Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 21:35, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является теоретическое и практическое обоснование и изучение механизма повышения эффективности привлечения в белорусскую экономику иностранных инвестиций.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи курсовой работы:
- анализ существующей теоретико-методологической базы инвестиционной деятельности;
- исследование динамики, структуры иностранных инвестиционных потоков, осваиваемых в республике и изучение мирового опыта привлечения иностранных инвестиций, определение роли иностранных инвестиций, а именно прямых иностранных инвестиций в процессе долгосрочного экономического роста национальной экономики;
Введение……………………………………………………………………………...3
1 Иностранные инвестиции: сущность, формы……………………………………5
2 Роль иностранных инвестиций в развитии современной экономики………....12
3 Механизм привлечения иностранных инвестиций и направления его совершенствования в Республике Беларусь…………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………….....28
Список использованных источников………………
География притока ПИИ в республику за период с 2002 г. по 2008 г. показывает, что значительная доля (около 85%) приходилась на инвесторов из стран вне СНГ. Причем накопленный за этот период швейцарский капитал в общем притоке занимал долю свыше половины — 52%. Значительная доля поступлений ПИИ из Швейцарии зафиксирована также и в 2008 г. Прямые иностранные инвестиции из Кипра (11,5%) и Швейцарии (53,3%) составили около 65% в 2008 г., а вместе с ПИИ из России — около 80 %. В 2009 г. основные поступления ПИИ, а именно 83,5%, что составило 4,02 млрд. долл. США, были из Российской Федерации. На ПИИ из Швейцарии пришлось 7,3%, из Кипра — 2,1% (таблица Е.1).
Суммарный объем ПИИ из России до 2009 г. составил 14,1% от общего объема в Республике Беларусь, что представляет собой подавляющее большинство ввезенных прямых инвестиций из СНГ, на остальные страны СНГ приходилось менее 1%. Однако географическая структура потоков ПИИ в республику кардинально изменилась в 2009 г., когда 83% притока имело российское происхождение (рисунок Ж.1).
Анализ отраслевой структуры притока ПИИ показывает, что прямые иностранные инвестиции в Республике Беларусь к концу 2009 г. накопились в основном в сфере обрабатывающей промышленности и секторе услуг, значительную долю в котором занимают транспорт, а также торговля и общественное питание (таблица И.1).
В области торговли
и общественного питания
Анализ региональной структуры поступления как иностранных инвестиций в целом, так и ПИИ в частности показывает значительную их дифференциацию по областям Беларуси. Оценивая структуру поступления иностранных инвестиций в 2009 году, необходимо отметить их высокую концентрацию в Минске и Минской области (таблица Л.1).
Распределение компаний с иностранными инвестициями и представительств в Республике Беларусь по регионам в 2009 г., как и в прошлые годы, показывает доминирование в этом направлении Минска, в котором осуществляют свою деятельность 63% КОИИ и представительств. Среди областей наиболее привлекательной по-прежнему остаётся Минская, а наименее привлекательными – Гомельская и Могилёвская (рисунок Л.2).
Анализ ПИИ по количеству созданных предприятий прямого инвестирования показывает, что в 2002-2008 гг. стабильно увеличивалось количество действующих предприятий с иностранными инвестициями, число работающих на этих предприятиях и объёмы производства, экспорта и импорта: за 2008 г. число таких предприятий увеличилось по сравнению с уровнем 2007 г. на 662, т.е. рост за год почти на 16. Численность работающих на предприятиях с иностранным капиталом за один год выросла на 116 тыс. чел, или на 62% (таблица М.1).
