Инновационная политика предприятия на примере ОАО «Марксовский пивзавод»

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 23:13, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в рассмотрении Инновационная политика предприятия. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
рассмотреть сущность и понятие инноваций, их роль в развитии предприятия;
охарактеризовать понятие и структуру инновационного цикла;
проанализировать разработку инновационных проектов и программ;
рассмотреть формирование инновационной стратегии предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ ИННОВАЦИЙ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИЙ
1.2. ВИДЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ
2. ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ И МЕХАНИЗМ ЕЁ РАЗРАБОТКИ
2.1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ИННОВАЦИОННОГО ЦИКЛА
2.2. РАЗРАБОТКА ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ И ПРОГРАММ
2.3. ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Инновационная политика предприятия на примере пивзавода.doc

— 231.00 Кб (Скачать)

способствуют  резким скачкам в научно-техническом  прогрессе. В наиболее

масштабных своих воплощениях их реализация может следовать, а в некоторых исключительных случаях и совпадать по времени, со сменой научных парадигм и научными революциями.

2. Инновационная политика предприятия и механизм её разработки

     Формы осуществления инновационной деятельности разнообразны.

Предприятие может самостоятельно заниматься научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими разработками, заказывать их другим организациям, покупать лицензии на использование готовых технологий или приобретать малые инновационные компании.

     Финансирование  инноваций предприятие может реализовывать за счет собственных средств, кредитов, эмиссии ценных бумаг, привлечения венчурных инвесторов и т. д.

     Инновационная политика компании должна определять, какие формы инновационной деятельности являются для нее первостепенными.

     Инновационная политика выступает основой формирования инновационной стратегии, обеспечивает учет в процессе стратегического планирования целей, принципов и приоритетов инновационной деятельности предприятия (приложение 1). Инновационная политика детерминирует критерии принятия стратегических решений и позволяет построить систему инновационного менеджмента в организации. На стадии реализации стратегии системный подход, базирующийся на знании и понимании содержания инновационной политики предприятия его персоналом, в первую очередь, руководителями разных уровней, дает возможность эффективно распределять ресурсы, внедрять инновации с минимальным сопротивлением коллектива.7

     Объектом  исследования является ОАО «Марксовский пивзавод». Место нахождения и почтовый адрес: 413090, Саратовская обл., г. Маркс, Загородная Роща ул., 27.Точное расположение предприятия указано в приложении 2.

     Открытое  акционерное общество «Марксовский пивзавод» является производителем различных сортов пива. К настоящему моменту на предприятии проведена модернизация технологического оборудования.

     Предприятие проводит достаточно активную инновационную  политику за счет собственных средств. В настоящий момент идет поиск инвестора для покупки полной технологической линии оборудования для розлива и упаковки производимой продукции. что позволит обеспечить максимальную гибкость в производстве.

     При разработке инновационной политики предприятия, как правило, выделяют 4 функциональные области управления инновациями:

    • исследования и разработки;
    • управление качеством и сертификация;
    • освоение рынка инноваций [4].

     Также при определении инновационной политики уделяется внимание таким направлениям, как управление изменениями и охрана окружающей среды. Управление организационными изменениями – методология и практика осуществления стратегии и внедрения нововведений в компании.

     Определяя свою позицию по данному направлению, руководство предприятия должно ответить на вопросы: как принимать решения об освоении инноваций, какими методами необходимо пользоваться в процессе преобразований и как работать с персоналом. На предприятии ОАО «Марксовский пивзавод», политика внедрения нововведений как способ осуществления изменений в коллективе варьируется следующим образом:

