Иностранные инвестиции и их роль в развитии национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 21:35, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является теоретическое и практическое обоснование и изучение механизма повышения эффективности привлечения в белорусскую экономику иностранных инвестиций.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи курсовой работы:
- анализ существующей теоретико-методологической базы инвестиционной деятельности;
- исследование динамики, структуры иностранных инвестиционных потоков, осваиваемых в республике и изучение мирового опыта привлечения иностранных инвестиций, определение роли иностранных инвестиций, а именно прямых иностранных инвестиций в процессе долгосрочного экономического роста национальной экономики;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Иностранные инвестиции: сущность, формы……………………………………5
2 Роль иностранных инвестиций в развитии современной экономики………....12
3 Механизм привлечения иностранных инвестиций и направления его совершенствования в Республике Беларусь…………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………….....28
Список использованных источников………………

Работа содержит 13 файлов

курсовая.docx

— 109.92 Кб (Скачать)

Как и любое  другое сложное  экономическое явление, вложение иностранных капиталов могут оказывать на экономику принимающих стран как положительные, так и отрицательные воздействия. Как показывает международная практика, к положительным последствиям привлечения иностранного капитала можно отнести:

- увеличение объёма реальных  капиталовложений, ускорение экономического развития и улучшение состояния платёжного баланса страны;

- поступление передовой  иностранной технологии, организационного  и управленческого опыта, результатов  НИОКР, воплощаемых в новой  технике, патентах, лицензиях, ноу-хау  и т.д.;

- использование местных  сбережений для реализации прибыльных  проектов;

- привлечение местных  капиталов и укрепление местного  финансового рынка за счёт  использования его ресурсов в  производительных целях;

- более полное использование  местных природных ресурсов;

- повышение уровня занятости,  квалификации, производительности  местной рабочей силы;

- расширение ассортимента  выпускаемой продукции;

- развитие импортозамещающего  производства и сокращение валютных  расходов на оплату импорта;

- расширение экспорта  и поступления иностранной валюты;

- увеличение объёма налоговых  поступлений, позволяющее расширить  государственное финансирование  социальных и других программ;

- повышение уровня жизни  и покупательной способности  населения;

- использование более  высоких стандартов качества  окружающей среды, расширение  доступа к более чистой технологии, снижение общего уровня загрязнения окружающей среды;

- развитие инфраструктуры  и сферы услуг;

- повышение доверия к  стране, что позволит привлечь  новых иностранных инвесторов:

- усиление конкуренции  в национальной экономике и  снижение уровня её монополизации;

- оздоровление социально-культурной  обстановки в стране, распространение международных стандартов не только в производстве, но и потреблении. [5, c. 29]

Привлечение иностранных инвестиций в экономику способствует решению следующих проблем социально-экономического развития:

- освоение невостребованного  научно–технического потенциала, особенно на конверсионных предприятиях военно-промышленного комплекса;

- содействие расширению  и диверсификации экспортного  потенциала и развитию импортозамещающих  производств в отдельных отраслях;

- содействие притоку  капитала в трудоизбыточные регионы  и районы с богатыми природными  ресурсами для ускорения их  освоения;

- создание новых рабочих  мест и освоение передовых  форм организации производства;

- освоение опыта цивилизованных  отношений в сфере предпринимательства. [10, c. 173]

Вместе с тем возможны и отрицательные последствия  прихода иностранных инвестиций. Встречаются случаи, когда иностранный инвестор скупает местное предприятие с целью его ликвидации (а значит – устранения конкурента) или резко сокращает количество работников, создавая социально е напряжение. В истории привлечения иностранных инвестиций есть примеры, когда политика некоторых государств полностью контролировалась и направлялась иностранными транснациональными компаниями, в руках которых оказывались ведущие отрасли экономики, что создавало угрозу экономической безопасности страны. [19, c. 268]        

К отрицательным последствиям иностранных инвестиций можно отнести  следующие:

- репатриация капитала  и перевод прибыли в различных  формах (дивидендов, процентов, роялти и др.), что ухудшает состояние платёжного баланса принимающей страны;

- увеличение импорта оборудования, материалов и комплектующих, требующее дополнительных валютных расходов;

- подавление местных производителей  и ограничение конкуренции;

- усиление зависимости  национальной экономики, угрожающее  её экономической и политической безопасности;

- игнорирование иностранными  инвесторами местных условий  и особенностей;

- возможная деформация  структуры национальной экономики; 

- упадок традиционных  отраслей национальной экономики;

- усиление социальной  напряженности и дифференциации (в частности, за счёт более  высокой оплаты труда на иностранных  предприятиях);

- ослабление стимулов  для проведения национальных  НИОКР, вследствие ввоза иностранной   технологии, что, в конечном счёте,  может привести к усилению технологической зависимости;

- ухудшение состояния  окружающей среды в результате  перевода в страну «грязных» производств и хищнической эксплуатации местных ресурсов;

- негативное воздействие  на социально-культурные условия,  связанное с игнорированием национальных  традиций, особенностей и т.д., с  насаждением чуждых национальной  культуре стандартов, ценностей  и форм организации  производства, потребления, образа жизни и др. [5, c. 30]                                 Иностранные инвестиции осуществляются, как известно, в трёх основных формах: прямые, портфельные, кредиты и займы. Наиболее эффективной формой зарубежного инвестирования с позиции принимающей стороны являются прямые инвестиции (ППИ) в реальное производство в виде вклада в уставной фонд, так как их не нужно возвращать и выплачивать по ним проценты, а инвестор рассчитывает на получение максимальной по сравнению с другими формами международного бизнеса прибыли и концентрирует на этом свои ресурсы и усилия. Именно эти средства являются наиболее стабильными в случае ухудшения финансового состояния экономики и последними покидают страну-реципиента. [1, c. 5]          

Исследования по результатам  привлечения инвестиций свидетельствуют, что каждый вложенный доллар ППИ  даёт примерно такой же прирост величины внутреннего валового продукта (ВВП). Каждое рабочее место, созданное за счёт ППИ, способствует появлению нескольких рабочих мест в сопутствующих сферах, что повышает занятость населения. Положительное влияние оказывают ППИ и в других отношениях: за счёт инвестора обучаются новым технологиям и системе менеджмента местные специалисты; быстрее происходит «встраивание» экономики в мировые хозяйственные связи; сокращается отток квалифицированных кадров за рубеж; формируется конкурентная среда. [19, c. 268]

Значение ПИИ как одного из основных источников финансирования развития  экономики развивающихся стран признано и стало частью «Монтеррейского консенсуса» Первой конференции ООН по финансированию и развитию (2002 год, Монтеррей, Мексика), затем подтверждено экономическими форумами, проходившими в период начавшегося мирового экономического кризиса: Второй конференцией ООН по финансированию и развитию (2008 год, Доха, Катар), XII  конференцией ЮНКТАД (2008, Аккра, Гана), Глобальным экономическим форумом ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) по международным инвестициям (2008 год). В то же время приток ППИ оказывает эффективное воздействие на устойчивое развитие экономики при условии комплексного сочетания торговой политики, структурной перестройки и политики их привлечения для реализации задач развития страны. В этом случае можно рассчитывать на созидательную роль ПИИ в эффективном развитии реального сектора экономики, поскольку их приток сопровождается притоком не только финансовых активов, но и технологий, зарубежных сетей поставок и продаж, повышением квалификации работников. [17, c. 18]    

Сегодня практически все  страны, включая наиболее экономически развитые, конкурируют за привлечение внешних источников. Наша страна также заинтересована в их привлечении и проводит в этом направлении постоянную работу.

