Инновационная политика предприятия на примере ОАО «Марксовский пивзавод»

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 23:13, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в рассмотрении Инновационная политика предприятия. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
рассмотреть сущность и понятие инноваций, их роль в развитии предприятия;
охарактеризовать понятие и структуру инновационного цикла;
проанализировать разработку инновационных проектов и программ;
рассмотреть формирование инновационной стратегии предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ ИННОВАЦИЙ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИЙ
1.2. ВИДЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ
2. ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ И МЕХАНИЗМ ЕЁ РАЗРАБОТКИ
2.1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ИННОВАЦИОННОГО ЦИКЛА
2.2. РАЗРАБОТКА ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ И ПРОГРАММ
2.3. ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Инновационная политика предприятия на примере пивзавода.doc

— 231.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 

Предмет: экономика предприятия (в пищевой промышленности) 
 
 
 
 
 

«Инновационная политика предприятия» на примере

ОАО «Марксовский пивзавод» 
 
 

                                       Курсовая работа 

                                       Студента (-ки) группы___

                                       (фамилия, имя, отчество) 
 
 

                                       Научный руководитель

                                      (ученая степень, ученое звание)

                                      (фамилия, имя, отчество) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2010г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

     Интеграционные  процессы, протекающие сегодня в  мировом сообществе, способствуют признанию необходимости внедрения новых подходов к развитию территориальных экономик, и основную роль при этом играет инновационная деятельность. Развитие глобальных научных технологических сетей, соединяющих различные профессиональные и социальные сообщества, способствует достижению согласованного международного сотрудничества, которое является основным ресурсом прогресса человечества.

     По  мере развития теории инновации появился ряд ученых, мнение которых относительно природы возникновения инноваций можно свести к следующему: в основе инноваций лежат потребности рынка, т.е. спрос на новые товары и возникающая конкурентная борьба между предпринимателями. Среди таких ученых можно выделить Т.Коно, М.Портера, Б.Твиста, А.Кутейникова, Ю.Яковца, В.Медынского, В.Коновалова.

     Анализируя  и систематизируя теоретические  подходы к объяснению причин возникновения инноваций, совокупность возникновения инноваций можно систематизировать по четырем группам:

      1. колебания экономического цикла;
      2. развитие науки и изобретательство;
      3. растущие потребности рынка;
      4. конкуренция.

     В настоящее время, не смотря на развивающийся  российский экспорт продукции в  основном за счет военно-промышленного сектора, страна не получает стратегического выигрыша. Вызов наукоемкой продукции в современной России увеличивается, а научно-технические возможности экспортных предприятий снижаются, фактически внешняя торговля стала инструментом выживания оборотных предприятий.1 Однако если в западных странах первостепенное внимание уделяется развитию собственной технологической базы, внутреннему потреблению, техническому перенасыщению собственного производства и научно-технического потенциала (тем самым формируются предпосылки к вытеснению старых технологических укладов, обеспечивается устойчивое положение страны на мировом рынке), то в нашей стране этот принцип только зарождается. В результате наблюдается бурное формирование информационно-коммуникационных технологий при одновременных относительно низких темпов развития перерабатывающих отраслей.

     Цель  данной работы состоит в рассмотрении Инновационная политика предприятия. Для достижения поставленной цели в  работе решаются следующие частные задачи:

  • рассмотреть сущность и понятие инноваций, их роль в развитии предприятия;
  • охарактеризовать понятие и структуру инновационного цикла;
  • проанализировать разработку инновационных проектов и программ;
  • рассмотреть формирование инновационной стратегии предприятия.

     Объект  исследования – предприятие ОАО «Марксовский пивзавод».

     Предметом исследования является инновационная деятельность предприятия.

     Методологической  основой исследования послужили  труды отечественных и зарубежных авторов в области изучения инновационной политики в целом.

     В соответствии с поставленной целью  и задачами структура работы состоит из введения, двух разделов, заключения и списка используемых источников и приложения.

  1. Понятие инноваций и их роль в развитии предприятия

     Инновации в бизнесе считаются единственным надёжным и эффективным средством обеспечения конкурентоспособности в рыночной среде. Любые товар или услуга, приносивших некогда прибыль, рано или поздно устаревают, уступая место новым, более совершенным продуктам. И если на их смену предприятие не готово выпустить новый продукт, это может привести к банкротству. Сегодня предприятие может выжить на рынке только за счёт инноваций, которые хотя бы на время обеспечивают его конкурентные преимущества. Стремясь укрепить своё положение на рынке, предприятия запускают в производство новые товары, совершенствуют технологии, развивают системы продаж и обслуживания своей продукции. 

     Важная  роль инноваций обуславливает необходимость  их научного изучения, ставит перед теорией задачи выявления общих закономерностей и принципов инновационной деятельности, особенностей инноваций как объектов управления. Разработка научно-теоретических основ инновационной деятельности становится базисом современных подходов к формированию стратегий развития предприятий, служит основой разработки государственной инновационной политики, определяет подходы к маркетинговым исследованиям на ранних стадиях жизненного цикла инноваций, является основанием практических решений по управлению инновациями.2

    1. Экономическая природа и сущность инноваций

     Необходимость привнесения инноваций в экономическую  и социальную сферу российского общества — актуальный вопрос современности, обсуждаемый на всех уровнях власти. Очевидно, инновационное развитие — один из приоритетов в российском обществе, по крайней мере, на ближайшее время.

