Иностранные инвестиции и их роль в развитии национальной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 17:12, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы – изучить понятия и формы иностранных инвестиций, их роль в национальной экономике и механизм привлечения, оценить инвестиционный климат в Республике Беларусь и обосновать направления по его совершенствованию
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
проанализировать понятие и виды иностранных инвестиций;
исследовать структуру и динамику иностранных инвестиций Беларуси;
исследовать особенности инвестиционного климата в России на современном этапе;
проанализировать факторы, препятствующие и способствующие развитию иностранного инвестирования в Беларуси;
исследовать влияние иностранных инвестиций на иностранную экономику.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...4
1 Иностранные инвестиции: сущность, формы…………………………6
2 Роль иностранных инвестиций в развитии современной экономике..9
3 Механизм привлечения иностранных инвестиций и направления его совершенствования в Республике………………………………………..16
Заключение………………………………………………………………...28
Список использованных источников…………………………………….29

Работа содержит 1 файл

Иностранные инвестиции2.doc

— 442.00 Кб (Скачать)

     • высокая доля импорта промежуточной продукции  компании с иностранными инвестициями свидетельствует о низкой степени их производственной интеграции в белорусскую экономику и недостатке вертикальных  связей с местными предприятиями и фирмами [7, c. 34].

     Увеличение занятости и повышение квалификации

     В 2007 г. На 4218 совместных и иностранных предприятиях работало 4,15 от общего числа занятых в республике, а номинальная заработная плата была на 17,5% выше, чем средняя по стране. Причем на иностранных предприятиях средняя заработная плата несколько выше, чем на совместных [7, c.34].  
 

     Косвенные эффекты прямых иностранных инвестиций в Республике Беларусь

     Среди примеров косвенных эффектов прямых иностранных инвестиций, имеющих место в Республике Беларусь, можно выделить следующие:

    • повышение квалификации работников компаний, покупающих продукцию в компании-партнере транснациональной компании;
    • сотрудничество с университетами и научными центрами
    • социальная ответственность компаний и социальные эффекты от прямых иностранных инвестиций в Беларуси

     Большинство проектов в сфере социальной ответственности  базируются в основном на благотворительной, филантропической и спонсорской  основе. Очень низок уровень партнерства между белорусским бизнесом и зарубежными компаниями, между крупными и малыми предприятиями.

     Отрицательные эффекты прямых иностранных инвестиций

     Использование инвестиционных ресурсов наряду с положительными несёт в себе и негативные моменты. Во-первых, они могут проникать в стратегически важные для экономики государства отрасли и оказывать отрицательное влияние на их развитие. Во-вторых, неконтролируемые  свободные перемещения прямых иностранных инвестиций способны подорвать стабильность национальных валют. В-третьих, они создают сильных конкурентов для значительной части  местных предприятии, не давая им возможности роста. В-четвертых, транснациональный капитал, защищая свои интересы, может оказывать политическое и экономическое давление как на страны импортирующие, так и экспортирующие капитал. В-пятых, расширение объемов прямых иностранных инвестиций в состоянии в существенной мере изменить специализацию производства в стране импорта капитала. Кроме того, местный рынок может использоваться для соперничества с другими международными монополиями. Возникает опасность кризисов, особенно для развивающихся регионов, вероятность зависимости отдельных отраслей от стран-экспортеров капитала [4, c.18].

     Чтобы избежать подобных явлений, приток прямых иностранных инвестиций должен быть сбалансированным, основываться на интересах государства и находиться под его контролем. При этом необходимо предусматривать соответствующие меры защиты и поощрения через установление пределов  участия иностранного капитала в деятельности  отечественных компаний, ограничения доступа прямых иностранных инвестиций в стратегически важные отрасли разработку мер в отношении зарубежных корпораций, осуществляющих избирательную политику инвестирования. Следует также учесть особые требования к производству в области инноваций, занятости населения, использования местных ресурсов, реинвестирования прибыли, природоохранной деятельности, выпуску социально значимых товаров. Одним из способов снижения риска является ограничение прямых денежных инвестиций с одновременным займом их в стране-импортере под залог нематериальных активов. В случае наступления неблагоприятных для инвестора событий конфисковать его технологии, коммерческие тайны и другие интеллектуальные ценности гораздо сложнее, чем материальные ресурсы.

