Инновационная модель развития экономики и её возможности реализации в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что мировое сообщество в настоящее время столкнулось с проблемой достижения качественного экономического роста, научно-технического и общественного прогресса, необходимым условием которого является создание и практическое использование инноваций.
Основная цель курсовой работы заключается в исследовании понятия инновационной модели развития экономики и её возможности реализации в России. Основными задачами для достижения поставленной цели будут: раскрытие понятия и сущности инновационного процесса, источники его возникновения, анализ концепции национальных инновационных систем, исследование этой системы в России, постановка проблем и выработка предложений по их устранению для реализации инновационной экономики в нашей стране.

Содержание

Введение
Раздел I СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ
1.1 Понятие инновации и инновационной модели развития
1.2.Факторы и источники появления инноваций
1.3. Инфраструктура инновационной модели развития
Раздел II НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА КАК ОСНОВА ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
2.1 Модели национальной инновационной системы
2.2. Международный опыт инновационного развития экономики
2.3 Формирование НИС России
Раздел III. РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ
3.1. Основные проблемы инновационного развития
3.2. Перспективные направления инновационного развития
Заключение
Список, использованной литературы:
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

Работа содержит 1 файл

Самая лучшая курсовая работа.doc

— 314.00 Кб (Скачать)


 

46

 



 

46

 



Оглавление

 

Введение

Раздел I СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ

1.1 Понятие инновации и инновационной модели развития

1.2.Факторы и источники появления инноваций

1.3. Инфраструктура инновационной модели развития

Раздел II НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА КАК ОСНОВА ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ  РОССИИ

2.1 Модели национальной инновационной системы

2.2. Международный опыт инновационного развития экономики

2.3 Формирование НИС России

Раздел III. РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ В  РОССИИ

3.1. Основные проблемы инновационного развития

3.2. Перспективные направления инновационного развития

Заключение

Список, использованной литературы:

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3


Введение

Наука и техника превратились сегодня в решающий фактор социально-экономического развития любой страны. Они играют ведущую роль в решении всех проблем экономического, экологического, социального, культурного развития. Продуктовые, технологические, организационно-управленческие нововведения придают экономике необходимый динамизм и адаптивность к изменениям на микро- и макроуровнях. Результаты научного поиска как своеобразный «информационный ресурс» позволяют повысить эффективность общественного производства и достичь высшего уровня социально-экономического развития. Уже общепризнано, что развитие и распространение новых технологий играет центральную роль в обеспечении роста выпуска продукции и производительности труда. В этой связи современная экономика все более приобретает черты экономики инновационной. Однако понимание процесса инновации, его роли в экономическом развитии еще недостаточно.

Существенный вклад в исследование экономики научно-технического прогресса (НТП), инновационной деятельности внесли такие российские ученые, как А. Анчишкин, Н. Кондратьев, Д. Львов, Ю. Яковец, Л. Барютин, Л.Бляхман, С. Глазьев, А. Фонотов, П. Завлин, а также зарубежные авторы - Й.Шумпетер, Б. Твисс, Р. Фостер, Б. Санто, М. Хучек, Л. Водачек, О. Водачкова и другие.

Актуальность данной темы заключается в том, что мировое сообщество в настоящее время столкнулось с проблемой достижения качественного экономического роста, научно-технического и общественного прогресса, необходимым условием которого является создание и практическое использование инноваций.

Основная цель курсовой работы заключается в исследовании понятия инновационной модели развития экономики и её возможности реализации в России. Основными задачами для достижения поставленной цели будут: раскрытие понятия и сущности инновационного процесса, источники его возникновения, анализ концепции национальных инновационных систем, исследование этой системы в России, постановка проблем и выработка предложений по их устранению для реализации инновационной экономики в нашей стране.

Теоретической и методологической основой работы послужили труды ученых по экономической теории, научные доклады, связанные с инновационной моделью развития экономики, её инфраструктурой, основными проблемами инновационного развития экономики России и путями их решения.

Информационной базой работы являются методологические  данные разработчиков Концепции социально-экономического развития России до 2020 года, представленные в глобальной сети Интернет.

