Инновационная политика предприятия на примере ОАО «Марксовский пивзавод»

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 23:13, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в рассмотрении Инновационная политика предприятия. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
рассмотреть сущность и понятие инноваций, их роль в развитии предприятия;
охарактеризовать понятие и структуру инновационного цикла;
проанализировать разработку инновационных проектов и программ;
рассмотреть формирование инновационной стратегии предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ ИННОВАЦИЙ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИЙ
1.2. ВИДЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ
2. ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ И МЕХАНИЗМ ЕЁ РАЗРАБОТКИ
2.1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ИННОВАЦИОННОГО ЦИКЛА
2.2. РАЗРАБОТКА ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ И ПРОГРАММ
2.3. ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Инновационная политика предприятия на примере пивзавода.doc

— 231.00 Кб (Скачать)
 

     Как видно из данных Таблицы 1, несмотря на рост выпуска продукции в сопоставимых ценах, рентабельность остается низкой. На лицо необходимость совершенствования производственных процессов. Затраты на инновации по отношению к себестоимости производимой продукции остаются сравнительно небольшой величиной. Вместе с тем, на текущий год запланировано удвоить расходы на инновации (относительные инновационные затраты к себестоимости также должны практически удвоиться). На фоне этого запланированная норма рентабельности на уровне 8% выглядит достаточно оптимистично.

2.3. Формирование инновационной  стратегии предприятия

     Стратегии инновационного развития предприятия  подразделяются на непрерывные и разрывные. Непрерывные стратегии, в свою очередь, подразделяются на фундаментальные, производственные и промежуточные. Редкими бывают «разрывные» стратегии, то есть те, в которых есть пропуски в реализуемых предприятием этапах жизненного цикла инноваций. 10

     Достаточно массовой является «непрерывная» стратегия, заканчивающаяся производством, такую стратегию называют производственной. Различные производственные стратегии отличаются числом последовательно реализуемых этапов.

     Другая крайность – фундаментальные стратегии – непрерывные стратегии, начинающиеся с фундаментальных исследований и отличающиеся числом последовательно реализуемых этапов. Также среди непрерывных можно выделить промежуточные стратегии, не заканчивающиеся производством, в которых реализуются последовательные этапы. Кроме того, можно выделить «чистые» стратегии, в рамках которых предприятие ориентируется только на одну стадию жизненного цикла инновации.11

     Рассмотрим стратегии инновационного развития предприятия.

     Стратегия 1. Предприятие самостоятельно реализует  все этапы жизненного цикла инновации, начиная с фундаментальных исследований и заканчивая производством. Это непрерывная стратегия, которая является одновременно и производственной и фундаментальной. Такая ситуация встречается нечасто, так как для выпуска конечного изделия или услуги, практически, предприятие не в состоянии провести все необходимые фундаментальные и прикладные исследования. Для применения этой стратегии предприятию необходимо содержать собственные исследовательские лаборатории, обеспечивать поддержку фундаментальных исследований по основному профилю своей деятельности.

     Стратегия 2. Предприятие самостоятельно реализует все циклы, кроме производства – непрерывная фундаментальная стратегия. Осуществляется академическими институтами или университетами (большая доля отводится фундаментальным исследованиям) или НИИ (большая доля отводится прикладным исследованиям).12

     Стратегия 3. Фирма самостоятельно реализует только фундаментальные исследования – чисто фундаментальная стратегия. На практике встречается чрезвычайно редко – как правило, выполнение только фундаментальных исследований – прерогатива университетов (в России и за рубежом) и академических институтов (в России).

     Стратегия 4. Предприятие осуществляет фундаментальные исследования и опытно-конструкторские разработки – разрывная стратегия. Примером предприятия, реализующего такую стратегия, может быть научный институт,  который зарабатывает на жизнь хоздоговорной тематикой: основная часть его персонала занимается тем, что интересно с точки зрения научных целей, а некоторая (обычно меньшая по объему) часть – тем, за что платят деньги заказчики. Такая стратегия часто возникает у организаций осуществляющих чисто фундаментальную стратегию, когда государственная поддержка научных программ свертывается.

     Стратегия 5. Стратегия научной организации (чаще всего отраслевой), которая занимается производственной деятельностью, не связанной со своим основным научным профилем – разрывная стратегия. Возникает у предприятий реализующих чистую фундаментальную стратегию, когда отрасль находится в упадке или на пороге технологического перевооружения. Условно примером предприятия, реализующего данную стратегию, можно считать университет, профессорско-преподавательский состав которого занимается фундаментальными исследованиями и «производством» образовательных услуг – подготовкой специалистов с высшим профессиональным образованием.