После роста на протяжении четырёх лет подряд глобальный приток ПИИ увеличился в 2007 году на 30% и достиг 1833 млрд. долл., что гораздо выше прежней  рекордной отметки, зафиксированной  в 2000 году. Во втором полугодии 2007 года, во всех трёх основных экономических группировках – развитых странах, развивающихся странах и странах с переходной экономикой Юго-Восточной Европы и Содружества Независимых Государств (СНГ) – наблюдался неуклонный рост притока ПИИ (таблица А.1).   

Однако в условиях обострения финансово-экономического кризиса глобальные показатели притока ПИИ упали со своего рекордно высокого исторического уровня в размере 1 979 млрд. долл. в 2007 году до 1 697 млрд. долл. в 2008 году, т.е. на 14%. Падение продолжилось и в 2009 году, причем его темпы ускорились: данные по 96 странам свидетельствуют о том, что в I квартале 2009 года приток инвестиций сократился против того же периода 2008 года еще на 44%. В 2010 году ожидалось медленное оживление, которое должно ускориться в 2011 году.

Кризис изменил ландшафт ПИИ: инвестиции в развивающие страны и страны с переходной экономикой резко увеличились, а их доля в  глобальных потоках ПИИ в 2008 году достигла 43%. Отчасти это было обусловлено  одновременным значительным сокращением притока ПИИ в развитые страны (29%). В Африке приток инвестиций достиг рекордного уровня, причём наиболее высокие темпы его прироста были отмечены в Западной Африке (прирост на 63% против 2007 года); ввоз инвестиций в Южную, Восточную и Юго-Восточную Азию увеличился на 17% и побил новый рекорд; приток ПИИ в Западную Азию продолжал увеличиваться шестой год подряд; ввоз инвестиций в Латинскую Америку и  Карибский бассейн вырос на 13%; а увеличение притока ПИИ в Юго-Восточную Европу и СНГ было зафиксировано восьмой год подряд (рисунок Б.1).

По сравнению с такими отраслями, чувствительными к циклам деловой активности, как металлообработка, сельское хозяйство и добывающие отрасли, перенесли кризис относительно нормально. Кроме того, в таких  отраслях, как агропромышленный комплекс, многие сектора услуг и фармацевтическая промышленность, перспективы для ПИИ являются более благоприятными.

Что касается видов инвестиций, то в конце 2008 года и в первые несколько месяцев 2009 года значительные сокращения были зарегистрированы по всем трем компонентам притока ПИИ: долевым инвестициям, прочим потокам капитала (в основном внутрикорпоративные займы) и реинвестированным прибылям. Падение прибылей зарубежных филиалов привело к уменьшению реинвестированных доходов, в результате чего вывоз ПИИ из развитых стран в I квартале 2009 года уменьшился на 46%. В некоторых случаях реструктуризация головных компаний и их штаб-квартир привела к погашениям займов, полученных от них зарубежными филиалами, и к сокращению чистых внутрикорпоративных потоков капитала между ТНК и их зарубежными филиалами. Немаловажно отметить, что соответствующее сокращение долевых инвестиций сегодня оказалось более значительным, чем во время предыдущего спада. 

До сих пор нынешний финансово-экономический кризис не оказывал серьезного воздействия на саму политику в области ПИИ, поскольку  ПИИ не являются причиной этого кризиса. Тем не менее некоторые меры национальной политики более общего характера (национальные санационные программы, пакеты экономических  стимулов),  введенные  в действие  в  связи  с косвенное воздействие. Они могут положительно повлиять на ввоз ПИИ, поскольку они способны помочь стабилизации или даже улучшению состояния ключевых экономических факторов, определяющих ПИИ. С другой стороны, высказываются опасения по поводу того, что принимаемые странами меры политики могут вылиться в инвестиционный протекционизм, поскольку они обеспечивают более благоприятные условия для отечественных инвесторов по сравнению с иностранными инвесторами или возводят барьеры на пути вывоза инвестиций в целях сохранения капитала внутри страны. Но в целом тенденции в политике как на национальном, так и на международных уровнях в ходе кризиса до сих пор были в основном благоприятными для ПИИ. [4, c. 2]

Республика Беларусь в  соответствии со статистикой ЮНКТАД накопила к 1 января 2009 года прямых иностранных  инвестиций на сумму 6679 млн. долл. США, что позволило по абсолютной величине накопленных ПИИ занять пятое  место среди 12 государств СНГ, уступая  крупным ресурсоизбыточным странам (Россия, Казахстан, Украина), а также  Грузии.

