Инновационная модель развития экономики и её возможности реализации в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что мировое сообщество в настоящее время столкнулось с проблемой достижения качественного экономического роста, научно-технического и общественного прогресса, необходимым условием которого является создание и практическое использование инноваций.
Основная цель курсовой работы заключается в исследовании понятия инновационной модели развития экономики и её возможности реализации в России. Основными задачами для достижения поставленной цели будут: раскрытие понятия и сущности инновационного процесса, источники его возникновения, анализ концепции национальных инновационных систем, исследование этой системы в России, постановка проблем и выработка предложений по их устранению для реализации инновационной экономики в нашей стране.

Содержание

Введение
Раздел I СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ
1.1 Понятие инновации и инновационной модели развития
1.2.Факторы и источники появления инноваций
1.3. Инфраструктура инновационной модели развития
Раздел II НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА КАК ОСНОВА ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
2.1 Модели национальной инновационной системы
2.2. Международный опыт инновационного развития экономики
2.3 Формирование НИС России
Раздел III. РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ
3.1. Основные проблемы инновационного развития
3.2. Перспективные направления инновационного развития
Заключение
Список, использованной литературы:
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

Работа содержит 1 файл

Самая лучшая курсовая работа.doc

— 314.00 Кб (Скачать)

Достаточно трудно выделить главный фактор появления инновации. Как правило, большинство экономистов считает основным фактором инновации увеличение прибыли. Безусловно, прибыль – это важный экономический стимул для инновации, но иногда инновация может и не приносить значительную денежную прибыль, но иметь значительный позитивный социальный эффект, что повысит имидж производителя как социально-ответственного субъекта, например, низкие ступеньки в общественном транспорте для пожилых людей или общественный транспорт, оборудованный специальным входом для инвалидов.

46

 



1.3. Инфраструктура инновационной модели развития

Инновационный процесс связан вообще со всей экономикой страны и связь эта весьма диалектична: активизация инновационной деятельности приобретает ключевое значение для подъема экономики, для устойчивого экономического роста, и в то же время инновационный процесс невозможен без экономической, социальной, правовой поддержки. Более того, при наличии необходимого научно-технического потенциала социально-экономические факторы в качестве "социально-экономической инфраструктуры" инновационной системы приобретают решающее значение в развертывании инновационной деятельности.

Инновационная инфраструктура - совокупность взаимосвязанных, взаимодополняющих производственно-технических систем, организаций, фирм и соответствующих организационно-управляющих систем, необходимых и достаточных для эффективного осуществления инновационной деятельности и реализации инноваций. Инновационная инфраструктура предопределяет темпы (скорость) развития экономики страны и рост благосостояния ее населения. Опыт развитых стран мира подтверждает, что в условиях глобальной конкуренции на мировом рынке неизбежно выигрывает тот, кто имеет развитую инфраструктуру создания и реализации инноваций, кто владеет наиболее эффективным механизмом инновационной деятельности. Поэтому для эффективного функционирования инновационной экономики страны инновационная инфраструктура должна быть функционально полной, то есть она должна обладать набором таких свойств, которые должны способствовать в полной мере реализации инжиниринговых технологий по созданию и реализации инноваций в масштабах регионов и страны в целом. Упомянутая совокупность должна обладать набором следующих свойств:

- распределенность по всем регионам в виде инновационно-технологических центров или инжиниринговых фирм, которые на местах могут решать задачи функционально полного инновационного цикла со сдачей объекта инновационной деятельности “под ключ”;

- универсальность, которая позволяет конкурентоспособно обеспечить реализацию инновационного проекта “под ключ” в любой области производственного или обслуживающего секторов экономики;

- профессионализм, который базируется на добросовестном и качественном обслуживании заказчика или потребителя;

- конструктивность, которая обеспечивается ориентацией на конечный результат. Развитие инновационного проекта должно сопровождаться непрерывным анализом конечных результатов. Наличие достоверной обратной информации по достигаемым конечным результатам позволяет выработать конструктивные приоритеты непосредственно в процессе развития инновационной деятельности и тем самым обеспечить замкнутую систему управления инновациями по схеме: инновации - инвестиции - мониторинг конечных результатов - инвестиции и т.п.;

- высокий уровень научно-технического потенциала;

- кадровая обеспеченность, в первую очередь, руководителями инновационных проектов и возможность постоянного обновления и совершенствования персонала инновационной инфраструктуры;

- финансовая обеспеченность (наличие оборотного капитала);

- высокий уровень инструментальных средств, ускоряющих получение конечного результата;

- гибкость, обеспечивающая приспособление инновационной инфраструктуры к изменениям требований рынка и внешней конъюнктуры. Как показывают результаты выполненных мною исследований, а также опыт развитых стран мира, основным ядром инновационной инфраструктуры, наиболее адекватным механизмом реализации научно-технических нововведений - инноваций, является инфраструктура инновационных инжиниринговых центров (фирм, предприятий), которые должны аккумулировать лучшие отечественные и зарубежные знания и технологии и выступать для заказчика системным интегратором и гарантом успешной реализации инновационного проекта и обеспечить охват полного инновационного цикла: от изучения конъюнктуры рынка конечной инновационной продукции, технико-экономического обоснования инновационного проекта и его разработки до комплектной поставки оборудования, его системной интеграции, сдачи “под ключ” с кадровым обеспечением и последующим сервисным обслуживанием.