     Стратегия 6. Непрерывная производственная стратегия, в рамках которой предприятие самостоятельно выполняет все этапы, кроме фундаментальных  исследований. Осуществляется крупными корпорациями со своими исследовательскими лабораториями и конструкторскими бюро.

     Стратегия 7. Непрерывная промежуточная стратегия, заключающаяся в  выполнении прикладных исследований и опытно-конструкторских разработок. Осуществляется высокотехнологичными фирмами (как правило – небольшого размера), реализующими результаты своих разработок промышленным фирмам и крупным корпорациям.

     Стратегия 8. Чистая стратегия, заключающаяся в выполнении только прикладных исследований. Осуществляется НИИ или высокотехнологичными предприятиями.13

     Стратегия 9. Непрерывная производственная стратегия, в рамках которой производственное предприятие самостоятельно выполняет опытно-конструкторские разработки, осуществляется высокотехнологичными производственными предприятиями или заводами, в составе которых есть собственное конструкторское бюро.

     Стратегия 10. Чистая стратегия, заключающаяся в выполнении только опытно-конструкторских работ, осуществляется в основном конструкторскими бюро. В некоторых странах существуют целые отрасли, где группируются фирмы, покупающие незавершенные разработки, не готовые к внедрению, они их доводят до состояния патента и продают, а кто-нибудь другой внедряет. При этом выгода заключается в том, что они доводят исследование до конечной продукции с высокой добавленной стоимостью.

     Стратегия 11. Чистая производственная стратегия, осуществляется промышленными предприятиями, не занимающимися прикладными исследованиями и опытно-конструкторскими разработками.

     Поскольку предприятие редко реализует одну инновацию, то предприятия можно описывать долей инновационных стратегий того или иного типов.14

     Собственный центр инновационных технологий есть и у предприятия ОАО  «Марксовский пивзавод». Научно-технический совет компании одобрил стратегию инновационного развития компании. В числе приоритетных направлений инновационной политики компании – развитие высокотехнологического оборудования для розлива производимой продукции, которое, как предполагают разработчики стратегии, должно стать катализатором принципиально новых прорывных технологий и технических решений.

     Поскольку управление инновационным процессом  эффективнее всего осуществлять в рамках корпоративных структур, то стратегическое управление инновационной деятельностью следует осуществлять централизованно и скоординировано, обеспечивая оптимальный баланс интересов всех участников и концентрацию их усилий на целевое решение поставленных задач.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Инновации являются носителями созидательной  функции, обеспечивающей стабильность и эффективность развития, преодоления кризисов во всех их проявлениях; наиболее эффективным, но и наиболее рисковым источником прибыли предприятий. В то же время инновации порождают проблемы в организациях, где они реализуются: возникает сопротивление персонала изменениям; происходит снижение производительности, а нередко – и качества при освоении технико-технологических новаций; увеличивается неопределённость в отношении будущей деятельности, а следовательно, – ограничивается возможность разработки реально выполнимых планов, заключения долгосрочных договоров с поставщиками и партнёрами по бизнесу, появляются другие препятствия ведению производственно-хозяйственной деятельности.

     На  основании проделанной работы можно  сделать следующие выводы:

     Предприятие ОАО «Марксовский пивзавод» ведет активную работу в двух направления инновационного развития. На предприятии совершенствуются технологии производства, а также проводится набор квалифицированных специалистов для разработки новых сортов пива и дизайна упаковки.

     Проанализировав технико-экономические показатели видно что необходимо совершенствование производственных процессов.

     Вместе  с тем, на текущий год запланировано удвоить расходы на инновации (относительные инновационные затраты к себестоимости также должны практически удвоиться).

     Инновационная деятельность связана с привлечением различных ресурсов. Основными из них являются инвестиции и затраты времени как на проведение исследований и разработок, так и на выполнение проектно-технологических и других работ, связанных с масштабным освоением производства новой продукции. В целостную систему инновационной деятельности входят такие составляющие компоненты, как наука, технология, экономика и образование. Отсутствие любого из компонентов приведёт к нарушению целостности системы инновационной деятельности. Точно так же недостаточное внимание к развитию одного из компонентов целостной системы снизит результативность её функционирования.