Компании с иностранными инвестициями обеспечивают значительный вклад в ВВП страны. Как правило, они более конкурентоспособны по сравнению с национальными компаниями и устойчивы в период кризисов. Беларусь не стала исключением. Доля произведенных товаров и услуг КОИИ в ВВП республики выросла с 15,63% в 2007 г. до 24,8% в 2008 г. Учитывая то, что данный объем создают 6,5% занятых в республике (301,9 тыс. чел.), можно определенно констатировать, что производительность труда в организациях с иностранными инвестициями гораздо выше, чем в целом по стране. Более половины объема товаров и услуг создается в четырех отраслях: топливная промышленность (16,5%), пищевая промышленность (16,1%), машиностроение и металлообработка (12,9%), торговля и общественное питание (12,1%). Значительная часть товаров и услуг (более 36%) производится в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (6,8%), легкой (4,4%), химической и нефтехимической (4,0%), промышленности строительных материалов (3,6%); в сферах связи (4,7%), строительства (3,2%), транспорта (2,4%), общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка (4,7%), финансов, кредита и страхования (1,2%), операций с недвижимостью (1,1%) .
КОИИ обеспечивают существенную долю экспорта республики, а именно примерно 20% в 2007 г. и 30,9% — в 2008 г., положительно влияя на равновесие платежного баланса страны. Оценивая экспортоориентированные предприятия по количеству, можно отметить, что в 2007—2008 гг. только около 24 % всех КОИИ экспортировали товары и услуги за рубеж. В то же время около 50% КОИИ импортировали товары и услуги в 2007—2008 гг. Причем доля импортирующих предприятий в объеме свыше 500 млн. руб. увеличилась в 2008 г. почти на 5 %. Высокая доля импорта промежуточной продукции компаниями с иностранными инвестициями свидетельствует о низкой степени их производственной интеграции в белорусскую экономику и недостатке вертикальных связей с местными предприятиями и фирмами (таблица М.1).
Проанализировав ситуацию, можно сделать вывод, что около 75% КОИИ не являются экспортоориентированными, а выполняют импортозамещающую функцию: работают на внутреннюю экономику главным образом в сферах торговли, телекоммуникаций, строительства, транспортных, деловых, финансовых и риэлтерских услуг.
Таким образом, анализ структуры и характера ПИИ в Республике Беларусь показывает привлекательность экономики в основном для рыночно-ориентированных ПИИ, которые не только выполняют в стране функцию импортозамещения, но и вытесняют национальный бизнес.
3 МЕХАНИЗМ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Анализ экономического развития и инвестиционных возможностей Республики Беларусь позволяет сделать вывод о необходимости стимулирования привлечения в национальную экономику прямых иностранных инвестиций. Развитие данного процесса необходимо, прежде всего, в целях реализации мероприятий модернизации отечественной экономики и сохранения темпов экономического роста. В настоящее время в республике очевидна нехватка инвестиционных средств, направляемых на эти цели. В тоже время Беларусь обладает инвестиционным потенциалом, который сегодня, к сожалению, используется не в полной мере. [25, c. 20]
Правительство Республики Беларусь усиливает проводимую политику по привлечению иностранного капитала в экономику страны. Основой инвестиционного законодательства являются Инвестиционный кодекс и Национальная программа привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период 2006-2010 гг. Кодекс определяет: основные понятия, объекты, формы в инвестиционной деятельности, цели и методы её государственного регулирования, систему гарантий прав инвесторов и защиту инвестиций, содержание государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории республики. В национальной программе сформулированы условия формирования благоприятного инвестиционного климата в стране, определены направления и механизмы привлечения отечественных и зарубежных инвестиций.
Законодательство
- инвестиционного договора
частных инвесторов с
- создания коммерческой
организации с иностранными
- договора концессии;
- банков с иностранными инвестициями, дочерних банков и представительств иностранных банков;
- страховых организаций с иностранными инвестициями, дочерних иностранных страховых организаций.
Основным способом активизации притока иностранных инвестиций в настоящее время является предоставление различных льгот. Так, предприятие с иностранным участием может получить статус приоритетного и право на дополнительные льготы, если удовлетворяет конкретным условиям, зафиксированным законодательством, и инвестирует в определённые сферы деятельности.