Расчёт показателя накопленных  ПИИ на душу населения  свидетельствует о том, что Республика Беларусь среди стран с транзитивной экономикой опережает лишь четыре страны: Молдову, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан. В нашей стране данный показатель в 2008 году был равен 689 долл. США, в то время как в Казахстане – 3843, России – 1512, Украине – 1022 долл. США. (рисунок В.1).

 В соответствии с анализом данных по притокам и структуре ПИИ в республику, на основании информации Национального статистического комитета Республики Беларусь, величина ПИИ в экономику характеризуется тенденцией роста, включая период мирового экономического и финансового кризиса 2008—2009 гг. Причем приток ПИИ увеличивался на 65—75% ежегодно с 2006 года по 2008 год,  а в 2009 году он вырос на 111%,  до 4,821 млрд. долл. США (рисунок Г.1).

Однако данная тенденция  роста ПИИ была до 2009 г. не столь  значительна по сравнению с увеличением притока иностранных кредитов в составе прочих инвестиций. Так, с 2005 г. по 2007 г. доля ПИИ в общем объеме поступлений иностранных инвестиций колеблется от 18,5 до 24,8%, уступая существенную долю иностранным кредитам, в 2008 г. она поднялась до 34%. А в 2009 г. доля ПИИ в общем объеме привлеченных иностранных инвестиций выросла до 51,8%, но при этом существенно изменилось соотношение компонентов ПИИ (рисунок Д.1)

Динамика компонентов  ПИИ до 2009 г. показывала, что прямые инвесторы предпочитали в основном кредитовать предприятия прямого инвестирования, чем инвестировать в основные активы и реинвестировать в расширение производства, внося свой вклад в формирование активов компаний. Доля кредитов, полученных от прямых инвесторов, была равна в среднем 66,8% в 2002—2008 гг. В 2009 г. 81,5% ПИИ пришлось на прочие прямые инвестиции, которые включают реинвестированные доходы. Учитывая, что 91% поступивших в 2009 г. в Беларусь ПИИ изъято из экономики прямыми инвесторами, то изменившаяся структура компонентов ПИИ показывает, что реинвестирование доходов от ПИИ осуществлялось в стране происхождения инвестиций, а не в экономике Республики Беларусь. Таким образом, доминирование иностранного кредитования продолжает оставаться как в структуре иностранных инвестиций в целом, так и среди компонентов ПИИ, что означает выбор не инвестиционного, а долгового пути развития белорусской экономики (рисунок Д.2).

ПРИЛОЖЕНИЕ А.docx

— 17.30 Кб (Открыть, Скачать)

ПРИЛОЖЕНИЕ Б.docx

— 258.36 Кб (Открыть, Скачать)

ПРИЛОЖЕНИЕ В.docx

— 14.30 Кб (Открыть, Скачать)

ПРИЛОЖЕНИЕ Г.docx

— 14.88 Кб (Открыть, Скачать)

ПРИЛОЖЕНИЕ Д.docx

— 17.18 Кб (Открыть, Скачать)

приложение Е.docx

— 18.27 Кб (Открыть, Скачать)

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж.docx

— 17.09 Кб (Открыть, Скачать)

ПРИЛОЖЕНИЕ И.docx

— 19.38 Кб (Открыть, Скачать)

ПРИЛОЖЕНИЕ К.docx

— 14.68 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение Л.docx

— 16.48 Кб (Открыть, Скачать)

приложение М.docx

— 14.54 Кб (Открыть, Скачать)

ПРИЛОЖЕНИЕ Н.docx

— 20.82 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Иностранные инвестиции и их роль в развитии национальной экономики