Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 23:13, курсовая работа
Цель данной работы состоит в рассмотрении Инновационная политика предприятия. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
рассмотреть сущность и понятие инноваций, их роль в развитии предприятия;
охарактеризовать понятие и структуру инновационного цикла;
проанализировать разработку инновационных проектов и программ;
рассмотреть формирование инновационной стратегии предприятия.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ ИННОВАЦИЙ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИЙ
1.2. ВИДЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ
2. ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ И МЕХАНИЗМ ЕЁ РАЗРАБОТКИ
2.1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ИННОВАЦИОННОГО ЦИКЛА
2.2. РАЗРАБОТКА ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ И ПРОГРАММ
2.3. ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Как видно из данных Таблицы 1, несмотря на рост выпуска продукции в сопоставимых ценах, рентабельность остается низкой. На лицо необходимость совершенствования производственных процессов. Затраты на инновации по отношению к себестоимости производимой продукции остаются сравнительно небольшой величиной. Вместе с тем, на текущий год запланировано удвоить расходы на инновации (относительные инновационные затраты к себестоимости также должны практически удвоиться). На фоне этого запланированная норма рентабельности на уровне 8% выглядит достаточно оптимистично.
Стратегии инновационного развития предприятия подразделяются на непрерывные и разрывные. Непрерывные стратегии, в свою очередь, подразделяются на фундаментальные, производственные и промежуточные. Редкими бывают «разрывные» стратегии, то есть те, в которых есть пропуски в реализуемых предприятием этапах жизненного цикла инноваций. 10
Достаточно массовой является «непрерывная» стратегия, заканчивающаяся производством, такую стратегию называют производственной. Различные производственные стратегии отличаются числом последовательно реализуемых этапов.
Другая крайность – фундаментальные стратегии – непрерывные стратегии, начинающиеся с фундаментальных исследований и отличающиеся числом последовательно реализуемых этапов. Также среди непрерывных можно выделить промежуточные стратегии, не заканчивающиеся производством, в которых реализуются последовательные этапы. Кроме того, можно выделить «чистые» стратегии, в рамках которых предприятие ориентируется только на одну стадию жизненного цикла инновации.11
Рассмотрим стратегии инновационного развития предприятия.
Стратегия 1. Предприятие самостоятельно реализует все этапы жизненного цикла инновации, начиная с фундаментальных исследований и заканчивая производством. Это непрерывная стратегия, которая является одновременно и производственной и фундаментальной. Такая ситуация встречается нечасто, так как для выпуска конечного изделия или услуги, практически, предприятие не в состоянии провести все необходимые фундаментальные и прикладные исследования. Для применения этой стратегии предприятию необходимо содержать собственные исследовательские лаборатории, обеспечивать поддержку фундаментальных исследований по основному профилю своей деятельности.
Стратегия 2. Предприятие самостоятельно реализует все циклы, кроме производства – непрерывная фундаментальная стратегия. Осуществляется академическими институтами или университетами (большая доля отводится фундаментальным исследованиям) или НИИ (большая доля отводится прикладным исследованиям).12
Стратегия 3. Фирма самостоятельно реализует только фундаментальные исследования – чисто фундаментальная стратегия. На практике встречается чрезвычайно редко – как правило, выполнение только фундаментальных исследований – прерогатива университетов (в России и за рубежом) и академических институтов (в России).
Стратегия 4. Предприятие осуществляет фундаментальные исследования и опытно-конструкторские разработки – разрывная стратегия. Примером предприятия, реализующего такую стратегия, может быть научный институт, который зарабатывает на жизнь хоздоговорной тематикой: основная часть его персонала занимается тем, что интересно с точки зрения научных целей, а некоторая (обычно меньшая по объему) часть – тем, за что платят деньги заказчики. Такая стратегия часто возникает у организаций осуществляющих чисто фундаментальную стратегию, когда государственная поддержка научных программ свертывается.
Стратегия 5. Стратегия научной организации (чаще всего отраслевой), которая занимается производственной деятельностью, не связанной со своим основным научным профилем – разрывная стратегия. Возникает у предприятий реализующих чистую фундаментальную стратегию, когда отрасль находится в упадке или на пороге технологического перевооружения. Условно примером предприятия, реализующего данную стратегию, можно считать университет, профессорско-преподавательский состав которого занимается фундаментальными исследованиями и «производством» образовательных услуг – подготовкой специалистов с высшим профессиональным образованием.