    1. Директивная политика, когда преобразования проводятся руководством без привлечения членов коллектива.
    2. Политика переговоров, при которой менеджер является инициатором нововведения, однако проводит переговоры с коллективом и возможен вариант частичных уступок и взаимных соглашений. Члены коллектива могут высказать свое мнение и понимание сути нововведений.
    3. Политика достижения общих целей. Ее суть состоит в том, что руководство, привлекая консультантов-специалистов в области менеджмента, не только получает согласие коллектива на внедрение изменений, но и ставит перед каждым членом организации цели освоения нововведения, определяя их ответственность за достижение целей, как личных, так и всей организации.8
    4. Аналитическая политика заключается в том, что руководство привлекает специалистов-экспертов, которые изучают проблему, собирают информацию, анализируют ее, разрабатывают решения, не привлекая коллектив работников и не учитывая их личные проблемы.
    5. Политика проб и ошибок, когда менеджер не может определить проблему достаточно четко. К внедрению нововведений привлекаются группы работников, которые пробуют разные подходы к решению проблемы и учатся на своих ошибках.

     На  выбор политики изменений оказывает  влияние множество факторов: характеристики организационной культуры, стиль руководства, располагаемые ресурсы времени, наличие необходимой информации и полномочий у  инициатора изменений, степень и вид сопротивления коллектива и др. Причем политика проб и ошибок является наименее эффективной из всех перечисленных, директивная и аналитическая – больше подходят для кризисных ситуаций при условии наличия необходимой информации и достаточных властных полномочий у менеджеров. Однако сам процесс определения политики внедрения нововведений в коллективе дает возможность руководству предприятия осознанно выбрать подход работе с персоналом в процессе преобразований, что является необходимой предпосылкой принятия эффективных управленческих решений.

2.1. Понятие и структура инновационного цикла

     Жизненный цикл инновации представляет собой  определенный период времени, в течение которого инновация обладает активной жизненной силой и приносит производителю и/или продавцу прибыль или другую реальную выгоду.

     Концепция жизненного цикла инновации играет принципиальную роль при планировании производства инноваций и при организации инновационного процесса на предприятии ОАО «Марксовский пивзавод» Эта роль заключается в следующем:

    • концепция жизненного цикла инновации вынуждает руководителя хозяйствующего субъекта анализировать хозяйственную деятельность, как с позиции настоящего времени, так и с точки зрения перспектив ее развития;
    • концепция жизненного цикла инновации обосновывает необходимость систематической работы по планированию выпуска инноваций, а также по приобретению инноваций;
    • концепция жизненного цикла инновации является основой анализа и планирования инновации. При анализе инновации можно установить, на какой стадии жизненного цикла находится эта инновация, какова ее ближайшая перспектива, когда начнется резкий спад и когда она закончит свое существование.9

     Жизненные циклы инновации различаются  по видам инноваций. Эти различия затрагивают, прежде всего, общую продолжительность цикла, продолжительность каждой стадии внутри цикла, особенности развития самого цикла, разное количество стадий. Виды и количество стадий жизненного цикла определяются особенностями той или иной инновации. Однако у каждой инновации можно определить «стержневую», т.е. базовую, основу, жизненного цикла с четко выделенными стадиями.

     Схемы жизненного цикла различны у инновационного продукта и у инновационной операции (процедуры).

     Разработанный на исследуемом предприятии жизненный цикл нового продукта состоит из семи стадий:

      1. разработка нового продукта;
      2. выход на рынок;
      3. развитие рынка;
      4. стабилизация рынка;
      5. уменьшение рынка;
      6. подъем рынка;
      7. падение рынка.

     На стадии разработки нового продукта предприятие организует инновационный процесс. На этой стадии происходит вложение капитала.

     Стадия выхода на рынок показывает период внедрения нового продукта на рынок. Продукт начинает приносить деньги. Продолжительность этой стадии зависит от интенсивности рекламы, от уровня инфляции и эффективности работы пунктов по продаже новых продуктов.

     Стадия развития рынка связана с ростом объема продаж продукта на рынке. Продолжительность ее показывает время, в течение которого новый продукт активно продается и рынок достигает определенного предела насыщения этим продуктом.