В числе финансовых льгот
предусмотрено использование
Среди инструментов стимулирования иностранных инвесторов приоритетное значение имеют фискальные стимулы. Так, лица, не осуществляющие коммерческую деятельность в Беларуси через постоянное представительство, но получающие доходы из источников в республике, уплачивают налог по дивидендам 15%, роялти – 15, доходам от долговых требований – 10, лицензиям – 15, доходам от продажи товаров на выставках – 10, другим доходам – 15%. Совместные предприятия имеют право на льготу по налогу на прибыль, перечисляемую в резервный фонд, таможенную льготу пи ввозе на таможенную территорию имущества в счёт уставного фонда; освобождаются от продажи валютной выручки при и реализации продукции или услуг собственного производства. При реализации инвестиционного проекта с новыми и высокими технологиями иностранные инвесторы освобождаются на 5 лет от налогов и таможенных пошлин. Наконец, существенные налоговые и таможенные льготы получают резиденты свободных экономических зон. Указанные льготы предоставляются, как правило, при выполнении следующих условий:
- содействие росту занятости населения;
- содействию развития
мелкого и среднего
- проведение НИОКР в принимающей стране;
- сохранение и развитие социальной сферы;
- содействие развитию регионов;
- содействие увеличению масштабов экспорта.
Большое внимание в национальном инвестиционном законодательстве уделено прямым иностранным инвестициям и инструментам их привлечения в экономику страны. Их могут осуществлять коммерческие организации со 100-процентными инвестициями (ИП) и с долевым участием иностранного инвестора (СП). Для оценки уровня использования странами своего потенциала для привлечения ПИИ ЮНКТАД применяет индексы реальной динамики и потенциала в области ввоза ПИИ. Первый индекс определяется как отношение доли страны в мировых потоках ввозимых (чистых) ПИИ к её доле в мировом ВВП. Он соотносит приток ПИИ в страну с размером её экономики. Второй индекс рассчитывается на основе 12 экономических параметров. По расчётам ЮНКТАД, в рейтинге стран по первому индексу Беларусь переместилась с 90 места в 2000 г. на 122 в 2006 г. Среди 141 исследованной страны. Для сравнения: Эстония в 2006 г. Заняла 9 место, Чехия – 32, Латвия – 31, Украина – 37, Россия – 87. По индексу потенциала Беларусь переместилась с 65 места в 2000 г. На 47 в 2005 г. Как показали результаты, Беларусь имеет высокий потенциал и низкую динамику в области привлечения ПИИ. [1, c. 6]
Международные рейтинги, место
Республики Беларусь по ПИИ на душу
населения и международные
Экономический подход к определению целей и задач инвестиционного законодательства в Республике Беларусь в целом и Инвестиционного кодекса, в частности, предполагает создание правового поля для максимизации выгод и минимизации негативных эффектов от активизации инвестиционной деятельности в стране, включая внешние притоки и оттоки инвестиций. Усовершенствованное инвестиционное законодательство может стать источником успешного преодоления последствий экономического кризиса, модернизации экономики и условием долгосрочного устойчивого развития страны. [17, c. 19] Аккумуляция капитала в национальной экономике в форме прямых иностранных инвестиций является важным рычагом экономического роста, что особенно характерно для стран Центральной и Восточной Европы и государств СНГ. Растущие рынки, квалифицированная рабочая сила и продолжающий рост политической и экономической стабильности – основные мотивы для иностранных инвесторов при вложении капитала. Для Республики Беларусь эта тенденция может отразиться при реализации политики постепенного улучшения инвестиционного климата в национальной экономике – в появлении дополнительных рычагов экономического роста. На рисунке Н.1 представлены основные источники экономического роста и положительные эффекты для белорусской экономики при последовательном привлечении и наращивании объёма ПИИ. [25, c.20]
На основе теории и международной практики стратегию реформирования ПИИ-политики и инвестиционного климата для Республики Беларусь предлагается подразделить на мероприятия кратко-, средне- и долгосрочной перспективы.
Краткосрочные и среднесрочные
мероприятия реформирования ПИИ-политики
и инвестиционного климата
Информация о работе Иностранные инвестиции и их роль в развитии национальной экономики