Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 21:49, реферат
В конце позапрошлого года, а точнее 03 декабря, произошло знаменательное событие. Президент Российской Федерации Владимир Путин встретился с руководством отечественной науки и сформулировал две сверхзадачи, решения которых Россия ждет от своего научного и образовательного сообщества. Первая задача – независимая экспертиза государственных решений, прогноз и предупреждение общества о возможных бедствиях, катастрофах, кризисах в природной, техногенной и социальной сферах. Вторая задача – отработка сценариев перехода от нынешней сырьевой ориентации экономики – экономики «трубы» - к инновационному пути развития страны.
Становится все более очевидным, что реализуемые программы и наметившаяся стабилизация экономического реформирования, также как и реформирование всей системы социальных институтов нуждаются в новых ориентирах и механизмах, стимулирующих ускорение преобразований. И в первую очередь это касается молодежной политики, всех социальных институтов, связанных с наукой, образованием, государственной поддержкой талантливой молодежи и воспроизводством кадров образования, науки и бизнеса.
В противном случае представляются наивными надежды на то, что в России в обозримой перспективе сам собой сформируется обладающий заметным весом средний класс. Та немногочисленная часть общества, которая воспринимается ныне как российский средний класс, таковым не является, поскольку заняла свое место случайно, в неразберихе реформ. Ее представители не имеют ни естественного места в социуме, ни ясных перспектив. Вместе с тем, возникновение среднего класса абсолютно необходимо как для социальной стабильности в стране, так и для ее экономического развития.
Именно научно-исследовательская работа, практическая инновация и вся цепочка ее реализаций позволяет будущему молодому специалисту понять необходимость гармоничного объединения различных дисциплин, казалась бы далеких друг от друга для решения поставленной проблемы, философски и творчески подойти к задаче. Кроме того, эта работа позволяет молодому специалисту определится в своей будущей деятельности, понять по существу экономическую логику и гармонию бизнеса и свободного рынка.
Конечно, такой стиль подготовки требует очень продуманной организации всей инновационной цепочки и взаимоувязыванным персонифицированным учебным процессом, наличия опытных педагогов, исследовательских коллективов, предпринимательских структур, занятых научной и инновационной деятельностью. Все это и позволяет выявить у каждого из специалистов его уникальные индивидуальные качества.
Безусловно, нельзя (да и не нужно) детально формализовать работу НИР студентов единообразно для всех ВУЗов, но некоторые общие принципы, основанные на огромном предшествующем опыте российской высшей школы, едины и главным образом из них является индивидуальный персонифицированный подход, определение и "выхаживание определяющих точек роста".
При этом наивны надежды на массовость; реалии сегодняшнего дня скорее делают оправданными "штучные технологии", но в каждом конкретном случае практическим и завершенным ДЕЛОМ.
Существование ранее разнообразные формы научно-технического творчества, профессиональной и трудовой деятельности студенческой молодежи в составе общественных объединений или творческих сообществ в определенной степени себя утратили в силу невостребованности современным рынком труда. Очевидно, что задачи управления процессом адаптации образования, науки и научно-технического предпринимательства в условиях формирования рыночных отношений приобретают новые формы и более совершенные механизмы и технологии.
Молодежная политика и использование в этой связи всего арсенала инноваций, психологии, педагогики, других дисциплин осуществляется у нас, к сожалению, после того как принципиально и не на системном (а порой и на интуитивном) уровне ключевые вопросы построения и развития системы образования уже решены.
Отказ от решения этих проблем, кардинальных для государства и общества в целом мотивируются, как правило, финансами, любыми другими привходящими обстоятельствами, относящимися к иному системному уровню.
Однако стратегические ошибки и просчеты в молодежной политике являются наиболее дорогими именно потому, что они не могут быть исправлены или скомпенсированы действиями (пусть даже самыми энергичными) на других, более низких иерархических уровнях.
Информация о работе Инновационная экономика в России. Реалии и перспективы