     Стадия  стабилизации рынка означает, что рынок уже насыщен данным продуктом. Объем продажи его достиг какого-то определенного предела и дальнейшего роста объема продажи уже не будет.

     Стадия  уменьшения рынка – это стадия, на которой происходит спад сбыта продукта, однако еще существует спрос на данный продукт и, следовательно, существуют все объективные предпосылки к увеличению объема продажи продукта.

     Стадия  подъема рынка является продолжением предыдущей стадии. Раз спрос на продукт существует, то ОАО «Марксовский пивзавод» как производитель начинает изучать условия спроса, менять свою кадровую и ценовую политику, применять различные формы материального стимулирования продажи продукта, как продавца (премии), так и покупателя (призы, скидки), проводить дополнительные мероприятия, а также рекламную шумиху, и т.п. 

     Все это позволяет предприятию или продавцу увеличить объем продажи продукта на какой-то период времени. Но он уже не может возрасти до ранее достигнутого предела. Стадия подъема рынка продолжается довольно короткое время и переходит в последнюю стадию –  стадию падения рынка.

     Стадия  падения рынка – это резкое снижение объема продажи продукта, т.е. падение его до нуля. На этой стадии происходит полная реализация продукта или полное прекращение продажи продукта из-за его ненужности покупателям.

2.2. Разработка инновационных  проектов и программ

     Инновационный проект - это сложная система мероприятий, направленных на достижение конкретных целей и задач на приоритетных направлениях развития науки и техники, взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям.

     С точки зрения научно-технического уровня инновационные проекты делятся:

  • на модернизационные, в которых конструкция прототипа или базовая технология кардинально не меняются (расширение размерных рядов и гаммы изделий; установка более мощного двигателя, повышающая производительность станка, автомобиля);
  • новаторские - конструкция нового изделия по виду своих элементов существенным образом отличается от прежнего (добавление новых качеств, например, введение средств автоматизации или других, ранее не применявшихся в конструкциях данного типа изделий, но применявшихся в других типах изделий);
  • опережающие - конструкция основана на опережающих технических решениях;
  • пионерные - появление ранее не существовавших материалов; конструкций и технологий, выполняющих прежние или даже новые функции.

     Инновационная деятельность предприятия, занимающегося  производством и продажей алкогольной продукции, может проходить в трёх направлениях, которые также подразумевают возможность их включения в проект инновационного развития предприятия:

  • разработка новых и совершенствование старых производственных линий, оптимизация производственного цикла, совершенствование способов варки пива;
  • разработка и внедрение новых сортов продукции, разработка нового дизайна упаковки;
  • внедрение новых способов продаж, инновационный маркетинг продукции пищевой промышленности, инновации в рекламе алкогольных брендов.

     Предприятие ОАО «Марксовский пивзавод» проводит активную работу в первых двух из указанных направлений. На предприятии совершенствуются технологии производства, а также проводится набор квалифицированных специалистов для разработки новых сортов пива и дизайна упаковки.

     Основные  технико-экономические показатели деятельности предприятия приведены в табл.1.

Таблица 1. – Основные технико-экономические показатели

Наименование Единицы измерения Год
2007 2008 2009
Товарная  продукция в сопоставимых ценах тыс.руб. 948400 1065000 1140000
Темп  роста товарной продукции в сопоставимых ценах % 94,32 104,05 107, 20
Фонд  оплаты труда тыс. руб. 218020 230000 248000
Себестоимость произведенной товарной продукции тыс. руб. 940000 1042000 1104000
Рентабельность  реализованной продукции % 1,50 0,27 8,01
Прибыль балансовая тыс. руб. 8400 23000 36000
Затраты на инновации тыс. руб. 19600 25200 51400
Доход от использования инноваций тыс. руб. 175,5 556,6 1677,6
Отношение затрат на инновацию к себестоимости продукции % 2,09 2,42 4,66

Информация о работе Инновационная политика предприятия на примере ОАО «Марксовский пивзавод»