Таким образом, эти свойства определяют отлаженную  инфраструктуру, которая в свою очередь  обеспечивает нормальное функционирование  инновационного процесса.

Суммируя все выше сказанное в этом разделе, можно сделать вывод о том,  что сегодня мировое общество переходит на новый  уровень развития, которому присуще новый вид экономической деятельности – инновационной. Большой вклад в изучение инновационной экономики внесли отечественные и зарубежные ученые, которые выявили её структуру, особенности, модели  и др.

46

 



Раздел II НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА КАК ОСНОВА ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

2.1 Модели национальной инновационной системы

Национальная инновационная система представляет собой систему обмена технологиями, знаниями и информацией между людьми, предприятиями, институтами; обмена, который является неотъемлемым условием развития инновационных процессов в стране. Инновационная система формируется под влиянием множества объективных для данной страны факторов, включая ее размеры, наличие природных и трудовых ресурсов, особенности исторического развития институтов государства и форм предпринимательской деятельности. Инновационные системы разных стран различны, так же как различны инновационные стратегии государств. Это объясняется различиями в уровне развития промышленности, технологического развития, в объемах инвестиций в инновационную деятельность, и другими факторами, включая исторические и национальные особенности. Н.А.Иванова, один из ведущих российских специалистов по проблематике развития инновационных систем, приводит следующее определение НИС: "Национальная инновационная система - это совокупность взаимосвязанных организаций (структур), занятых производством и коммерческой реализацией научных знаний и технологий в пределах национальных границ. В то же время НИС - комплекс институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих инновационные процессы и имеющих прочные национальные корни, традиции, политические и культурные особенности". Очевидно, что в данном определении выделены два аспекта инновационной системы и ее связь с конкретно-историческими особенностями страны.

В методологическом плане представление об инновационной системе означает признание необходимости целостного подхода к инновационному процессу, его формированию, структуре и динамике. Социальное значение имеют не разрозненные попытки использовать конкретные разработки в конкретном производстве, не частичные меры по отлаживанию тех или иных звеньев инфраструктуры инновационного процесса, а формирование целостной гибкой и динамичной инновационной системы, способной решать проблему изменения или модернизации технологического базиса общества. Поэтому методология системного подхода приобретает здесь принципиальное значение не только в теоретическом, но и практическом плане. Не существует некоей оптимальной национальной инновационной системы, также как не существует единственной, наиболее эффективной инновационной стратегии государства. Между тем, национальные инновационные системы имеют определенные общие черты, и опыт экономически и технологически более конкурентоспособных стран может и должен приниматься на вооружение странами менее конкурентоспособными.

Наиболее простая модель, описывающая взаимодействие элементов НИС, показывает, что роль частного сектора заключается в разработке технологий на основе собственных исследований и в рыночном освоении инноваций, роль государства - в содействии производству фундаментального знания (в университетах) и комплекса технологий стратегического (военного) характера, а также в создании и инфраструктуры и благоприятных институциональных условий для инновационной деятельности частных компаний. В рамках этой общей модели формируются национальные особенности НИС: большая или меньшая роль государства и частного сектора в выполнении указанных функций; относительное значение крупного и мелкого бизнеса; соотношение фундаментальных и прикладных исследований и разработок; динамика развития и отраслевая структура инновационной деятельности.

Сравнительный анализ инновационных процессов, тесно увязанный с экономическим контекстом и их результатами на примере разных стран, позволяет выявить принципиальные различия в моделях НИС. Так, в 1980-1990-е гг. динамичный рост, основанный на развитии науки, образования и передовых наукоемких отраслей, был продемонстрирован новыми индустриальными странами Юго-Восточной Азии (Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг). Для них были характерны: благоприятный инвестиционный климат; высокие темпы развития науки и инноваций, что обеспечивало потребности экспортоориентированных отраслей, производящих технически сложные товары (электронику и автомобили); широкий доступ населения к различным формам образования, в том числе к высшему техническому. Напротив, странам Латинской Америки, не сумевшим создать благоприятный инновационный и инвестиционный климат, допустившим деградацию сферы науки и образования, в этот же период было присуще инфляционное, стагнирующее развитие.