 


Раздел I СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ

1.1 Понятие инновации и инновационной модели развития

 

Исторически недавние объективные изменения произошедшие в человеческом сообществе в социально-экономической сфере привели его к новой модели развития экономики, для которой характерны принципиально новые черты и приоритеты. Важную роль в жизни общества стали играть отрасли, базирующиеся на так называемых "высоких технологиях", а также отрасли, непосредственно удовлетворяющие потребности людей. Производство становится больше ориентированным не на массового потребителя, а на специфические потребности отдельных индивидов, то есть на небольшие по объему рынки. Высокими темпами растет численность предпринимательских структур, особенно малых и средних предприятий, способных быстро адаптироваться к требованиям внешней среды. Высокие темпы модернизации жизни людей приводят к росту требований к качеству товаров и услуг, к их разнообразию. Происходит переоценка человеческого фактора в экономике: растет роль творческих кадров - людей, которые владеют знаниями и являются носителями нововведений в сфере организационной, научно-технической и экологической культуры. Сознательные попытки целенаправленного использования достижений науки и техники в производстве впервые появились ещё во время промышленного переворота, когда переход от мануфактуры к великой машинной индустрии сопровождался расширением пределов воздействия человека на общественное развитие, на социально-экономические процессы. С этого времени можно говорить о техническом, а позднее - о научно-техническом прогрессе цивилизации.

Новая модель экономического роста, базируется на инновационном типе развития.  Базовыми понятиями инновационной экономики являются инновация, инновационная деятельность, инновационная инфраструктура. От их правильного понимания во многом зависят тактика и стратегия формирования эффективной инновационной экономики в стране. Инновации, инновационная деятельность, инновационные процессы - понятия, имеющие в настоящее время самые разнообразные и широкие толкования.

Инновации по своей сути представляют собой специфический вид товара. Особенностью такого вида товара является то, что в зависимости от стадии жизненного цикла он может находиться в различной степени материализации: идея, научно-исследовательская разработка, техническая документация, патент, опытный образец, промышленный образец. Из приведенного ряда товара видно, что по мере материализации идеи инновационность товара снижается. При серийном выпуске товара он превращается в обычный, и поэтому его инновационность может рассматриваться только в контурах отсталых рынков производителей и потребителей. Таким образом, товаром в процессе инновационной деятельности является:

-для предприятий-производителей: материализованные идеи (новые техника и технологии), доведенные до практического применения, когда все теоретические и практические проблемы решены, и товар может использоваться в коммерческой сфере.

-для разработчика: научная идея. В качестве товара она носит не материальный характер и может находиться на этапах теоретических, теоретико-прикладных, прикладных исследований, опытно-конструкторских разработок. Потребителями такого товара являются крупные фирмы с достаточным научно-производственным потенциалом, инновационные венчурные фирмы, специализирующиеся на разработке новой техники и технологии.

Воспроизводство инноваций протекает непосредственно в так называемом инновационном процессе. Инновационный процесс - это процесс создания, распространения и потребления субъектами экономики научно-технических, организационных, управленческих и других новшеств, является основным содержанием процесса модернизации экономики. Инновационные процессы становятся необходимыми и ведущими для всех видов экономической деятельности, но, прежде всего,  для тех отраслей, где являются целью и результатом деятельности. К участникам инновационного процесса относятся, прежде всего, частные предприятия (национальные компании), университеты, лаборатории, научно-исследовательские институты, а также люди, работающие в этих организациях. Взаимодействуя,  они превращают идею в технологию, процесс, товар или услугу и выводят ее на рынок.

Изучением инновационной экономики занимались многие отечественные и зарубежные ученые, труды которых внесли большой вклад в развитии науки экономики. Как  процесс   инновации  рассматриваются  в  трудах  классика теории инновационного процесса Й. Шумпетера, зарубежных ученых – Б. Санто, Дж. Брайта, Кр. Фримена, Х. Хартманна, российских исследователей - С.Ю. Глазьева, С.В. Валдайцева, О.В. Мотовилова и др.  Инновации как объект представлены в трудах зарубежных исследователей - С. Менделла, Д. Энниса, Ф. Янссена, современных российских ученых -  А.Н. Фоломьева, Э.А. Гейгера, Л.М. Гохберга, В.Н. Архангельского и др.

Вопросам  первопричин  инноваций, факторам и источникам их появления   посвящены работы классиков Д. Рикардо, К. Маркса, Й. Шумпетера, современных отечественных и зарубежных экономистов -  С. Ю. Глазьева, Ю. В. Яковца,  А. А. Дынкина, Г. Менша и др.

Несмотря на значительные усилия, потраченные на рассмотрение роли инноваций в качественном экономическом росте, создание теории качественного экономического роста находится еще в начальной стадии.