     Однако  в Республике Беларусь примеры негативного  влияния компаний с иностранными инвестициями трудно найти. Это объясняется  несколькими факторами:

     • большинство злоупотреблений иностранными компаниями в других странах СНГ происходит в добывающих отраслях, удельный вес которых достаточно мал в республике;

     • государственная экспертиза проектов защищает экономику от нарушений со стороны иностранных компаний;

     • количество иностранных компаний не настолько велико в Беларуси, чтобы нельзя было проследить их деятельность в отношении злоупотребления [7, c. 35].

 

      3 Механизм привлечения иностранных инвестиций и направления его совершенствования в Республике Беларусь 

     После приобретения самостоятельности экономика  Республики Беларусь развивалась в  основном за счет внутренних инвестиционных ресурсов. Однако намеченная широкомасштабная модернизация производственного потенциала, поддержание стабильной конкурентоспособности производимой продукции, развитие сферы услуг требуют значительного увеличения инвестиционного капитала.

     В этой связи привлечение иностранных  инвестиций приобретает особую актуальность, а создание благоприятного инвестиционного  климата становится важнейшей задачей.

       Исследование параметров привлечения  прямых иностранных инвестиций  и оценка их влияние на развитие  экономики Республики Беларусь  свидетельствует о необходимости стимулирования притока прямых иностранных инвестиций в национальную экономику для увеличения ее международной конкурентоспособности.

     Используя многообразие инструментов ограничения, стимулирования, активного поиска и продвижение прямых иностранных инвестиций, некоторые страны стали разрабатывать стратегии их привлечения, т.е. комплексные системы мероприятий, охватывающие те направления экономической политики, которые связаны с привлекательностью инвестиционного климата. Первыми из таких стран стали Ирландия, Малайзия, Сингапур. За ним последовали Турция, Чехия, Польша и другие страны. Такие стратегии позволили увеличить им объемы «продуктивного» инвестирования и сократить «спекулятивное», обеспечить структурную перестройку, сохранить стабильный уровень занятости, увеличить налогооблагаемую базу, обеспечить защиту окружающей среды [11, c. 5]. Привлечение иностранных инвестиций осуществляется различными способами. Основными из них являются: кредиты иностранных банков; коммерческие кредиты под государственные гарантии; международный лизинг; эмиссия и размещение корпоративных ценных бумаг; использование соглашений о разделе продукции [5, c. 256 ].

     Республика  Беларусь столкнется в ближайшие  годы с очень жесткой конкуренцией за свободные международные инвестиционные ресурсы и в связи с этим будет подвержена риску  значительного  притока более конкурентоспособного импорта товаров и услуг из России, Украины и Польши, т.е. стран наиболее привлекательных для прямых иностранных инвестиций. По фактору благоприятности деловой среды у Республики Беларусь появились конкуренты за приток свободных международных инвестиционных ресурсов, а именно, Азербайджан, Грузия, Армения. Поскольку приток ПИИ предполагает международное движение в первую очередь частного капитала, то развитие  рыночных условий экономической деятельности является необходимым фактором привлечения  прямых иностранных инвестиций. По индексу экономической свободы, который свидетельствует о возможностях предпринимательства в условиях рыночной экономики и эффективного государственного управления, Республика Беларусь уступает всем странам с транзитивной экономикой, за исключение Туркменистана. Компаративный анализ  процесса трансформации к рыночной экономике стран с переходной экономикой по-прежнему показывает значительное отставание Республики  Беларусь от остальных стран (за исключением Туркменистана) по показателям доли частной собственности в экономике и развитию конкуренции [11, c. 7].