     Необходимо  отметить, что в российской традиции еще не выработана единая трактовка термина «инновация». Первая точка зрения на этот термин определяет инновацию как нововведение преимущественно техническое, само понятие рассматривается не с гуманитарной точки зрения.

     Предполагается, что люди, прежде всего, являются проводниками, сопроводителями инноваций в жизнь, а не ее реализаторами. В частности, существует мнение, что государственная инновационная политика в регионе реализуется в формах поддержки, которые включают в себя государственное финансирование, программно-правовое обеспечение, информационное обеспечение, развитие инфраструктуры, подготовку и поиск кадров.3

     Другая  точка зрения основывается на том, что  понятие инновации гораздо шире и распространяется и на гуманитарную сферу. Согласно этому подходу, инновация — преобразование идеи или теорий в конкурентный продукт или услугу, развитие нового или усовершенствованного процесса производства и распределения, новый способ оказания социальных услуг. В рамках данного подхода инновация возможна и в сфере обслуживания, и в организационной структуре конкретной организации. Такое определение инновации кажется нам более предпочтительным, поскольку более точно отображает современные требования, предъявляемые к продукту или услуге, появляющимся на рынке. Именно употребление такого понятия инновации позволяет говорить о человеческом потенциале, как главном факторе развития муниципального образования, о его использовании в качестве основного ресурса в муниципальном управлении.4

     В российских условиях инновационное поведение приобретает новый эмоциональный окрас. До перехода к рыночной экономике инновационное поведение не было сильно распространено, прежде всего, из-за малого арсенала средств для достижения процветания индивида, прежде всего, материальной формы самореализации. Это обстоятельство объясняется жесткостью административно-командной системы. Но введение рыночных инструментов позволило наиболее находчивой части населения быстро пробраться к заветной цели. Как результат — к середине 90-х годов ХХ века доля теневой экономики составляла 50% от всей экономики России. Многие современные достижения отечественной олигархии, часто формирующейся как монополии, — результат инновационных действий.

     Таким образом, в российской традиции социологический  термин «инновация» означает некое негативное влияние на развитие общества. Проблема в том, что нарушить как формальные, так и неформальные нормы ради достижения цели не считается зазорным. Уклонение от уплаты налогов для определенной части населения рассматривается как ловкий трюк и вызывает общее одобрение.

     Очевидно, что любая инновация — отклонение от нормы, от привычного, инновационное поведение характеризуется ориентацией на нестандартность, нерутинность, творческое мышление и действие. Важная задача для государства на данном этапе — четко и формально разграничить различные формы инновации (позитивную и негативную), прежде всего, в сознании населения страны.

    1. Виды  и классификация  инноваций

     В силу того, что инновация является сложным и многоаспектным феноменом, различные исследователи, как уже было показано выше, по-разному подходят к пониманию и определению этой категории. По этой причине в научной литературе существует достаточно большое число различных классификаций видов инноваций.

     Ниже  приведём лишь некоторые из них:

    • продуктовые;
    • процессные;
    • маркетинговые;
    • организационные.

     Продуктовая инновация понимается как внедрение товара или услуги, которые являются новыми или значительно улучшенными по части их свойств или способов использования.5

     Процессная  инновация рассматривается как внедрение и использование нового или значительно улучшенного способа производства или доставки продукта потребителю.

     Маркетинговая инновация понимается как внедрение нового эффективного метода маркетинга, который предполагает значительные изменения в дизайне или упаковке товара, его складировании, транспортировке, продвижении на рынок, назначении продажной цены и пр.

     Организационная инновация рассматривается как  внедрение нового организационного метода в деятельности фирмы или предприятия, в организации рабочих мест или внешних связях.

     Существует  целый ряд других классификаций инноваций по различным критериям. Одна из таких принадлежит А.И. Пригожину. Он проклассифицировал их по следующим основаниям:

    по  распространенности:

    • единичные,
    • диффузные;

    по месту в производственном цикле:

    • сырьевые;
    • обеспечивающие (связывающие);
    • продуктовые;

    по  преемственности:

    • замещающие;
    • отменяющие;
    • возвратные
    • открывающие;
    • ретровведения;

    по охвату:

    • локальные;
    • системные;
    • стратегические;

    по  инновационному потенциалу и степени новизны:

    • радикальные;
    • комбинаторные;
    • совершенствующие.

     Следует отметить, что два последних основания  классификации имеют наибольшее значение в рамках экономического подхода к их исследованию. Одним из наиболее важных является разделение инноваций на инкрементальные и радикальные. Большинство из них являются инкрементальными. Такие инновации представляют собой дополнение или доработку уже существующих технологий, моделей или других инноваций. Необходимость таких инноваций диктуется реальной жизнью, рынком или требованиями экономической, политической и пр. конъюнктуры.6

     Такие инновации меняют мир постепенно, не приводя к резким изменениям в технологиях, социальной жизни и привычном укладе жизни большинства людей.

     В противоположность инкрементальным  радикальные инновации кардинально меняют положение вещей в той либо иной области, а иногда сразу во многих сферах жизнедеятельности человека. При этом зачастую требуется основательная перестройка или смена уже существующих моделей функционирования технических и социальных систем, стиля профессиональной деятельности человека, условий его жизни и методов управления. Они чаще всего возникают в периоды кризисов или существенного социально-экономического давления, когда основные проблемы или конфликты могут быть устранены лишь «революционным» путём. Радикальные инновации в большинстве случаев инициируются серьёзными научными разработками и

Информация о работе Инновационная политика предприятия на примере ОАО «Марксовский пивзавод»