2.
Стабилизация макроэкономической политики:
- Поддержка
развития частного сектора. В белорусской
экономике на частный сектор приходится
наименьший удельный вес по сравнению
со всеми странами Восточной Европы и
государствами СНГ, что сдерживает приток
чистых прямых иностранных инвестиций
в республику. Доля частного сектора в
национальной экономике Беларуси, по обобщенным
оценкам, составляет 20% от ВВП. По сравнению
с долей частного сектора, равной 70% от
уровня ВВП – в Росси, 65% - в Словении, около
80% - в новых государствах – членах Европейского
союза, данное соотношение свидетельствует
о необходимости ускорения и интенсификации
реформ, направленных на развитие частного
сектора в белорусской экономике, представляющего
собой основной объект деятельности иностранных
инвесторов;
- для повышения
международной привлекательности республики
необходима дальнейшая либерализация
условий торговли. При этом в сфере внешней
торговли рекомендуется целенаправленное
совершенствование внешнеторговой инфраструктуры,
свободной от малоэффективных посреднических
звеньев и способной быстро реагировать
на конъюнктурные циклы на мировом рынке.
Нужна реализация спектра мероприятий
по внедрению передовых форм торговли
и современных продаж технологий путём
формирования крупных розничных структур
и сетевых технологий торговли;
- мероприятия
по повышению конкурентоспособности белорусской
экономики. Сегодня на единицу товара,
произведенного в республике, затрачивается
в 3-4 раза больше ресурсов, чем в развитых
странах, что свидетельствует о необходимости
обновления технологий производства и
менеджмента. В долгосрочной перспективе
рекомендуется наращивание объемов экспорта
в первую очередь путём повышения добавленной
стоимости экспортируемых товаров и оптимального
использования конкурентных преимуществ.
В свою очередь, это обеспечивает интеграцию
отечественных производителей в глобальные
производственные цепочки крупных международных
концернов и послужит источником перелива
капитала, производственных навыков и
современных ноу-хау, необходимых для
модернизации национальной промышленности;
- ослабление
налогового бремени [10, c. 21].
3.Эффектиное
развитие внешнеэкономической деятельности:
- Мероприятия
по вхождению белорусской экономики в
мировое хозяйство путем развития инвестиционного
и производственного сотрудничества;
- дальнейшая
рационализация импорта, развитие импортозамещающих
производств, стабилизация внешнеторгового
и платёжного баланса;
- упрощение
процедур оформление внешнеторговых и
внешнеэкономических сделок;
- продолжение
переговоров по вступлению Беларуси во
Всемирную торговую организацию (ВТО)
как гарантии соблюдения международных
норм и правил во внешней торговле с республикой;
- дальнейшее
развитие сотрудничества с Россией и расширения
взаимоотношений с Европейским союзом.
Целесообразно дальнейшее выполнение
производственных программ в рамках Союза
Беларуси и России в целях полноценной
реализации экономического потенциала
национальной экономики. Кроме того, стимулирование
и расширение объемов внешней торговли
с государствами Европейского союза является
источником современных технологий и
инвестиционных ресурсов на цели модернизации
отечественных производственных мощностей;
- активизация
сотрудничества и международными организациями
и финансовыми институтами. Данная политика
окажет положительный эффект не только
на внешнеэкономический имидж республики,
но и откроет доступ к дополнительным
источникам внешнего финансирования;
- разработка
программ развития и поддержки деятельности
свободных экономических зон для стимулирования
притока иностранного капитала в эти зоны
и его последующие перераспределения
в масштабах национальной экономики. При
этом рекомендуется переориентация и
стимулирование развития сферы услуг
в свободных экономических зонах, в частности,
финансов, страхования и банковских услуг;
- разработка
и реализация государственных программ
в поддержку развития малого бизнеса с
учётом актуальных тенденций изменения
внутреннего рынка [10, c. 4].
4.Реформа
банковского сектора:
- Расширение
и упрощение условий доступа иностранных
банков на рынок финансовых услуг Беларуси
- уменьшение
государственного влияния и рост готовности
в предоставлении иностранным банкам
возможности расширения масштабов их
деятельности в Беларуси
- расширение
кредитных операций и передача современных
ноу-хау в банковской сфере с участием
иностранных банков;
- проведение
дальнейших реформ с целью формирования
конкурентоспособного и рационально функционирующего
банковского сектора, пользующегося доверием
населения и отвечающего потребностям
реального сектора экономики;
- развитие
проектов (в том числе при участии международных
финансовых организаций), направленных
на укрепление потенциала банковского
сектора и создание новых механизмов кредитования
для удовлетворения финансовых потребностей
малых и средних предприятий и формирующегося
частного сектора в целом;
- развитие
сотрудничества с иностранными банками
международными финансовыми организациями
в оказании технической помощи белорусским
банкам, в частности, в укреплении организационного
потенциала, а также обучении персонала
принципам кредитования;
- рост объема
банковского финансирования в поддержку
инвестиционной деятельности;
- реализация
проектов развития финансовой инфраструктуры
[10, c. 22].