 

46

 



1.2.Факторы и источники появления инноваций

Необходимость изменений инноваций, возникает, когда рост за счет привлечения дополнительных ресурсов становится невозможным, либо когда несколько ресурсов исчерпывается. Существуют две гипотезы, объясняющие происхождение инноваций: «технологический толчок» и «вызов спроса». Гипотеза «технологического толчка» была представлена профессором экономических наук, Г. Меншем. Согласно этой гипотезе источником возникновения инноваций выступают внутренние закономерности производства. По гипотезе «вызова спроса», сторонником которой является К. Фримен, определяющим фактором в создании инноваций является спрос. В реальной жизни, трудно выделить одну-единственную первопричину появления инноваций. По мнению С.Ю. Глазьева, «…многочисленные эмпирические исследования убедительно демонстрируют зависимость распространения того или иного новшества от состояния общественных потребностей: многие изобретения лежат десятилетиями, а иногда и столетиями в ожидании появления практической потребности в их использовании. В свою очередь, потребности в том или ином продукте, хотя и определяются в значительной степени возможностями его производства, но формируются под влиянием меняющихся стереотипов потребительского поведения».

Источники появления представляют собой фундамент, без которого создание инноваций невозможно или затруднительно. Выделены две основные группы таких источников:

      противоречие между возрастающими потребностями и ограниченными возможностями их удовлетворения; Располагая ограниченными ресурсами, общество вынуждено изобретать все новые и более эффективные способы удовлетворения своих потребностей.

      накопленный обществом ресурсный потенциал, включая научно-интеллектуальный.

Факторы появления инноваций являются той силой, которая дает возможность перехода созданного нового знания в востребованный обществом готовый результат. Необходимо выделить экономический, технологический и предпринимательский факторы. Экономический фактор включает в себя следующие составляющие: конкуренцию, увеличение прибыли, патентную охрану изобретений.

Конкуренция, выступая составным элементом экономического фактора, создает стимулы для инноваций. Австрийский ученый, Й. Шумпетер, придавал важное значение конкуренции, основанной на «открытии нового товара, новой технологии, нового источника сырья, нового типа организации…».

Конкуренция – мощный механизм, который обеспечивает прирост производства и сокращение затрат. Конкуренция действенна и как потенциальная угроза. «Можно сказать, что она дисциплинирует еще до своего наступления. Бизнесмен должен ощущать себя в конкурентной среде даже тогда, когда он является полным монополистом в своей отрасли…».

Увеличение прибыли. Инновационная сверхприбыль – дополнительный доход, который получают те, кто первым осуществил эффективную инновацию. По мере распространения инноваций в конкурентной среде данный вид прибыли сходит на нет.

Эффективность производства и прибыль зависят от уровня использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Новые технологии, оборудование, методы управления способны привести к значительному снижению издержек. Например, применение интрасети, т.е. так называемого «безбумажного офиса», дает значительные результаты по экономии издержек. Так, фирма Microsoft в 1998г. перешла на использование электронных форм, и ее экономия в течение первых 12 месяцев после перехода на новую систему составила 40 миллионов долларов. Наибольшую экономию принесло сокращение расходов, связанных с обработкой документов.

Охрана интеллектуальной собственности. Патентная система призвана решать проблему охраны интеллектуальной собственности. Патент предоставляет изобретателю право собственности на продукт его деятельности. Инновационная деятельность невозможна без защиты объектов интеллектуальной собственности. Крупные компании создают специальные отделы по защите результатов инновационной деятельности, которые ведут патентую защиту. В России далеко не все организации занимаются патентованием результатов своей инновационной деятельности.

Технологический фактор. В современных условиях оптимальный период обновления технологии и техники сократился до 4-5 лет, а в наиболее развитых отраслях – до 2-3 лет, причем требования обновления диктуются, прежде всего, моральным старением. Современный «период полураспада профессиональной компетентности», т.е. срок, за который профессиональные знания устаревают на 50%, составляет для инженеров 5, для химиков, медиков, биологов – менее четырех лет. Скорость выхода на рынок продукции постоянно увеличивается, в то время как качество продукции должно оставаться высоким, а цена умеренной. Главный вклад в ускорение перемен, в повышение качества продукции вносят информационные технологии. Электронная технология способна также избавить сотрудников от медленной и трудоемкой работы, например, с бумажными документами.

              Предпринимательский фактор.  Изобретательство – это лишь первый шаг на пути реализации инноваций. Возникшая у изобретателя теоретическая концепция должна отвечать требованиям современного производства, рынка и конкуренции. Изобретатель нуждается в помощи предпринимателя.  Иногда воплощение идеи  требует объединения усилий групп лиц, занятых в нескольких организациях. Микроволновая печь была изобретена П.Спенсером из Raytheon Co. Но ее появление на рынке произошло только через 20 лет и потребовало новых усовершенствований, которые претворил в жизнь другой изобретатель К. Огура из New Japan Radio Co.  На заключительной стадии инновации, связанной с производством микроволновой печи, потребовалась помощь предпринимателя Д. Фоэрстнера. 

Информация о работе Инновационная модель развития экономики и её возможности реализации в России