Инновационная деятельность в сельском хозяйстве, ее содержание

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 09:22, контрольная работа

Описание работы

Нормирование труда способствует рациональному использованию техники и рабочего времени, является необходимым условием применения передовых методов труда. Работа по нормированию труда неразрывно связана с совершенствованием технологических и трудовых процессов. Именно поэтому еще в начале 20-х годов один из основателей науки об организации труда А. К. Гастев писал: «Нормировать - это значит искать наиболее выгодную организацию труда».

Содержание

1. Организация и нормирование труда на сельскохозяйственных предприятиях

2. Экономическая эффективность использования оборотных средств. Пути повышения эффективности их использования

3. Понятие и основные элементы организации производства

4. Пути повышения эффективности сельскохозяйственного производства

5. Инновационная деятельность в сельском хозяйстве, ее содержание

Практическое задание

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Экономика Л-8.doc

— 157.00 Кб (Скачать)

     Концерн – это горизонтально-вертикальное и неорганичное объединение предприятий, которые, оставаясь в правовом отношении самостоятельными, отказались от своей экономической самостоятельности в пользу единого руководства.

     Акционерное общество объединенных сталелитейных  заводов получает большинство акций у акционерного общества металлургических комбинатов. Акционерное общество металлургических комбинатов остается под именем своей фирмы, но его деловая политика в будущем будет определяться правлением акционерного общества объединенных сталелитейных заводов. Различают:

     Подчиненные концерны, в которых одно предприятие  подчиняет себе одно или несколько  других.

     - Предприятие (высшее или материнское  общество) подчиняет себе другое (низшее или дочернее общество) через капитал или большинство голосов.

     Высшее  общество – это обычно общество прикрытия. Оно присваивает большую  часть капитала или голосов других предприятий в обмен на собственные  акции или продает их на рынках капитала. Общество прикрытия является чисто финансовой и административной организацией без производства.

     - Предприятие передает функции  собственного управления другому  по договору о подчинении. Переплетения  капиталов в этом случае не  требуется.

     Координационные концерны – это концерны, в которых  предприятия собраны под единым управлением, не имея при этом зависимости друг от друга. При такой связи предприятия остаются в правовом отношении независимыми. Их экономическая независимость ограничивается тем, что каждое предприятие получает более 25% капитальных вкладов другого предприятия (запрещающее меньшинство). Предприятия имеют взаимное влияние на общее руководство (сестринские общества).

     При наличии связей между концернами связанные предприятия на основе договоров о полном или частичном  ассигновании или объединении прибыли, о производственной аренде или о передаче производственных мощностей и т.д.

     Законодательством предусматривается правовое регулирование  деятельности связанных предприятий.

     Обязанности правлений:

     - Сообщать председателям контрольных  советов, контрольным советам и общим собраниям обо всех важных событиях на связанных предприятиях, которые могут повлиять на изменение положения общества.

     - Отказывать в справке, если  это не повлечет отрицательных  последствий для связанных предприятий.

     - Не допускать к контролю особых проверяющих, которые состоят в определенных отношениях с одним из связанных предприятий.

     - Показывать в балансе затраты  и накопления по отношению  к связанным предприятиям, инвестиции  в главенствующее общество капитала.

     - Предоставлять статистические данные в дополнение к годовому отчету и справке о положении дел для выяснения взаимного финансирования связанных предприятий.

     Отчет в концерне.

     Отдельные предприятия составляют годовые  отчеты, затем высшее руководство  готовит итоговый отчет концерна, который учитывает итоги деятельности всех предприятий концерна внутри страны[2, с. 93]. 

4. Пути  повышения эффективности сельскохозяйственного  производства

     В основе экономического прогресса любого общества лежит повышение эффективности  общественного производства. Высшим критерием эффективности является полное удовлетворение общественных и личных потребностей при наиболее рациональном использовании имеющихся ресурсов. Экономическая эффективность показывает конечный полезный эффект от применения средств производства и живого труда, в сельском хозяйстве это получение максимального количества продукции при наименьших затратах. Это достигается за счет рационального использования земельных, материальных и трудовых ресурсов.