5.Стимулирование
динамичного развития сектора науки и
инноваций:
- Достижение
соответствия продукции, экспортируемой
отечественными производителями, международным
стандартам;
- привлечение
иностранных производственных навыков,
ресурсов, материалов и стимулирование
импорта передовых технологий. Создание
финансовых институтов и специализированных
агентств (в том числе государственных
страховых агентств), осуществляющих взаимодействие
с международными финансовыми институтами
и оказывающих поддержку изотру технологий
и оборудования;
- приумножение
отечественного научно-инновационного
потенциала путём реализации программ
государственной поддержки молодых специалистов
и ученых, оказания содействия развитию
высокотехнологичных производств, национальных
парков высоких технологий, патентной
и лицензионной деятельностью;
- оказание
поддержки Greenfield-проектам (реализуемым
с нуля). Объем Greenfield-проектов национальной
экономике является индикатором инвестиционной
надежности и наличия благоприятного
инвестиционного климата в государстве,
что в итоге способствует привлечению
инвестиционного капитала [10, c.22].
6.Стимулирование
развития межрегионального и международного
сотрудничества в перспективных отраслях:
- Создание
условий для оптимизации доходов от
растущего объема грузопотоков через
территорию Беларуси путем целенаправленного
содействия развитию транспортно-экспедиционной
деятельности, придорожного сервиса, транзитной
инфраструктуры – автомобильной, железнодорожной,
трубопроводной. С этой целью рекомендуется
достижение соответствия основным параметрам
транспортных магистралей европейскому
уровню;
- активизация
участия Беларуси в реализации крупномасштабных
проектов, направленных на развитие и
совершенствование инфраструктуры в приграничных
регионах, а также обеспечение региональной
безопасности путем проведения мероприятий
по унификации и усовершенствованию таможенных
процедур и таможенного контроля. Реализуемая
совместная белорусско-российская Программа
первоочередного развития таможенной
инфраструктуры пограничных пунктов таможенного
оформления составляет лишь малую долю
от объема мероприятий подобного рода,
требующих активной реализации;
- интенсификация
развития рынка информационных услуг,
телекоммуникаций, программ обеспечения,
формирования инфраструктуры электронного
бизнеса и единого информационного ресурса.
Учитывая растущее значение данного сектора
в мирохозяйственных связях, особое внимание
рекомендуется уделить формированию информационной
структуры сетей связи, переходу к цифровой
сети электросвязи, ускоренному развитию
цифровой подвижной связи и цифрового
телевизионного вещания. Привлечение
иностранные инвестиций на эти цели представляет
собой перспективное направление с долгосрочным
потенциалом роста и дает возможность
сделать географическое расположение
Беларуси ее конкурентным преимуществом;
- для сохранения
конкурентоспособности на международном
уровне необходима интенсификация совместных
программ в сфере образования с целью
увеличения квоты специалистов, владеющих
иностранными языками, передачи современных
ноу-хау, накопления опыта и изучения менталитета
потенциальных партнеров. Лишь в этом
случае «человеческий» капитал республики
будет соответствовать международным
стандартам, представлять ценность на
мировом рынке [10, c. 23].
Эффективная
реализация политики прямых иностранных
инвестиций может быть осуществлена
при реформировании и совершенствовании
деятельности Национального инвестиционного
агентства (НИА) в Республике Беларусь
за счёт следующих факторов:
- ускорение
проведения рыночных реформ в стране;
- изменения
уровня подчиненности для того, чтобы
обеспечить оперативность и гибкость
в принятии решений: Национального
инвестиционного агентства не должно
подчиняться никакому министерству, а
непосредственно Совету Министров Республики
Беларусь;
- формирование
штата агентства с опытом работы в государственном
и частном секторах при формировании системы
зарплат и премий, адекватных уровню частного
сектора для обеспечения достаточной
мотивации к эффективности и прозрачности
деятельности Национального инвестиционного
агентства;
- концентрация
не на всех, а на определенных отраслевых
приоритетах
- создание
широкой сети региональных агентств
в областных и районных и областных городах
- открытие
представительства агентства в странах
– основных и потенциальных
- поддержание
уровня квалификации сотрудников Национального
инвестиционного агентства, главным образом,
за счёт тренингов в области маркетинга
и инвестиций, стажировок в рамках международного
сотрудничества;
- обеспечение
обратившемуся в национальном инвестиционном
агентстве инвестору персонального проект-менеджера;
- создание
базы данных по консалтинговым агентствам
в стране, осуществляющим различные деловые
услуги; по земельным участкам для предложения
инвестору; динамике рынков отдельных
отраслей для предоставления инвестору
информации о них;
- налаживание
связей по сотрудничеству с многочисленными
инвестиционными и консалтинговыми агентствами
Республики Беларусь для предложения
им работы по конкретному инвестиционному
проекту; обеспечение открытости и доступности
для иностранного инвестора служащих
агентств по привлечению иностранных
инвестиций при первом его телефонном
звонке, электронном письме и т.д.;
- агентству
постоянно следует осуществлять мониторинг
и бенчмаркинг своей деятельности [11, c.