     Анализ  инновационной ситуации как соотношения  инновационного потенциала и инновационного климата и управление инновационной активностью предприятия является основанием для разработки технико-экономического обоснования инновационного проекта. Таким образом, принятие решения о реализации инновации начинается с анализа инновационного потенциала предприятия.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Белимова  Л.Н.Формирование  инновационной  политики  предприятий  пищевой промышленности с учетом инновационной привлекательности // Материалы межвузовского сборника научных трудов «Инновации и инвестиции в экономике России». Выпуск 8 – СПб., 2005.
  2. Городова И.Б. Управление инновационными процессами : учебное пособие / И.Б. Городова; Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. - Кемерово, 2005. - 76 с.
  3. Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. 2010. № 1 (22).
  4. Инновационная экономика: стратегия, политика, решения / Г.С. Гамидов, Т.А. Исмаилов, И.Л. Туккель. – СПб., 2007.
  5. Крылова И.К. Анализ финансово-инновационного  состояния  предприятий в условиях антикризисного управления (на  примере предприятий Республики Татарстан) // Вестник  Тамб.  Ун-та.  Сер.  Гуманитарные  науки. Тамбов, 2007. Вып. 11 (55). - С. 17-24.
  6. Муниципальное управление в России. Теория и практика: Сборник научных трудов Самара.: СМИУ, 2005.
  7. Новиков Д.А., Иващенко А.А. Модели  и методы  организационного  управления  инновационным  разви-тием фирмы. – М.: КомКнига, 2006.
  8. Попов Ю. И. Управление проектами : учеб. пособие. / Ю. И. Попов, О. В. Яковенко. – М. : ИНФРА-М, 2007. – 208 с.
  9. Портнов, В. Инновации или камуфляж? // Литературная газета. – 2005. – № 24. – С. 5
  10. Регионы  России.  Социально-экономические  показатели. 2009 : статистический  сборник /Росстат. − М., 2009. − 990 с.
  11. Руководство Осло: рекомендации по сбору и анализу  данных по инновациям. М.: ОЭСР-ЦИСН, 2006.
  12. Рыбакова И.В. Ширяева Ю.С. Формирование понятия инновационной деятельности  промышленного  предприятия. // Вестник  АКСОР.  Научнопрактический журнал. М., 2008(6), № 4.
  13. Современная российская экономика: проблемы и перспективы развития: сборник материалов I Всероссий-ской научной интернет - конференции, 1 декабря 2009 г. – Ярославль / Коллектив авторов, 2010.
  14. Слепнева Л.Р., Белимова Л.Н Разработка комплексной стратегии развития   пищевой промышленности // Сборник статей «Вестник БГУ» Экономика. Вып.  № 1. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2006.
  15. Султанов Н. З. Инновационный менеджмент : фонд тестовых заданий / Н. З. Султанов, Н. С. Севостьянова. – Оренбург : ОГИМ, 2009. – 50 с.
  16. Управление инновационной активностью предприятия : метод. указания / сост. А.И. Попов. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008. – 24 с.. 
  17. Фатхутдинов  Р.А.  Инновационный  менеджмент:  Учебник. – СПб.:  Питер, 2007.
  18. Хотяшева О. М. Инновационный менеджмент :  учеб. пособие /О. М. Хотяшева. – СПб. : Питер, 2005. – 317 с.
  19. Чернецова  Е.В.,  Данилова  О.В.,  Русакова  Г.Н.Экономика  организаций (предприятий).  .  Учебное издание  для  студентов,  обучающихся  по  специальностям 080105.65 «Финансы  и  кредит»,  080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и 080107.65 «Налоги и налогообложение»  — М.: Финансовая академия при Правительстве РФ,  кафедра «Экономика и антикризисное управление», 2007. 72с.
  20. Экономика организаций (предприятия): методические указания к выполнению курсовой работы [сост. Я.И. Черкасский, Е.В. Баталова, В.В. Леонтьева]. - Новосибирск: СибУПК, 2008. - 113 с.
  21. «Экономические науки» .Журнал, 2010, 1(62).
  22. Яголковский С. Р. Психология инноваций: подходы, модели, процессы научная монография .Москва 2010.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Роль  инновационной политики предприятия  в процессе стратегического управления 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Место расположения ОАО «Марксовский пивзавод» 
 

Информация о работе Инновационная политика предприятия на примере ОАО «Марксовский пивзавод»