     Для оценки экономической эффективности  сельского хозяйства необходимы конкретные показатели, отражающие влияние различных факторов на процесс производства. Экономическая эффективность сельскохозяйственного производства характеризуется системой натуральных и стоимостных показателей. Исходным являются натуральные показатели: урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность животных, но чтобы получить соизмеримые величины затрат и результатов объем производимой продукции переводят в стоимостную форму.

     Стоимостные показатели имеют не только учетное, но и экономическое значение, так как они участвуют в развитии товарно-денежных отношений, а продукт производства выступает в качестве товара на рынке. Основными стоимостными показателями экономической эффективности сельскохозяйственного производства являются валовой доход, чистый доход и прибыль.

     Основными путями повышения экономической  эффективности являются рост валовой  продукции, снижение затрат на производство и совершенствование каналов  реализации. 

5. Инновационная  деятельность в сельском хозяйстве, ее содержание 

      Инновационная деятельность, по мнению многих исследователей, состоит из трех основных составляющих: научной деятельности; работы по доведению  завершенных научно-исследовательских  и опытно-конструкторских и технологических  работ (НИОКР) до уровня инновационных проектов (продуктов, товаров, технологий и т.д.); деятельности по освоению (внедрению) инновационных проектов, технологий производства продукции и т.д.

      Первой  составляющей — научному обеспечению  АПК посвящены многие конференции, «круглые столы» и т.д. В то же время существует ряд проблем в самой организации аграрной науки. Необходимо усовершенствовать процесс организации НИОКР. Как только появится конкуренция (состязательность) среди сельхозтоваропроизводителей в сфере идеи и технологий, инновационных проектов, начнется переход к устойчивому экономическому развитию сельскохозяйственного производства, как и во всем мире.

      Главным приоритетом научно-технической  и инновационной политики в АПК  должна стать государственная поддержка  фундаментальной и прикладной науки с ориентацией на внедрение научных разработок в сельхозпроизводстве. Конечная цель аграрной науки — это повышение эффективности сельского хозяйства. Коренное отличие новых требований к аграрной науке в том, что она должна обеспечивать сельхозтоваропроизводителей завершенными разработками, не рекомендовать, а гарантировать результат при их авторском сопровождении. В новых экономических условиях необходимо пересмотреть роль академической, отраслевой и вузовской науки. К сожалению, до сих пор финансирование МИР ориентировано на получение только новых знаний. По-прежнему не определено, кто же является государственным заказчиком НИОКР дли институтов Россельхозакадемии. Нет реального взаимодействия между академической, вузовской и отраслевой науками; между департаментами Минсельхоза России и управлениями Федерального агентства по сельскому хозяйству, с одной стороны, и отраслевыми отделениями Россельхозакадемии, с другой.

      В условиях крайне непростой экономической  ситуации в АПК необходимо достаточно скромные бюджетные ресурсы сконцентрировать на разработке приоритетных научно-технических решений в АПК. Минсельхоз России должен выступить в роли заказчика НИОКТР, как орган государственной власти.

      Важно выработать действенный механизм приемки завершенных научно-технических и технологических разработок и их отбора уже на уровне инновационных проектов, необходимых сельскохозяйственному производству. Большую роль в решении этих проблем предстоит сыграть Научно-техническому совету (НТС) Минсельхоза России, в котором должны проходить апробацию все завершенные и рекомендованные для освоения научно-технические разработки. Следует наладить связь между наукой и производством, чтобы обеспечить передачу адаптированных научно-технических разработок и их эффективное внедрение в производство. НТС должен быть своеобразным барометром, чутко реагирующим на запросы сельхозтоваропроизводителей и оказывающим прямое воздействие на формирование научного портфеля заказов.