Стратегия 6. Непрерывная производственная стратегия, в рамках которой предприятие самостоятельно выполняет все этапы, кроме фундаментальных исследований. Осуществляется крупными корпорациями со своими исследовательскими лабораториями и конструкторскими бюро.
Стратегия 7. Непрерывная промежуточная стратегия, заключающаяся в выполнении прикладных исследований и опытно-конструкторских разработок. Осуществляется высокотехнологичными фирмами (как правило – небольшого размера), реализующими результаты своих разработок промышленным фирмам и крупным корпорациям.
Стратегия 8. Чистая стратегия, заключающаяся в выполнении только прикладных исследований. Осуществляется НИИ или высокотехнологичными предприятиями.13
Стратегия 9. Непрерывная производственная стратегия, в рамках которой производственное предприятие самостоятельно выполняет опытно-конструкторские разработки, осуществляется высокотехнологичными производственными предприятиями или заводами, в составе которых есть собственное конструкторское бюро.
Стратегия 10. Чистая стратегия, заключающаяся в выполнении только опытно-конструкторских работ, осуществляется в основном конструкторскими бюро. В некоторых странах существуют целые отрасли, где группируются фирмы, покупающие незавершенные разработки, не готовые к внедрению, они их доводят до состояния патента и продают, а кто-нибудь другой внедряет. При этом выгода заключается в том, что они доводят исследование до конечной продукции с высокой добавленной стоимостью.
Стратегия 11. Чистая производственная стратегия, осуществляется промышленными предприятиями, не занимающимися прикладными исследованиями и опытно-конструкторскими разработками.
Поскольку предприятие редко реализует одну инновацию, то предприятия можно описывать долей инновационных стратегий того или иного типов.14
Собственный центр инновационных технологий есть и у предприятия ОАО «Марксовский пивзавод». Научно-технический совет компании одобрил стратегию инновационного развития компании. В числе приоритетных направлений инновационной политики компании – развитие высокотехнологического оборудования для розлива производимой продукции, которое, как предполагают разработчики стратегии, должно стать катализатором принципиально новых прорывных технологий и технических решений.
Поскольку управление инновационным процессом эффективнее всего осуществлять в рамках корпоративных структур, то стратегическое управление инновационной деятельностью следует осуществлять централизованно и скоординировано, обеспечивая оптимальный баланс интересов всех участников и концентрацию их усилий на целевое решение поставленных задач.
Инновации являются носителями созидательной функции, обеспечивающей стабильность и эффективность развития, преодоления кризисов во всех их проявлениях; наиболее эффективным, но и наиболее рисковым источником прибыли предприятий. В то же время инновации порождают проблемы в организациях, где они реализуются: возникает сопротивление персонала изменениям; происходит снижение производительности, а нередко – и качества при освоении технико-технологических новаций; увеличивается неопределённость в отношении будущей деятельности, а следовательно, – ограничивается возможность разработки реально выполнимых планов, заключения долгосрочных договоров с поставщиками и партнёрами по бизнесу, появляются другие препятствия ведению производственно-хозяйственной деятельности.
На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы:
Предприятие ОАО «Марксовский пивзавод» ведет активную работу в двух направления инновационного развития. На предприятии совершенствуются технологии производства, а также проводится набор квалифицированных специалистов для разработки новых сортов пива и дизайна упаковки.
Проанализировав
технико-экономические
Вместе с тем, на текущий год запланировано удвоить расходы на инновации (относительные инновационные затраты к себестоимости также должны практически удвоиться).
Инновационная деятельность связана с привлечением различных ресурсов. Основными из них являются инвестиции и затраты времени как на проведение исследований и разработок, так и на выполнение проектно-технологических и других работ, связанных с масштабным освоением производства новой продукции. В целостную систему инновационной деятельности входят такие составляющие компоненты, как наука, технология, экономика и образование. Отсутствие любого из компонентов приведёт к нарушению целостности системы инновационной деятельности. Точно так же недостаточное внимание к развитию одного из компонентов целостной системы снизит результативность её функционирования.
Анализ инновационной ситуации как соотношения инновационного потенциала и инновационного климата и управление инновационной активностью предприятия является основанием для разработки технико-экономического обоснования инновационного проекта. Таким образом, принятие решения о реализации инновации начинается с анализа инновационного потенциала предприятия.
Роль
инновационной политики предприятия
в процессе стратегического управления
Место расположения
ОАО «Марксовский пивзавод»
Информация о работе Инновационная политика предприятия на примере ОАО «Марксовский пивзавод»