     Принимая  во внимание перспективы динамики прямых иностранных инвестиций под влиянием мирового экономического и финансового кризиса, а также на основе сравнения некоторых параметров инвестиционного климата Республики Беларусь с использованием международных рейтингов необходимо констатировать, что наша страна находится в окружении государств, обладающих значительной привлекательностью для прямых иностранных инвестиций в среднесрочной перспективе. Это значит, что довольно большое число прямых инвесторов выберет для размещения производств не Республику Беларусь, а соседние страны. В данных условиях подтверждается необходимость решительного и последовательного реформирования экономики Беларуси.

     Международные рейтинги, место Республики Беларусь по прямым иностранным инвестициям на душу населения и международные оценки наиболее привлекательных регионов для прямых иностранных инвестиций свидетельствует о необходимости и незамедлительной разработки  последовательной стратегии реформирования  политики прямых иностранных инвестиций и инвестиционного климата в нашей стране.

     На  основе теории и международной практики стратегию реформирования политики  прямых иностранных инвестиций и инвестиционного климата для Республики Беларусь предлагается подразделить на мероприятия кратко-, средне- и долгосрочной перспективы.

     Краткосрочные и среднесрочные мероприятия реформирования политики прямых иностранных инвестиций и инвестиционного климата целесообразно  основывать на мероприятиях, улучшающих институциональные условия привлечения прямых иностранных инвестиций. Долгосрочную стратегию – на совершенствовании экономических факторов привлечения прямых иностранных инвестиций, так как экономические факторы меняются сравнительно медленнее, имеют значительный временной лаг [11, c.8].

     Растущие  рынки, квалифицированная рабочая  сила и продолжающийся рост политической и экономической стабильности –  основные мотивы для иностранных  инвесторов при вложении капитала. Для Республики Беларусь эта тенденция может отразиться при реализации политики постепенного улучшения инвестиционного климата в национальной экономике – в появлении дополнительных рычагов экономического роста [10, c. 20].

     Основные  источники экономического роста и положительные эффекты для белорусской экономики при последовательном привлечении и наращивании объема прямых иностранных инвестиций:

    • совместные и  иностранные предприятия  - источники ноу-хау, управленческих навыков и стратегий;
    • рост эффективности производства путём Greenfield-инвестиций;
    • повышение квалификации национальных кадров в процессе передачи технологий
    • улучшение институциональных условий в национальной экономике;
    • развитие инфраструктуры.

     Учитывая  актуальные тенденции и всё более  напряженную конкурентную борьбу за инвестиционный капитал в рамках глобального процесса глобального процесса перераспределении финансовых ресурсов, в Беларуси необходимо усовершенствовать организационно-экономический механизм реализации реформ в основных отраслях национальной экономики.

     Весь  спектр мероприятий, предлагаемых для  повышения инвестиционной привлекательности  республики, можно классифицировать следующим образом.

     1.Мероприятия на уровне предприятия:

  • Снижение административного вмешательства в экономику, особенно искусственных ограничений в отношении хозяйственной деятельности (конкретной мерой, существенно сдерживающей потенциальных отечественных и иностранных инвесторов, является применение с 1997 г. инструмента «золотой» акции);
  • ускорение процессов разгосударствления и приватизации;
  • переход на принципы корпоративного управления, применяемые в мировой практике, особенно в рамках деятельности транснациональных  корпораций, без участия которых невозможен процесс интеграции в мировое хозяйство;
  • развитие государственных  программ коммерциализации и приватизации предприятий коммунального хозяйства и сферы услуг исключительно в форме оказания технической помощи;
  • защита имущественных прав;
  • последовательная интеграция отечественных предприятий в производственные циклы международных концернов с использованием конкурентных преимуществ (уровень производственных затрат, наличие квалифицированных кадров) – особенно в отраслях, содержащих потенциал развития (легкая и текстильная промышленность, нефтехимическая промышленность, строительство, сфера услуг развитие инфраструктуры);
  • повышение доли предприятий малого и среднего бизнеса при параллельной реструктуризации неэффективных  крупных государственных предприятий, достигающих показателя рентабельности производства, как правило,  благодаря выделению государственных субсидий и дотаций [10, c. 21].

Информация о работе Иностранные инвестиции и их роль в развитии национальной экономике