      Что касается двух ДРУГИХ составляющих инновационного никла, то они в стране только появились. Инновационный бизнес — наиболее уязвимая часть российского агробизнеса. В настоящее время в системе Минсельхоза России отсутствует инновационная инфраструктура, хотя 10 лет назад в нем уже был накоплен опыт работы в инновационной сфере; тогда министерство передало часть функций государственного заказчика инновационных научно-технических программ созданному Республиканскому научному хозрасчетному инновационному центру агропромышленного комплекса. Ныне необходимо срочно восстановить данный центр, который координировал бы всю инновационную деятельность в отрасли: вел базу данных по завершенным НИОКР, формировал крупные инновационные проекты, обеспечивал защиту интеллектуальной собственности, проводил мониторинг ее оборота и т.д. Требуется вновь открыть и патентно-лицензионные подразделения в предприятиях и организациях ЛПК. Кроме того, чтобы основательно вести инновационную деятельность, важно создать инновационные центры также в аграрных вузах и НИИ, разработать порядок передачи им объектов интеллектуальной собственности. Инновационный механизм в ЛПК имеет особенности в связи со спецификой сельского хозяйства как биосистемы (работа с живыми организмами), которая снижает привлекательность инвестиций в эту отрасль. Между ними и инновациями возникает противоречие. Так, извлечение сверхприбыли в короткий период от инновационных проектов в сельском хозяйстве невозможно, а оптимальным является вложение средств в долгосрочные проекты; получение прибыли в среднесрочных проектах рискованно, в то же время крупный агробизнес станет осваивать инновационные проекты только для извлечения максимальной прибыли. Кроме того, инновационные проекты социальной, экологической направленности (повышение плодородия земель и др.) не являются привлекательными для банковского капитала. Необходимо создать новый механизм страхования рисков.

      Технологическое и техническое перевооружение сельского  хозяйства в современных условиях является ключевой проблемой обеспечения  продовольственной безопасности России. Только создание и освоение новой техники и машинных технологий в сельхозпроизводстве позволит поднять качество и конкурентоспособность отечественной сельхозпродукции. Для развития сельского хозяйства и энергообеспечения требуется государственная поддержка, особенно при разработке и освоении энерго и ресурсосберегающих агротехнологий.

      Поэтому необходимо выделить еще одну специфическую  для АПК проблему. Речь идет об охране и вовлечении в хозяйственный  оборот на возвратной (коммерческой) основе перспективных технологий возделывания и уборки сельхозкультур, содержания сельскохозяйственных животных и птицы и ряда других. Это актуально еще и потому, что предстоит преодолеть нарастающую из года в год технологическую отсталость российского сельского хозяйства от уровня зарубежных стран.

      Важным  элементом инновационной деятельности является организация менеджмента  инновационного цикла. По статистике, за рубежом на одну разработку в  науке приходится 10 менеджеров, которые  доводят эту работу до уровня достаточного, чтобы ее освоить. В России же пропорция обратная. Многие полезные для сельского хозяйства изобретения оказывались невостребованными только из-за того, что их потенциал не был раскрыт и представлен.

      Без профессиональных команд менеджеров, консультантов, ориентированных на конечный рыночный результат, нельзя достигнуть успеха на рынке научных товаров, технологий и услуг. Актуальнейшая задача — в рамках действующей системы аграрного образования реализовать многоуровневую систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для инновационной инфраструктуры и, прежде всего, венчурного предпринимательства и бизнес-образования. К сожалению, несмотря на то, что в России уже 15 лет существует система подготовки кадров по MBА (бизнес-администрирование), обучение специалистов агробизнеса и аграрного менеджмента началось только в 2005 г. в Российском госагроуниверситете — МСХА имени К. А. Тимирязева. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Практическое  занятие 1.

Задание 1. Определите структуру земельных и сельскохозяйственных угодий по следующим данным:

1. Размер и  структура  земельных и сельскохозяйственных  угодий

Информация о работе Инновационная деятельность в сельском хозяйстве, ее содержание