиционного капитала.
6) Стимулирование развития
межрегионального и международного сотрудничества
в перспективных отраслях:
- создание условий для
оптимизации доходов от растущего
объёма грузопотоков через территорию
Беларуси путём целенаправленного
содействия развитию транспортно-экспедиционной
деятельности, придорожного сервиса,
транзитной инфраструктуры –
автомобильной, железнодорожной,
трубопроводной. С этой целью рекомендуется
достижение соответствия основным параметрам
транспортных магистралей европейскому
уровню;