10].
Республике
Беларусь, осуществляя реформирование
по вышеназванным направлениям, следует
обратиться к международной практике
реализации адресного подхода к
поиску и привлечению прямых иностранных
инвесторов, или к политике таргетирования.
Последняя относится к проактивным методам
привлечениям прямых иностранных инвестиций
и представляет собой тщательно спланированный
и проводимый на постоянной основе поиск
и анализ компаний, которые являются
потенциальными инвесторами для страны-реципиента.
Таргетирование - техника привлечения
прямых иностранных инвестиций, призванная
улучшить качество привлекаемых инвестиций.
Политика таргетирования прямых иностранных
инвестиций дает конкурентное преимущество
в условиях обостренной конкуренции за
прямые иностранные инвестиции и является
важным инструментом для достижения приоритетных
задач страны в области развития [11, c. 11].
В
настоящее время уже реализован
комплекс мер по либерализации экономики.
Только за 2009 год в этом направлении
принято порядка 56 нормативных правовых
актов, что свидетельствует о заинтересованности
Правительства в улучшении делового климата.
Преобразования затронули широкий спектр
отношений, среди которых можно выделить
следующие:
- совершенствование
системы налогообложения. С 2006 года в республике
проводится комплексное реформирование
налоговой системы, главная суть которого
состоит в отказе от применения мелких
и неэффективных налогов и сборов, взимаемых
с выручки от реализации товаров и услуг,
введении прогрессивных и отработанных
в мировой практике механизмов взимания
основных налогов, выравнивании условий
налогообложения для всех категорий плательщиков,
упрощении налогового администрирования
и контроля.
- сокращение
лицензируемых видов деятельности. Если
в 2003 году их количество составляло около
150, то сейчас – 53. Кроме того, с 1 января
2011 года предусматривается отмена еще
16 видов деятельности (Указ Президента
Республики Беларусь от 01.09.2010 №450 «О лицензировании
отдельных видов деятельности»);
- либерализация
ценообразования. Перечень товаров, подлежащих
обязательной сертификации в Республике
Беларусь сокращен на 40 процентов и включает
в основном социально-значимые товары
для населения и некоторые товары производственного
назначения. Одновременно упрощены и сами
правила и процедуры;
- введен заявительный
принцип регистрации субъектов хозяйствования
(за исключением банков и небанковских
кредитно-финансовых организаций) с одновременным
снижением издержек по открытию и ведению
бизнеса. В настоящее время регистрация
осуществляется в день подачи необходимых
документов и при минимальном их количестве
- заявление, копия устава и документ, подтверждающий
уплату государственной пошлины (Декрет
Президента Республики Беларусь от 16 января
2009 г. № 1 ”О государственной регистрации
и ликвидации (прекращении деятельности)
субъектов хозяйствования“);
- отменен институт
”золотой акции“, который вызывал нарекания
международных организаций и бизнеса;
- ограничено
вмешательство контрольных органов в
работу бизнеса. В настоящее время число
контролирующих органов ограничено, введен
выборочный метод контроля, учитывающий
степень соблюдения законодательства
проверяемым субъектом, а вновь зарегистрированные
субъекты хозяйствования в течение двух
лет с начала их деятельности не подлежат
проверке (Указ Президента Республики
Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании
контрольной (надзорной) деятельности
в Республике Беларусь»);
- упрощена
процедура выделения земельных участков.
Например, полномочия по предоставлению
земельных участков переданы местным
органам управления, действует принцип
”одного окна“, участки предоставляются
по результатам аукционов и др.
Изменены подходы к структуре собственности
и процессу приватизации. Начиная с 2008
года, формируются планы приватизации
конкретных предприятий на трехлетний
период, например, на 2008-2010 годы в такой
план включены около 500 республиканских
унитарных предприятий. При этом приватизация
рассматривается как способ привлечения
в экономику стратегических инвесторов,
которые могут предложить Беларуси на
взаимовыгодных условиях новые и высокие
технологии, современные управленческие
решения, дополнительные рынки сбыта продукции,
то есть все то, что может повысить эффективность
развития белорусских предприятий [8].