Самая общая классификация экономических систем делит их на два принципиально различных типа - административно-командные (централизованные) и рыночные (децентрализованные). В последних все экономические субъекты, включая государство, равноправны. НИС в административно-командной экономике имела ряд специфических характеристик, которые диктовались фундаментальными принципами принятой тогда парадигмы: полное огосударствление создаваемой в общественном производстве собственности, включая интеллектуальную; опора на собственные силы; мобилизационный тип развития и милитаризация народного хозяйства; идеологизация всех видов деятельности, в т.ч. научно- технического сектора.

Исторический опыт показал, что рыночная модель инновационной системы в условиях послевоенной научно-технической революции оказалась более эффективной, чем административная, ибо, опираясь на нее, ведущие капиталистические страны сумели овладеть достижениями новейшей революции в науке и технологии и создали качественно новый, постиндустриальный технологический уклад. А административная инновационная система, обеспечив известные успехи Советского Союза преимущественно в военно-промышленной сфере, в целом этой задачи не решила, и технологический базис советского общества развивался на более низком уровне. Научные достижения в области информационных и ряда других новейших технологий ассимилированы не были. Существовавшая система блокировала предпринимавшиеся попытки сделать предприятия более восприимчивыми к технологическим нововведениям. Недостаточная эффективность административной модели инновационной системы в сочетании с рядом других факторов привела к застою, проигрышу технико-экономического соревнования с капитализмом. В то время как ведущие страны рыночной экономики перешли к постиндустриальному укладу, наша страна осталась на индустриальном уровне.

Тем не менее, эти системы принципиально различаются по регулирующим их организационно-экономическим механизмам, моделям управления инновациями.

Современные НИС рыночного типа базируются на либерально- инновационной экономической парадигме. Субъекты инновационной деятельности, продвигающие на рынок новые продукты и технологии, рискуют собственным благополучием, а иногда и самим своим существованием. Зато и мотивационные стимулы для этого субъекта многократно выше, чем в административной системе. Именно поэтому в организационных структурах НИС органично возникает и развивается малый инновационный бизнес (МИБ). Сообщество инновационных предпринимателей выступает в роли разработчиков наиболее рисковых бизнес- проектов, основанных на уникальных, ранее не апробированных научно- технических, управленческих, социальных и др. новшествах. В рыночной экономике именно реальные нужды потребителя, т.е. конечный спрос, формирует структуру актуальных инноваций. Производители новшеств ориентируются на существующий и перспективный спрос. В рыночной экономике конечный спрос активно “вытягивает” в жизнь самые востребованные и ценные инновации. В целом для организационных структур рыночных НИС характерно сочетание крупных интегрированных фирм - лидеров национальных и мировой экономик - со множеством фирм сектора МИБ, осуществляющих пионерскую, рисковую инновационно-технологическую деятельность.

 


2.2. Международный опыт инновационного развития экономики

Ушедший XXв. не оправдал возлагавшихся на него «технологических надежд». В частности, не удалось создать дешевых, чистых, надежных источников электроэнергии и средств ее хранения. Американские эксперты считают, что энергетической основой цивилизации в ближайшие полвека останутся нефть, газ и уголь. Ежегодно сжигается объем невозобновляемых энергетических ресурсов, на создание которого у природы уходило примерно два миллиона лет. Резко возросла нестабильность мировой систе­мы. Началось жесткое силовое противостояние, борьба за право контролировать уже не рынки сбыта, как в империалистических войнах ХIХв., а источники минеральных ресурсов, и прежде всего нефть.

Термин «устойчивое развитие», используе­мый в русском языке, как «самоподдерживающие развитие» (development), в свое время был введен комиссией ООН под руководством Гру Харлем Брундтландом. Предполагалось, что под этим зна­менем ученым, политикам, общественным ор­ганизациям удастся найти приемлемый для всех «проект будущего». К сожалению, противоречия в трактовке этой идеи между разными группами стран, между ведущими субъектами оказались не­преодолимыми. Удалось договориться лишь о том, что при «устойчивом развитии» будущие поколения должны получить стартовые условия, сравнимые с теми, которые имеет поколение людей, живущее сейчас «Проектирование будущего» и усилия по его созданию главные направления деятельности ученых и политиков. Адаптация к но­вой реальности потребует огромных усилий, способ­ности увидеть направление будущих перемен, воли и энергии, чтобы направить их в желаемое русло. Адаптация ведет к глубоким изменениям — нововведения, изобретения, инновации, новые технологии уже очень сильно влияют на нашу жизнь, но будут влиять в обозримом будущем еще сильнее. В начале XXв. в центре внимания государств оказалась экономическая политика, сейчас одним из главных приоритетов становится политика инновационная.

Информация о работе Инновационная модель развития экономики и её возможности реализации в России